Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:56, дипломная работа

Описание работы

Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4

1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85

Файлы: 1 файл

Razrabotka_KPT_diplom.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Мясо - основа большинства блюд, именно мясные продукты украшают любой дастархан, по обилию мясных блюд судят о богатстве и разнообразии праздничного стола. Одно из самых популярных мясных блюд - куырдак - горячее жирное жаркое из бараньих печени, почек, сердца, легких и курдючного жира.

Главное традиционное кушанье казахов - бешбармак - вареная конина или баранина с отваренными в бульоне нарезанными небольшими кусками теста и обильно посыпанная зеленью укропа, петрушки и кинзы, подается на большом овальном блюде. Угощение бешбармаком сопровождается своеобразным ритуалом.

Перед самым почетным гостем ставят кой-бас - отварную баранью голову. Он ее разделывает и делит между остальными гостями, при этом каждой части головы придается определенное значение. Юношам отдают уши барана с пожеланием быть внимательными, девушки получают нёбо, чтобы они были трудолюбивыми. Самым уважаемым гостям подаются также окорока и голень барашка. Грудинка же достается молодой невестке, шейные позвонки - замужним женщинам. Мальчики получают почки и сердце, от которых они, якобы, быстрее возмужают, а бараний мозг для детей под запретом: будут слабохарактерными. Молодой девушке, чтобы не засиделась в девах, никогда не положат на тарелку локтевую кость.

К бешбармаку подадут специальные лепешки, а в пиалы нальют бульон - сорпу.

Молочные и крупяные блюда занимают значительное место в казахской национальной кухне. В молоке содержатся все необходимые организму пищевые вещества - жиры, белки, углеводы, минеральные соли, витамины. В традиционной кухне молоко довольно редко использовалось в сыром виде, в основном из него изготавливались различные кисломолочные продукты. Слабое брожение предусмотрено и в отдельных молочно-крупяных блюдах. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни.

Сегодня, в ресторанах, кафе или дома помимо традиционной казахской кухни предлагают также блюда других национальностей, проживающих в Казахстане. Например, традиционное уйгурское основное блюдо – лагман. И хотя в некоторых случаях он напоминает итальянское спагетти, это блюдо имеет великолепный запах и аппетитный вкус. Плов, традиционное узбекское блюдо, готовят из риса, моркови и мяса. Для наилучшего результата его следует готовить в казане на открытом огне [67].

Одним из древнейших и величайших изобретений евразийских кочевников является юрта. Это специальное сооружение из деревянных шестов, покрытых толстым слоем кошмы для сохранения тепла холодными зимами и прохлады жарким летом. Ее компактность и мобильность идеальны для требований природы и повседневной жизни. Юрта разделена на 12 секций, каждая из которых посвящена животным в 12-годичном цикле, и каждая предназначена для конкретной цели. Широко распространенная среди кочевых и полукочевых народов Евразийских степей юрта сохранила свою древнюю форму и по сей день. В жизни каждого казаха существуют несколько важных праздников, отмечающих его рождение и процесс развития личности. Сегодня эти традиционные празднества и ритуалы воспринимаются с уважением, так как они комбинируют в себе мудрость и опыт многих поколений.

Официальная церемония наречения ребенка именем проходит только на 40-й день после его рождения. Этот срок позволяет ребенку стать сильнее и более подготовленным для встречи с многочисленными родственниками, которые приходят в дом, чтобы поздравить ребенка и его родителей. Вначале, женщины выливают в чашу 40 ложек воды и бросают в воду несколько серебряных монет и украшений; затем они купают ребенка, желая ему счастливой и здоровой жизни. После того как голову ребенка обривают и остригают ему ногти, всем присутствующим женщинам раздают серебро. Бесыке салар или церемония укладывания новорожденного в колыбель связана с пожеланиями ребенку здоровья и благополучия. 

Когда ребенок еще только начинает учиться ходить, он проходит еще один древний ритуал – обрезание пут. Путы – это веревка, которая опутывает ноги ребенка в форме цифры «8», связанная между ног ребенка. Ребенок делает несколько шагов, и затем люди, которые духовно и физически сильны, перерезают путы.

Многие века жесткие законы степей запрещали свидания молодых людей и девушек. Именно поэтому и появились ритуалы сватовства и свадьбы. Например, молодой человек не мог предлагать замужество своей возлюбленной сам, вместо него это делала супруга его старшего брата. Культура кочевников поощряла устроенные браки, в которых родители невесты принимали решение. Считалось, что их мудрость и жизненный опыт помогут им в правильном выборе для их дочери. Иногда, невеста даже не была знакома с женихом, хотя родители молодых могли быть друзьями. Сегодня, убеждения радикально изменились, но такие ритуалы и церемонии, как свадьба и сватовство, сохранились.

В условленный день, свахи приходили в дом девушки с подарками и сладостями от жениха. Родители и родственники жениха приносили свадебное кольцо, два платка и два куска материи. Они резали барана и варили из него сорпу в доме невесты. Один из родственников жениха одевал на палец невесты свадебное кольцо. Родители могли потребовать за свою дочь плату (калым) овцами или коровами. С момента, когда заканчивалась последняя стадия приготовления к свадьбе, ни одна из сторон не могла разорвать помолвку. В этот вечер гости и жених собирались в гости на смотрины невесты. Невеста, сопровождаемая невесткой жениха, входила в комнату. Затем, невестка торжественно надевала на палец невесты свадебное кольцо, затем ожерелье и серьги, что символизировало, что отныне она принадлежала новой семье.

Беташар или церемония открытия лица невесты, сегодня всего лишь красивая традиция. Однако в прошлом, ей придавалась большая значимость. В большинстве случаев, это был первый раз, когда жених видел невесту. Акын (или исполнитель песен), специалист церемоний, представлял прекрасно одетую невесту с закрытым лицом жениху и гостям на свадьбе. После этого, певец пел, чтобы поздравить молодую пару и начать празднование.

Программа включала множество игр для развлечения гостей. Самыми популярными из них были игры, предназначенные для демонстрации силы, ловкости и проницательности. Традиционные Конно-спортивные игры, такие как кокпар, кыз-куу и другие, всегда были очень популярны у казахов. А в наши дни их можно увидеть во время народных праздников и торжественных событий. Особенное место занимала байга - скачки на лошадях. Аламан – байга – скачки на 30 км, ток-байга – скачкина 20 км, жорга-жарыс – бег иноходца на 2 км. Так же интересны игры:казахша-курес – борьба, тогыз кумалак – разновидность шахмат.

Кыз-куу (догони девушку): молодая девушка выезжает на своем скакуне со старта первой. Через некоторое время за ней в погоню бросаются все желающие джигиты (молодые мужчины). Самый удачливый наездник должен попытаться догнать девушку и поцеловать ее. Если ему не удастся сделать это до финиша, то девушка разворачивает коня и стегает плетью неудачника. Тот пытается увернуться от ее ударов.

Кокпар: захватывающая борьба на лошадях за тушу козла, не оставит равнодушным всякого, кто любит азартные и страстные игры. Один из всадников скачет далеко впереди со шкурой козла. За ним стартуют все желающие принять участие в состязаниях. Победитель должен обладать не только быстрым конем, чтобы догнать джигита со шкурой козла, но быть умелым и опытным наездником, чтобы во время потасовки за шкуру козла его не сбросили с коня. Победитель должен быть сильным, чтобы вырвать шкуру и ловким, чтобы выскользнуть из рук преследователей и доскакать до финиша быстрей своих соперников.

 Победителей награждали ценными  призами. Для того, чтобы сделать это событие более запоминающимся его сопровождала музыка и устные импровизации.

Уникальное географическое расположение страны влияет на многие сферы деятельности Казахстана. Например, казахстанские праздники соединяют в себе европейские и восточные элементы, признак богатой истории казахского народа.

Новый Год – это один из наиболее популярных праздников в Казахстане. Его популярность сравнима с празднованием Рождества на Западе. Местного Санта Клауса называют Дедом Морозом. У него есть внучка, Снегурочка.

Существует также праздник Старого Нового Года, отмечаемый в ночь с 13 на 14 января. Когда Россия в 18 веке приняла Европейский календарь, Русская Ортодоксальная церковь продолжала придерживаться старого календаря, который отстает от нового на 13 дней.

Еще один Новый Год, который людям нравиться встречать ради забавы – это китайский (Буддийский) Новый Год. Он приходится на 1-й день новолуния календарного года.

Четвертым Новым Годом является Наурыз. Исторически, все тюркские народы праздновали Новый Год в день весеннего равноденствия. Наурыз – это также название месяца марта. В Древнем Казахстане люди обычно устраивали пиры в течение всего месяца Марта, приветствуя приход весны.

«Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный и древний фестиваль Восточных народов. Собственно говоря, это канун Нового Года согласно древнему Восточному календарю. У него есть и другое название, Улыс Куны («Первый день Нового Года») или Улыстын Улы Куны («Великий день народа»). Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев. С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды,ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году. Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и др. увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже должен состоять 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.

Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным – она заключает в себе 7 дней недели – временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала (белобородый, старик) должны быть поставлены 7 чаш с наурыз- коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.

Коктем Туды («рождение весны») – так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за острыми соревнованиями слова акынов, за состязаниями в национальных видах спорта – казахша курес, тогуз кумалак, лошадиные скачки (Кыз-Куу и байга). Разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана [63].

Помимо национальных праздников Казахстан отмечает следующие официальные праздники:

    • 8 Марта - Международный женский день;
    • 22 Марта – Наурыз;
    • 1 Мая - Праздник единства народов Казахстана;
    • 9 Мая - День Победы;
    • 30 Августа - День Конституции;
    • 25 Октября - День Республики;
    • 16Декабря - День Независимости;
    • 1-2  Января - Новый год.

Казахстан – страна, известная своими прекрасными голосами и богатым музыкальным наследством. Существует более 50 видов музыкальных инструментов, каждый из которых обладает неповторимым звучанием. Мастера изготавливают музыкальные инструменты из дерева, тростника, конского волоса и кожи.

Формирование и развитие казахских народных инструментов происходило в тесной связи с инструментами соседних народов, что связано с общностью языков (общетюркский), обрядов, ритуалов, обычаев, нравов, кочевого уклада жизни.

В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент – сыбызгы, изготавливаемый из полого стебелька растений курай. Простая форма и доступность материала способствовали его популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете, волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты. Звучал сыбызгы на летних пастбищах, на свадьбах, при рождении ребенка, при приезде почетного гостя.

Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кылкобыз, относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге “Китаби деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Слово “кыл” связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей.

Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном.

История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.

Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.

Домбра была излюбленным инструментом народных музыкантов. В прошлом струны домбры изготавливались из козлиных кишок. Нежная, мягко певучая и бархатная звучность домбры известна многим. Домбру можно было изготовить и использовать в условиях кочевого быта.

Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану