Рынок туристских услуг: состояние и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является изучение деятельности рынка туристских услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы основные тенденции развития российского туристского рынка;
2. дана характеристика и рассмотрены основные направления и перспективы развития международного туризма.
Таким образом, объектом данного исследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции его развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и сущность рынка туристских услуг 5
1.1 Основные определения 5
2 Тенденции развития российского туристского рынка 7
2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма 7
3 Международный туризм и основные тенденции его развития 10
4 Факторы влияющие на развитие спроса в туризме 14
4.1.Общеэкономические факторы
4.1.1.Благосостояние общества и увеличение свободного времени
4.1.2.Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономи-
ческой конъюктуры
4.2.Социо-демографические факторы
4.2.1.Возрастная структура
4.2.2.Структура семьи
4.2.3. Уровень доходов и образования населения
4.2.4.Соотношение городского и сельского населения
4.3.Факторы культурного порядка
4.3.1.Международная культура и культурный национализм
4.3.2.Возрождение культуры и искусств
5 Основные черты нового типа потребителя туристических услуг 24
6 Турист XXI века 25
7 Российский туризм 27
8 Сравнение российского и международного туристского рынка 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Referat_datsun.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ СЕРВИСА  ТУРИЗМА  И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ТУРИЗМА  И ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Методы  научных исследований»

На тему: «Рынок туристских услуг: состояние и тенденции»

 

 

 

Студент

Гр. БТУ-12-01                                                                                   В.В. Иванов

 

Преподаватель                                                                                    В. М. Дацун  

 

Владивосток 2013

 

Аннотация

Научная работа состоит из введения, восьми глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 39 страниц. Научная работа содержит 2 рисунок, 3 таблицы.

Список литературы представлен  12 источниками непериодической литературы, данных сети Интернет, статистических сборников.

Ключевые слова: рынок, туристические услуги, турист, оббьем поток

 

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. охарактеризованы основные тенденции развития российского туристского рынка;

2. дана характеристика и рассмотрены основные направления и перспективы развития международного туризма.

Таким образом, объектом данного  исследования является туристский рынок, предметом – особенности и  тенденции его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 4

1 Понятие и сущность рынка туристских услуг 5 
1.1 Основные определения  5

2 Тенденции развития российского туристского рынка 7 
2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма 7

 3 Международный туризм и основные тенденции его развития                                       10

4 Факторы влияющие на развитие спроса в туризме                                                           14 

4.1.Общеэкономические факторы

4.1.1.Благосостояние общества и увеличение свободного времени

4.1.2.Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономи-

ческой конъюктуры

4.2.Социо-демографические факторы

4.2.1.Возрастная структура

4.2.2.Структура семьи

4.2.3. Уровень доходов и образования населения

4.2.4.Соотношение городского и сельского населения

4.3.Факторы культурного порядка

4.3.1.Международная культура и культурный национализм

4.3.2.Возрождение культуры и искусств

5 Основные черты нового типа потребителя туристических услуг                                   24

6 Турист XXI века                                                                                                                      25

7 Российский туризм                                                                                                               27

8 Сравнение российского и международного туристского рынка                                    30

Заключение  33

Список использованной литературы 35 

Приложения 36

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Туризм является одной  из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики. За быстрые темпы роста  он признан экономическим феноменом  столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной  Туристической  Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет  необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных туристических  посещений составит 1,6 биллиона единиц.

      Как известно, данная отрасль хозяйства является  фундаментальной основой многих  развитых и развивающихся стран  мира. И по данным все той  же ВТО, вклад ее в мировую  экономику (валовое производство  услуг) оценивается в 3,5 трлн  долл.(данные 2010 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего  продукта. Путешествия и туризм  обеспечивают свыше 11% международных  инвестиций и приносят в казну  государств в виде налоговых  поступлений 302 млрд долл.

      Все это  полностью объясняет то, что туризм  на сегодняшний день играет  одну из главных ролей в  мировой экономике и является  в настоящее время одним из  самых прибыльных видов бизнеса  в мире. Поэтому вопросы о будущем  данной отрасли мирового хозяйства,  о ее перспективах и динамике  ее развития в третьем тысячелетии  столь важны.

Итак, целью настоящей  работы является изучение деятельности рынка туристских услуг. Задачи работы:

  • Изучить понятие и сущность деятельности рынка туристских услуг;
  • Рассмотреть спектр товаров и услуг современного рынка;
  • Проанализировать классификацию международных рынков;
  • Рассмотреть тенденции развития современных рынков
  • Описать проблемы и перспективы деятельности рынка туристских услуг

 

 

 

 

 

1 Понятие и сущность рынка  туристских услуг

1.1 Основные определения

 

Существование современного человека сегодня практически не мыслимо без путешествий, без постоянных передвижений, которые начинаются в рамках мегаполиса и заканчиваются кругосветными путешествиями в самых разных условиях – от экстремальных до сверхкомфортных. Стремительный темп жизни современности, постиндустриальный характер общества, непрерывно возрастающая ценность владения информацией соответствует принципам массового туризма. Для характеристики современного туристского рынка необходимо дать определение и раскрыть сущность понятия туристского продукта и туристской услуги. Туристский продукт – комплексное понятие, состоящее из множества туристских услуг. Согласно ГОСТ 28681.0-90 «туристская услуга – результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов». В документах о статистике туризма приводится следующий перечень услуг, формирующих типичный туристский продукт: услуги по размещению, услуги предприятий общественного питания, услуги пассажирского транспорта, услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов, услуги в области культуры, рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений и отдыха, а также финансовые услуги и страхование, услуги по сдаче в аренду товаров и т.п. Отметим, что объем международного туристского потока неуклонно продолжает расти даже в условиях время от времени возникающих проблем в экономической, политической, экологической и других сферах.

      В наши  дни передвижение людей в туристских  целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей  очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

      Естественно,  что для высокой эффективности  этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от занятых в нем людей требуются ,прежде всего, компетентность и глубокое понимание международного туризма в целом.

     Туристический рынок - это сфера удовлетворения потребностей населения в услугах, связанных с отдыхом, содержательным проведением досуга или оздоровлением.

      Чтобы преуспеть в туристском бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского  продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тенденции развития российского туристского рынка

 

Изучение основных показателей  рынка туризма показывает, что  несмотря на определенный рост финансовых показателей туристских предприятий, уровень развития туризма в РФ в настоящее время невысок. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной  платежеспособностью населения. Лишь 21% населения России совершают путешествия. Для сравнения в Германии и  Японии путешествуют 80% населения, в  Великобритании – 70%. При этом услугами турфирм для организации своего путешествия пользуются только 5,5% россиян.

В работе установлено, что  в своей деятельности туристские фирмы сталкиваются со многими проблемами, основными из которых являются: нестабильность налоговой политики, высокая конкуренция  на рынке туристских услуг, недостаточная  поддержка со стороны государства, нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителя.

Эти же проблемы выявил и  опрос, проведенный автором, респондентами  которого стали 48 сотрудников турфирм. Он показал, что большинство проблем  туристского рынка возникает  из-за отсутствия рыночной культуры отношений  между турфирмами, использования  недобросовестных приемов в конкурентной борьбе (табл. 1.1).

В результате проведенного исследования сделаны такие выводы:

устойчивая работа компаний на рынке туризма зависит от их способностей компенсировать факторы  влияния внешней среды и быстро переориентировать деятельность на другие сегменты рынка;

крупные компании туристского  рынка являются взаимозависимыми и  должны вырабатывать общую экономическую  стратегию деятельности;

возможности компаний максимизировать  прибыль определяются ее способностью внедрения инноваций в передовые  технологии;

Рынок туризма имеет уникальные факторы конкурентоспособности  в отличие от товарного рынка  и нуждается в дальнейших исследованиях;

законодательным органам  РФ следует принять дополнения к  существующим нормативным актам, регулирующим рынок туризма с учетом его  особенностей.

В работе установлено, что  в России начинает складываться сеть организаций, предоставляющих туристские услуги в виде создания и продвижения  турпродукта. Однако участие турфирм  пока ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков. Важной проблемой турфирм  являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно проработанной государственной политики поддержки индустрии туризма.

Туристские компании вынуждены  жестко конкурировать между собой  в межсезонье и для освоения больших  потоков туристов в пик сезона должны иметь резервные мощности номерного фонда. Это приводит к  созданию и функционированию крупных  корпоративных структур – туристско-гостиничных  комплексов (ТГК). В отличие от западных корпоративных структур подобного  типа, персонал в ТГК не сезонно-наёмный, а постоянно работающий. Это обуславливает  большие затраты на содержание персонала, которые в некоторых случаях  превышают все допустимые пределы.

Отметим, что на большинстве  предприятий туристской отрасли  как таковые логистические системы  отсутствуют.

 

2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма.

 

Изучая особенности функционирования логистики в туристских компаниях  можно прейти к выводу о том, что  в качестве основных сфер применения логистики в туризме выступают  три основных направления деятельности компаний сферы туризма:

формирования туристского  продукта;

продвижения туристского  продукта;

реализации туристского  продукта.

Логистическая цепь движения туристского продукта от его производства до конечного потребления представлена на рис. 1.1 (Приложение)

Можно сделать вывод о  том, что с точки зрения предоставления услуг туристам можно выделить такие  категории потребителей: для первой группы важно качество вспомогательного обслуживания; для второй группы –  качество конечного сервиса, и не важно качество вспомогательного сервиса  компании.

Основные недостатки управления информационными потоками в туризме  в настоящее время таковы: географическвая  разобщенность информационных потоков; перегрузка информационными данными  о количестве участников туристского  сектора, постоянное и быстрое обновление информации. Улучшение функционирования информационных потоков затрудняет процесс увеличения количества посредников  между информацией и пользователями туристских услуг, имеются недостатки в технических средствах и  отсутствует аудит и контроллиг информационных потоков в открытых системах передачи информации.

В силу постоянного увеличения размера туристического рынка России нормальное информационное сопровождение  туристического продукта связано с  серьезными проблемами. Никакой, даже самый крупный туроператор не в состоянии отслеживать и  поддерживать такую огромную информационную базу.

Основная проблема на современном  этапе развития российского туристического рынка заключается в сложности  своевременного и оперативного информационного  сопровождения туристического продукта. Это создает трудности не только туристам при выборе места отдыха, но и агентствам, туроператорам и  самим средствам размещения. Компании вынуждены набирать большое количество менеджеров по разным направлениям, туроператоры не имеют возможности разрабатывать  адекватный турпродукт, не имея в своем  распоряжении полной и объективной  информации, базы размещения не могут  сообщить о себе, поскольку их информация просто теряется в массиве общих  данных.

Информация о работе Рынок туристских услуг: состояние и тенденции