Рынок туристских услуг: состояние и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является изучение деятельности рынка туристских услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы основные тенденции развития российского туристского рынка;
2. дана характеристика и рассмотрены основные направления и перспективы развития международного туризма.
Таким образом, объектом данного исследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции его развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и сущность рынка туристских услуг 5
1.1 Основные определения 5
2 Тенденции развития российского туристского рынка 7
2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма 7
3 Международный туризм и основные тенденции его развития 10
4 Факторы влияющие на развитие спроса в туризме 14
4.1.Общеэкономические факторы
4.1.1.Благосостояние общества и увеличение свободного времени
4.1.2.Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономи-
ческой конъюктуры
4.2.Социо-демографические факторы
4.2.1.Возрастная структура
4.2.2.Структура семьи
4.2.3. Уровень доходов и образования населения
4.2.4.Соотношение городского и сельского населения
4.3.Факторы культурного порядка
4.3.1.Международная культура и культурный национализм
4.3.2.Возрождение культуры и искусств
5 Основные черты нового типа потребителя туристических услуг 24
6 Турист XXI века 25
7 Российский туризм 27
8 Сравнение российского и международного туристского рынка 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Referat_datsun.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые участники туристского  рынка пытаются упорядочить взаимоотношения  между средствами размещения, операторами  и агентствами, создавая различные  ресурсы, объединяющие в себе данные от многих участников. Создаются порталы, системы online-бронирования и пр. При  всем их разнообразии, все они построены  по одному принципу: средства размещения – оператор – агентство –  турист.

Владельцы информационных порталов (web сайтов) путем привлечения огромного  количества трудовых ресурсов обрабатывают и аккумулируют большие объемы информации.

Управление и логистизация финансовых потоков туристских компаниях  осуществляются в прямой взаимосвязи  с информационными потоками. Особенность  финансовых потоков туристских компаний заключается в том, что для  получения их актуальной оценки (нахождения современной величины) необходимо уметь  их дисконтировать к текущему моменту. Данные навыки практически не используются в туристском секторе. По моему мнению, этот факт связан с неразвитостью  капитализации рыночной стоимости  туристских компаний.

 

 

 

 

 

 

 

3. Международный туризм и основные тенденции его развития

 

Международная туристская деятельность представляет собой систему разнообразных видов предпринимательской деятельности, связанных с организацией и осуществлением международных туристских путешествий. При этом определенная часть данной системы имеет внешнеэкономический характер. В таком случае определение международного туризма будет выглядеть следующим образом: это международные туристские путешествия, а также система разнообразных видов предпринимательской деятельности, связанной с организацией и осуществлением туристских путешествий.

Мировой туризм вступил в  новую историческую фазу роста, –  заявил в своем выступлении на Берлинской международной туристической  ярмарке генеральный секретарь  Всемирной организации по туризму (ВОТ) Франческо Франджиалли. – Эта  фаза началась три года назад. В 2005 году количество людей, путешествующих за рубеж, достигло 800 млн. В прошлом году оно  составило 842 млн. Во-первых, мы видим  уверенные темпы роста. Во-вторых, растет ответственность туристического бизнеса за состояние планеты  и человечества».

Согласно статистике ВОТ, в течение последних трех лет  увеличение показателей индустрии  составляло около 20%, что означает ежегодное  увеличение числа туристов на 150 млн. человек. Уверенный и постоянный рост глобального туристического бизнеса  в течение последних 50 лет, несмотря на все экономические и политические кризисы, по словам генсека ВОТ, является одним из самых поразительных  феноменов нашего времени. В 1950 году число людей, выезжающих на отдых  за рубеж, составляло всего 50 млн; если сравнить эту цифру с показателем 2006 года, то среднегодовой рост этого  сектора мировой экономики не так уж и мал – 7%. Темпы роста  доходов от международного туризма (без учета авиабилетов) за последние  полвека увеличиваются на 11% ежегодно (с учетом инфляционных процессов). Это выше, чем темпы роста мировой  экономики в целом.

В 2005 году доход от международного туризма составил 680 млрд. долларов. Эта сумма выводит туристические  услуги на третье место в рейтинге международной торговли, после экспорта нефти и транспортных средств. Туризм сегодня составляет четверть от мирового экспорта услуг, а если включить в  него и авиаперевозки, то это значение возрастет до 40%. Как показывают расчеты, обычно в долгосрочном плане темпы  роста спроса на туристические услуги несколько опережают темпы экономического роста. Так, если для мировой индустрии  туризма и путешествий ежегодные  темпы роста лежат в пределах 3 – 4%, то мировая экономическая активность возрастает за то же время на 1 – 2%. Но в последние несколько лет эта закономерность дает сбои: рост спроса на туристическом рынке не превышает рост экономической активности. Это особенно заметно в Европе, и прежде всего на родине массового туризма – в Великобритании. Эксперты единодушны: одной из самых очевидных тенденций на современном рынке европейского международного туризма является снижение объема организованных туров, приобретаемых через крупных туроператоров (которые полностью берут на себя всю логистику поездки), и увеличивается число независимых путешествий, а также специализированных поездок, организуемых небольшими туристическими компаниями.

Если 10 лет назад отпуск на море выбирали две трети собирающихся отдохнуть британцев, то сегодня  их число сократилось до одной  трети. За последние четыре года объем  продаж летних организованных туров  четырьмя крупнейшими британскими  туроператорами снизился на 14%. За это  же время количество людей, самостоятельно планирующих свой отпуск, возросло с 35 до 45%. По словам британского эксперта Джереми Скидмура, «люди поворачиваются спиной к массовому туризму и  предпочитают разрабатывать свои собственные  маршруты». С ним соглашается  и основатель компании Responsible Travel Джастин  Фрэнсис: «Тот факт, что крупные туроператоры переживают сейчас трудные времена, говорит о том, что многие люди сыты по горло массовым туризмом». Другими  словами, в Великобритании классическая комбинация «море – солнце –  пляж» стремительно выходит из моды.

Впрочем, британские туроператоры предпочитают формулировать главную  тенденцию несколько иначе: «Хотя  общее количество организованных туров  продолжает расти, пропорция тех, кто  их выбирает, снижается». Как бы там  ни было, несколько факторов сыграли  критическую роль в падении популярности организованного летнего отдыха. Во-первых, рост числа дешевых бюджетных  авиалиний, цены на услуги которых ниже, чем цены официальных авиаперевозчиков, принадлежащих крупным туристическим  компаниям. Во-вторых, появившаяся возможность  планировать свое путешествие с  помощью интернета: можно забронировать  места в гостиницах и авиабилеты, произвести оплату за услугу, получить дополнительные скидки, прочесть отзывы других путешественников о том или  ином заведении. Но главное – интернет предоставляет потенциальному путешественнику  гораздо более широкий ценовой  выбор.

Другим фактором, снижающим  интерес британцев к предложениям организованного летнего отдыха на море, стала изменившаяся демографическая  ситуация в западном мире. Летний отпуск на море традиционно считается семейным мероприятием. Но сегодня все больше и больше людей откладывают создание семьи и обзаведение детьми на более поздние этапы своей жизни. Они предпочитают путешествовать в одиночку и, как правило, организуют свои туры сами либо обращаются в небольшие специализированные турагентства, их путешествия либо намного короче, либо намного длиннее классических двух недель под теплым солнцем. Кроме того, растет «пенсионный» сегмент клиентов туристического рынка, представители которого отдают предпочтение продолжительным и широкоохватным познавательным путешествиям.

Изменился и стиль жизни  обитателей Британских островов: все  больше людей предпочитают здоровые каникулы, то есть активное времяпровождение своего заслуженного отдыха, например, катание на лыжах, сплав по рекам  или пешеходный туризм. Современный  ритм жизни часто заставляет людей  работать в нескольких местах или  проводить на работе больше времени  – поэтому они часто вынуждены  довольствоваться несколькими короткими  отпусками вместо одного длинного.

Растущую конкуренцию  крупным туроператорам составляют и небольшие туристические агентства, предлагающие узкоспециализированные или тематические поездки, а также  экологически чистые туры и аутентичный  культурный опыт. По некоторым прогнозам, в течение следующих 10–20 лет они  могут занять до 5% мирового туристического рынка.

Еще 50 лет назад на отдых  за границей решались лишь 20 миллионов  человек. В 2007 году, по подсчетам Всемирной  туристской организации (ВТО), армия  пилигримов в мире достигла почти 900 миллионов. До миллиарда не позволили  дотянуться удорожание топлива и  экономические проблемы в США. Но путешествующие россияне помогут достичь  этот рубеж.

Только за последние два  года путешественников в мире стало  на 100 млн. больше, сообщает ВТО в  докладе «Барометр мирового туризма». В 2007 году самой желанной для туристов была Европа, куда съездило более половины всех отдыхающих – 480 млн. человек (на 19 млн. больше, чем в предыдущем году). Основной приток иностранных гостей обеспечили Турция, Греция, Португалия, Италия и Швейцария. (Приложение. Рис. 2.1 – Динамика развития международного туризма в мире) .

Другая половина любителей  странствовать в период отпуска  рассеивается по более экзотическим континентам. В прошлом году лидером  по приросту числа туристов – 13,4% –  стал Ближний Восток, который посетили 46 миллионов человек. Вслед за ним  следует Азиатско-Тихоокеанский  регион с ростом в 10,2%. На шесть миллионов  выросло число людей, съездивших в страны Северной Америки, и на три  миллиона – в страны Африки. Эксперты ВТО отмечают, что хотя развитые страны остаются главными центрами туризма, «третий мир» проявляет к гостям все большее радушие и вскоре может заставить потесниться  старушку Европу.

Если же говорить о перспективах самого туризма, то повода для беспокойства нет. Интерес людей к ближним  и дальним соседям, желание приобщиться  к иной культуре, сменить обстановку, расширить кругозор или просто погреть  косточки не иссякнет еще долго. А  потому туризм будет оставаться одним  из самых популярных видов досуга. Правда, предупреждает ВТО, несмотря на высокий потенциал туррынка, в 2008 году темпы его роста могут  снизиться. В первую очередь из-за экономических потрясений в США  и мире, а во вторую – из-за высоких  цен на энергоресурсы. Видно, дорожающие билеты на самолет вынуждают оставаться дома всех, кроме россиян.

Кстати, о россиянах. Хотя в докладе ВТО отдельной строки нам не посвящается, но по отзывам, приходящим из разных стран, наши соотечественники привносят немалый вклад в  развитие мировой туротрасли. К примеру, в тайской Паттайе русские  вышли на первое место по посещаемости в 2007 году. В Турции 2 млн. 465 тыс. россиян  наконец-то заняли почетное второе место  в рейтинге стран с самым большим  потоком туристов, потеснив англичан. И это при том, что полноценно путешествовать мы стали лишь 15 лет  назад. Всего же в минувшем году за рубежом был оказан прием 10 миллионам  гостей из России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Факторы влияющие на развитие спроса в туризме.

 

      Итак, туристский  спрос является категорией массовой  и социальной. Он формируется  на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать  или понижать спрос. Наиболее  важными и значительными факторами,  влияющими на изменение спроса  на туристическом рынке, являются  следующие:

 

Общеэкономические  факторы

 

-уровень материального  благосостояния массового потребителя

-соотношение рабочего  и свободного времени у трудового  населения

 

Социо-демографические факторы

 

-возраст

-пол

-профессия

-образование

-социальная группа

-семейное положение

-имущественное положение

-состав семьи

-регион проживания

-город/сельская местность

-величина населенного  пункта, где живут туристы

-род занятий

 

        Факторы  культурного и общественно-психологического  характера

 

-приоритеты в системе  духовных ценностей общества

-психология потребления

 

                       Личностно-поведенческие факторы

 

-личные особенности

-стиль жизни

-интересы в свободное  время

-система духовных ценностей

-целевые установки

-мотивы

 

      Все эти  факторы оказывают воздействие  на так называемый «черный  ящик сознания покупателя», который  в конечном счете является  определяющем элементом поведения  потребителя на рынке.

         Совокупность тех или иных  факторов определяет возникновение  и характер поведения потребителей  туристских услуг, которые могут  быть выражены, например, такими  показателями, как:

-частотность туризма;

-предпочтения в выборе  географии туризма;

-предпочитаемая форма  организации тура;

-представления туриста  о цене тура и т. д.

      И именно  для того, чтобы выявить данные  поведенческие особенности потребителей  туристских услуг, необходимо  подробнее рассмотреть воздействие  на структуру туристского спроса  общеэкономических и социо-демографических  факторов, а также факторов культурного  порядка.

 

4.1. Общеэкономические факторы

4.1.1. Благосостояние общества и увеличение свободного времени

 

      Туризм  как отрасль экономики, занимающаяся  в первую очередь организацией  свободного времени клиента, может  успешно существовать и развиваться  при наличии как минимум двух  составляющих: свободного времени  и достаточных материальных средств  для его организации. Проще  говоря, основу современного туристического  рынка как в качественном, так  и в количественном отношении  составляют оплачиваемые отпуска  работников с учетом того, что  в последнее время в международном  туризме значительно возрастает  роль деловых поездок, а также  путешествий лиц пенсионного  возраста, хотя последнее, к сожалению,  не относится к России.

      Существует  прямая связь между тенденциями  в развитии индустрии туризма  и общими экономическими, техническими  и социальными достижениями.

      Растущий  уровень жизни в развитых странах  мира ведет к росту продолжительности  отпусков работников и достаточно  высокому уровню их обеспечения,  что оказывает значительное влияние  на развитие туристической отрасли.

      Таким образом,  необходимыми предпосылками возникновения  массового туризма, его развития  и поддержания высоких объемов  спроса являются увеличение свободного  времени и рост материального  благосостояния общества.

      Тенденция  к увеличению свободного времени  является важным фактором дальнейшего  успешного развития туризма как  отрасли. Вместе с тем «потребность  в отдыхе относится к верхнему  этажу пирамиды потребностей  человека». Известно,что «…потребности  человека в туризме – потребности  в восстановлении и развитии  физических и психических сил  человека, в его физическом, интеллектуальном  и духовном совершенствовании».Но  для того, чтобы эти потребности  приобрели массовый характер, общество  должно достичь достаточно высокого  уровня благосостояния.

Информация о работе Рынок туристских услуг: состояние и тенденции