Развитие делового туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что профессионально-деловой туризм является одной из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За свои невиданно быстрые темпы роста деловой туризм признан экономическим феноменом 20 столетия. Процессы, характеризующие современное состояние и изменения в сфере делового туризма, являются объектом научного интереса, поскольку от них зависят практические действия субъектов туристского рынка и воздействие органов управления на его развитие, программы подготовки и переподготовки кадров.

Содержание работы

Введение................................................................................................................2

Глава 1 Общая характеристика туризма.............................................................4
1.1. История туризма.......................................................................................4
1.2 Понятие туристского региона и основные концепции
его развития...............................................................................................6
1.3 Понятие делового туризма......................................................................10

Глава 2 Направления делового туризма………………...................................12
2.1.Основные направления делового туризма их характеристика.............12
2.2. MICE (Интенсив-туризм) как одно из направлений в туризме...........13
2.3 Понятие Интенсив-туризм в России и его развитие.............................19
Глава 3 Развитие делового туризма ..................................................................25
3.1 Деловой туризм в России..........................................................................25
3.2.Проблемы развития делового туризма ...................................................28

Заключение..........................................................................................................30

Список использованной литературы.................................................................31

Файлы: 1 файл

контрольная работа деловой туризм.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

В России наиболее популярны направленные на повышение профессионального  уровня и квалификации участников комбинированные инсетив-поездки: выездные конгрессы, семинары, симпозиумы, под которые подстраивается развлекательная программа. И под этот спрос уже формируется предложение: во всех более или менее вместительных отелях последнего поколения (включая курорты) предусмотрен один, а чаще несколько конференц-залов. Характерно, что на российском рынке делового туризма часто встречаются клиенты, которые не всегда точно знают, что они, в конечном итоге, хотят получить. Есть еще одна трудность: продуманная и интересная программа может легко провалиться, если компания не имеет надежных партнеров, способных ее реализовать.

 

Специалисты постоянно подчеркивают необходимость заказа и приобретения таких программ у профессионалов - фирм, специализирующихся на данном направлении. Что вполне объяснимо. Крупных компаний, занимающихся деловым туризмом, чуть более десятка.

По данным, представленным на сайте  Ассоциации Делового туризма (Russian Business Travel Associaction (RBTA)), можно сделать вывод, что они то и занимают две трети  российского рынка делового туризма. В их числе "American Express", "Карлсон Вагонлит", "Аэроклуб", "Роза Ветров", "Avetis Business Travel", "ВИТ-Информ", "Академсервис", "Интурист" и другие. Все эти компании связаны либо с информационными технологиями, либо с авиабилетами и авиационными перевозчиками. А еще есть страховые вопросы, гостиничные, автомобильные. Их, как правило, решают представители малого и среднего бизнеса. Таких компаний, по данным Ассоциации, в России около сотни. И они работают по всем основным направлениям: инсентив-туры, выставки, конгрессы и совещания.[12

 Выбирать партнера - представителя  MICE индустрии можно по рекомендации  коллег, уже оспользовавшихся его  услугами. А можно по результатам  объявленного тендера. В любом  случае, начать следует с определения целей, которые необходимо достичь. Найдя партнера, нужно еще раз уточнить цели и задачи с учетом его рекомендаций, утвердить детальный план и бюджет. Оптимизировать расходы поможет знание нюансов: сезонности, групповых тарифов, опытных партнеров, предоставляющих скидки при долгосрочной программе. Фирме-заказчику полезно знать, какие факторы способны привести к сокращению издержек, то есть экономии бюджета предстоящей программы:

1) Сроки. Реализация инсентив-программ предприятия рассчитана на длительный период. Поэтому договоренность с профессиональным организатором поощрительной поездки об ее подготовке и осуществлении достигается предприятием заранее, иногда даже за 1 год до начала инсентив-тура. На подготовку инсентив-программы требуется около 3-4 месяцев, и одновременно разрабатывается несколько вариантов. Если обратиться к оператору своевременно, то выставленные расценки окажутся значительно ниже стандартных. Однако большинство российских клиентов определяются с выбором в самый последний момент или, в лучшем случае, за 1,5-2 месяца до предполагаемой поездки. Продолжительность таких туров, как уже упоминалось выше, обычно составляет от 3-4 до 7 дней. Более продолжительные путешествия пользуются спросом у VIP-корпорантов.

2) Сезон. Рассчитывать на существенные скидки в высокий сезон не приходится. Поэтому инсентив-поездки часто организуются в не сезон (весной и осенью), за исключением рождественских праздников и Нового Года. В такие периоды стоимость проживания может быть значительно снижена по сравнению со стандартными расценками. Кроме того, минимизировать расходы помогут выходные дни. На week-end стоимость проживания, равно как и аренда конференц-залов, в отелях бизнес-класса может быть снижена. А в курортных гостиницах, наоборот, может возрасти.

3) Направления. Как и в других  секторах туризма, в business travel прослеживаются  наиболее популярные направления:  Петербург, Подмосковье, маршрут  Золотого Кольца, курорты Черноморья. Из стран наиболее востребованы  Великобритания, Германия, Прибалтика, Скандинавия и США.

4) Группа. Серьезно снижаются цены  в зависимости от количества  сотрудников, принимающих участие  в поездке. Если в группе  насчитывается 25-30 человек, можно  претендовать на повышение категории  части предоставляемых номеров  или на бесплатное размещение для одного-двух представителей группы.

5) Заказ питания по схеме "полный  пансион" дает основание надеяться  на 10-15% скидку, которую, при желании,  можно обменять на бесплатные coffee-breaks (если они необходимы по  программе). Перевозчики также с удовольствием идут на контакт с любыми корпоративными клиентами, особенно при организации групп численностью свыше 20-25 человек.[3]

 Российский сектор туризма  сегодня представляет собой сложный  процесс взаимоотношений разного рода структур. Это туроператоры, создающие продукт для конечного потребителя, турагенты, выступающие в качестве посредников, продвигающих и реализующих этот продукт, туристские ведомства, экскурсионные бюро, авиаперевозчики, гостиницы и курорты, бюро аренды (от автомобилей до загородных вилл и апартаментов), системы по обеспечению безопасности, различные ассоциации и так далее. Структура самого российского туристического рынка окончательно еще не сформирована, существует еще путаница с основными дефинициями (от споров по поводу правильности и грамотности употребления прилагательных "туристский" и "туристический" до определения самого понятия "турпродукт"). Однако здесь уже появились крупные зарубежные игроки, приобретающие отечественные сети турагентств; набирает силу франчайзинг в туризме; крупные российские турфирмы все чаще и грамотнее используют брендинг в качестве эффективного маркетингового инструмента. И основные направления в туризме уже выделяются достаточно четко.

 Российский инсентив-туризм  в основном направлен сейчас  на организацию корпоративных выездов за рубеж. Эксперты Ассоциации Делового Туризма прогнозируют развитие индустрии MICE в следующих направлениях: преобладание индивидуальных деловых поездок, рост их количества; повышение спроса на посещение различных отраслевых выставок; рост конгрессного туризма, в частности, в России (включая спрос на услуги по организации мини выставок, презентаций, а также семинаров и тренингов во время проведения конференций); дальнейшее развитие инсентив-туризма. При этом продолжительность мероприятий будет сокращаться (до 2-3 дней). Корпоративный туризм, включая в себя элементы группового и индивидуального, тем не менее, значительно отличается от них, что связано с мотивацией создания таких путешествий. Можно условно выделить несколько основных типов корпоративных туров. Это профессиональные салоны (выставки, симпозиумы, форумы и др.), поощрительные поездки для группы сотрудников компании, тематические и событийные выезды целой корпорации или отдела. Любой из этих типов путешествий подразумевает разнообразие программы и создание комфортной среды для тимбилдинга. При этом географическим фоном может служить как один из красивейших городов мира, так и горнолыжный курорт, и экзотический остров в Индийском океане.

Спрос на инсентив-туры (корпоративные поощрительные мероприятия с использованием экскурсионных, лечебных, развлекательных программ) в России постоянно растет в связи с тем, что этот вид туризма рассматривается компаниями-заказчиками как незаменимый инструмент мотивации персонала, а также для создания положительного образа компании среди ее клиентов. Поэтому в туристических компаниях появляются отделы, занимающиеся именно этим направлением. Если организация деловых поездок на выставки, семинары и конференции стала уже привычной для многих туристических фирм, то инсентив-туризм не так давно начал пользоваться популярностью. Все большее количество руководителей уверены в том, что возможность принять участие в инсентив-поездке - лучший стимул к достижению высоких результатов в работе. А это, в свою очередь, самым положительным образом сказывается на результатах деятельности компании в целом. Это связано еще и с тем, что число компаний с западным капиталом, а именно они первыми стали пользоваться услугами инсентив-туризма, постоянно растет, так как Северо-Западный регион является экономически привлекательным.

 Наиболее типичный вариант  инсентив-тура - это поездки на 6-8 дней с максимально насыщенной  программой и со своей "изюминкой". Такие поездки могут включать  программы активного отдыха и  спорта - например, катание на оленьих и собачьих упряжках в Лапландии. Или программы снятия стресса и оздоровления - wellness-туры. Очень популярны варианты тематических поездок - таких, например, как Фестиваль цветов в Голландии. Очень часто в программы инсентив-туров компании-заказчики стараются включить обучающие семинары и внутрикорпоративные презентации, что в рамках стандартного туристического пакета вряд ли возможно.

Количество сотрудников, отправляющихся в инсентив-тур, составляет, как правило, 15-20 человек. На сегодняшний день наиболее типичные маршруты - это Западная Европа, Турция, Сардиния, Родос, Кипр. Все большей популярностью начинают пользоваться круизные направления. Это интересно, необычно и чаще всего ново для россиян. Заметно растет интерес к российскому экстриму. К примеру, в последнее время стали поступать заявки на организацию инсентив-туров в Мурманск, Архангельск, Карелию, причем в зимнее время. Также последнее время все большей популярностью пользуются инсентив-туры, в программу которых входят отдых и лечение в санаториях российского побережья Черного моря и уникального месторождения лечебных источников, который так и называется - Минеральные Воды. Хорошо организованный поощрительный (инсентив) тур остается в памяти сотрудников на долгое время, повышая их лояльность своей компании и производительность труда увеличение продаж, создание благоприятной атмосферы в коллективе. В самое последнее время мы можем наблюдать появление специализированных компаний, работающих исключительно в сфере MICE. Их целью является успешное проведение любых корпоративных мероприятий. Каждый год наиболее профессиональные туристические компании России, осознающие значение делового туризма, открывают отделы, обслуживающие MICE-сектор. 

Зарубежные туристические компании, почувствовавшие потенциал российского рынка, ищут любую возможность для установления контактов со своими российскими коллегами. Основным событием в мире делового туризма в России для подобных встреч является специализированная выставка делового и инсентив туризма -Moscow International MICE Forum, проводимая ежегодно в марте. Мероприятие дает возможность российским корпоративным и профессиональным покупателям встретиться с зарубежными поставщиками туристического продукта в деловой атмосфере выставки. По оценкам экспертов, у конгрессного и инсентив-туризма в России - большое будущее. Причин тому несколько. Первая состоит в том, что в Москве, Санкт-Петербурге, других городах Российской Федерации немало предприятий, работа которых интересна специалистам других стран. Далее, российская культура, памятники старины, музеи давно привлекают туристов со всего мира. И, наконец, в России за последние годы построено и реконструировано много первоклассных отелей, в которых есть конгресс-центры со всем необходимым оборудованием. Поэтому можно смело утверждать, что Россия - идеальное место для конгрессного и инсентив-туризма. И если руководители любой компании, в какой бы стране мира ни располагались ее офисы или производство, захотят провести в России семинар или конгресс, то большое количество компаний, специализирующихся на проведении инсентив-туров создаст для этого все условия: подберет отель для проживания, зал для проведения запланированных мероприятий, организует посещение предприятий, в том числе и оборонного комплекса, предложит интересную экскурсионную программу. [12]

 

 

 

 

 

Глава 3 Развитие делового туризма

3.1 Деловой туризм в России

В Российской Федерации деловой  туризм - совсем новейшее явление, как  и туризм вообще, особенно международный, по выделившийся в рамках этой отрасли позднее большинства других ее направлений. Он стал зарождаться в нашей стране лишь в 1990-е гг. в связи с переходом отечественной экономики на рыночные рельсы и снятием "железного занавеса". В российской экономико-географической науке явление делового туризма практически не изучено. Таким образом, к настоящему моменту практически отсутствует теория географии делового туризма, нет его комплексной характеристики ни в глобальном масштабе, ни на уровне Российской Федерации, а также не выявлены закономерности его пространственной и функциональной структуры и его развития. С учетом интенсивной положительной динамики делового туризма в России (как и в мире), высокой доходности для государственного бюджета от этой отрасли, а также стихийного пока характера ее развития в РФ, существует острая необходимость научного исследования делового туризма вообще и отечественного в частности и, на основе изучения зарубежного опыта в отрасли, выработки рекомендаций по развитию делового туризма в России. Иными словами, направленное изучение делового туризма необходимо как в теоретическом, так и в прикладном аспекте.

Зaпaдныe кoмпaнии дaвнo ocвoили тaкoй  вид пpoвeдeния мepoпpиятий кaк  бизнec-тypизм. Bыeздныe кoнфepeнции, ceминapы, тpeнинги - пpeкpacнaя вoзмoжнocть coвмecтить пpиятнoe c пoлeзным. Этo нe тoлькo cпocoб пpинятия бизнec-peшeний, пpoвeдeния oбyчeния пepcoнaлa, ycтaнoвлeниe дeлoвыx cвязeй, нo и cпocoб yкpeпить кopпopaтивный дyx кoмaнды, иницииpoвaть нeфopмaльнoe oбщeниe мeждy члeнaми кoллeктивa, дa и пpocтo пoднять нacтpoeниe yчacтникaм.

Poccийcкиe бизнecмeны, oглядывaяcь нa  зaпaдныx кoллeг, тoжe нaчинaют  зaдyмывaтьcя o вoзмoжнocтяx дeлoвoгo тypизмa. Boт тoлькo вoзмoжнocтeй этиx пoкa  мaлoвaтo.Caмo пoнятиe деловой туризм  дaжe пo мeждyнapoдным мepкaм дocтaтoчнo нoвoe.

     Пpи этoм, ecли в миpoвoм  тyp-пoтoкe дoля бизнec-тypиcтoв cocтaвляeт  25-30%, тo в Poccии - мeнee 20%. B тo жe  вpeмя aбcoлютнo дpyгoe pacпpeдeлeниe дeмoнcтpиpyют Mocквa и C.-Пeтepбypг, гдe вo въeзднoм  пoтoкe дoля бизнecмeнoв пpиближaeтcя к 60%.Пpимepнo пoлoвинa вcex зapyбeжныx гocтeй cтoлицы пpиxoдитcя нa пpиexaвшиx c дeлoвыми цeлями. B 2006 гoдy иx былo oкoлo 2 миллионов чeлoвeк. Oбъeмы мeждyнapoдныx кoнтaктoв, cвязывaющиx Poccию c зapyбeжными cтpaнaми, пocтoяннo pacтyт, oтчeгo пpиopитeтoм paзвития гocтиничнoгo бизнeca в Poccии cчитaeтcя cтpoитeльcтвo кoмфopтaбeльныx, yдoбнo pacпoлoжeнныx кoнгpecc-oтeлeй (кaк пpaвилo, кaтeгopий 4 "звезды" и вышe). Bo мнoгиx кpyпныx пpoмышлeнныx и кyльтypныx цeнтpax - Mocквe, Caнкт-Пeтepбypгe, Mypмaнcкe, Apxaнгeльcкe, Caмape, Toльятти, Coчи, Eкaтepинбypгe, Иpкyтcкe, Hoвocибиpcкe, Bлaдивocтoкe и дpyгиx гopoдax - c кaждым гoдoм yвeличивaeтcя чиcлo гocтиниц, ocнaщeнныx вceм нeoбxoдимым для бизнec- и кoнгpecc-тypизмa, a cтapыe мoдepнизиpyютcя c yчeтoм зaпpocoв бизнecмeнoв.

Информация о работе Развитие делового туризма