Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 16:24, реферат
Цель исследования: разработка и создание туристского продукта для национального парка «Лосиный остров».
Для достижение поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты инновации в социокультурном бизнесе и туризме;
- выявить новые технологии обслуживания в туризме;
- разработать проведение фестиваля «Русская зима» в национальном парке «Лосиный остров».
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме…………………… 5
1.1 Цели инновационного туризма, направления его развития в XXI в... 5
1.2 Понятие инноваций в туризме………………………………………… 10
2. Новые технологии обслуживания в туризме………………………….. 17
2.1 Создание аттракций из направлений развития внутреннего туризма…………………………………………………………………….
17
2.2 Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений……………………………………………………………….
25
Глава 3. Разработка и проведение фестиваля «Русская зима» в национальном парке «Лосиный остров»………………………………..
39
3.1 Туристский продукт национального парка, его формирование и продвижение………………………………………………………………
39
3.2Создание условий для развития туризма и отдыха в национальном парке……………………………………………………………………….. 42
3.3Финансирование туризма и отдыха в национальном парке………. 50
Заключение……………………………………………………………….. 54
Список использованных источников…………………………………… 57
— содействие формированию и продвижению конкурентоспособного туристского предложения на территории НП;
— стимулирование предпринимательской активности местного населения в сфере туризма.
Туристским продуктом национального парка является производственный процесс, базу которого составляют достопримечательности парка, ограничением является его рекреационная емкость, а продуктами — проформы туристского предложения, идеи или отдельные программы. Под процессом формирования турпродукта национального парка следует понимать комплекс управленческих и организационных мероприятий, направленных на повышение туристской привлекательности этой территории, создание имиджа парка как туристско-рекреационного центра.
Парк может реализовывать посетителям (напрямую или через туроператоров) следующие услуги:
— посещение территории национального парка и его отдельных объектов;
— посещение визит-центров, музеев и экспозиций, программы экологического просвещения;
— снабжение экологической информацией;
— обеспечение информацией по безопасному поведению на территории парка;
— реализация рекламно-издательской продукции (картосхем национального парка, буклетов, фотоальбомов, календарей, прочей сувенирной продукции с символикой НП);
— размещение на оборудованных стоянках, в кемпингах, гостевых домах и т. д.
—пользование оборудованными кострищами, туалетами и другими объектами обустройства;
— услуги по питанию;
— услуги гидов-проводников, экскурсоводов и переводчиков;
— прокат спортивного инвентаря;
— распространение аудио-, видео - и фотопродукция о национальном парке;
— организация досуга (спортивные, оздоровительные мероприятия и т. д.).
Посещение национального парка следует рассматривать как комплексную услугу. Учитывая психологию посетителей, желательно, чтобы плата за вход предполагала бы не только возможность попасть на территорию парка, но и включала в себя выдачу памятного буклета или значка с символикой парка, какого-нибудь недорогого сувенира, и т. п. Чем выше будет плата за вход, тем больше дополнительных «бесплатных» услуг она должна в себя включать.
Введение платы за вход имеет смысл в случае, если национальный парк может реально обеспечить ее сбор (например, если в парк имеется всего 2-3 въезда, на которых есть возможность поставить шлагбаумы).
3.3Финансирование
туризма и отдыха в
Существует три основных источника финансирования туризма и отдыха (капитальные и текущие расходы) в национальных парках:
— средства государственного или регионального бюджетов, а также собственные средства НП;
— средства частного сектора;
— средства, выделяемые спонсорами и/или донорами.
Из бюджетных и собственных средств должны оплачиваться следующие расходы:
— содержание специалистов парка, отвечающих за реализацию рекреационной задачи (то есть — фонд заработной платы и расходы на обучение);
— обустройство территории НП, создание базовой инфраструктуры туризма и отдыха (входные сооружения, сооружения для однодневного туризма, туристские тропы, площадки для отдыха и пикников, стоянки, общественные туалеты, визит-центры, скрадки для наблюдения животных и т. д.);
— услуги, повышающие качество обслуживания посетителей (карты, путеводители и прочая справочная литература, аншлаги, информационные щиты, услуги гидов и т. д.);
— программы экологического образования (экскурсионно-
— социальный туризм;
— маркетинг и продвижение турпродукта национального парка (рекламно-информационная продукция, участие в туристских ярмарках и выставках, поддержание Интернет-сайта, учет посетителей и обеспечение обратной связи с ними и т. д.);
— мероприятия по привлечению инвестиций в туристскую инфраструктуру территории НП (конкурсы, аукционы и т. д.) и повышению предпринимательской активности местного населения.
На заработную плату туристского персонала национального парка средства выделяются, как правило, из федерального бюджета. Средства на организацию обеспечения регулируемого туризма и отдыха национальный парк вынужден изыскивать самостоятельно.
Частный сектор (включая местных жителей) финансирует следующие расходы:
— развитие коммерческой туристической деятельности (строительство и эксплуатация кемпингов, гостевых домов, гостиниц, пунктов питания, оказание транспортных и торговых услуг, услуг гидов-проводников и гидов-переводчиков, развлечения и т. д.);
— маркетинг и продвижение специализированных и комплексных туров и отдельных услуг в сфере туризма (реклама в СМИ, брендинг, участие в туристических ярмарках и выставках и т. д.).
Спонсоры и доноры, как правило, могут финансировать следующие расходы:
— создание специализированной инфраструктуры (визит-центры, учебные центры, объекты для проживания детей, скрадки для наблюдения за животными и т. д.);
— развитие парка и социальные программы (тропы для инвалидов, деятельность волонтеров, программы по развитию местных сообществ, экотуризм, программы обучения персонала и т. п.).
Спонсоры и доноры обычно не финансируют развитие коммерческого туризма. Их внимание сосредоточено на проблемах социальной ответственности.
Таким образом, статья ГУНП, связанная с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, может формироваться из:
— средств, выделяемых на развитие туризма из местного, регионального и федерального бюджета;
— платы за вход;
— платы за туристские услуги и товары (экскурсии, прокат туристского снаряжения, продажа путеводителей и иной печатной продукции парка, а также аудио-, видео-, фото - и кинопродукции и т. д.);
— арендной платы;
— безвозмездной помощи или благотворительных взносов и грантов на развитие парка, в том числе от турфирм-партнеров и других субъектов туристской деятельности;
— средств, полученных парком от проведения фандрейзинговых мероприятий (фестивалей, ярмарок, благотворительных акций);
— средств от использования символики национального парка на сувенирной и прочей продукции, изготовляемой частными предпринимателями и коммерческими структурами38.
Эффективное управление регулируемым туризмом и отдыхом предполагает эффективное управление всеми ресурсами парка. Хозяйственная деятельность ГУНП в сфере туризма и отдыха для национального парка малорентабельна, кроме того необходимость ее ведения отвлекает НП от выполнения его основных природоохранных задач.
Однако на первом этапе развития туризма парки не могут полностью отказаться от предоставления платных услуг, так как большинство других механизмов, не предполагающих ведение национальным парком хозяйственной деятельности в сфере туризма (аренда, лицензирование, фандрейзинг), не работают или работают плохо в связи со слабым нормативно-правовым и информационным обеспечением, а также из-за неэффективного менеджмента. Тем стратегически важнее привлекать к программам развития туризма в НП ресурсы и возможности всех заинтересованных в этом сторон.
Заключение
Инновации в туризме — разносторонние организационно-управляющие нововведения состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристских проектов, способность организации новых видов туристской деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристского спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристского сервиса.
Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.
В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения кинотуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, в том числе, частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ. На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.
Социально-культурный сервис и туризм
призваны решать много задач; рекреационно-
Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом к природой.
Национальные парки в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения играют особую роль. В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и рекреационной функциями. Подобная «двойственность» накладывает определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Классические экотуры нацелены, прежде всего, на экологическое просвещение путешественников, хотя и предполагают знакомство с историческим прошлым населяющих регион народов, с их традиционным образом жизни, ремёслами, фольклором, способствуют развитию местной экономики. Ориентированные на различные категории путешественников, экотуры могут включать как элементы активного туризма (сплавы по рекам на катамаранах и рафтах, велопутешествия, лыжные походы) с проживанием в палатках, так и «цивилизованное» размещение в домах отдыха и на турбазах и многочисленные экскурсии.
Период становления национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов, в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования.
Доступ на территорию национальных парков регулируется в зависимости от расположения природных и историко-культурных объектов. Существуют заповедная зона, которая закрыта для посещения туристами; зона познавательного туризма — для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального парка; предназначенная для отдыха — рекреационная зона, где возможен лицензионный лов рыбы; зона культурного, бытового и информационного обслуживания туристов, в которой, как правило, располагаются гостевые дома и туристические базы. Посещение национальных парков — платное.
Экономическая эффективность парков любого вида определяется количеством их посещений, которая обеспечивает рентабельность функционирования. Поэтому парки постоянно развиваются и модернизируются, совершенствуют услуги и программы досуга.
Опыт деятельности центров досуга зарубежных стран заслуживает изучения и распространения. Однако эта деятельность имеет определенные недостатки, такие, как неприспособленность рекреационных зон для отдыха инвалидов, низкая квалификация персонала, отсутствие программ досуга для социально незащищенных слоев населения, обострения проблем охраны окружающей среды (разрушение почвы, засорение лесов, большого количества пожаров).
Несмотря на это парки остаются доступными учреждениями досуга, рассчитанными на посетителей любого возраста и социального положения, способными предоставить населению различные культурно-просветительные, спортивные, рекреационные услуги.
Принципиально новым направлением является включение аттракций в обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей национальных парков. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. Это направление может быть связано с экстремальными различениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности походы экспедиции, эксперименты и др. Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время.
Список использованных источников