Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Обозначить понятие туристского кластера;
2) Определить задачи и принципы туристского кластера;
3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;
4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ТУРИЗМЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Туристский кластер как понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Задачи и принципы туристского кластера. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3 Роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.2 Основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
3.1 Практика развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине. . 37
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Экономическая среда определяется уровнем развития экономики и уровнем жизни населения, которые оказывают огромное влияние на стоимость и спрос на товары и услуги, в том числе туристского назначения. К экономическим условиям относятся инвестиционный климат на территории кластера, который способен обеспечить развитие основных элементов кластера.
По мнению А. Ю. Александровой, особое внимание при формировании туристского кластера необходимо уделять взаимосвязям между его элементами. Данная связь не только основывается на экономической выгоде участников, но и ориентирована на создание и реализацию качественных туристских услуг, удовлетворяющих потребности как туристов, так и территории. Это выражается во взаимосвязи («транспорт ― средства размещения ― питание») как основных услуг кластера, так и во взаимосвязях («государственное управление ― коммерческие организации ― научно-образовательные учреждения»). Взаимосвязь входящих в кластер фирм осуществляется за счет цепочек добавленной стоимости и системы накопления. Каждая фирма создает свою добавленную стоимость. Для достижения конкурентного преимущества фирма должна оптимизировать как собственную цепочку добавленной стоимости, так и внешние цепочки, связывающие ее с поставщиками и потребителями [2, с. 71].
Экономист А.Е Шаститко рассматривает следующую классификацию кластеров. Одним из критериев этой классификации является наличие ядра: ядерные и безъядерные кластеры. Второй критерий ― локализованность связей ― потребление продукта в пределах кластера и за его пределами .
Последний критерий в этой классификации ― вариант развития кластера. Существует три варианта развития кластера:
1) «с нуля», это означает, что в месте его локализации ранее не существовало явно выраженного предшественника [31, с. 26].
2) вариант ―
за счет модификации или
3) Еще один вариант развития кластера ― трансформация рыночных связей в сторону более устойчивых отношений между компаниями.
Также необходимо различать кластер отраслевой и региональный. При создании отраслевого кластера усиление конкурентных преимуществ осуществляется за счет неформального взаимодействия организаций именно данной отрасли, которая выступает в качестве объединяющего фактора. В то время как в региональном кластере все предприятия региона взаимодействуют на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели ― развитие региона в целом как кластера. Данные предприятия принадлежат одной или нескольким отраслям хозяйства.
За историю индустрии гостеприимства сложился определенный опыт создания кластеров в различных странах. В большей степени кластерная теория распространена за рубежом. Туристские кластеры в Республике Беларусь, и за рубежом отличаются друг от друга. А.Ю.Александрова сравнивает два региональных кластера [2, с. 73]. Один кластер расположен в тропическом северном штате Квинсленд в Австралии, второй ― в ЮАР. Их отличительные черты четко прослеживаются. В ЮАР кластер создается для восстановления туристских потоков, в то время как в Квинсленде главная цель ― это увеличение потока за счет развития дополнительных территорий. Они разнятся географическими масштабами, составом участников, уровнем развития и т.д. Объединяет эти кластеры доверительные отношения, на основе которых и осуществляется вся деятельность по продвижению регионов на внутреннем и международном рынках.
Формирование отраслевого кластера А.Ю.Александрова рассматривает на примере винодельческой кооперации, которая способствует развитию туризма и туристской инфраструктуры в долине Напа (штат Калифорния, США) [2, с. 73].
В Российской Федерации, например, практический опыт создания туристских кластеров невелик. Одним из первых считается кластер «Красная Изба» в Великом Новгороде, который развивался посредством создания информационно-туристического центра. Этот центр объединял и координировал действия около 30 предприятий, занимался продвижением региона на туристском рынке. Еще один пример активной кластерной политики ― это Республика Карелия. Создание нескольких туристских кластеров на этой территории должно привести к более равномерному распределению дестинаций, снятию нагрузки с основных мест посещения туристами, таких как Кижи, Валаам, Петрозаводск.
Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай) [17, с. 15].
Формирование кластера способствует увеличению внутреннего туризма. Однако на сегодняшний день существуют препятствия на пути формирования туристского кластера: в неразвитость инфраструктуры и транспорта, что является проблемой большинства областей Республики Беларусь; длительный период формирования кластера, т.е. не моментальное получение выгод от кластера; нехватка туристских кадров [17, с. 15-16].
Решение этих проблем будет способствовать созданию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Внесение значительного вклада в развитие экономики произойдет за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала.
1.2 Задачи
и принципы туристского
Туризм — одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
В настоящее время туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся отраслей сферы услуг. Выступая в качестве одного из эффективных катализаторов социально-экономического развития, индустрия туризма оказывает стимулирующее влияние практически на все смежные отрасли экономики.
Мировой опыт сегодня свидетельствует, что с помощью туризма можно преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона, оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций; улучшить инфраструктуру; обеспечить занятость населения; поддержать предпринимательство и местную промышленность, улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ. Сегодня широкое распространение получили кластерные принципы организации производственного взаимодействия на региональном уровне. Данный подход способен коренным образом изменить содержание региональной экономики, в том числе и сферы туризма [15, с. 97].
Республика Беларусь и её регионы имеют огромный потенциал для развития туризма, однако неадекватное использование своих туристических ресурсов и возможностей, в том числе наличие туристических объектов, которые остаются невостребованными из-за неразвитой инфраструктуры и некомпетентного управления, создают препятствия для эффективного функционирования отрасли [29, с. 33].
В современной
белорусской индустрии туризма
сложилась и активно
Для изменения сложившейся ситуации в туристской отрасли экономики с учетом мирового опыта необходима кластерная организация развития этой отрасли экономики.
Н. А. Пелевина считает, что туристический кластер является крупным самостоятельным межотраслевым хозяйственным комплексом, который лежит не в привычной вертикальной плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей и производств региональной экономики, единой функциональной задачей которых является деятельность по удовлетворению потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании всех имеющихся туристических ресурсов региона [24, с. 340].
По мнению Е.А. Полянских, туристический кластер — сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий, фирм и учреждений, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [17, с. 9].
Цель создания
туристического кластера — повысить
уровень экономической
Современный туристский кластер способен решить ряд важных задач, среди которых:
― рациональное использование имеющегося природного потенциала региона;
― приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма на территории;
― создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона;
― демонстрация исторического,
культурного и духовного
― формирование системы государственного регулирования туристской деятельности;
― поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере [14, с. 287];
― разработка маркетинговой
стратегии продвижения
― привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов;
― создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
― создание инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и развития малого и среднего туристского бизнеса.
Общую направленность целей
кластерной организации туристического
хозяйства обуславливают
― взаимопонимание и готовность к сотрудничеству всех участников процесса;
― равноправие и паритетность всех участников конструктивного диалога;
― добровольность выбора форм сотрудничества;
― взаимное информирование
и выполнение, принятых на себя обязательств,
согласно хозяйственным договорам,
заключаемым непосредственно
Построение кластера должно основываться на добровольных принципах, никто не вправе принуждать другого к каким-либо действиям или обманывать, распространяя заведомо ложную информацию.
Достижения успеха при развитии туристического кластера является совместной задачей бизнеса и органов власти соответствующего уровня (республиканской, областной, региональной — в зависимости от масштаба кластера и существующих задач по его развитию); только взаимопонимание и готовность к сотрудничеству между ними гарантируют получение положительных результатов [14, с. 287].
Важнейшим элементом кластерного
принципа развития региона является
установление постоянного диалога
всех участников процесса — малых
и крупных предприятий, соответствующих
властных структур, сервисных и научно-
Чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, по мнению профессора М. П. Войнаренко необходимо пять условий — «5И»:
― инициатива — инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, представителей власти, общественных организаций, учебных заведений, способные своим авторитетом, умом, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самых их членов, так и для региона;
― инновации — новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе;
― информация — доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и веб-страниц, позволяющие получать преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыта продукции, квалифицированной рабочей силы и т. п.;
― интеграция — предусматривает использование новых технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти [14, с. 288];
― интерес —
обеспечивает основное условие жизнедеятельности
предпринимательской или
Е.А. Полянских отмечает, что процесс формирования туристического кластера начинается, прежде всего, с появления инициативы разных субъектов региона. Без инициативы невозможно реализовать даже самый примитивный проект или привлечь инвестиции; только новые, оригинальные, нестандартные инновационные идеи могут заинтересовать инвестора; только интеграция усилий власти, бизнеса и институций (научных, образовательных, общественных организаций) может быть условием успешного привлечения инвестиций на данную территорию (город, район, регион) [17, с. 10].