Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:54, реферат
Итак, целью настоящей работы является изучение деятельности рынка туристских услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы основные тенденции развития российского туристского рынка;
2. дана характеристика и рассмотрены основные направления и перспективы развития международного туризма.
Таким образом, объектом данного исследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции его развития.
Введение 4
1 Понятие и сущность рынка туристских услуг 5
1.1 Основные определения 5
2 Тенденции развития российского туристского рынка 7
2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма 7
3 Международный туризм и основные тенденции его развития 10
4 Факторы влияющие на развитие спроса в туризме 14
4.1.Общеэкономические факторы
4.1.1.Благосостояние общества и увеличение свободного времени
4.1.2.Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономи-
ческой конъюктуры
4.2.Социо-демографические факторы
4.2.1.Возрастная структура
4.2.2.Структура семьи
4.2.3. Уровень доходов и образования населения
4.2.4.Соотношение городского и сельского населения
4.3.Факторы культурного порядка
4.3.1.Международная культура и культурный национализм
4.3.2.Возрождение культуры и искусств
5 Основные черты нового типа потребителя туристических услуг 24
6 Турист XXI века 25
7 Российский туризм 27
8 Сравнение российского и международного туристского рынка 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35
В-третьих, туризм в современном мире является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей, он обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит 4 руб. суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – одно рабочее место в сфере туризма создает 3–4 места в смежных отраслях. В сфере туризма сегодня в мире занят каждый десятый работник, на его долю приходится 7% общего объема инвестиций. Туризм, таким образом, является фактором мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Он, как правило, не истощает экологию, не нарушает природное равновесие, а способствует её сохранению и улучшению.
Вместе с тем, доля России
в аналогичных мировых
Человеческий капитал
– главное богатство любой
общественной системы. Его качество
обуславливает
Кроме социальной и экономической,
туризм выполняет также и гуманитарные
функции. Он позволяет совместить отдых
с познанием жизни, быта, истории,
культуры, обычаев своего и других
народов. Знакомство со странами и народами
расширяет кругозор человека, развивает
его интеллект, помогает лучше осознать
реальную картину мира, способствует
развитию дружественных отношений
между народами. Серьезную роль играет
туризм в воспитании подрастающего
поколения. Все рассмотренные функции
туризма – социальная, экономическая
и гуманитарная – тесно переплетены
между собой и
Переход экономики на рыночные
принципы хозяйствования принципиально
изменил условия
Во-первых, в результате распада
СССР существенно сократилось
Во-вторых, переход санаторно-курортных
организаций к рыночным условиям
хозяйствования сопровождался проводимой
в стране приватизацией, которая
привела к изменению
В-третьих, значительно сократилась поддержка курортно-туристской сферы государством, которое не только в первые годы реформ, но и последующие годы не сформировало конструктивной идеи реформирования этой отрасли.
В-четвёртых, реальные доходы
основной части населения страны
резко снизились, соответственно снизился
и платёжеспособный спрос на рекреационные
услуги. Одновременно с этим были повышены
цены на услуги транспорта, возросла стоимость
путёвок в действующих
В-пятых. Не были определены основные источники финансирования инвестиций в индустрию туризма. В результате, существующие методы финансирования и сложившаяся инвестиционная политика в сфере туризма во многом не соответствуют изменившимся условиям.
В табл. 3.1 приведены статистические данные, характеризующие количественные и качественные перемены, произошедшие в курортно-туристской сфере за годы реформ.
Всё это в совокупности привело к тому, что система массового отечественного туризма была разрушена, а между экономической функцией туризма (туризм как отрасль бизнеса) и социальной (туризм как сфера сохранения и развития человеческого потенциала) наметилось и продолжает углубляться противоречие. В условиях, когда, с одной стороны, идут процессы сокращения бюджетного финансирования, приватизации санаторно-курортных организаций, «сброса» предприятиями своей социальной сферы, минимизации роли профсоюзов в организации отдыха населения и т.п., а, с другой, нерешённость проблем минимума оплаты труда, низкий уровень оплаты труда бюджетников, отсутствие должной индексации доходов и, как следствие, ограниченный доступ к туризму основной части населения, указанное противоречие имеет только однонаправленную тенденцию – к обострению. (Приложение. Таблица 2.1) Такой динамики, которая наблюдалась за прошедшие 15 лет реформ, курортно-туристская сфера не знала за все годы своего развития. За все послевоенные годы вплоть до 1990 г. численность санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, число мест в них, численность лечившихся и отдохнувших постоянно возрастали. В 2004 г. по многим абсолютным показателям страна вышла на уровень 1970 г. Таковы масштабы урона, который понесла санаторно-курортная сфера за годы реформирования экономики.
Пути решения экономических и социальных проблем развития туризма в России рассматриваются в диссертации с учётом современных общемировых тенденций в этой сфере. Являясь страной с рыночной экономикой, Россия может заимствовать всё прогрессивное и подтвердившее себя на практике. В связи с этим в работе рассматриваются не только мировые тенденции развития туризма в целом, но исследуется конкретный опыт достижения отдельными странами передовых позиций, выявляются наиболее фундаментальные концептуальные положения и факторы, обеспечившие успешное развитие туризма в этих странах.
К числу таких факторов, в частности, относятся: методы управления процессом формирования и развития туристского комплекса своей страны, сочетание централизованных и децентрализованных методов управления комплексом; формирование источников крупных инвестиций – государственных, частных, иностранных; участие государства в развитии туристской сферы; государственные меры экономического стимулирования успешного развития туризма (налоги, субвенции, кредиты, режим особых экономических зон), характер и масштабы развития социального туризма; система подготовки кадров специалистов для работы в этой отрасли и др.
Изучение международного
опыта развития мирового туризма
подтверждает вывод о том, что
для достижения российскими курортами
и туристскими центрами международного
уровня, необходимо привлечение значительно
больших отечественных и
Заключение
Итак, обобщая все
вышесказанное, необходимо
В то
же время спрос на
В целом же, по мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом Европа останется самым важным и популярным регионом, привлекающим туристов и путешественников. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Россия также займет свое место в индустрии международного туризма, а именно к 2020 году будет уступать по своей популярности у туристов и путешественников лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии.
Таким образом, туризм XXI века – это прежде всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего – это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализациитуристических продуктов и услуг.
Список использованной литературы
Приложения
Таблица 1.1. Основные проблемы туристского рынка России
Проблема |
Содержание проблемы |
Рейтинг проблемы (от 100% опрошенных), % |
Низкое качество российского продукта |
Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не позволяющее эффективно продавать российский турпродукт |
84 |
Низкий профессионализм |
Недостаток практических и теоретических знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристских компаний |
76 |
Недобросовестность |
Недобросовестное отношение к российским туроператорам со стороны иностранных партнеров |
61 |
Отсутствие информации о ситуации в регионах России |
Отсутствие развитых межрегиональных связей, объективной информации о специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных групп региональных потребителей |
60 |
Низкий уровень рыночной культуры отношений |
Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность) |
59 |
Необъективность средств массовой информации |
Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристских изданий отдельными операторами. Необъективная и недостоверная информация |
44 |
Не прослеживается четкое позиционирование турфирм |
Постоянная переориентация деятельности
туроператоров на различные клиентские
сегменты. На рынке нет четко обозначенной
позиционной структуры |
37 |
Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы |
Отсутствие адекватной и законодательной
базы на федеральном уровне, оптимизирующей
взаимоотношения между |
30 |
Информация о работе Рынок туристских услуг: состояние и тенденции