Рынок туристских услуг: состояние и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является изучение деятельности рынка туристских услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы основные тенденции развития российского туристского рынка;
2. дана характеристика и рассмотрены основные направления и перспективы развития международного туризма.
Таким образом, объектом данного исследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции его развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и сущность рынка туристских услуг 5
1.1 Основные определения 5
2 Тенденции развития российского туристского рынка 7
2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма 7
3 Международный туризм и основные тенденции его развития 10
4 Факторы влияющие на развитие спроса в туризме 14
4.1.Общеэкономические факторы
4.1.1.Благосостояние общества и увеличение свободного времени
4.1.2.Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономи-
ческой конъюктуры
4.2.Социо-демографические факторы
4.2.1.Возрастная структура
4.2.2.Структура семьи
4.2.3. Уровень доходов и образования населения
4.2.4.Соотношение городского и сельского населения
4.3.Факторы культурного порядка
4.3.1.Международная культура и культурный национализм
4.3.2.Возрождение культуры и искусств
5 Основные черты нового типа потребителя туристических услуг 24
6 Турист XXI века 25
7 Российский туризм 27
8 Сравнение российского и международного туристского рынка 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Referat_datsun.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, туризм в современном  мире является одной из наиболее динамично  развивающихся отраслей, он обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит 4 руб. суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент  и в занятости – одно рабочее  место в сфере туризма создает 3–4 места в смежных отраслях. В сфере туризма сегодня в  мире занят каждый десятый работник, на его долю приходится 7% общего объема инвестиций. Туризм, таким образом, является фактором мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Он, как правило, не истощает экологию, не нарушает природное равновесие, а способствует её сохранению и улучшению.

Вместе с тем, доля России в аналогичных мировых показателях  минимальна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно развивающих туризм и  зарабатывающих на нём, она занимает пока незначительное место на мировом  туристском рынке. Более того, разрыв между странами – лидерами туристского  рынка и Россией увеличивается. Основная часть населения нашей  страны по-прежнему не может воспользоваться  услугами отечественных курортов и  санаториев, а тем более она  далека от выездного туризма. Россия испытывает огромную потребность в  дальнейшем развитии и совершенствовании  своего курортно-туристского комплекса  – основной материальной базы внутреннего  туризма, который занимает важное место  в решении социальных проблем  по сохранению и укреплению здоровья населения.

Человеческий капитал  – главное богатство любой  общественной системы. Его качество обуславливает конкурентоспособность  рабочей силы и развитие экономики  в целом. Здоровье нации, в свою очередь, существенным образом определяет характер демографических процессов, в том  числе продолжительность жизни  и уровень смертности. Важную роль в снижении смертности и восстановлении здоровья населения, наряду с другими  мерами социального характера, может  сыграть ускоренное развитие курортно-туристского  комплекса России. Уровень заболеваемости, а, следовательно, и смертности можно  в значительной степени снизить  за счёт увеличения масштабов профилактической и лечебной работы учреждений санаторно-курортной  сферы. Катастрофическое сокращение средней  продолжительности жизни за последние 15 лет в немалой степени объясняется  именно неустроенностью отдыха основной массы граждан, в первую очередь, в продуктивных возрастных группах  населения. Отсутствие целенаправленной государственной политики по оздоровлению населения привело к тому, что  она стала терять свою социальную направленность.

Кроме социальной и экономической, туризм выполняет также и гуманитарные функции. Он позволяет совместить отдых  с познанием жизни, быта, истории, культуры, обычаев своего и других народов. Знакомство со странами и народами расширяет кругозор человека, развивает  его интеллект, помогает лучше осознать реальную картину мира, способствует развитию дружественных отношений  между народами. Серьезную роль играет туризм в воспитании подрастающего  поколения. Все рассмотренные функции  туризма – социальная, экономическая  и гуманитарная – тесно переплетены  между собой и взаимообусловлены.

Переход экономики на рыночные принципы хозяйствования принципиально  изменил условия функционирования туризма, курортно-туристской сферы  и привел к существенным негативным последствиям социально-экономического характера.

Во-первых, в результате распада  СССР существенно сократилось рекреационное  пространство. Россия потеряла курортные  зоны, которые оказались на территории независимых государств – бывших союзных республик: Украины, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, Киргизии и др.

Во-вторых, переход санаторно-курортных  организаций к рыночным условиям хозяйствования сопровождался проводимой в стране приватизацией, которая  привела к изменению организационно-правовой базы собственности туристских и  курортных организаций, к появлению  новых собственников, чьи интересы были направлены, главным образом, на извлечение прибыли от основной деятельности. Заботы же о развитии социальной сферы  предприятий, в том числе принадлежавших предприятиям курортов и санаториев, отошли на второй план. Многие промышленные предприятия страны – собственники санаториев, пансионатов, баз отдыха стали убыточными и оказались  не в состоянии финансировать  текущие расходы своих здравниц, а тем более развивать их материальную базу. В результате большинство организаций  оказались в новых и непривычных  условиях, изменили цели, задачи, формы  и методы управления.

В-третьих, значительно сократилась  поддержка курортно-туристской сферы  государством, которое не только в  первые годы реформ, но и последующие  годы не сформировало конструктивной идеи реформирования этой отрасли.

В-четвёртых, реальные доходы основной части населения страны резко снизились, соответственно снизился и платёжеспособный спрос на рекреационные  услуги. Одновременно с этим были повышены цены на услуги транспорта, возросла стоимость  путёвок в действующих курортах. Для многих российских граждан лечебно-рекреационный  туризм стал недоступен.

В-пятых. Не были определены основные источники финансирования инвестиций в индустрию туризма. В результате, существующие методы финансирования и сложившаяся инвестиционная политика в сфере туризма во многом не соответствуют изменившимся условиям.

В табл. 3.1 приведены статистические данные, характеризующие количественные и качественные перемены, произошедшие в курортно-туристской сфере за годы реформ.

Всё это в совокупности привело к тому, что система  массового отечественного туризма  была разрушена, а между экономической  функцией туризма (туризм как отрасль  бизнеса) и социальной (туризм как  сфера сохранения и развития человеческого  потенциала) наметилось и продолжает углубляться противоречие. В условиях, когда, с одной стороны, идут процессы сокращения бюджетного финансирования, приватизации санаторно-курортных  организаций, «сброса» предприятиями  своей социальной сферы, минимизации  роли профсоюзов в организации отдыха населения и т.п., а, с другой, нерешённость проблем минимума оплаты труда, низкий уровень оплаты труда бюджетников, отсутствие должной индексации доходов и, как следствие, ограниченный доступ к туризму основной части населения, указанное противоречие имеет только однонаправленную тенденцию – к обострению. (Приложение. Таблица 2.1) Такой динамики, которая наблюдалась за прошедшие 15 лет реформ, курортно-туристская сфера не знала за все годы своего развития. За все послевоенные годы вплоть до 1990 г. численность санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, число мест в них, численность лечившихся и отдохнувших постоянно возрастали. В 2004 г. по многим абсолютным показателям страна вышла на уровень 1970 г. Таковы масштабы урона, который понесла санаторно-курортная сфера за годы реформирования экономики.

Пути решения экономических  и социальных проблем развития туризма  в России рассматриваются в диссертации  с учётом современных общемировых  тенденций в этой сфере. Являясь  страной с рыночной экономикой, Россия может заимствовать всё прогрессивное  и подтвердившее себя на практике. В связи с этим в работе рассматриваются  не только мировые тенденции развития туризма в целом, но исследуется  конкретный опыт достижения отдельными странами передовых позиций, выявляются наиболее фундаментальные концептуальные положения и факторы, обеспечившие успешное развитие туризма в этих странах.

К числу таких факторов, в частности, относятся: методы управления процессом формирования и развития туристского комплекса своей  страны, сочетание централизованных и децентрализованных методов управления комплексом; формирование источников крупных инвестиций – государственных, частных, иностранных; участие государства  в развитии туристской сферы; государственные  меры экономического стимулирования успешного  развития туризма (налоги, субвенции, кредиты, режим особых экономических зон), характер и масштабы развития социального  туризма; система подготовки кадров специалистов для работы в этой отрасли  и др.

Изучение международного опыта развития мирового туризма  подтверждает вывод о том, что  для достижения российскими курортами  и туристскими центрами международного уровня, необходимо привлечение значительно  больших отечественных и зарубежных инвестиций. Вложение средств в этот вид бизнеса должно стать выгодным для российских и зарубежных инвесторов. Это предполагает не только введение налоговых и таможенных льгот, но и разработку конкретного механизма  государственных гарантий, обеспечивающих российским и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности, а также страхование инвестиционных рисков и др

 

Заключение

 

   Итак, обобщая все  вышесказанное, необходимо отметить, что по прогнозам специалистов и в третьем тысячелетии рост туристической индустрии будет необратим и быстрые темпы развития данной отрасли мировой экономики будут сохраняться. И это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человеческое общество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для огромного количества жителей нашей планеты стали категориями важными. Незаменимыми и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.

      В то  же время спрос на туристические  услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.

      В целом  же, по мнению специалистов, мировая  индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом Европа останется самым важным и популярным регионом, привлекающим туристов и путешественников. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место. Россия также займет свое место в индустрии международного туризма, а именно к 2020 году будет уступать по своей популярности у туристов и путешественников лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии.

      Таким образом,  туризм XXI века – это прежде  всего туризм, ориентированный на клиента, как потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего – это бизнес, основанный на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста. Это компетентность и профессионализм в организации производства, продвижения и реализациитуристических продуктов и услуг.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 №12-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, №49, ст. 5491.
  2. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2002. С. 5.
  3. Антипина Е.Б., Терещенко А.А. К вопросу об унификации и стандартизации понятийного аппарата в сфере туризма // Туризм: право и экономика. 2004. №3. С. 5 – 8.
  4. Большой глоссарий терминов международного туризма / Под ред. М.В. Биржакова, В.И. Никифорова. СПб., 2002. С. 8, 11.
  5. Гаврильчак И.Н. Основные принципы организации и развития международного туризма. СПб., 2001. С. 4 – 5.
  6. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М., 2001. С. 190.
  7. Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994. С. 17.
  8. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». М., 1998. С. 3.
  9. Российский союз туриндустрии. – М.: Статистика России, 2006. С. 29
  10. Соколов Ю.Н. Международный туризм и его правовое регулирование: Учеб. пособие. М., 1969. С. 3 – 34.
  11. Стригунова Д.П. Понятие международного туризма // Юрист, 2006, №6.
  12. Туризм в цифрах, 2005: Стат. сб. – М.: Статистика России, 2006

 

 

 

 

 

Приложения

Таблица 1.1. Основные проблемы туристского рынка России

Проблема

Содержание проблемы

Рейтинг проблемы (от 100% опрошенных), %

Низкое качество российского продукта

Отсутствие культуры обслуживания на российских курортах, не позволяющее  эффективно продавать российский турпродукт

84

Низкий профессионализм

Недостаток практических и теоретических  знаний, низкий уровень подготовленности менеджеров туристских компаний

76

Недобросовестность иностранных  партнеров

Недобросовестное отношение к  российским туроператорам со стороны  иностранных партнеров

61

Отсутствие информации о ситуации в регионах России

Отсутствие развитых межрегиональных  связей, объективной информации о  специфике потребностей в регионах России. Недостаток информации о динамике и особенностях спроса среди различных  групп региональных потребителей

60

Низкий уровень рыночной культуры отношений

Крайне низкий уровень бизнес-коммуникаций между турфирмами, направленных на совместное решение рыночных проблем (сокрытие информации, нечистоплотная конкуренция, демпинг, закрытость, недоброжелательность)

59

Необъективность средств массовой информации

Очевидная ангажированность целого ряда специализированных туристских изданий  отдельными операторами. Необъективная  и недостоверная информация

44

Не прослеживается четкое позиционирование турфирм

Постоянная переориентация деятельности туроператоров на различные клиентские сегменты. На рынке нет четко обозначенной позиционной структуры предложения, когда известно, что данная фирма  работает только в этом сегменте

37

Недостаточная проработанность нормативной  и законодательной базы

Отсутствие адекватной и законодательной  базы на федеральном уровне, оптимизирующей взаимоотношения между компаниями на рынке туруслуг

30

Информация о работе Рынок туристских услуг: состояние и тенденции