Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:56, дипломная работа

Описание работы

Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4

1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85

Файлы: 1 файл

Razrabotka_KPT_diplom.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Опенка ресурсов рыбной ловли определяется производительностью водоема в кг/га или кг/км2 (для примера, такой ресурс Рыбинского водохранилища оценивается 6.2 кг/га, Горьковского - 3,4 кг/га).

Оценка грибных и ягодных угодий Ярославской области (по данным того же источника) составляет от 10 до 30 кг/год и от Зло 10 кг/год на одного туриста соответственно.

С введением на территории России нового Налогового кодекса РФ туристские ресурсы автономно или в совокупности с другими ресурсами (минерально-сырьевыми, водными, лесными, биологическими и т.д.) станут объектом налогообложения, т.е. ранее приведенный международный принцип платного потребления туристских ресурсов и объектов природопользования вступает в силу. Такая плата в виде налогов, сборов и обязательных отчислений в различные бюджеты увязывается с объемом потребления этих ресурсов за налогооблагаемый период.

Критерии налоговых ставок или отчислений, касающихся туристской деятельности в части использования туристских ресурсов, могут быть использованы при оценке их стоимости.

Теоретической основой расчета стоимости туристских ресурсов могут стать следующие показатели:

1) стоимость в использовании;

2) стоимость в обмене (меновая  стоимость);

3) стоимость купли-продажи;

4) инвестиционная стоимость;

5) автономная рыночная стоимость  и др.

Стоимость ресурсов при их использовании зависит от конкретного пользователя, вида деятельности, интенсивности использования ресурсов, транспортной доступности, сезонности и других факторов. 

Таким образом, обладая значительным территориальным пространством, Россия является действительно обладателем огромного туристского ресурсного потенциала. Однако для развития массового туризма используется пока лишь 0,1 часть ее территории, где туристские ресурсы доступны, в меру комфортны, высоаттрактивнны, но истощены и в ряде случаев загрязнены.

 

    1. Понятие культуры и ее влияние на развитие  туризма

 

Культура. Известно более 500 определений этого понятия. В Древнем Риме под культурой понимали сельское хозяйство (возделывание земли). На конференции в Мехико (1981г) было провозглашено два определения культуры. Первое определение – общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство. Второе определение – специализированного характера, построенное на «культуре культуры», т.е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека. 

В настоящее время термин определяется как: 1) культура – определенная сфера жизни общества, получавшая институциональное закрепление, 2) культура - совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу, нации. Культура отражает уровень качественного развития духовных достижений. Таким образом, культура – увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. Материальная культура – физические объекты, созданные гением человека. Нематериальную культуру  образуют нормы, правила, законы, ценности, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи,  традиции, язык, искусство, религии.

 Культура выполняет следующие  функции:

1) защитные, универсальная защитная  функция – посредством орудий и приспособлений, а также системы знаний, человек увеличил свои возможности противостояния силам природы, приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы;

2)  креативные, преобразования и  освоение окружающего мира;

3)  коммуникативные – передача  и усвоение информации в любом  виде, общение людей, групп и народов, использование стремительно развивающихся средств связи;

4)  сигнификативные – определение  и присвоение значений и ценностей явлениям и предметам;

5)  нормативные – нормативно  культура ответственна за создание  норм, стандартов, правил и рецептов  поведения людей в обществе. Это  обычаи, обыкновения, традиции, норма, законы и своды законов, этикет, мораль, манеры, нравы;

6)   релаксационные – искусство  физического и психологического  расслабления, снятия стрессов, разрядки. Это индивидуальные и коллективные средства [6. С. 348]. К последним – относятся праздники, ритуалы, приобщение к высокому искусству (посещение театров, концертов, музеев и др.) – катарсис. Культуру часто приравнивают к тому, что называют «высоким искусством» - это наше собственное знакомство с лучшим из того, что было известно и произнесено ( спето, написано, выгравировано, выбито на камне, а также создано ваятелями, архитекторами, мастерами и учеными), и таким образом с историей человеческого духа и духовности. Культы и религии представляет собой мощный пласт культуры человечества, насчитывающий многотысячелетний период существования.

Имеет место понятие «культурность». Это упорядоченная сознательная система знаний, взглядов и поступков индивидуума, отвечающая общепринятому в данном обществе мировоззрению, традициям и обычаям, морали и нравственности. Разумное использование в общении, социокультурных процессах, культурной информации и традиций в жизни сообщества индивидуумом или группой индивидуумов – культурные навыки. Культурные блага – это возможность и доступ к историческому и социокультурному наследию, использования и приобщения к культурной жизни современного общества и сообществ. Это возможность туризма, экскурсий, посещения культурных центров и объектов – театров, библиотек, музеев.

 Исторически в каждой стране  или регионе формировались культурные центры. Это культурологическое понятие, введенное в научный обиход последователями американского  этнографа и антрополога Ф.Боаса.

Понятие фиксирует область наибольшей «густоты» культурных признаков. Обычно это столица, город или крупный населенный пункт, в котором исторически сосредоточены культурные ценности и коллекции, музеи, собрания произведений искусства, библиотеки, театры, концертные залы, учебные и научные учреждения. Обычно такой центр и является привлекательным туристским центром культурного туризма (познавательного, образовательного, делового и научного и других видов).

 Культурные связи – деловые  отношения сообществ, предполагающие в своей основе культурный обмен. Соприкосновение культур в процессе диффузии. Культурный обмен - процесс коммуникации людей, являющихся носителями отличных друг от друга культурных ценностей или поведенческих норм, при которых происходит обмен информации. Культурный обмен - спонтанное взаимодействие цивилизаций. Широкое понятие, включающее в себя как обмен культурными делегациями, проведение семинаров, симпозиумов, коллоквиумов, научных съездов, так и обмен культурными ценностями, коллекциями ( на возвратной, компенсационной или безвозвратной основе). Культурные коммуникации - совокупность существующих в общественной жизни процессов передачи информации – идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т.п.- от индивида к индивиду; от группы к группе; также институты и каналы, выразительные формы, с помощью которых такая информация передается и принимается.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют одни из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное знание туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, его творческого потенциала, расширения горизонта знаний.

Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал.

Культура является  фундаментальной основой процесса развития, сохранения самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В мире проходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют  неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры. Поэтому культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство – один из самых важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах ( в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников.

Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы – характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ.

Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры – хорошая память о регионе. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующимся особым спросом у туристов.

Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может  предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами- сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре.

В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудованными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. До 80 % объектов туристского показа являются культовыми. Мотивами к паломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т.д. Мотивация проходит либо из предписаний религии ( например, каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку), либо из религиозных устремлений и убеждений человека. В мире существует ряд выдающихся по своей значимости памятников культовой архитектуры: собор Нотр-Дам де Пари во Франции, собор Святого Петра в Италии и др., которые выступают как важнейшие объекты туристского интереса и привлечения туристов всего мира.

Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны , как правило, получают интерес к системе образования другой страны. Поэтому  учреждения образования ( колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали туристскими достопримечательностями и самостоятельными объектами туристского показа. Помимо этого система образования является особенностью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности, как основа обучающего туризма. Возможность получения престижного образования привлекает студентов из разных регионов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потребительского рынка.

Научный потенциал может выступать побудительным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто непосредственно занят наукой или связан с этой областью деятельности. В век научно-технической революции научные комплексы являются важным ресурсом познавательного туризма. 

К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т.д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так  и для массовых туристов.

Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану