Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:34, курсовая работа
Цель данной работы: разработать доступный и интересный автобусный тур «Путешествие из Петербурга в Москву», учитывая интересы современной молодёжи.
В рамках достижения поставленной цели автором были определены основные задачи:
Рассмотреть и описать туристские ресурсы Центрального региона и Северо-Западного федерального, с точки зрения выбранной тематики тура;
Проанализировать возможности и перспективы создания данного тура;
Провести и проанализировать социологический опрос для выявления интереса к маршруту данного тура;
Определить потребности, цели и описать портрет потребителей данного туристского продукта;
Разработать программу и рассчитать стоимость тура «Путешествие из Петербурга в Москву».
1.3. Характеристика Тверской
области как туристского
По усредненным оценкам разных организаций ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 600 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в Тверскую область оценивается в 1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.). В настоящее время в Тверской области имеется 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. В их числе 74 баз и домов отдыха, 49 гостиниц, из которых 10 расположены в г. Твери. Материальная база большинства средств размещения, особенно в районных центрах, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приёму и размещению туристов и отдыхающих.
Тверская область занимает выгодное географическое положение, она расположена на трассе, соединяющей исторические столицы России. Это существенно повышает потенциал генерации туристских потоков. При этом у многих посетителей и туристов есть желание посмотреть глубинку России, но транспортные издержки при путешествии на Урал и в Сибирь сопряжены с издержками времени и затратами на дальнемагистральную перевозку. Тверь и Тверская область являются вполне подходящей, близко расположенной туристской дестинацией с высокой туристской привлекательностью для большинства целевых групп посетителей и туристов.
Тверская область - естественный "купол" Валдайской возвышенности и начало водораздела гигантских водных систем. Здесь берут свое начало такие большие и протяженные реки, как Западная Двина, Днепр, Мста, но, конечно же, главной рекой не только Тверской земли, но и России остается Волга. Исток Волги является уникальным природным и историко-культурным памятником мирового значения. Волга пробегает по Тверской земле первые 685 км, принимая на своем пути 150 притоков. Широко известны в России и за ее пределами курорты оз. Селигер, г. Кашин с минеральными водами, а также привлекательные объекты туристской индустрии в городах Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Старица, в Конаковском, Бологовском, Пеновском, Лесном и других районах.
Наличие памятников природы, своеобразный растительный и животный мир, низкая плотность населения в большей части районов, отсутствие вредных производств (исключая атомную электростанцию в Удомле) делают регион неповторимым и уникальным, исключительно привлекательным для различных подвидов экологического и других видов туризма.
Мощности природных лечебных ресурсов и их разнообразие позволяют организовать в Тверской области активный и востребованный санаторно-курортный комплекс. По курортному потенциалу Тверская земля является одной из самых перспективных в центре России, учитывая, что большие территории из-за чернобыльской и челябинской аварий атомных реакторов оказались в зоне экологического бедствия, а ряд месторождений питьевой воды и лечебных грязей в Российской Федерации исключен из промышленного освоения.
К природным лечебным ресурсам Тверской области относятся: месторождения минеральных вод различных типов и групп, предназначенных как для питьевого назначения, так и для проведения бальнеопроцедур. Минеральные воды имеются в Осташковском, Селижаровском, Пеновском, Кашинском, Калязинском, Торжковском, Андреапольском, Калининском, Калязинском и других районов области. В области имеются несколько видов традиционных лечебных грязей, среди которых выделяются сапропелевые и торфяные грязи, активно используемые для различных эффективных процедур грязелечения. Тверская область очень богата и разнообразна другими природными лечебными ресурсами, такими как: леса, лесопарки, акватории водохранилищ, озер, рек и другие водные объекты, пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, имеющие лечебно-оздоровительный потенциал и выполняющие санитарно-гигиенические функции. В настоящее время в области функционирует 19 санаторно-курортных учреждений, которые по мощности сектора размещения и лечебной базы способны в течение года при равномерной нагрузке обслужить около 300 тыс. человек. [2]
Успех любой фирмы на рынке зависит в первую очередь от привлекательности производимого продукта. Он образует основную часть маркетингового комплекса, на которой завязаны все остальные элементы: цена, продвижение на рынке и распространение. Расхождение в восприятии туристского продукта между потребителями и производителями осложняют экономические исследования в сфере туризма. Проблема состоит в том что, продукты выходящие на рынок не всегда совпадают с тем, что запрашивают покупатели. Приобретая туры покупатель в действительности ищут совсем иное нежели набор услуг. Одни, отправляясь на отдых, покупают путевку на курорт, чтобы расслабиться, отдохнуть, загореть, поправить здоровье. Другие же выезжают в командировку для проведения деловых переговоров и заключению контрактов.
В связи с тем, что большинство людей отказываются от отдыха из-за финансовых трудностей, создание нового тура «Из Петербурга в Москву» даст многим возможность доступного отдыха. Таким образом, данный туристский продукт разработан в первую очередь для граждан, которые располагают достаточным временем и заинтересованы в бюджетном путешествии.
Новгородская область, Тверь, Москва – эти регионы обладают огромным туристским ресурсом и являются доступными для туристов из Санкт-Петербурга. При этом большинство туров на сегодняшний день перенасыщены экскурсионной программой и почти не дают туристам возможности самостоятельного изучения города по своим интересам. Данный тур имеет только ознакомительные экскурсии с основными достопримечательностями и предлагает путешествующим отдохнуть самостоятельно, при этом имея чёткое расписание тура и гарантию качества обслуживания.
Программа разработанного тура «Из Петербурга в Москву» включает в себя проведение обзорных экскурсий на основных остановках маршрута, не имеет перенасыщенной программы и даёт возможность самостоятельного отдыха, при этом имея чётко распланированный маршрут.
Предполагаемое время организац
Программа тура отличается своей универсальностью и может быть рассчитан на группу в количестве от 10 до 40 человек.
Возрастная категория может быть различной – от 18 и до 35 лет.
Глава 2. Социологическое исследование потребности туристов в новом туристском продукте «Путешествие из Петербурга в Москву»
2.1. Разработка анкеты
для выяснения
Решение относительно путешествия концентрируется вокруг выбора места туристского назначения. Разнообразие туристских мотивов содержит в себе различные виды туристских поездок и предполагает многочисленные возможности появления новых мест туристского назначения. Диверсификация образа жизни создает богатый спектр мотивов к путешествию, что, в свою очередь, определяет появление новых мест туристского назначения. Таким образом, понимание и использование туристских мотивов, потребностей и предпочтений в выборе различных тематик путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского продукта, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения туристского направления.[3]
Целью данного социологического опроса является выявление потребностей, мотивов, цели, и соответственно, заинтересованности приобретения разработанного туристского продукта «Путешествие из Петербурга в Москву».
Условием исследования является наличие анкет, как в электронном, так и в бумажном виде, согласие респондентов на анкетирование, соблюдение конфиденциальности. Методика проводится в стандартных условиях, возможна групповая или индивидуальная форма проведения.
Гипотеза: по данным исследования будет сделан вывод о категории граждан наименее и наиболее заинтересованной в новом туристском продукте «Путешествие из Петербурга в Москву», мотивов и цели их путешествия. Исходя из полученных данных, будет сделан общий вывод о перспективности создания и продвижения разработанного тура.
Объектом исследования являются различные слои населения Санкт-Петербурга, которые отдают предпочтение проведению отдыха посредством путешествий.
Анкета
Уважаемый участник исследования!
Просим Вас принять участие в опросе, с целью выявления уровня востребованности тура «Путешествие из Петербурга в Москву». Мы дорожим Вашим мнением и просим вас уделить несколько минут на заполнение анкеты. Обведите, пожалуйста, букву, соответствующую Вашему ответу.
Анонимность гарантируется, все данные будут опубликованы в общем виде.
Заранее благодарим за участие!
1. Ваш возраст.
а) от 18 до 30;
б) от 31 до 55;
в) от 55.
2. Выберете ответ, который лучше отражает, сколько раз в году вы обычно отдыхаете?
а) 2 раза в год по 2 недели;
б) мой отпуск 1 месяц, и я могу взять его весь сразу;
в) мой отпуск более 1 месяца в год, время и период я планирую сам(-а).
3. Какой регион России
представляет для Вас
а) мне было бы интересно путешествие по «глубинкам» нашей Родины;
б) Центральный/Северо-Западный округ;
в) мне вообще не интересно путешествие внутри страны;
г) другое (укажите).
4. С какой основной проблемой вы сталкиваетесь, планируя свой отпуск?
а) финансовые возможности;
б) временные ограничения;
в) длительное оформление документов;
г) непереносимость некоторых транспортных средств;
д) другое (укажите)
5. Вы знакомы с историей и
достопримечательностями
а) да, много читал и слышал;
б) да, немного;
в) нет, но хотел бы узнать;
г) нет, мне это не интересно
6. Что для Вас представляет
наибольший интерес в
а) природа разных регионов;
б) культура, архитектурный облик городов;
в) исторические события, в том числе
ход и события Великой
г) религиозные места, храмы, монастыри;
7. Хотели бы Вы познакомиться с Новгородской областью?
а) да, с удовольствием;
б) может быть, это было бы интересно;
в) нет, мне это не интересно.
Большое спасибо за оказанную помощь в проведении данного социологического исследования!
2.2. Анализ социологического исследования
Входе социологического исследования было опрошено 300 человек: по 100 человек в каждой возрастной группе: 1) от 18 до 30 лет; 2) от 31 до 55; 3) от 55. Что подтверждено результатами вопроса № 1.
На вопрос № 2 анкеты « Сколько времени в году вы обычно отдыхаете?» были получены следующие ответы:
Среди молодёжи получены следующие данные: в среднем молодые люди отдыхают 2 раза в год, большинство студентов в каникулы выезжают из города за границу или в другие города.
Среди респондентов среднего возраста получены следующие данные: люди среднего возраста чаще всего отдыхают 2 раза в год, разбивая свой отпуск (4 недели).
Среди респондентов третьего возраста: люди старше 55 лет самостоятельно планируют свой отдых.
В результате анализа полученных ответов на вопрос № 2 анкеты, можно сделать следующие выводы:
На вопрос № 3 «Какой регион России представляет для Вас наибольший интерес?» были получены следующие ответы:
Среди молодёжи: наибольший интерес представляет Центральный регион, посещение крупных городов с развитой инфраструктурой.
Среди респондентов среднего возраста: основной интерес к путешествию по отдалённым уголкам России, многим интересно путешествие на о. Байкал.
Среди респондентов третьего возраста: пожилым людям интересно посещение природных заповедников, уникальных санаториев, религиозных мест.
В результате анализа полученных ответов на вопрос № 3 анкеты, можно сделать следующее заключение: среди всех опрошенных наибольшим интересом пользуется путешествие в отдалённые уголки России; молодёжи же интересны поездки в крупные города в Центральном районе.
На вопрос № 4 анкеты «С какой основной проблемой вы сталкиваетесь, планируя свой отпуск?» получены следующие ответы:
Среди молодёжи получены следующие данные: большинство респондентов останавливают финансовые трудности и недостаток времени на длительные путешествия.
Среди респондентов среднего возраста: также находят трудности в финансовом положении.
Среди респондентов третьего возраста были получены следующие данные: пожилые люди трудно переносят длительные переезды и многие имеют финансовые трудности.
В результате анализа ответов респондентов, можно сделать следующие выводы:
На вопрос № 5 анкеты «Вы знакомы с историей и достопримечательностями Новгородской области?» были получены следующие ответы:
Среди молодёжи были получены следующие данные: знакомство в историей области достаточно ограничено и поверхностно.
Среди респондентов среднего возраста: большинство хорошо знакомо с историей и достопримечательностями Новгородской области, но только по рассказам знакомых и исторических справок.
Среди респондентов третьего возраста были получены следующие данные: большинство респондентов хорошо знакомы с историей и культурой области.
В результате анализа полученных данных сделаны следующие выводы: