Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:56, дипломная работа

Описание работы

Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4

1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40

ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85

Файлы: 1 файл

Razrabotka_KPT_diplom.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Национальная кухня составляет важный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать национальные блюда той страны, по которой путешествуют. Особые интересы туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню.

Таким образом культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности конкретного туристского направления.

 

    1. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение

 

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурно-познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающей всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельностью.

Культурно-познавательный туризм включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества ( а также отдельных наций и народов) во всем разнообразии. Это туризм, созданный и предлагаемый на основе суммы культурных впечатлений, это индустрия туризма, продающая туристам культурный продукт в виде культурных впечатлений. Одним из подвидов является этнический и этноэкологический туризм, путешествия в целях культурного и языкового обмена.

При публичном обсуждении темы в Академии культуры в Санкт Петербурге был задан риторический вопрос: А существует  ли «бескультурный» туризм? На это полемическое замечание можно ответить однозначно. Да, существует. В большинстве своем  это деятельность, осуществляемая под видом туризма в целях, чуждых общим принятым целям туризма, например в коммерческих устремлениях  участников шоптуров (челночных) поездок, поездок с целями, противоречащими здравому смыслу, общечеловеческой морали и этики, доброго порядка и разумности. К сожалению, таковые имеют место и подвергаются остракизму обществом. Неспособность человека увидеть в туризме культурную составляющую означает его неспособность понять ключевое положение потребления в качестве важнейшего признака выразительности, а также формирования и появления в качестве совокупного продукта культурного (или символического) капитала. Культурный капитал как основа и базис культурно-познавательного туризма выражается в бытовом и высокохудожественном, простонародном и аристократическом и иных источниках культуры [6. С. 347]. 

Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для  его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

  1. памятники археологии;
  2. культовую и гражданскую архитектуру;
  3. памятники ландшафтной архитектуры;
  4. малые и большие исторические города;
  5. сельские поселения;
  6. музеи, театры, выставочные залы и др.;
  7. социокультурную инфраструктуру;
  8. объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
  9. технические комплексы и сооружения.    

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Ресурсы культурно-познавательного (просветительного) туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика – впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия культурно-просветительского туризма соответствует коэффициенту экзотичности – доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени [44. С. 5].

С одной стороны, туристу нужно показать редкие и неповторимые памятники культуры. С другой стороны, нужно по немногим образцам познакомить его с обширными территориями, чтобы он составил объективное представление в районе, городе, крае, стране.

Культурно-познавательный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, так и косвенных (опосредованных),  в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартизированные массовые) впечатления. Культурные артефакты – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое  и символическое содержание: 1) предметы, вещи, одежда, жилище, дороги и т.д., 2) феномены духовной жизни общества (научные теории, суеверия, произведения искусства, фольклор) – самоощущение человека внутри конкретной культуры – культурная идентификация, отождествление себя с определенной группой, этносом, нацией, расой, человечеством; восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка, восприятие ценностей, традиций и обычаев этой культуры. Неприятие и непонимание (нежелание понимания) чужой культуры накладывает негативный отпечаток на межкультурные отношения и взаимодействие.

Типичное негативное явление в культурном массовом туризме – навязывание стереотипа культуры- надуманного выхолощенного образа явления, упрощенного воспроизведения для быстрого освоения и непритязательного развлечения. Таковым может быть стереотип образа шотландца в клетчатой юбке (килт), играющего на волынке с бутылкой вечного шотландского виски, или русского в шароварах, сапогах, папахе, с рюмкой водки и танцующим с медведем в обнимку. Нередко культивируется самообман при взаимном молчаливом согласии как производителя туристского продукта так и потребителя. Местная туристская индустрия создает некий образ явления или совокупности материальных предметов, за счет которой она и существует, при тайном согласии туристов увидеть и «съесть» предложенную фальшивку. Формируется типовой образ деятельности туристов, ориентированный на местное туристское производство туристского продукта – что надо посетить, что надо увидеть, что надо сфотографировать, что надо купить из сувениров. Для туристов специально генерируются обряды, которых не существует, плавучие красочные лодочные рынки на воде, которых уже давно нет и местным жителям они не нужны, и прочее на потребу массовому туристу-потребителю. Истинная культура остается невостребованной, незамеченной, непознанной, а полученные впечатления – весьма далекими от истинных или аутентичных. Туризм при этом становится неким конвейерным производством [6. С. 349].

Культурный турист – условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма. В русском языке это может быть: 1) индивидуум, турист, обладающий навыками и привычками культурного человека по понятиям современности и традиций общества, бережно и с пониманием относящимся к объектам культуры и природы, стремящийся познать их, 2) участник туристской поездки, относимой по своим характеристикам и признакам к культурному туризму.

В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов: 1) специальная категория культурных туристов-энтузиастов- 10-15%. Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности. Как правило, существует взаимосвязь между их профессиональной деятельностью и туристскими поездками, 2) постоянная категория культурных туристов- 30-40%. Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма, хотя, как правило, у них есть и другие интересы, и в процессе отдыха они занимаются и другой деятельностью, 3) категория случайных культурных туристов – (45-60%). Они занимаются культурным туризмом спорадически из любопытства, однако составляют самую многочисленную категорию тех, кто посещает объекты исторического и культурного наследия. В период отдыха они посещают культурные достопримечательности в радиусе50 км от постоянного места пребывания [6. С. 352].

Культурно-познавательный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией или культурами, т.е. новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, представленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества. Усиление  взаимосвязи культуры и туризма базируется на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явление, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей. Базисом выступают пять мотивационных признаков: 1) познание явлений и вещей, 2) коммуникация, 3) релаксация, 4) лечение и оздоровление, 5) социальный престиж. Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально-информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также и последующий релаксационный эффект.

Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1) ранжированием культурных комплексов  по их месту в мировой и  отечественной культуре;

2) необходимым и достаточным  временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнить разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных  маршрутов. Наконец, предоставление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды,  античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

Среди подвидов культурно-познавательного туризма выделяется несколько уровней:

Профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников. Обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч и т.д.

Специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в части детального знакомства и изучения местных обычаев, истории и быта населения, фольклором иным культурным наследием.

Неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющиеся основой целеполагания туристской поездки, например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.

Сопутствующий, который является дополнительной и необязательной частью туристской программы (культурной программы). Обычно сопровождает деловой туризм и другие виды и подвиды туризма.

 Культурный квазитуризм, туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт [6. С. 353].

И так,  культурно-познавательный туризм – туристическое путешествие, проводимое с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими достопримечательностями, посещения музеев, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других развлекательных мероприятий.

Культурно-познавательный туризм способствует восстановлению психических и физических возможностей человека, а также расширению его культурного кругозора. При этом турист получает знания без принуждения, по собственному выбору, основываясь на своих интересах и желаниях.

Познавательные туры очень популярны во всем мире. Основой данных туров являются экскурсии и развлечения. Развлекательные туры могут быть двух разновидностей:

1. Периодические, или разовые туры  – организуются на праздники, во время каникул, на традиционные  фестивали или могут быть 

приурочены к каким- то разовым событиям или мероприятиям (Рождество, День города и т.д.).

2. Регулярные, или постоянно действующие  туры – к специально созданным  местам постоянно действующих  развлечений (тематические парки, казино и т.д.). Такие туры имеют круглогодичный характер [12. С. 226].

Анализ распространения объектов культурно-просветительного туризма на территории бывшего Советского Союза показал, что по насыщенности ими в первую очередь выделяются территории Центрального экономического района России, Прибалтики и Закавказья. Более 50% ресурсов этих регионов составляют объекты историко-культурной группы. Достаточно высокими показателями характеризуются территории Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов. Для Поволжья, Сибири, Дальнего Востока характерны единичные, но широко известные и популярные объекты или высокая концентрация их в отдельных местностях и городах [44. С. 6].   

Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану