Рынок туристских услуг: состояние и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Итак, целью настоящей работы является изучение деятельности рынка туристских услуг.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. охарактеризованы основные тенденции развития российского туристского рынка;
2. дана характеристика и рассмотрены основные направления и перспективы развития международного туризма.
Таким образом, объектом данного исследования является туристский рынок, предметом – особенности и тенденции его развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и сущность рынка туристских услуг 5
1.1 Основные определения 5
2 Тенденции развития российского туристского рынка 7
2.1 Основные направления деятельности компаний сферы туризма 7
3 Международный туризм и основные тенденции его развития 10
4 Факторы влияющие на развитие спроса в туризме 14
4.1.Общеэкономические факторы
4.1.1.Благосостояние общества и увеличение свободного времени
4.1.2.Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономи-
ческой конъюктуры
4.2.Социо-демографические факторы
4.2.1.Возрастная структура
4.2.2.Структура семьи
4.2.3. Уровень доходов и образования населения
4.2.4.Соотношение городского и сельского населения
4.3.Факторы культурного порядка
4.3.1.Международная культура и культурный национализм
4.3.2.Возрождение культуры и искусств
5 Основные черты нового типа потребителя туристических услуг 24
6 Турист XXI века 25
7 Российский туризм 27
8 Сравнение российского и международного туристского рынка 30
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

Referat_datsun.docx

— 98.00 Кб (Скачать файл)

     Измерением  уровня жизни и дифференциации  доходов населения занимаются  многие международные организации,  в том числе и Совет организации  экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР  утвердил список социальных индикаторов,  в число которых входит и  такой индикатор, как «время  и отдых», а его показателями  являются величина свободного  времени и его использование.  В качестве критерия рациональности  структуры расходов семей используется  закон, открытый немецким статистиком  Э.Энгелем, согласно которому  с ростом доходов семьи снижается  доля затрат на питание, а  доля расходов на             удовлетворение культурных и  иных нематериальных нужд (к числу  которых можно отнести и использование  свободного времени) существенно  увеличивается. Примером может  служить ФРГ, где рост общественного  богатства сопровождается сокращением  доли расходов на питание и  предметы роскоши в структуре  общих потребительских расходов  граждан. Одновременно же растет  доля расходов на туризм и  организацию свободного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1.2. Взаимосвязь развития спроса на рынке туризма и общеэкономической конъюктуры

 

      Высокая  степень зависимости туризма  от состояния экономики в целом  была замечена еще в 20-30-е  годы нашего столетия.

 

                                                                     Таблица

               Взаимосвязь туризма и экономической  конъюктуры

 

|Период            |Конъюктура        |Средний  прирост   |Средний прирост   |

|                  |        |ночевок              |валового продукта |

|                  |        |внутреннего       |                  |

|                  |        |туризма               |                  |

|1924-1929         |подъем                 |+5,4%                         |+4,2%             |

|1929-1933         |спад                      |-9,5%                          |-4,5%             |

|1949-1956         |подъем                 |+19,1%                       |+12,3%            |

 

      Источник: Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.:

«Ось-89», 2006.-с.74

 

 Отсюда совершенно  ясно следует, что в период  экономического подъема, благодаря  росту материального благополучия  и покупательной способности  населения интенсивность туризма  увеличивается и индустрия туризма  также переживает некий подъем. В период же экономического  спада спрос на туристические  услуги несколько падает, что  не может не сказываться на  индустрии туризма в целом.

      Однако  исследователи туризма в западных  странах, признавая несомненную  зависимость изменений в спросе  на  туристском рынке от общеэкономической  конъюктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и  кризисы оказывают на туристическую  индустрию меньшее влияние, чем,  например, на такие отрасли, как  строительная, автомобильная, производство  мебели и другие, ориентированные  на производство товаров длительного  пользования или предметов роскоши.  Они отмечают, что современный  западный потребитель скорее  откажется от приобретения видео-и  аудиоаппаратуры, чем от финансирования  ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических  кризисов люди экономили не  на отпуске, а в отпуске.

      Такую относительную  стойкость туризма к изменениям  общеэкономической конъюктуры рынка  западные исследователи объясняют  прежде всего эластичностью спроса  на туристические услуги. И именно  поэтому в годы кризиса происходит  не полное прекращение спроса  на туристические услуги, а лишь  его некоторые изменения, то  есть увеличивается спрос на  более дешевые виды туристических  услуг и уменьшается на самые  дорогостоящие виды туризма.

 

      Таким образом,  экономические кризисы все же  затрагивают спрос на туристические  услуги, но в гораздо меньшей  степени, чем многие другие  отрасли. И вызвано это, в  первую очередь, тем, что туризм  стал практически необходимой  потребностью массового потребителя.  А также тем, что эластичность  спроса и многообразие форм  туризма обеспечивают в период  экономических спадов возможность  перелива спроса от дорогостоящих  видов туризма к более дешевым.

 

 4.2. Социо-демографические факторы

 

 Значительное влияние  на формирование туристического  спроса оказывают в основном  следующие социо-демографические  факторы:

-возрастная и социальная  структура общества;

-структура семьи;

-уровень доходов различных  слоев общества;

-соотношение городского  и сельского населения.

 

   4.2.1. Возрастная структура

 

      Как известно, в настоящее время растет перспективность  для международного туризма людей  старших возрастных групп, и  в первую очередь группы людей  в возрасте «от 50 лет и старше».

      В основе  повышения интенсивности туризма  во всех старших возрастных  группах лежат следующие причины:

-повышение материального  благосостояния всех групп общества;

-увеличение продолжительности  жизни и снижение пенсионного  порога;

-изменение психологического  отношения к старению.

      В результате, в настоящее время в западных  странах достаточно велико количество  самостоятельных пожилых людей,  которые стремятся к активному  наслаждению жизнью и имеют  достаточные материальные средства, которые они с большей охотой  готовы отдать на собственное  потребление, чем оставить в  наследство; они считают, что следует  не экономить имеющиеся в их  распоряжении денежные средства, а тратить их « на красивую  жизнь».

      Вследствие  этого, сейчас в туристическом  спросе сформировался новый и  очень перспективный сегмент  «сениоров»-возрастная группа «от  50 лет и старше», который в  будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное  влияние на развитие спроса  туристических услуг и займет  свое выдающееся положение на  рынке международного туризма.

 

4.2.2. Структура семьи

 

      Очень актуальной  целевой группой современного  туристического рынка является  и несемейная молодежь до 35 лет  – так называемые «одиночки». Их доля в крупных промышленных  городах и агломерациях оценивается  практически в 50% от общей численности  населения.

      Этим людям  свойственны, как правило, высокий  уровень образования, стремление  к успеху в профессиональной  деятельности, повышенные требования  к комфорту и качеству жизни,  индивидуализм. Они уделяют много  внимания организации своего  свободного времени, стараясь  наслаждаться жизнью в полной  мере.

      Соответственно, объем и величина спроса на  данном сегменте туристического  рынка достаточно велики. И по  мнению специалистов в будущем  эти показатели будут расти.

      Очень существенным  дополнением к вышеизложенному  является тот факт, что по статистике  в данной целевой группе очень  велико количество одиноких женщин. Так, по некоторым прогнозам,  число женщин, совершающих туристические  поездки в одиночку, к концу  2000 года и к началу третьего  тысячелетия будет составылять  практически 50% от общего количества  путешествующих. И с этим фактом, несомненно, придется считаться  туристическим операторам, гостиницам  и национальным офисам по туризму,  так как, по проведенным опросам,  одинокие путешествующие дамы  очень ценят высокий комфорт  и трепетное к себе отношение.  Они уделяют повышенное внимание  расположению и обустройству  номеров, наличию в них шампуней, скрабов, гелей, проявлению уважения  со стороны персонала и личной  безопасности.

 

 4.2.3. Уровень доходов и образования населения

 

      Как известно, спрос – это платежеспособная  потребность, то есть сумма  денег, которую потребители могут  и намерены заплатить за нужные  им товары и услуги. Таким образом,  туристическая активность находится  в прямо пропорциональной зависимости  от уровня доходов, а также  от образования потенциальных  потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в  конце 80-х годов западных странах  имели тенденцию к росту, интенсивность  туризма также увеличилась.

      Но вместе  с тем, в тот же период  стала наблюдаться и активизация  туристического спроса среди  населения с невысоким уровнем  доходов и образования. Следует  отметить и то, что на Западе  существует немалое число фирм, специализирующихся только лишь  на образовательном туризме, успешно  работающих и получающих достаточно  высокую прибыль в этом сегменте  рынка туризма.

 

     4.2.4. Соотношение городского и сельского населения

 

      На сегодняшний  день в силе пока еще остается  следующее правило: чем меньше  населенный пункт, тем ниже  интенсивность туризма среди  его жителей и тем ближе  выбираемые ими цели туристических  поездок.

      Однако, многие  западноевропейские эксперты утверждают, что в последнее время значительно  увеличилась туристическая активность  жителей сельских областей западноевропейских  стран и возросла интенсивность  потребления ими туристических  продуктов и услуг, что позволяет  прогнозировать возможное в будущем  добавление к традиционно активным  группам потребителей туристических  услуг нового и достаточно  перспективного сегмента на туристическом  рынке Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3.Факторы культурного порядка

 

4.3.1. Международная культура и культурный национализм

 

      Основную  тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени».

      А поскольку  это самое «свободное время»  является необходимым и важнейшим компонентом существования и процветания туристической отрасли, то параллельно этой тенденции проходит и другая не менее значимая – увеличение количества путешествующих.

      В настоящее  время огромные расстояния уже  не являются тем ограничивающим и тормозящим путешественников фактором как прежде. От Нью-Йорка до Парижа также легко долететь, как и до Калифорнии. Рекламные объявления на всю страницу в газете «Нью-Йорк таймс» соблазняют американцев делать покупки а Лондоне в магазине «Хэрродз».

      «Джет-сэт»  открыл дорогу богатеющему среднему  классу новобрачных, бабушек, семей, студентов, деловых людей западного общества. В начале 90-х годов количество путешествующих по сравнению с прошлым десятилетием значительно увеличилось. По статистике в США 90-х годов 23 тысячи рейсовых полетов перевозили в день 450 млн пассажиров. К началу 2000 года это число составило уже 750 млн пассажиров. В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда пассажиров, С началом года 2000 это число составило 2000 млрд пассажиров, то есть увеличилось ровно в два раза.

      Таким образом,  каждый день из одного места  нашей планеты в другое летают свыше 3 млн человек. И как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран.

      Поэтому  сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и так далее, беспрецедентным стал темп обмена между Европой, Америкой и другими странами мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Люди с таким энтузиазмом обмениваются едой, музыкой, модой, что новый универсальный образ жизни стал господствовать в Осаке, Мадриде и в Сиетле.

      Он стимулируется  потребительским спросом: люди  пьют кофе-каппучино и

родниковую воду Перрье, обставляют квартиру мебелью фирмы  ИКЕЯ, едят суси,

носят одежду фирмы «Бенеттон», слушают англо- американский рок, когда  едут

на автомобиле компании «Хенде»  в «Макдональдс».

      Но по  мере того как образы жизни  различных стран становятся все  более

схожими, по мере того как  люди все ближе знакомятся  с  культурой других

народов, появляются черты  сильной противодействующей тенденции: протест

против единообразия, желание  утвердить уникальность своей культуры и языка,

своеобразная борьба с  иностранным влиянием. В каждом уголке мира происходят взрывы такого культурного национализма:

      -После многих  лет обучения английскому языку  своего населения

Сингапур развернул кампанию «Говорить на мандаринском» –  это попытка

возродить «старые ценности».

      -Борьба  уэльсцев, в основном не агрессивными  методами, по поддержанию

своего языка и литературы.

      -В северо-восточной  части Испании каталанский язык, запрещенный во

время диктатуры Франсиско  Франко, был восстановлен в качестве официального

языка.

      -Власти  Квебека наказывают тех, кто  говорит по-английски, запрещают

Информация о работе Рынок туристских услуг: состояние и тенденции