Совершенствование системы оценки и стимулирования персонала гостиницы «Русь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что переход к социально ориентированному рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма оценки персонала и стимулирования труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства – основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является предприятие (фирма), где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы оценки и стимулирования
труда персонала 6
1.1. Основные задачи и методы оценки персонала 6
1.2. Понятие и основные факторы стимулирования персонала …13
1.3. Построение оптимальной системы оценки и стимулирования
персонала в современных условиях …………………25
1.4. Основные направления совершенствования мотивации
и стимулирования персонала в современной России……………………32
2. Анализ системы оценки и стимулирования труда персонала
гостиницы «Русь» ..37
2.1. Краткая характеристика организации 37
2.2. Анализ существующей системы оценки и
стимулирования труда работников гостиницы «Русь» 46
3. Совершенствование системы оценки и стимулирования
труда персонала 52
3.1. Предложения по совершенствованию системы оценки и стимулирования труда персонала гостиницы «Русь» 52
Заключение 58
Список использованной литературы 61

Файлы: 1 файл

Оценка и стимулир.персонала Богданова Е.А.12544.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку издержки на рабочую силу являются основной статьей расходов для большинства современных организаций, эффективное управление ими имеет принципиальное значение для общего успеха организации.

Низкая оплата труда может сильно подорвать способность компании реализовывать свои стратегические задачи. В то же время необоснованно высокие расходы на заработную плату могут привести к банкротству.

Создать систему вознаграждений, которая позволила бы получать максимальную отдачу от сотрудников, способствовала бы увеличению прибыльности компании, — непростая задача.

Основными принципами оптимальной системы стимулирования персонала на современном этапе являются [10, с. 20]:

    • стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации;
    • направленность системы оптимальной мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления;
    • система оптимальной мотивации труда должна учитывать стадию, на которой находится организация (становление, функционирование, развитие).

 

При этом, создавая систему оптимального стимулирования персонала необходимо учитывать внешние ограничения системы, которыми в рыночных условиях являются [13, с. 24]:

    • правовая среда (система оптимальной мотивации труда должна учитывать существующее трудовое и другие законодательства);
    • экономическая среда (система оптимальной мотивации труда должна учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т.д.);
    • социальная среда (система оптимальной мотивации труда должна учитывать средний уровень жизни (прожиточный минимум), особенности профессиональных и общественных объединений, в которые так или иначе включены сотрудники организации, уровень преступности, перспективность региона, уровень напряженности и т.д.);
    • политическая ситуация (система оптимальной мотивации труда должна учитывать общеполитическую ситуацию, сложившуюся в регионе (наличие забастовок, стачек и т.д.);
    • факторы технологического развития отрасли;
    • экологические факторы;
    • социокультурные факторы.

 

В соответствии с приведенными внешними факторами, которые необходимо учитывать при построении оптимальной системы стимулирования персонала, рассмотрим стратегические ориентиры в управлении мотивацией и стимулированием персонала (на различных стадиях организации). [3, с. 54]

Проявляя мотивационную составляющую на различных стадиях существования организации с учетом введенных психологических акцентов, можно выделить общие стратегические ориентиры в управлении мотивацией и стимулированием персонала (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Стратегические ориентиры в управлении стимулированием персонала

 

Введем два общих принципа [17, с. 68]:

  1. Система оптимального стимулирования персонала должна поддерживать «действия» сотрудников, наиболее приемлемые для организации в настоящее время («здесь и теперь»).
  2. Система оптимального стимулирования персонала должна иметь направленность на поддержание у персонала мотивации участия в совершенствовании деятельности организации, т.е. работы на перспективу организации.

На стадии становления организации присущи следующие стратегические мотивационные ориентиры:

    • харизма лидера, личный пример и заражение сотрудников энтузиазмом, оптимизмом, энергией, командным духом;
    • активность лидера в разрешении конфликтов и противоречий в коллективе;
    • поощрение активной личностной позиции членов организации;
    • построение и трансляция лидером картины «Больших перспектив» организации;
    • моральное (по возможности, материальное) стимулирование находчивости, оперативности и т.п.;
    • распределение задач, функций с учетом предрасположенностей людей (давать людям интересную для них работу).

 

Соответственно, на стадии становления организации, основными акцентами мотивации должны стать [12, с. 73]:

    • при индивидно-субъектной направленности работника – стабильность материального стимулирования; перспективы повышения зарплаты и социального статуса;
    • при субъектной направленности работника – гарантированность большей стабильности; организационная поддержка; ограждение от проблемного режима путем постановки конкретных задач; одобрение положительных результатов в присутствии коллектива; стимулирование полноценного, открытого общения и доверие;
    • при личностной направленности работника – стимулирование творческой активности; делегирование решения проблем; стимулирование инициативы анализа и совершенствования деятельности; поручение нового неизведанного фронта работы; проявление доверия к профессионализму; привлечение в соучастники в нормотворчестве; поддержка в донесении эффективных идей и путей их реализации в коллектив.

 

На этапе функционирования можно выделить следующие направления мотивации и стимулирования персонала:

    • стимулирование четкого соответствия своему функционалу и нормам позиционного взаимодействия (для субъектной направленности);
    • стабильное материальное стимулирование и повышение зарплаты в соответствии с результатами работы и уровнем квалификации (для всех работников, особенно для индивидно-субъектной направленности);
    • поощрение совершенствования мастерства работников (стимул для индивидной направленности – повышение зарплаты, для субъекта – повышение профессионализма, для личностного акцента – возможность саморазвития и большего вклада в деятельность организации);
    • предоставление инициативы в усовершенствовании способов решения сложных задач (для субъекта) и проблем (для личностной направленности);
    • внедрение системы стимулов, позволяющих работникам самим «управлять» своей заработной платой (при повышении объема и качества своей работы получать больше - для индивидной направленности).

 

На этапе развития организации значимым в мотивационном плане выступает:

    • моральное и материальное стимулирование работников к поиску новых, перспективных, оригинальных и т.п. идей по совершенствованию своей деятельности и организации в целом (в основном для личностной направленности);
    • создание системы поощрений для неформальных лидеров, осознавших необходимость организационных изменений и объясняющих эту необходимость другим (в основном для личностной направленности);
    • разъяснительная работа среди персонала, направленная на подтверждение стабильности деятельности организации (для субъектной направленности);
    • введение убедительных доводов и аргументации по гарантиям повышения материальных стимулов после внедрения нововведений в организации (для индивидной направленности).

Таким образом, с развитием организации все большее значение приобретают неденежные методы стимулирования. [10, с. 35] Ни в коем случае нельзя считать возможным подмену неденежными приемами мотивирования сотрудников, таких вещей как конкурентноспособная зарплата, или возможность получения дохода среднего уровня по отрасли. Если разобраться, то нематериальные методы становятся сколько-нибудь эффективны в коммерческой организации только в том случае, если люди получают гарантированный заработок, позволяющий обеспечить удовлетворение физиологических потребностей.

Пытаться заставить человека бороться за титул или благодарность от руководства конечно можно, но, скорее всего, это будет малоэффективно, если он знает, что ему завтра будет нечем расплатиться за аренду квартиры. Поэтому стоит принять во внимание, что строить систему нематериальных стимулов можно, только если люди все же зарабатывают свой необходимый минимум. Но если при этом не удовлетворяются психологические факторы, то так или иначе сотрудник будет прикладывать усилия для удовлетворения своих личных потребностей посредством поиска места работы, которое может удовлетворить эти желания, или неудовлетворенность будет компенсирована материально, т.е. повышением дохода. [14, с. 182]

Очень часто руководители подразделений сталкиваются с ситуацией, когда наиболее успешные сотрудники покидают компанию, не смотря на предложения об увеличении зарплаты. Сделав такое предложение, руководитель помимо создания прецедента, чем скорее всего воспользуются и другие сотрудники отдела, может получить только временное, краткосрочное решение проблемы, так как ресурсы фонда заработной платы все же ограничены, а неудовлетворенность сотрудника все так же остается.

Когда происходит смена ориентации в мотивации определить очень сложно. При приеме человека на работу, он оценивает себя по количеству времени, которое он потратит на выполнение неких служебных обязанностей и сколько компания ему за это заплатит. Если эти условия взаимоудовлетворяют друг друга, то вопрос можно было бы считать решенным.

Но помимо решенного совместно с работодателем вопроса о заработной плате, человек создает некий набор психологических ценностей, которые он хочет удовлетворить, принимая предложение о работе: применение своих навыков и знаний, уважение коллектива, соответствие уровня корпоративной культуры в компании своим представлениям.

В современном развитом сообществе, психологические потребности изначально находятся на достаточно высоком уровне, а это значит что для самой низко квалифицированной работы, подразумевающей небольшую зарплату, в дальнейшем будет все труднее и труднее находить людей. [27, с. 355]

И решать этот вопрос необходимо в ключе усиления конкурентных преимуществ компании, так как обеспечение социальными гарантиями в соответствии с потребностями времени и организационное решение технических вопросов по оснащению сотрудников отделов необходимым инструментом позволит сделать еще один шаг в обеспечении стабильности компании.

Используя же нематериальные методы мотивации сотрудника, компания может предвосхитить развитие неудовлетворенности «гигиеническими факторами», а еще лучше направить формирование желаний сотрудников в русле, представляющем интерес для компании.

 

 

 

1.4. Основные  направления  совершенствования  мотивации

и стимулирования  персонала  в  современной  России

 

С точки зрения управления персоналом стимулирование правомерно определяется как совокупность действий, направленных на его активизацию. Менеджмент использует мотивацию, чтобы по возможности эффективно и органично соединить цели предприятия и цели работников. Но для российских условий это соединение («преодоление отчуждения») - пока неактуальная задача, так как само разъединение («отчуждение») еще не сложилось. Поэтому характер происходящих перемен пока неочевиден, ввиду чего возникают трудности в понимании конкретных сторон хозяйственной жизни, в том числе и мотивации труда.

Можно выделить три очень разные, но типические ситуации, характеризующие стимулирование сегодня.

Первая ситуация, наиболее распространенная, характеризуется тем, что работники (как и фирма в целом) в своем поведении в рамках фирмы, а, следовательно, и в трудовом поведении, ориентируются не на экономические показатели, а на политико-экономические процессы и их лидеров. Проще говоря, работники хотят сохранить работу и заработную плату, и свои голоса обменивают на соответствующие обещания агентов администрации, претендующих на новую власть на любом уровне (участок, цех, завод, город, регион).

Вторая, также достаточно распространенная ситуация, связана со стремлением людей включиться в новую экономику, причем даже ценой некоторых жертв - временным отказом от привычного уровня материальных благ, увеличением внеурочной работы, переобучением (часто за свой счет) и т.п.

Наконец, третья ситуация сегодня складывается на тех участках экономики, где структура отношений между наемными работниками и работодателями в основном уже сложилась и экономические показатели благоприятны. Это пока самый маленький сектор российской экономики. Здесь уже возникают типичные для переходной экономики проблемы. Важнейшая из них - недостаточная квалификация специалистов и менеджеров [7, с. 31].

Фирмам, которые функционируют успешно, приходится активно развивать то направление работы с персоналом, которое не было развито прежде - обеспечивать отбор и найм работников. В этой связи интерес представляет сопоставление деятельности служб управления персоналом компаний в России и США. В промышленности России более половины сотрудников служб управления персоналом занимаются нормированием и оплатой труда. В аналогичных службах фирм США больше всего сотрудников заняты отбором, адаптацией и оценкой персонала.

В управлении персоналом действует формула: «Работник делает то, за что ему платят». Эту формулу можно интерпретировать как эффект проекции. Работник проецирует результаты своего труда с непосредственного продукта на стимулирующие действия руководителя. Эффект этот в рамках теорий мотивации хорошо известен и изучен (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса и др.). Он позволяет объяснить многое происходящее сегодня в мотивации и поведении наемных работников.

Надо принять во внимание, что государство через налоги и трансферты (компенсируя плату за жилье, транспорт, образование и другие блага) перераспределяет доходы работников на два потока - частный и общественный. Денег того потока, который остается в частном секторе, не хватает для эффективного управления трудом. Со своей стороны работники привычно смотрят наверх, на региональное и федеральное руководство, которое финансирует общественные блага. По этой причине у многих групп работников сохраняются вполне оправданные притязания к государству: оно должно нести ответственность за оплату труда, когда цены на коммунальные услуги растут. Этот механизм остаточного характера, но он присутствует в сознании работников.

От правительства также зависит своевременность и полнота трансфертов, выполнение обязательств по государственным заказам, полноценность денег, получаемых в виде заработной платы. Если учесть место заработной платы в системе мотивации, то возникает вопрос: в чьих руках находится данный инструмент - фирмы или государства? Очевидно, что произошло расщепление источника выплат на две части, что позволяет обоим плательщикам манипулировать своими обязательствами. При этом мотивирующая функция заработной платы разрушается или, по крайней мере, ослабляется.

Информация о работе Совершенствование системы оценки и стимулирования персонала гостиницы «Русь»