Рынок туристских услуг: состояние и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является изучение деятельности рынка туристских услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы основные тенденции развития российского туристского рынка;
2. дана характеристика и рассмотрены основные направления и перспективы развития международного туризма.
Таким образом, объектом данного исследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции его развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и сущность рынка туристских услуг 5
1.1 Основные определения 5
2 Тенденции развития российского туристского рынка 7
2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма 7
3 Международный туризм и основные тенденции его развития 10
4 Факторы влияющие на развитие спроса в туризме 14
4.1.Общеэкономические факторы
4.1.1.Благосостояние общества и увеличение свободного времени
4.1.2.Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономи-
ческой конъюктуры
4.2.Социо-демографические факторы
4.2.1.Возрастная структура
4.2.2.Структура семьи
4.2.3. Уровень доходов и образования населения
4.2.4.Соотношение городского и сельского населения
4.3.Факторы культурного порядка
4.3.1.Международная культура и культурный национализм
4.3.2.Возрождение культуры и искусств
5 Основные черты нового типа потребителя туристических услуг 24
6 Турист XXI века 25
7 Российский туризм 27
8 Сравнение российского и международного туристского рынка 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Referat_datsun.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

писать указатели на английском языке и так далее.

      Таким образом,  чем больше наши образы жизни  становятся схожими, тем

более прочно, как утверждают футурологи, будем держаться за такие  ценности,

как религия, язык, искусство, литература и национальная культура в целом.

По мере того как внешние  стороны нашей жизни сближаются, мы будем все

больше дорожить традициями, порождаемыми внутри нашего собственного

общества.

 

4.3.2. Возрождение культуры и искусств

 

      По мнению  футурологов с началом нового  тысячелетия произойдет коренная

и революционная смена  приоритетов в проведении досуга и затратах на него. Дело в том, что постепенно искусства и культура придут на смену спорту как основные способы проведения досуга. Эта удивительная мегатенденция уже просматривалась в 90-х годах во  взрыве интереса к изобразительному и исполнительскому искусствам:

      -С 70-х  по 90-е годы посещаемость музеев  в США возросла с 200 млн

человек до 500 млн в год.

      -В течение  этого же периода аудитория  оперных театров США почти

утроилась.

      -Сезон 1989/90 годов на Бродвее побил рекорды  посещаемости за всю его

предыдущую историю и  так далее.

     В результате, 90-е годы вызвали к жизни своеобразный ренессанс изобразительных искусств, поэзии, танца, театра и музыки практически во всем мире. И теперь на смену увлечению спортом постепенно приходит увлечение искусством и достояниями культуры, которое, по мнению футурологов, в наступающем тысячелетии станет  одним из самых популярных способов проведения досуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные черты нового типа потребителя тур. услуг

 

      Итак, значительное  влияние на спрос в сфере  туристических услуг будут оказывать такие изменения, произошедшие в общественной психологии потребления, как: усиление в общественной психологии системного, комплексно- концептуального подхода к восприятию проблем сосуществования человеческого общества, то есть усложнение восприятия мира: явление рассматривается теперь не как простая сумма элементов, а как сложная взаимосвязанная система, где каждый элемент является частью целого и связан с ним, а целое неотделимо от составляющих его компонентов; гедонизация потребления – это значит, что гедонизм предполагает спрос на удовольствия и смену впечатлений, причем наибольшую значимость приобретает процесс, а не объект получения удовольствия; и экологизацию мышления массового потребителя: осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом.

      Новый тип  потребителя туристических услуг,  наряду с названными выше особенностями восприятия мира, отличают еще и следующие психолого- поведенческие черты:

      -информированность,  высокий уровень образованности;

      -индивидуализм;

      -экологизм  сознания;

      -спонтанность  решений;

      -мобильность;

      -физическая  и умственная активность на  отдыхе;

      -стремление  получать от жизни массу всевозможных  впечатлений.

      Новый потребитель  туристических услуг ХХ1 века  – более информированный, независимый, раскрепощенный, критически и привередливо относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный их обилием и разнообразием, жаждущий калейдоскопа впечатлений и удовольствий, активный и самостоятельный, существенно изменяющий свое поведение на туристическом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

6. Туризм XXI Века

 

      Итак, по  прогнозам экспертов ВТО, мировая  индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется все большее количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих особое внимание на качество и безопасность и предлагаемого туристического продукта. Последнее является особенно актуальным, учитывая тот факт, что хотя уже практически наступило третье тысячелетие и существует такое понятие как «космический турист», а тем временем в мире все еще существует проблема пиратства. Так, за прошедший 1999 год было зарегистрировано 285 нападений пиратов, что на 40% больше, чем в 1998 году (202 случая) и почти втрое больше, чем восемь лет назад (в 1991 году – 107 случаев). В ежегодном докладе Международного морского бюро говорится, что одним из самых опасных районов является Юго-Восточная Азия, в особенности воды вокруг Индонезии и Бангладеш.

      Возвращаясь  к прогнозам экспертов на будущее,  нужно отметить, что дальнейшее развитие мирового туристического рынка все больше будет определяться новейшими информационными технологиями.

      В мире  наблюдается и другая тенденция  – рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристического рынка.

      Кроме того, в настоящее время групповыми  туристическими пакетами на западном туристском рынке пользуются лишь немногие потребители, то есть уместно говорить и о тенденции усиления индивидуализма будущего потребителя.

      В ближайшем  будущем можно прогнозировать  следующие направления развития индустрии международного туризма:

- создание новых и  развитие уже существующих туристических  услуг и рынков, учитывающих состояние  туристских (природных, культурных  и исторических) ресурсов в странах  пребывания туристов;

- широкое вовлечение  местной общественности и муниципальных  властей  планирование и развитие  туристской деятельности, обеспечение  ее безопасности;

- развитие связей между  организаторами туризма и муниципальными  структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения;

- рост благосостояния  местного населения, устранение  налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; при этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлимыми для туриста и выгодными для туристической индустрии;

- при инвестировании  капитала следует принимать во  внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);

- осуществление более  четкого маркетинга и выделение  большего количеств ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;

- повышение профессионального  уровня сотрудников индустрии  туризма;

- развитие системы владения  клубным отдыхом (таймшером).

      Кроме того, генеральный секретарь ВТО Франческо  Франжиалли на конференции «Путешествуя в новое тысячелетие», прошедшей в финском городе Тампере, представил министрам по туризму стран членов ЕС прогноз развития этой отрасли. По мнению специалистов, в новом тысячелетии Европа останется самым важным в мире районом для путешествий. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион обойдут американский континент и займут второе место.

      Туристические  прибытия в Европу будут увеличиваться  на 3,1% ежегодно идостигнут 7,7 млн  человек в 2020 году. Для сравнения  в прошлом 1999 году по Европе  путешествовали около 38 млн человек.

      Но в  любом случае, какими бы не  были прогнозы на будущее очевиден  одиносновной вывод: чтобы преуспеть  в туристической деятельности  в следующемстолетии, требуется  профессиональный, основанный на  потребностях клиент  и выполнение  требований законодательства подход  к организации производства, продвижению  и реализации туристического  продукта.

 

 

 

 

 

 

7. Российский туризм

 

      Говоря  о российском туризме нового  тысячелетия, о факторах и тенденциях развития спроса на отечественном рынке туризма и о будущем данной отрасли хозяйства в целом, нельзя не упомянуть о Московской Международной выставке «Путешествия и туризм» MITT 2000, которая состоялась в экспоцентре на Красной Пресне с 22 по 25 марта. Эта выставка является главной в России и одной из нескольких самых знаменитых в мире. Она прошла под лозунгом «Откройте для себя мир уникальных деловых возможностей в сфере международного туристского бизнеса» и была посвящена будущему туризма России в наступающем третьем тысячелетии.

      И по  мнению специалистов, а также  участников, полагаясь на итоги состоявшейся теперь уже выставки, можно говорить о перспективности и успехе будущего российского туризма как на внешнем, так и на внутреннем направлениях.

      Очень важным  для развития российского туризма,  по мнению экспертов, является тот факт, что на выставке уже традиционными посетителями стали региональные агенства. И если раньше выставка была трамплином для иностранных организаций, то сейчас это крупный форум для региональных российских агентств.

      Однако, иностранные  компании по- прежнему составляют  основной блок участников MITT: из 2100 официально зарегистрированных в выставке этого года участников на долю российских пришлось около 600. Но в тоже время по сравнению с прошлым годом российский блок участников вырос ровно в два раза – в 1999 году количество отечественных компаний не превышало 300, при том, что общее количество экспозиторов не изменилось.  Итак, в выставке помимо российских компаний участвовали компании из 90 стран мира, 50 национальных представительств по туризму, впервые в Москве появились делегации Абу-Даби, Ливана, Ливии и Южной Кореи.

   Кроме того, по  оценкам специалистов, наблюдается  не только оживление в области внутреннего туризма, но и рост интереса иностранных туристов к России: специалисты отмечают, что можно говорить о намечающейся положительной тенденции в сфере въездного туризма. Поэтому на MITT 2000, в отличие от прежних шести лет, свои стенды представили администрации регионов РФ: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Карелия, Калмыкия и прочие, тогда как год назад только руководство Сочи приняло участие в выставке.

      О том,  что Россия начинает приобретать  туристическую привлекательность, говорит и то, что эта тенденция коснулась не только таких традиционных направлений, как Санкт-Петербург, но и тех регионов, которых раньше не особенно жаловали вниманием. И хотя Санкт-Петербург остается самой популярной точкой среди въездных туристов, но растет и интерес к другим регионам, в частности, к Байкалу. Впервые на выставке был представлен и коллективный стенд «Сибирь», причем организаторы MITT 2000 предоставили выставочную площадь сибирским компаниям по льготным условиям.

      Говоря  же о перспективах выездного  туризма в России и изменении  спроса на данном направлении, нужно отметить, что объем туризма на таких традиционных направлениях, как Европа и морские курорты, существенно не изменится. По-прежнему популярны Испания, Турция, ОАЭ, Кипр из экскурсионных туров – Франция, Италия и Греция. Колебания спроса на эти виды отдыха не превышают 1-5%. Разумеется, серьезный удар по иностранным путешествиям отечественных туристов нанес кризис 1998 года, который способствовал, однако, практически полной загруженности отечественных курортов; но сегодня уже некоторые туристические фирмы, специализирующиеся на выездном туризме смогли достичь докризисного уровня и отмечают в частности рост проса на ОАЭ в зимнем сезоне 1999/2000 на 15-20%.  Не исключено, что интерес к ОАЭ подогрел построенный к Миллениуму отель, известный как Арабская башня. Находится этот отель, равных которому сейчас в мире нет, на берегу Персидского залива, в 20 км от центра Дубая. И состоит он из стаметрового корпуса в виде голубой волны и корпуса высотой в 321 м в виде паруса, который выше Эйфелевой башни и только чуть-чуть отстает от знаменитого нью-йоркского небоскреба Эмпаир Стэйт Билдинг, и фундамент которого уходит на 40 м в морские глубины. Стоимость этого проекта оценивается в годовой бюджет немаленького государства. Отель поражает невиданными прежде темпами строительства (оно началось в 1995 году, а сейчас «Арабская башня» уже функционирует и принимает своих гостей), необыкновенной архитектурой, своей роскошью, комфортом, сервисом и масштабами. И хотя самый дешевый номер этого отеля стоит $ 330 в сутки, а самый дорогой $ 6 800 именно российские туристы одними из первых освоили эту гостиницу.

    Интересным является и мнение специалистов о том, что уже сейчас и возможно в будущем одним из наиболее доходных видов туризма станет работа с VIP - клиентами и индивидуальные туры.

      В заключении  же этой главы, посвященной  перспективам российской туристической отрасли я хотела бы отметить, что ВТО обнародовала недавно прогноз развития туризма на ближайшие десятилетия. И по сенсационным подсчетам ВТО, в 2020 году Россия у путешественников будет занимать пятое место по популярности среди европейских стран, уступая лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии. Она будет также значительно опережать по этому показателю Соединенные Штаты. А вообще число туристов, которые будут ежегодно посещать Европу, через 20 лет почти удвоится и достигнет 700 млн человек.

      Эту тенденцию  косвенно подтверждают и данные  Госкомстата РФ. Впервые за постперестроичные годы въезд в Россию туристов-иностранцев превысил выезд из страны наших путешественников. По предварительным подсчетам, в 1999 году в Россию приезжало более 18,5 млн иностранцев, в том числе свыше 3 млн – как туристы. А россиян уезжало меньше 13 млн . Другое дело, что одна из причин такой пропорции – дешевизна российских товаров и услуг для иностранцев и отсутствие денег у наших сограждан. Но хочется надеется, что прогноз ВТО на ближайшие десятилетия наступающего третьего тысячелетия верен, и нам остается его только оправдать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Сравнение российского и международного туристского рынка

 

Туризм в современном  мире представляет собой сложное  социальное явление, выполняющее определённую роль в системе социально-экономических  отношений. Во-первых, туризм является одним из основных секторов мировой  экономики. Его развитие оказывает  огромное стимулирующие влияние  на развитие таких ключевых отраслей экономики, как сельское хозяйство  и строительство, транспорт и  связь, торговля и производство товаров  народного потребления (всего более  тридцати отраслей), выступая своеобразным катализатором социально-экономического развития страны. Именно поэтому данная отрасль формирует 11% мирового ВВП, хотя ее доля в основных фондах около 7%. Туризм обогащает и совершенствует социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран, государств и народов.

Во-вторых, туризм относится  к числу высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, являясь  важной частью внешнеэкономической  деятельности многих государств. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), доходы от туризма в 2004 г. составили (млрд. долл. США): в Испании – 45,2; Франции – 40,8; Италии – 35,7; Турции – 15,9. В России же – всего 5,2. На долю туризма приходится 11% мировых потребительских  расходов и треть мировой торговли услугами. Данная сфера вовлекает  в финансовый оборот около 4 трлн. долл. США. Для трети стран – участников туристского рынка поступления  от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах они  входят в первую пятерку бюджетообразующих  статей.

Информация о работе Рынок туристских услуг: состояние и тенденции