Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 16:24, реферат
Цель исследования: разработка и создание туристского продукта для национального парка «Лосиный остров».
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты инновации в социокультурном бизнесе и туризме;
- выявить новые технологии обслуживания в туризме;
- разработать проведение фестиваля «Русская зима» в национальном парке «Лосиный остров».
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме…………………… 5
1.1 Цели инновационного туризма, направления его развития в XXI в... 5
1.2 Понятие инноваций в туризме………………………………………… 10
2. Новые технологии обслуживания в туризме………………………….. 17
2.1 Создание аттракций из направлений развития внутреннего туризма…………………………………………………………………….
17
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений……………………………………………………………….
25
Глава 3. Разработка и проведение фестиваля «Русская зима» в национальном парке «Лосиный остров»………………………………..
39
3.1 Туристский продукт национального парка, его формирование и продвижение………………………………………………………………
39
3.2Создание условий для развития туризма и отдыха в национальном парке……………………………………………………………………….. 42
3.3Финансирование туризма и отдыха в национальном парке………. 50
Заключение……………………………………………………………….. 54
Список использованных источников…………………………………… 57
Концентрация непосредственных туристских ресурсов в регионе не однородна, многие территории, близкие к туристским зонам или маршрутам, не привлекательны для туристов именно в силу отсутствия или невостребованности первичных туристских ресурсов при наличии косвенных и дополнительных. Кроме того, используемые туристские ресурсы имеют ограничений в своем функционировании: сезонность, пропускная способность и пр.
По нашему мнению, такая ситуация создает следующие основные предпосылки для поиска альтернативного подхода к развитию туристских ресурсов региона:
Альтернативой традиционному подходу в развитии туристских ресурсов становится инжиниринговый подход - создание туристского ресурса как объекта показа, отличного от процесса перевода природного или культурно-исторического ресурса из потенциального состояния в состояние эксплуатации (рис. 3).
Рисунок 3. Традиционный и инжиниринговый подходы к развитию туристских ресурсов региона24
В рамках инжинирингового подхода к развитию туристских ресурсов формируются концептуальные туристские ресурсы, которые, представляют собой совокупность объектов туристского интереса в регионе, в основе создания которых лежит определенная концепция творческой идеи, предмета, технологии или человеческой деятельности.
На основании исследования практики создания и развития концептуальных туристских ресурсов в России и за рубежом выделены следующие их виды:
1. Брендовые, представляющие собой экспозицию, посвященную развитию определенного бренда. Как правило, это объекты показа, превращенные в туристский продукт из активов компаний, использовавшихся ими ранее как элемент корпоративной культуры.
2. Объектные, посвященные какому-либо одному предмету или процессу. Как правило, они создаются энтузиастами, коллекционерами для поддержания своей идеи и приобщения к ней всех желающих. Они подразделяются на:
2.1. Продуктовые, представляющие собой экспозицию, посвященную какому-либо физическому предмету.
2.2. Технико-технологические, представляющие собой экспозицию, посвященную конкретному процессу или процессам, связанным с производством какого-либо блага.
3. Деятельностные, формируемые вокруг определенного вида активности человека. Они показывают ретроспективу развития выбранного вида деятельности.
4. Событийные, не имеющие какого-либо исторического или культурологического основания, они были исключительно локальным событием, ранее не привлекавшим туристов.
5. Креативные, посвящаемые, как правило, легендам, мифам, вымышленным, в т. ч. литературным персонажам и событиям.
Концептуальные туристские ресурсы следует рассматривать как вид первичных туристских ресурсов, они представляют собой созданные человеком (антропогенные) объекты туристского показа, относимые к социально-экономическим ресурсам. По своему функциональному назначению концептуальные туристские ресурсы являются познавательными, созданными человеком целенаправленно для привлечения туристов. Они также относятся к воспроизводимым туристским ресурсам, ориентированным на прямое использование потребителем. Объект концептуального туристского ресурса — всегда эксплуатируемый, уровень его потенциала сложно установить.
Концептуальным туристским ресурсам свойственны такие характеристики, как аттрактивность, доступность, степень изученности, климатические условия, экскурсионная значимость, социально-демографические аспекты и пр. Применительно к туристским ресурсам аттрактивность представляет собой способность ресурса привлекать внимание туриста в процессе путешествия, и призвана порождать мотивы и стимулы туристского путешествия. Это качественная характеристика туристского ресурса, а ее физическое воплощение представляет собой формирование аттракции, т. е. создание на основе туристского ресурса некоего объекта или системы объектов, которые способны возбудить туристский интерес, доступны туристам и формируют у них позитивное восприятие путешествия.
Соответственно, аттракции следует разделить на группы естественных (природных и культурно-исторических (антропогенных)) и искусственных аттракций. Под естественной аттракцией мы понимаем аттракцию, возникшую в процессе логичного развития какого-либо объекта показа природного или антропогенного происхождения, причем этот процесс и объект обладают известными, научно-подтвержденными характеристиками. Искусственная аттракция, таким образом, представляет собой физическое воплощение концептуального туристского ресурса в виде объекта.
В свою очередь, искусственная аттракция служит базой формирования особых туристских продуктов. Полученные результаты изучения совокупности таких объектов позволили разработать классификацию туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции (табл.3).
Таблица 3
Классификация турпродуктов, основанных на искусственной аттракции25
Критерий классификации |
Классификационные группы |
Пример турпродукта, основанного на искусственной аттракции |
1. Используемый концептуальный |
1.1. Брендовые |
Дом пива Гиннес (Дублин, Ирландия) |
1.2. Объектные 1.2.1. Продуктовые 1.2.2. Технико-технологические |
Музей утюга (Переяславль-Залесский, Россия), Музей Водки (Углич, Россия), Британский музей газонокосилок (Сауспорт, Ланкашир, Великобритания),Музей технологий Юрского периода (Калвер сити, Калифорния, США) |
|
1.3. Деятельностные |
Психиатрический Музей Glore (Сан-Джозеф, США) |
|
1.4. Событийные |
День сурка (США) |
|
1.5. Креативные |
Лондонский дом-музей Шерлока Холмса (Великобритания) |
|
2. Функциональное назначение |
2.1. Познавательные |
Музей Паровоза (Талицы, Россия) |
2.2. Развлекательные |
Большой банан (Австралия) |
|
2.3. Шоппинговые |
Дни распродаж в Милане (Италия) Гусь-Хрустальный, Россия Иваново, Россия |
|
3. Отнесение к элементам среды |
3.1. Поселения |
Портмерион (Уэльс, Великобритания) |
3.2. Зоны в поселениях |
Арбат (Москва, Россия) Невский проспект (Санкт-Петербург, Россия) Чайнатаун (Лондон, Великобритания) |
|
3.3. Унитарные объекты |
Музей Мыши, Мышкин, Россия |
|
3.4. Природные зоны |
Деревня Хоббитов, Новая Зеландия |
|
4. Совокупность элементов |
4.1. Простые |
Гостиница изо льда (Юккасьярви, Швеция) |
4.2. Комплексные (сложные) |
Дракула Тур, Трансильвания, Румыния Музей Ивановского ситца и торговые центры г. Иваново, Россия |
|
5. Подход к созданию |
5.1. Созданные |
Музей Веера (Гринвич, Великобритания) |
5.2. Модифициро-ванные |
Музей рукотворного камня, ВНИИСИМСа (Александров, Россия) |
Эти продукты играют важную роль не только как объекты показа, способствующие разнообразию путешествия, позволяют рассредоточить туристский поток, снижая нагрузку, повышая эффективность управления ею в отношении основных туристских продуктов.
В ходе анализа особенностей функционирования турпродуктов, основанных на искусственной аттракции, в частности, выявлено, что значительную роль в создании и управлении данными объектами играют государство и органы местного самоуправления (рис. 4).
Это доказывает значительную заинтересованность органов местного самоуправления в развитии концептуальных туристских ресурсов и формирования туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции, как инструментов привлечения дополнительных турпотоков.
Рисунок 4.Структура учредителей организаций, которые создали и управляют турпродуктами, основанными на искусственной аттракции, %
На рис. 5 показана структура источников дохода от реализации услуг, составляющих турпродукт, основанный на искусственной аттракции.
Рисунок 5. Структура источников дохода от реализации турпродукта,
основанного на искусственной аттракции, %
Из рис. 5 видно, что рассматриваемый вид турпродукта является сложным комплексом услуг, представляемым потребителю, формирование которого должно зависеть от особенностей спроса, т. е. целевого сегмента туристов и путешественников.
Анализ подходов к созданию туристских продуктов, основанных на искусственной аттракции, показал, что отправной точкой в создании объектов концептуального туристского ресурса является решение или идея о его создании, а дальнейшее развитие идеи образовывает комплекс туристского сервиса со сложной внутренней инфраструктурой.
Общая схема создания турпродукта на основе концептуального турресурса и формирования основывается на выделении искусственной аттракции и соответствующего комплекса сервиса (рис.6).
Рисунок 6. Схема создания турпродукта на основе концептуального турресурса26
Отличие процесса создания турпродуктов с искусственной аттракцией на базе предприятий и организаций от иных аналогичных турпродуктов заключается в объекте — существовании определенных объектных ограничений для разработки концепции туристского ресурса (рис.7).
На первом этапе, как показывает практика, целесообразно выделить в совокупности турпродуктов, искусственная аттракция которых создается на базе предприятия, различные режимы доступности для посетителей:
- общего доступа или
- турпродукты расширенного
Рисунок 7. Основные положения подходов к созданию турпродуктов с искусственной аттракцией на базе предприятий и организаций
- турпродукты ограниченного
В таблице 4 показано формирование отдельных элементов туристского продукта, основанного на деятельности предприятия/организации.
Таблица 4
Формирование структуры туристского продукта, основанного на искусственной аттракции, связанной с деятельностью предприятия/организации27
Концептуальный туристский ресурс |
Искусственная аттракция |
Турпродукт, основанный на искусственной аттракции |
Миф (история) |
Музей становления и развития бренда с экскурсией по территории и внутренним помещениям предприятия |
Совокупность услуг торговли, дегустации, экскурсионного обслуживания |
Предмет |
Музей (выставка-ярмарка) |
Совокупность услуг торговли, дегустации, экскурсионного обслуживания |
Процесс (технология) |
Музей развития технологии и/или обзорная экскурсия по основным этапам технологического процесса |
Совокупность услуг торговли, дегустации, экскурсионного обслуживания, участия, представлений |
Место |
Здания, помещения, территория предприятия с информационным сопровождением |
Совокупность услуг торговли, экскурсионного обслуживания |
Событие (явление, место, время) |
Памятник, музей или архитектурный элемент с информационным сопровождением |
Экскурсионное обслуживание и торговля |