Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 12:56, дипломная работа
Современный туризм охватил десятки стран, способствуя тем самым географическому распространению передовых технологий обслуживания путешествующих. Уровень развития индустрии туризма стал показателем общего экономического развития страны.
Как известно, при выборе страны – посещения, туристов привлекают природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, развитая инфраструктура и безопасность. В этом плане у Казахстана есть все возможности занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Республика Казахстан находится в самом сердце Евразии, на перекрестке дорог соединяющих крупнейшие страны Азии и Европы. Это выгодное географическое положение благоприятно сказывается на развитии международных туристских связей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА………………………………………….4
1.1. Туризм, его виды, место в экономике и социальной
политике страны……………………………………………………………...4
1.2. Туристские ресурсы и их виды…………………………………………11
1.3. Анализ состояния туристских ресурсов в России…………………….19
1.4. Понятие культуры и ее влияние на развитие туризма………………..28
1.5. Культурно-познавательный туризм, его особенности и значение......33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….40
ГЛАВА 2. ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕВЕРНОГО
КАЗАХСТАНА…………………………………………………………...4
1.1. Физико-географическое положение и природно-климатические ресурсы Северного Казахстана………………………………………….4
1.2. Историко-культурное наследие Северного Казахстана………….14
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном
Казахстане……………………………………………………………….29
Выводы……………………………………………………………………39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ТУРА ПО СЕВЕРНОМУ КАЗАХСТАНУ……………………………..40
2.1. Сущность и содержание культурно-познавательного туризма….40
2.2. Анализ существующих туров по Северному Казахстану……......43
2.3. Маркетинговое исследование при разработке тура……………...52
2.4. Проектирование и этапы разработки тура………………………..57
2.5. Программа культурно - познавательного тура
«Астана- Боровое»……………………………………………………....61
2.6. Реклама и продвижение турпродукта на рынок………………….68
Выводы…………………………………………………………………..75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..85
В традиционном народном музицировании казахов, в домбровом исполнительстве, как правило, предшествовали рассказ или легенда о возникновении и содержании кюя. История домбровой традиции уходит в глубь веков, о которой свидетельствуют археологические открытия, например, древнего Хорезма, а также Пазырыкских курганов и археологические находки казахстанских археологов на территории Казахстана. Судя по этим сведениям, домбыра и кобыз были наиболее распространенными музыкальными инструментами ранних кочевников. Одна из особенностей домбрового исполнительства – сольная форма игры на инструменте. Искусство каждого кюйши и его стиль отличались яркой индивидуальностью, характерной манерой исполнения, определенным арсеналом средств музыкальной выразительности и разнообразием тематики домбровых кюев.
Адырна, древний казахский инструмент, отличается своим неподражаемым и изысканным звуком. Этот инструмент может быть различной формы. Иногда, его контуры напоминают лук или тело животного. Традиционно адырна сопровождала охотников и служила как талисман.
Жетыген является музыкальным инструментом прямоугольной формы из дерева. Слово Жетыген с казахского языка содержит в себе слово «жеты» - семь, что означает, что у данного инструмента 7 струн. Звуки жетыгена можно услышать в народных казахских песнях.
Дабыл – это ударный инструмент. Окружность его деревянного обода обтянута кожей, которая искусно украшена замысловатыми национальными орнаментами. Этот инструмент был изготовлен для передачи сигналов и может быть различным по размерам – до очень большого, чтобы создавать громкие звуки.
В музыкальной культуре казахов видное место занимают народные песни. Традиционное песенно-поэтическое искусство дошло до наших дней благодаря преемственной связи народных музыкальных традиций и исполнительства. Народное творчество включало в себя и музыку, и поэзию, и обряд, и нередко элементы сценическо-драматического и певческого искусства, а также инструментальное музыкальное исполнительство. Акыны, жырши, домбристы обладали высокими ассоциативными способностями, чутким восприятием мира, памятью, способствовавшей сохранению в традиции казахов многих видов и родов музыкального искусства. Слово “акын” включает в себя широкое собирательское понятие. Акынами казахи и киргизы называли тех певцов, которые с домброй в руках пели перед публикой или выступали в айтысе, то есть песенно-поэтическом состязании певцов-акынов и домбристов-кюйши. Настоящим считался тот, “кто захватывал слушателей стремительной искусной импровизацией”. Акын был своего рода носителем возвышенной, высокой поэзии, создателем орнаментально-музыкального полотна. Певцы, акыны-импровизаторы пользовались почетом и уважением, они были желанными гостями, любимцами народа. Хорошая песня ценилась дороже отар овец и косяков коней.
Свои произведения певцы-акыны распространяли в изустной форме. В условиях ограниченного общения в кочевом обществе данная форма музицирования приобретала значение общественное. Устное музицирование как духовное событие становилось праздничным.
Вплоть до ХХ века у казахов бытовал родовой уклад жизни. Любое семейное событие отмечали торжественно, с соответствующими обрядами, которые служили основой для создания напевов. При этом песни были своего рода осмыслением, пояснением происходящего обряда. Известны примеры обрядовых действий, целиком построенных в качестве своеобразной инсценировки уже существующих ритуалов. Например, во время свадьбы обязательно проходили айтысы. Вначале исполняли песню “Той бастар” (“Открытие торжества”). Эта обрядовая песня представляла собой некую интерпретацию совершаемого свадебного процесса.
В казахской свадьбе большое внимание уделяется песне невесты, исполнявшейся при совершении прощального обряда. На свадьбе исполняли “Жар-жар”, широко распространен напев “Беташар”, поющийся в тот момент, когда невеста приезжала в дом жених и носящий назидательный характер.
Обрядовая песня похоронно-поминального цикла носила не только ритуальный характер, но и эстетические функции, поскольку в ней концентрировались в характерной национальной форме скорбь, печаль, горестное состояние.
В похоронно-поминальный цикл входили песни “Дауыс” (голосить, причитать), “Жылау” (причитать).
Песенная культура казахов была непосредственным источником знания, доброты, красоты и возвышенного.
Сегодня, целый ряд оркестров и ансамблей играют на национальных инструментах, чтобы приблизить народ Казахстана к их культуре и истории. Национальная музыка особенно популярна во время праздников и фестивалей [62].
Историко-культурный потенциал Северного Казахстана широко представлен в достопримечательностях крупных городов и административных центров.
Астана-столица Республики Казахстан, так же является крупным культурным центром Северного Казахстана. В столице развернута широкая сеть культурных учреждений. В настоящее время действуют Казахский музыкально – драматический театр им. К.Куанышбаева, русский драмтеатр им. М.Горького, театр оперы и балета им. К. Байсеитовой, Президентский центр культуры, где расположены библиотека, концертный зал, функционирует зал органной музыки. Важную роль в культурной жизни Астаны играют Дворец творчества детей и юношества, Дворец «Жастар», Государственная филармония, Центр культурно – досуговой деятельности, оркестр народных инструментов, симфонический оркестр, библиотека «Отрар», музеи, современный кинотеатр «Синема Сити».
Достопримечательностями столицы является этно – мемориальный парк, в котором представлена в макетных экспонатах вся карта Казахстана под названием «Атамекен», монумент Байтерек - символ созидания, независимости и процветания суверенного государства, его визитная карточка на долгие годы, развлекательный комплекс «Думан» - единственный в своем роде объект коллективного отдыха, включающий в себя такие уникальные аттракционы, как: океанический аквариум; 3D кинотеатр, множество кафе и ресторанов, зона игровых автоматов и демонстрационный монорельс. В ближайшем будущем в комплексе появятся театр, аттракцион "Джунгли", зона интерактивных игр, многофункциональный зал аттракционов, боулинг, ночной клуб-варьете, казино, гостиница, крытый аквапарк. С момента объявления города столицей кардинально изменился архитектурный облик города. С использованием высоких технологий, современных строительных материалов, поднимаются уникальные здания и сооружения. Уже введены в строй Президентский центр культуры с концертным залом и библиотекой, Дворец официальных приемов «Салтанат Сарайы», административные здания Министерства внутренних дел, Министерства финансов, Генеральной прокуратуры, дворцы спорта «Алатау» и «Казахстан» и «Каспий», жилые комплексы и офисные здания. Наряду со строительством новых объектов, улучшается городской микроклимат: создаются обширные зоны отдыха населения, благоустраиваются кварталы. Международные музыкальные конкурсы и фестивали, которые каждый год проходят в столице, выявили много молодых талантов разных стран. В этом плане уникален фестиваль классической музыки «Шабыт», где ежегодно принимают участие лучшие певцы и музыканты ближнего и дальнего зарубежья. В 2003 году впервые был организован международный конкурс казахской песни, приглашены звезды эстрады из Сингапура, Сербии, Черногории, Белоруссии, Болгарии, Монголии, Филиппин, Литвы, Финляндии, Армении, Малайзии, Италии [70].
Костанайская область, самая большая по численности населения область Северного Казахстана, очень богата объектами историко-культурного наследия. Всего в области насчитывается 1974 недвижимых памятника истории и культуры. В областном центре имеются следующие объекты историко-культурного наследия: Мусульманская мечеть, Пассаж купца Яушева (областной историко-краеведческий музей), Дом купца Воронова (детско-юношеская библиотека), Дом купца Воищева (горуправление образования), Здание городского казначейства (комплекс "Надежда"), Дом купца Сенокосова (управление городской архитектуры), Здание областной администрации (Костанайский Государственный Университет), Здание кинематографа "Фурор" (здание облдрамтеатра), Дом купца Лоренца (Казагроэкспертиза), Сити-центр, ЦУМ, Кинотеатр "Костанай", Областной мемориальный музей им. Алтынсарина, Здание Почтамта, Шахматный клуб, Здание казахского драматического театра, Центральный сквер, Здание железнодорожного вокзала.
Памятники архитектуры и зодчества включают в себя: Памятник Алтынсарину, Бюст Дважды Героям Советского Союза И.Ф. Павлову и Л.И. Беде, Памятник А. Байтурсынову, Мемориальный комплекс памяти погибших в годы ВОВ, Монумент "Покорителям целены", Бюст А. Иманову, Бюст Л.И. Тарану, Памятник Б. Майлину [61].
В городе Павлодаре, административном центре Павлодарской области, есть два театра: областной музыкально-драматический музей имени Ж. Аймаутова, областной драматический театр имени А. П. Чехова; 5 музеев: областной музей литературы и искусства имени Бухар Жырау, областной художественный музей, Дом- музей имени П. Васильева, Дом Шафера, областной краеведческий музей имени Г. Н. Потанина; функционируют 22 библиотеки, 4 кинотеатра и 6 развлекательных центров для детей и молодежи. В современный облик города вносят элементы традиционного архитектурного стиля возведенные в последние годы Центральная мечеть имени Машхур - Жусупа и Благовещенский кафедральный собор, в которых жители города не только совершают религиозные обряды, но и приходят полюбоваться достопримечательностями. Излюбленное место отдыха горожан - скверы и бульвары города (33 сквера, 6 бульваров) и, конечно, Центральная набережная реки Иртыш. Горожане гордятся своей набережной. Равной по красоте не встретишь на всем течении Иртыша - от Усть-Каменогорска до Омска. Теперь это не только любимое место отдыха, но и оригинальный, демократичный и очень вместительный "зрительный зал", способный принять сразу десятки тысяч горожан во время традиционно проводимых на набережной праздников. В любое время года, в любую погоду здесь многолюдно и весело.
Восточную окраину Павлодара украшает католический храм. Религия всегда стояла у истоков культуры. Сам термин «культура» восходит к «культу», вере, традициям. Экибастузу повезло с людьми, высоко ценящими культуру. Благодаря их стараниям и с помощью всех экибастузцев в городе возведены мечеть и православный храм. Торжественное открытие Экибастузской мечети, на котором присутствовал муфтий Казахстана Ратбек-кажы, состоялось в сентябре 1998 года. Возведенная по проекту городского архитектора Жениса Хайдарова, она стала украшением города и была признана одной из красивейших в республике. Православный Собор в Экибастузе назван в честь двух святых: Серафима Саровского и Иверской иконы Божьей матери. С древних времен Иверскую икону считают хранительницей тех мест, где она находится. Строительство Серафимо-Иверского собора начато в 1992 году, а 21 сентября 2000 года было завершено. В церемонии освящения верхнего храма собора принимал участие архиепископ Астанайский и Алматинский Алексий. В строительстве храма принимали участие и христиане, и мусульмане. Их имена высечены на мемориальной доске у главного входа в храм [64].
Неповторимый облик городу Петропавловск, Северо-Казахстанской области, придают старинные купеческие здания, представляющие историческую ценность. В городе два драматических театра, кукольный театр, 2 музея[65].
Таким образом, Северный Казахстан является не просто музеем под открытым небом, но и регионом, имеющим прекрасные природные и культурные достопримечательности, способные привлечь туристов со всего мира.
1.3. Экономические предпосылки развития туризма в Северном Казахстане.
Северный Казахстан - главная житница страны, ведущий экономический регион. Здесь проходят железнодорожные и речные магистрали. Недра весьма богаты каменным и бурым углем, железной и медной рудой, бокситами, золотом. Развиты топливно-энергетическая, горнодобывающая отрасли, машиностроение, имеются предприятия нефтепереработки, по производству ферросплавов, алюминия, тракторов. Значительное место в экономике региона занимает агропромышленный комплекс. Регион является основным производителем технических культур. Развита пищевая промышленность [63].
Туризм считается одной из важных пружин мировой экономики. Важной составляющей для развития туризма в регионе является состояние гостиничной индустрии.
Размещение - самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия - суть системы гостеприимства. Она исходит из древних традиций в истории человечества - уважение гостя, торжественность его приема и обслуживания.
Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные кемпинги и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за определённую плату.
Для Северного Казахстана, да и для всей территории республики, характерно неравномерное освоение территории в рекреационных целях и соответственно такое же размещение предприятий туристских услуг, гостиниц и туристских баз [5].
Любые путешествия начинаются с размещения туристов. От этого зависит многое. Ведь туристская база, гостиница, кемпинг становятся местом отдыха туристов, и это место должно быть красиво спланировано, добротно построено, иметь необходимые удобства и должно нравиться всем туристам.
Информация о работе Разработка культурно-познавательного тура по Северному Казахстану