Развитие приоритетных видов туризма в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Столица республики Татарстан Казань является одним из 13 городов - миллионников России. За свою тысячелетнюю историю Казань пережила немало важных событий и изменений, которые естественно оставили свой след на облике города. В Казани выявлено более 1600 памятников различных видов искусств и периодов истории. Главным из них является Казанский Кремль - уникальный комплекс археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города и до наших дней. Вместе с тем Казань ни в чем не уступает другим современным городам: кроме всех прочих, здесь есть и такие виды развлечений, как 2 аквапарка и один из трех в России кинотеатров IMAX с гигантским экраном, новые современные гостиницы и развлекательные центры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2Глава 1. Современное состояние туризма………………………….……………9
1.1 Перспективы развития туризма как сферы услуг в мире………………......9
1.2 Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации……17
1.3 Состояние туризма в Республике Татарстан...........................……………..23
Глава 2. Анализ состояния приоритетных видов туризма в РТ на примере турагентства «Гранд Тур – Клуб Казань»………..…………………………...29
2.1 Характеристика турфирмы………………………………………………...29
2.2 Туристские и рекреационные ресурсы Республики Татарстан…...………38
2.3 Приоритетные виды туризма в РТ………………………………………….47
Глава 3. Развитие приоритетных видов туризма в Республике Татарстан…..62
3.1 Предложения по развитию туризма в Республике Татарстан…………….62
3.2 Экономическое обоснование культурно-познавательного туризма….......70
3.3 Влияние туризма на развитие региона……………………………………..75
Заключение……………………………………………………………………….83
Список использованной литературы…………………………………………...87

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 176.98 Кб (Скачать файл)

Самый популярный тип туризма –  это пляжный отдых. Огромное количество стран во всех уголках мира предлагают комфортный отдых на своих побережьях.

Чуть меньшей популярностью  пользуется экскурсионный туризм. Осмотр природных, исторических, архитектурных  и многих других достопримечательностей влечет любознательных туристов.

В последнее время небывалую  популярность приобретает экотуризм, путешествия по нетронутым цивилизацией уголкам дикой природы.

Спортивный туризм был популярен  во все времена. Горнолыжный спорт, большой теннис, гольф, серфинг, виндсерфинг, дайвинг, рыбалка и многие другие виды спорта привлекают на специализированные курорты активных туристов.

В последнее десятилетие появилась  новая разновидность туров –  шоптуры. Любители набегов на магазины с удовольствием посещают знаменитые сезонные распродажи и торговые фестивали.

Многие туристы комбинируют  туры, совмещая, например отдых на море с экскурсионной программой. Одной из разновидностей такого отдыха являются морские круизы. Можно совместить шоппинг и посещение каких-либо мероприятий: спортивных, карнавалов и т.д.

Комбинированные туры – это отличный выбор для тех, кто хочет за раз получить максимум впечатлений.

Рост уровня жизни, личного располагаемого дохода, уровня образования повышает интерес человека к путешествию  и возможности совершать его  как внутри своей страны, так и  за ее пределами, а более высокое  качество туристского продукта делает туризм для многих привлекательным. Все секторы индустрии туризма  испытывают влияние новых технологий.

Торговля. Устанавливается и заключается  больше региональных соглашений о свободной  торговле, что поддерживает международный туризм.

Транспортная инфраструктура. Совершенствование  и системы электронных данных обеспечит быстрое и прямое сообщение  между регионами, сделает туристские маршруты более разнообразными и менее дорогостоящими.

Ресурсы рынка. Возрастает потребность  в дискреционном туризме (туризме  по собственному выбору).

Туризм - это сектор экономики, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристские фирмы, радио - и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.

Оценка потенциального роста мирового рынка туризма и основных его  составляющих ведет к пониманию  и прогнозированию дальнейших тенденций  развития внутреннего и международного туризма, а это всегда является важным и актуальным для любого сектора  экономики.

ВТО  прогнозирует бурное развитие туризма. По мнению экспертов, ежегодно объем туристов будет увеличиваться, достигнув к 2020 г. 1,6 млрд. международных туристических посещений.

Определение прогноза развития международных  обменов тесно связано с туризмом и поездками, которые сами по себе зависят от целого спектра факторов (социодемографических, экономических, политических.

В туристском секторе отмечают следующие тенденции:

· Замедленные темпы роста (но все-таки роста);

· Большая конкуренция  в целевой направленности регионов;

· Рост воздействия на туризм экономических, социокультурных факторов, а также окружающей среды;

· Повышение требовательности к туристскому продукту и избранному типу обслуживания.

Совокупность этих факторов приводит к заключению: чтобы достичь успеха в туризме, надо обеспечить полный профессионализм, составной частью которого выступает  разумное регулирование туристической  деятельности в сфере защиты прав и интересов потребителя, сочетающее элементы государственного регулирования  и саморегулирования.

Осознание человеком, что он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведет  к расширению рынка туристских поездок, особенно целевых. На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам исследования  “Tourism: 2020 Vision”  провозглашены пять перспективных туристических направлений 21 века.

  1. Приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков манят самые дальние точки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристские потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта. Будет продолжена организация походов на самые высокие горные вершины мира. С 1985 г. в целях туризма начата эксплуатация 46 подводных лодок. В 1996 г. в путешествиях на подводных лодках участвовало более 2 млн. туристов, что принесло туроператорам доход в 147 млрд. долл. В мире начато производство подводных субмарин с прозрачным корпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. В августе 1998 г. такая субмарина проложила свой курс в Северной Атлантике к месту крушения «Титаника». Самая привлекательная точка края Земли – Антарктида. 10 тыс. туристов уже посетили этот ледовитый континент. Стоимость тура в Антарктиду – от 10 до 16 тыс. долл. Вопрос о превращении трех своих исследовательских баз в Антарктиде в туристские центры решает Австралия. Великобритания, Новая Зеландия и Россия открыли в Антарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом.
  2. Круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами. В 1997 г. на круизных судах по морским и речным маршрутам путешествовало около 7 млн. человек, в 2000 г. число туристов составило 9 млн. В мире строится 42 восьмипалубных круизных судна водоизмещением 250 тыс. тонн и вместительностью до 6200 пассажиров каждое.
  3. Экотуризм. Главная цель экотуризма – сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы.
  4. Культурно – познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещением памятников культуры. В связи с повышением интереса к познавательному туризму возрастает значение охраны памятников культуры. Требуется применение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению туристическими потоками.
  5. Тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например к климату местности, превалирующему над остальными туристическими мотивами. Крупнейшее британское туристическое издательство “ Travel & Tourism Intelligence” (TTI), входившее в “Economist Intelligence Unit”, опубликовало исследования, содержащие долгосрочные, прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных 30 крупнейших выездных рынков, представляющих 90% объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок туристов за границу, количество ночевок и денежных средств на зарубежные поездки. Рассмотрим темпы роста международных поездок (Таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Темпы роста международных поездок  на период 1996 – 2011 гг., среднегодичный процент изменения

Регионы-поставщики туристов

1986-1996 гг.

 

1996-2001 гг.

 

2001-2006 гг.

 

2006 -2011 гг.

               

Европа, включая Средиземноморье

5,3

 

1,7

 

3,5

 

4,3

Северная Америка

3,6

 

6,7

 

5,1

 

5,0

Центральная и Южная Америка

5,1

 

6,5

 

7,1

 

6,3

Юго-Восточная Азия

10,1

 

7,9

 

5,8

 

4,8

               

Дальний Восток

13,9

 

8,6

 

6,9

 

8,2

               

Австралия/ Южная Африка

5,6

 

5,6

 

6,0

 

6,2

Основные страны -  поставщики туристов

5,5

 

3,4

 

4,4

 

4,4

Остальные страны

7,0

 

3,5

 

4,3

 

3,7

               

Всего в мире

5,7

 

3,4

 

4,4

 

4,3


Как видно из таблицы 1, темпы роста  международного туризма в мире составили 4,4 % к 2006 г. и 4,3 % - к 2011 г.

Согласно прогнозу ВТО Китай  к 2020 г. станет ведущим туристическим  направлением, обогнав лидирующую пятерку  – Францию, США, Испанию, Италию и  Великобританию. Пока Китай занимает шестое место (22 млн. прибытий). Предполагается, что при ежегодном приросте 8 % число туристских прибытий в Китай  достигнет к 2020 г. 137,1 млн. (табл. 2).

Таблица 2.

Прогноз самых популярных туристических  направлений к 2020 г.

Страна

Количество туристических прибытий, млн.

 

 

Доля на мировом туристическом  рынке, %

Динамика роста 1996- 2020 гг., %

         

Китай

137,1

 

8,6

8,0

США

102,4

 

6,4

3,5

         

Франция

93,3

 

5,8

1,8

Испания

71,0

 

4,4

2,4

Гонконг

59,3

 

3,7

7,3

Италия

52,9

 

3,3

2,2

Великобритания

52,8

 

3,3

3,0

Мексика

48,9

 

3,1

3,6

Россия

47,1

 

2,9

6,7

Чешская Республика

44,0

 

2,7

4,0

ВСЕГО

708,8

 

44,2

-


Вторым по популярности туристическим  направление станут США, затем Франция, Испания и Гонконг. Великобритания окажется на седьмом месте.

Всего к 2020 г. количество международных  прибытий составит 1,6 млрд., что в 3 раза превысит показатели 1996 г.

По прогнозу ВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Крупнейшими  странами-поставщиками туристических  потоков станут Германия, Япония, США, Китай, Великобритания.

Тенденция роста объясняется тем, что люди будут больше путешествовать, их перестанут устраивать традиционные направления, они будут отдавать предпочтения «новому». Кроме того, намечается тенденция к дальнейшему и довольно быстрому снижению стоимости поездок  на дальние расстояния, особенно с появлением нового скоростного транспорта.

Согласно прогнозу ВТО число  зарубежных туристических поездок  к 2010 г. достигнет 964 млн. (в 1995 – 535 млн.), но будет расти значительно меньшими темпами (табл. 3). Ожидаются крупные  изменения в спросе на многих ведущих  рынках-поставщиках туристов.

 

Таблица 3.

Динамика роста международного туризма на период 1996-2011 гг.

Показатель

1996 г.

2001 г.

2006 г.

2011г.

         

Турпоездки, млн.

535

632

782

964

Ночевки, млн.

4571

5518

6903

8654


Особое внимание должно уделяться  сохранению окружающей среды, которая  является базой туризма и требует  индустриального развития.

Таким образом, тенденции развития международного туризма носят позитивный характер. Возрастающий интерес туристов к другой культуре, обилие рекламы, доступность информации способствуют увеличению возможностей общения между  народами, что позволяет людям  лучше понимать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации

 

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений  нашего времени, которое реально  проникает во все сферы нашей  жизни и изменяет окружающий мир  и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому  мы рассматриваем его не просто как  поездку или отдых. Это понятие  намного шире и представляет собой  совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Туризм по праву считается  одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся  секторов экономики, являясь активным источником поступлений иностранной  валюты, оказывающим влияние на платежный  баланс страны. Развитие международного въездного туризма, способного превратится  не только в мощный источник валютных поступлений в экономическую  систему страны, фактор стабилизации региональных рынков труда, но и в  инструмент включения в общемировые  процессы, в Российской Федерации  в настоящее время официально признано стратегическим приоритетом. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую  среду. Поэтому неслучайно, что интерес  к этой деятельности возрастает с  каждым годом, вовлекая в нее практически  все страны мира, в том числе  и Россию.

Информация о работе Развитие приоритетных видов туризма в Республике Татарстан