Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:05, шпаргалка
Методы управления качеством — способы и приемы, с помощью которых субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы [4, 8], а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие от комплексных методов, концепции и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к управлению организацией.
Установлены правила обеспечения безопасности туризма.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
6. Нормативно-правовая база
управления качеством в туризме
Закон о туристской деятельности
и о техническом регулировании.
Существуют находящиеся во взаимосвязи
следующие категории стандартов:
- Государственные стандарты Российской
Федерации, которые являются нормативной
базой лицензирования и сертификации
- ГОСТ Р;
- стандарты отрасли - ОСТ;
- стандарты предприятий и объединений
предприятий (союзов, ассоциаций) - СТП;
- стандарты общественных объединений
- СТО.
К нормативным документам по стандартизации
относятся также общероссийские классификаторы,
порядок разработки и применения которых
устанавливается Госстандартом России.
При разработке стандартов учитываются
стандарты, принятые Международной организацией
стандартов (ИСО), и региональные стандарты,
правила Европейской законодательной
комиссии ООН и других международных организаций,
а также национальные стандарты других
стран.
Базу стандартизации, существующей в сфере
туризма и гостиничного хозяйства, в настоящее
время составляют следующие государственные
стандарты:
- ГОСТ 28681. О-90 «Стандартизация в сфере
туристско-экскурсионно-го обслуживания.
Основные положения»;
- ГОСТ
Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
- ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное
обслуживание. Проектирование туристских
услуг»;
- ГОСТР
50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Требования по обеспечению безопасности
туристов и экскурсантов»;
- ГОСТ
Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.
Классификация гостиниц»;
- ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины
и определения»;
- ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качеств
услуг (аутентичный тест ИСО 9002-87)»;
- ГОСТ
Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения.
Общие требования»;
- ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной
сертификации. Форма, размеры и технические
требования».
Руководство и координацию деятельности
по организации стандартизации в сфере
туризма осуществляет технический комитет
ТК-199 при Госстандарте России.
Непосредственно к сфере туризма имеют
отношение следующие нормативные документы,
содержащие классификационные признаки:
- Общероссийский классификатор отраслей
народного хозяйства -ОКОНХ;
- Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции
и услуг - ОКДП (ОК 004-93);
- Общероссийский классификатор услуг
населению - ОКУН (ОК 002-93);
- Общероссийский классификатор профессий
рабочих, должностей служащих и тарифных
разрядов (ОК 016-94).
7. Особенности системы классификации гостиниц в России
В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 02.03.1979 года № 154. Данное Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей - на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.
В 1994 году в России были разработаны
«Положение о критериях классификации
гостиниц», «Критерии классификационных
требований к гостиницам (мотелям) Российской
Федерации», а также принят ГОСТ
Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное
До середины 2003 года существовало четыре организации, аккредитованные при Госстандарте РФ и имеющие право по просьбе администрации или владельцев отелей проводить сертификацию гостиниц.
В начале 2003 года Государственная
Дума РФ по предложению Министерства
экономического развития РФ внесла поправки
в Федеральный Закон «Об
21 июня 2003 года Приказом Министерства
экономического развития и
Необходимо отметить, что до 2003
года единая система гостиничной
классификации отсутствовала
Таким образом, была начата работа по классификации и стандартизации гостиниц и других средств размещения по единой государственной системе, однако этот процесс был вскоре приостановлен в результате административной реформы.
В настоящее время нормативным
документом, на основании которого
осуществляется классификация российских
гостиниц, является распоряжение Правительства
Российской Федерации от 15 июля 2005 года
№ 1004-р и приказ Федерального агентства
по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об
утверждении Системы
Документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда".
Основными целями Системы являются:
· обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;
· гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;
· дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;
· оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;
· обеспечение потребителя
· повышение
· содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения [2].
Государственная система классификации разделяет средства на три основных типа и пять общепринятых категорий.
Основные типы средств размещения:
- гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров более 50;
- гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров менее 50;
- дома отдыха, пансионаты и аналогичные средств размещения.
Категории: пять звезд, четыре звезды, три звезды, две звезды и одна звезда. В системе классификации звезды присваиваются всем категориям средств размещения: гостиницам, мотелям, пансионатам, домам отдыха и др.
Устанавливаются следующие категории номеров средства размещения:
- высшая: сюит, апартамент, люкс и студия;
- первая, вторая, третья, четвертая и пятая категории.
Система классификации гостиниц и
других средств размещения соответствует
международной системе
9 . Проведение экспертной
оценки гостиниц и других
7.1. Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:
первый этап - экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;
второй этап - аттестация гостиницы и другого средства размещения;
третий этап - экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.
7.2. Экспертная
оценка соответствия гостиниц
и других средств размещения
категории проводится в
- получение
от заявителя заявки на
- проведение экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения и составление акта.
7.2.1. Заявка
на классификацию направляется
в ЦОС. К заявке прилагается
анкета, содержащая сведения о
номерном фонде и его
7.2.2. Получив
заявку и заполненную анкету,
ЦОС заключает договор с
К работе экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
Председатель экспертной комиссии проводит подготовительные работы: устанавливает сроки проведения экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения, оповещает о них заявителя и членов экспертной комиссии.
7.2.3. Экспертная
оценка гостиницы и другого
средства размещения категории
базируется на совокупности
Категории гостиниц и других средств размещения обозначаются символом "звезда". Гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая категория средства размещения - "пять звезд", низшая - "одна звезда".
7.2.4. Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его номерного фонда.
Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий проводится в три этапа:
первый этап - проводится предварительная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения одной из категорий;
второй этап - проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;
третий этап
- на основании вышеуказанных
7.2.5. Одновременно
с экспертной оценкой
Экспертная оценка соответствия номеров категориям проводится в три этапа:
первый этап - проводится предварительная экспертная оценка соответствия номера установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляются протоколы соответствия номеров категориям;
второй этап
- проводится балльная оценка соответствия
номеров по критериям, соответствующим
установленным требованиям. По результатам
балльной оценки составляются протоколы,
в которых указывается
Информация о работе Шпаргалка по управлению качеством в туризме