Разработка инновационных технологий обслуживания туристов в национальном парке «Лосиный остров»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 16:24, реферат

Описание работы

Цель исследования: разработка и создание туристского продукта для национального парка «Лосиный остров».
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты инновации в социокультурном бизнесе и туризме;
- выявить новые технологии обслуживания в туризме;
- разработать проведение фестиваля «Русская зима» в национальном парке «Лосиный остров».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме…………………… 5
1.1 Цели инновационного туризма, направления его развития в XXI в... 5
1.2 Понятие инноваций в туризме………………………………………… 10
2. Новые технологии обслуживания в туризме………………………….. 17
2.1 Создание аттракций из направлений развития внутреннего туризма…………………………………………………………………….
17
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений……………………………………………………………….
25
Глава 3. Разработка и проведение фестиваля «Русская зима» в национальном парке «Лосиный остров»………………………………..
39
3.1 Туристский продукт национального парка, его формирование и продвижение………………………………………………………………
39
3.2Создание условий для развития туризма и отдыха в национальном парке……………………………………………………………………….. 42
3.3Финансирование туризма и отдыха в национальном парке………. 50
Заключение……………………………………………………………….. 54
Список использованных источников…………………………………… 57

Файлы: 1 файл

245_g1 (2).doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Концентрация непосредственных туристских ресурсов в регионе не однородна, многие территории, близкие к туристским зонам или маршрутам, не привлекательны для туристов именно в силу отсутствия или невостребованности первичных туристских ресурсов при наличии косвенных и дополнительных. Кроме того, используемые туристские ресурсы имеют ограничений в своем функционировании: сезонность, пропускная способность и пр.

По нашему мнению, такая ситуация создает следующие основные предпосылки для поиска альтернативного подхода к развитию туристских ресурсов региона:

  • необходимость более полного использования экономического потенциала туристского потока;
  • целесообразность деконцентрации туристских и экскурсионных потоков и развитие туризма в регионах, близких к туристским зонам, но не отличающихся особой туристской аттрактивностью;
  • усиление конкурентоспособности туристской зоны или дестинации за счет более полного представления и использования туристских ресурсов;
  • создание новых туристских маршрутов, развитие которых формирует базу для использования потенциальных туристских ресурсов23.

Альтернативой традиционному подходу в развитии туристских ресурсов становится инжиниринговый подход - создание туристского ресурса как объекта показа, отличного от процесса перевода природного или культурно-исторического ресурса из потенциального состояния в состояние эксплуатации (рис. 3).

Рисунок 3. Традиционный и инжиниринговый подходы к развитию туристских ресурсов региона24

В рамках инжинирингового подхода к развитию туристских ресурсов формируются концептуальные туристские ресурсы, которые, представляют собой совокупность объектов туристского интереса в регионе, в основе создания которых лежит определенная концепция творческой идеи, предмета, технологии или человеческой деятельности.

На основании исследования практики создания и развития концептуальных туристских ресурсов в России и за рубежом выделены следующие их виды:

1.  Брендовые, представляющие собой экспозицию, посвященную развитию определенного бренда. Как правило, это объекты показа, превращенные в туристский продукт из активов компаний, использовавшихся ими ранее как элемент корпоративной культуры.

2.  Объектные, посвященные какому-либо одному предмету или процессу. Как правило, они создаются энтузиастами, коллекционерами для поддержания своей идеи и приобщения к ней всех желающих. Они подразделяются на:

2.1. Продуктовые, представляющие собой  экспозицию, посвященную какому-либо  физическому предмету.

2.2. Технико-технологические, представляющие  собой экспозицию, посвященную конкретному  процессу или процессам, связанным с производством какого-либо блага.

3.  Деятельностные, формируемые вокруг определенного вида активности человека. Они показывают ретроспективу развития выбранного вида деятельности.

4.  Событийные, не имеющие какого-либо исторического или культурологического основания, они были исключительно локальным событием, ранее не привлекавшим туристов.

5.  Креативные, посвящаемые, как правило, легендам, мифам, вымышленным, в т. ч. литературным персонажам и событиям.

Концептуальные туристские ресурсы следует рассматривать как вид первичных туристских ресурсов, они представляют собой созданные человеком (антропогенные) объекты туристского показа, относимые к социально-экономическим ресурсам. По своему функциональному назначению концептуальные туристские ресурсы являются познавательными, созданными человеком целенаправленно для привлечения туристов. Они также относятся к воспроизводимым туристским ресурсам, ориентированным на прямое использование потребителем. Объект концептуального туристского ресурса — всегда эксплуатируемый, уровень его потенциала сложно установить.

Концептуальным туристским ресурсам свойственны такие характеристики, как аттрактивность, доступность, степень изученности, климатические условия, экскурсионная значимость, социально-демографические аспекты и пр. Применительно к туристским ресурсам аттрактивность представляет собой способность ресурса привлекать внимание туриста в процессе путешествия, и призвана порождать мотивы и стимулы туристского путешествия. Это качественная характеристика туристского ресурса, а ее физическое воплощение представляет собой формирование аттракции, т. е. создание на основе туристского ресурса некоего объекта или системы объектов, которые способны возбудить туристский интерес, доступны туристам и формируют у них позитивное восприятие путешествия.

Соответственно, аттракции следует разделить на группы естественных (природных и культурно-исторических (антропогенных)) и искусственных аттракций. Под естественной аттракцией мы понимаем аттракцию, возникшую в процессе логичного развития какого-либо объекта показа природного или антропогенного происхождения, причем этот процесс и объект обладают известными, научно-подтвержденными характеристиками. Искусственная аттракция, таким образом, представляет собой физическое воплощение концептуального туристского ресурса в виде объекта.

В свою очередь, искусственная аттракция служит базой формирования особых туристских продуктов. Полученные результаты изучения совокупности таких объектов позволили разработать классификацию туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции (табл.3).

Таблица 3

Классификация турпродуктов, основанных на искусственной аттракции25

Критерий классификации

Классификационные группы

Пример турпродукта, основанного на искусственной аттракции

1. Используемый концептуальный туристский  ресурс

1.1. Брендовые

Дом пива Гиннес (Дублин, Ирландия)

1.2. Объектные

1.2.1. Продуктовые

1.2.2. Технико-технологические

Музей утюга (Переяславль-Залесский, Россия), Музей Водки (Углич, Россия), Британский музей газонокосилок (Сауспорт, Ланкашир, Великобритания),Музей технологий Юрского периода (Калвер сити, Калифорния, США)

 

1.3. Деятельностные

Психиатрический Музей Glore (Сан-Джозеф, США)

 

1.4. Событийные

День сурка (США)

 

1.5. Креативные

Лондонский дом-музей Шерлока Холмса (Великобритания)

 

2. Функциональное назначение

2.1. Познавательные

Музей Паровоза (Талицы, Россия)

2.2. Развлекательные

Большой банан (Австралия)

 

2.3. Шоппинговые

Дни распродаж в Милане (Италия)

Гусь-Хрустальный, Россия

Иваново, Россия

 

3. Отнесение к элементам среды

3.1. Поселения

Портмерион (Уэльс, Великобритания)

3.2. Зоны в поселениях

Арбат (Москва, Россия)

Невский проспект (Санкт-Петербург, Россия)

Чайнатаун (Лондон, Великобритания)

 

3.3. Унитарные объекты

Музей Мыши, Мышкин, Россия

 

3.4. Природные зоны

Деревня Хоббитов, Новая Зеландия

 

4. Совокупность элементов объекта  показа

4.1. Простые

Гостиница изо льда (Юккасьярви, Швеция)

4.2. Комплексные (сложные)

Дракула Тур, Трансильвания, Румыния

Музей Ивановского ситца и торговые центры г. Иваново, Россия

 

5. Подход к созданию

5.1. Созданные

Музей Веера (Гринвич, Великобритания)

5.2. Модифициро-ванные

Музей рукотворного камня, ВНИИСИМСа (Александров, Россия)

 

 

Эти продукты играют важную роль не только как объекты показа, способствующие разнообразию путешествия, позволяют рассредоточить туристский поток, снижая нагрузку, повышая эффективность управления ею в отношении основных туристских продуктов.

В ходе  анализа особенностей функционирования турпродуктов, основанных на искусственной аттракции, в частности, выявлено, что значительную роль в создании и управлении данными объектами играют государство и органы местного самоуправления (рис. 4).

Это доказывает значительную заинтересованность органов местного самоуправления в развитии концептуальных туристских ресурсов и формирования туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции, как инструментов привлечения дополнительных турпотоков.

 

Рисунок 4.Структура учредителей организаций, которые создали и управляют турпродуктами, основанными на искусственной аттракции, %

На рис. 5 показана структура источников дохода от реализации услуг, составляющих турпродукт, основанный на искусственной аттракции.

Рисунок 5. Структура источников дохода от реализации турпродукта,

основанного на искусственной аттракции, %

Из рис. 5 видно, что рассматриваемый вид турпродукта является сложным комплексом услуг, представляемым потребителю, формирование которого должно зависеть от особенностей спроса, т. е. целевого сегмента туристов и путешественников.

Анализ подходов к созданию туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции, показал, что отправной точкой в создании объектов концептуального туристского ресурса является решение или идея о его создании, а дальнейшее развитие идеи образовывает комплекс туристского сервиса со сложной внутренней инфраструктурой.

Общая схема создания турпродукта на основе концептуального турресурса и формирования основывается на выделении искусственной аттракции и соответствующего комплекса сервиса (рис.6).



Рисунок 6. Схема создания турпродукта на основе концептуального турресурса26

 

Отличие процесса создания турпродуктов с искусственной аттракцией на базе предприятий и организаций от иных аналогичных турпродуктов заключается в объекте — существовании определенных объектных ограничений для разработки концепции туристского ресурса (рис.7).

На первом этапе, как показывает практика, целесообразно выделить в совокупности турпродуктов, искусственная аттракция которых создается на базе предприятия, различные режимы доступности для посетителей:

- общего доступа или общедоступные  турпродукты, функционирующие в  рамках массового туризма и  включенные в общую индустрию туризма и гостеприимства региона;

- турпродукты расширенного доступа  или функционирующие «по заказу», которые работают по договоренности с экскурсионными и операторскими компаниями и принимают группы туристов, работающие в рамках организованного туризма, преимущественно с деловыми и познавательными целями;

 

 

Рисунок 7. Основные положения подходов к созданию турпродуктов с искусственной аттракцией на базе предприятий и организаций

- турпродукты ограниченного доступа, открытые только для определенных категорий посетителей (как правило, бизнес-туристов).

В таблице 4 показано формирование отдельных элементов туристского продукта, основанного на деятельности предприятия/организации.

Таблица 4

Формирование структуры туристского продукта, основанного на искусственной аттракции, связанной с деятельностью предприятия/организации27

Концептуальный туристский ресурс

Искусственная аттракция

Турпродукт, основанный на искусственной аттракции

Миф (история)

Музей становления и развития бренда с экскурсией по территории и внутренним помещениям предприятия

Совокупность услуг торговли, дегустации, экскурсионного обслуживания

Предмет

Музей (выставка-ярмарка)

Совокупность услуг торговли, дегустации, экскурсионного обслуживания

Процесс (технология)

Музей развития технологии и/или обзорная экскурсия по основным этапам технологического процесса

Совокупность услуг торговли, дегустации, экскурсионного обслуживания, участия, представлений

Место

Здания, помещения, территория предприятия с информационным сопровождением

Совокупность услуг торговли, экскурсионного обслуживания

Событие (явление, место, время)

Памятник, музей или архитектурный элемент с информационным сопровождением

Экскурсионное обслуживание и торговля

Информация о работе Разработка инновационных технологий обслуживания туристов в национальном парке «Лосиный остров»