Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Обозначить понятие туристского кластера;
2) Определить задачи и принципы туристского кластера;
3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;
4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ТУРИЗМЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Туристский кластер как понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Задачи и принципы туристского кластера. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3 Роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.2 Основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
3.1 Практика развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине. . 37
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
― деньги частных инвесторов в объекты агроэкотуризма,
― спонсорские
средства предприятий, работающих на нашем
рынке. Эта финансовая система
уже работает, однако требует совершенствования.
Так, рекомендуется процедуру регист
В настоящее время агроэкотуризм Беларуси является «живой лабораторией» для многих инновационных идей и начинаний. Успех их во многом зависит от слаженной работы всех заинтересованных партнеров и, помимо этого, условий внешней среды (экономической, политической, социальной, технологической и т.д.). У Беларуси есть шанс стать страной агротуризма как для своих граждан, так и для граждан других государств. В последнем случае нужно еще и снять барьеры, препятствующие развитию въездного туризма: упростить визовый режим, обеспечить доступ бюджетным авиалиниям в нашу страну, организовать систему указателей на дорогах с латинским шрифтом, издать туристические карты на английском языке [12, с. 53].
2.2 Основные
проблемы агротуризма в
Агротуризм — это один из самых динамично развивающихся сегментов туристического рынка страны и великолепная возможность провести свободное время в сельской местности и познакомиться с жизнью и бытом фермеров. Беларусь имеет все необходимые ресурсы для развития агротуризма, а создание агроусадеб может стать дополнительной рекламой для белорусского туризма.
Можно выделить
основные тенденции, развитие которых
поможет поддержанию
Очевидным плюсом в развитии агротуризма является упрощенная нормативно правовая база и программы развития агротуризма в Республике Беларусь. Однако, упрощенный способ регистрации и налогообложения, негативно влияет на услуги, предоставляемые агроусадьбами. В результате, основные мероприятия агроусадеб — это корпоративны, юбилеи, свадьбы. Выход из этой ситуации может заключаться в создании единого сайта с перечнем всех агроусадеб нашей страны. На сайте должны быть оговорены цены (за сутки пребывания) и виды услуг по каждой агроусадьбе (питание, проживание, удобства, достопримечательности). Важным условием сайта, будет являться возможность любого посетителя оставить свой отзыв, сравнить услуги и цены. В результате, на фоне здоровой конкуренции будет формироваться рейтинг усадьб, способствующий развитию агротуризма.
Белорусский агротуризм
привлекателен и для
Вместе с тем существует ряд проблем сдерживающих развитие агроэкотуризма.
На сегодняшний день агроэкотуризм не представляет собой полноценного самостоятельного комплекса туристских услуг, что является одним из основных сдерживающих факторов увеличения продолжительности пребывания туриста в сельской усадьбе.
Усадьбы недостаточно обеспечены анимационными программами (например, участие туриста в изготовление сувениров, заготовки сена или дров и т.д.).
Не все субъекты агроэкотуризма подготовлены профессионально к приёму туристов, в том числе и иностранных, из-за отсутствия специальных навыков и знаний.
Продвижение услуг по отдыху в сельской местности. Например, заказ через Интернет является редкостью, а онлайн бронирование находится у стартовой черты, тем самым затрудняя доступность отдыха в деревне.
Стоит отметить:
отсутствие единой стратегической концепции,
при которой агроэкотуризм
На темпы развития так же влияет отсутствие опыта у персонала агроэкоусадеб, неравномерность распределения информации о субъектах рынка туристических услуг, неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта.
Очень важно, что в сфере агротуризма задействованы и другие жители села, которые продают продукты, оказывают транспортные и другие услуги. У людей существует реальная возможность получить дополнительный доход. Однако инфраструктура, в том числе и придорожный сервис, не получает должного развития. Необходимо построить большее количество гостиничных комплексов, кемпингов, придорожных кафе и др. [13, с. 55]
Основным направлением, способствующим продвижению туристского продукта на рынок, можно считать развитие традиционных промыслов. Акцент следует делать на то, на чем не оставила своего отпечатка урбанизация и массовая культура. Наибольшую привлекательность составляют исконно белорусские промыслы, а особенный интерес вызывают дошедшие до нас в неизменном виде. Открытие ремесленной мастерской положительно скажется на привлекательности и доходе агроусадьбы.
Обслуживание
и оказание услуг следует вывести
на мировой уровень и обеспечить
максимально возможное
Необходима целенаправленная работа по сохранению естественного и созданию искусственного ландшафта агроусадеб. Следует более детально продумать маркетинговую тактику и стратегию. Большинство хозяев агроусадеб имеют свои официальные сайты. Однако они требует доработок: создания форумов и присутствия на сайтах администратора либо модератора [13, с. 55].
На основании вышеизложенного отметим, что состояние агротуризма и знание потенциала культурного наследия позволяет определить перспективы развития агротуризма в целом по Республике Беларусь и в серьезной плоскости говорит о привлечении массового туриста.
Таким образом,
во второй главе курсовой работы рассмотрен
агроэкотуризм как важная составляющая
национальной экономики Беларуси. На
основании вышеизложенного
1. На сегодняшний день агроэкотуризм является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов туризма в Беларуси. Определяющими факторами его развития стали не только живописная белорусская природа, но и очевидные выгоды для всего общества от его развития: дополнительный доход для жителей деревень, улучшение качества жизни в деревне; приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест для местных властей и региона; возможность развития туризма за пределами городов, привлечение иностранных туристов и приобретение положительного туристского имиджа среди других стран для Республики Беларусь.
2. Туристический
потенциал агроусадеб
3. Агроэкотуризм
в Беларуси находится на
4. Для дальнейшего развития необходимо привлекать иностранных туристов, учитывая опыт стран-соседей. Необходимо увеличивать количество агроусадеб, улучшать качество и спектр оказываемых услуг, активно с помощью Интернет-ресурсов продвигать агротуристический продукт на международный рынок.
5. В настоящее время в нашей стране предпринимаются попытки перехода от отраслевого принципа организации экономики к кластерной модели. Кластер — это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний. В агроэкотуризме, который затрагивает более 20 различных отраслей, это единственно возможная модель создания регионального туристического продукта.
6. Очевидным
плюсом в развитии агротуризма
является упрощенная
ГЛАВА 3
РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Практика
развития кластера
Площадь Гомельской области составляет 40,4 тыс. км кв., или 19,4% территории республики. По размерам регион уступает лишь Минской области. Протяженность области с запада на восток составляет 294 км, с севера на юг – 240 км. По данным переписи 1999 года, численность населения Гомельской области составляла 1545,1 тысяч человек. Положение области на путях из стран Западной Европы в Россию и из стран Балтии в Украину и другие государства выгодно для развития туристской деятельности, оно способствует не только увеличению количества транзитных туристов, но и целенаправленному приезду в регион посетителей с познавательными, деловыми целями.
Разнообразие растительного и животного мира – густая речная сеть, озера, минеральные воды, леса, дубравы ― является привлекательным фактором в организации агроэкотуризма. Гомельская область насчитывает 2948 культурно-исторических недвижимых ценностей, в том числе 1360 памятников культуры и истории, 156 памятников архитектуры, 392 памятника видным деятелям науки, культуры [9, с. 223].
В Гомельской области насчитывается больше, чем в других областях Беларуси археологических памятников – 397 объектов, что составляет 22% от общего количества достопримечательностей данной категории (стоянки, селища, городища, курганы, надмогильные и культовые сооружения, орудия труда, предметы быта, оружие, украшения и т.д.).
Новый импульс в реабилитации территорий, реструктуризации агросектора Беларуси, в котором треть населения страны сохраняет черты традиционного сельского уклада жизни, может дать развитие агроэкотуризма. Развитие агротуризма на основе фермерских и семейных хозяйств Гомельской области – это одна из наиболее перспективных моделей формирования сельского туризма. Более 400 тыс. жителей Гомельской области проживают в сельской местности, природа которой славится своей красотой, обилием рек, озер, лесов и лугов. В области насчитывается свыше 300 фермерских хозяйств, и многие из них могут использовать свои ресурсы для организации туристического подворья или оказания отдельных услуг сельским туристам.
В 2006 г. была начата реализация проекта «Кластер агроэкотуризма Гомельщины» (разработчик УО «Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины» совместно с ГГНПОО «Оракул»). Цель проекта – разработать кластерную стратегию развития сельского туризма в регионе, которая направлена на создание региональных и местных агротуристических сетей, объединяющих различные модели агротуристических хозяйств и предприятий. Эти исследования вошли в Мероприятия Гомельского облисполкома по развитию туризма в Гомельской области на 2006-2007 гг. Агротуристический кластер Гомельщины призван оказывать содействие развитию села за счет эффективного использования собственных ресурсов.
Ученый Майкл Портер, специалист в области кластеров, дает следующее определение: «Кластеры — это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли» [9, с. 224].
Кластерная модель развития сельского туризма на Гомельщине опирается на принципы устойчивого развития, в том числе она направлена на диверсификацию сельскохозяйственного производства и структуры занятости на селе, привлечение и укрепление туристических ресурсов Гомельщины. Планируется объединить в кластере все заинтересованные фермерские хозяйства и домашние личные усадьбы, предприятия сельского общепита, сельские советы, сельские школы, а также библиотеки и клубы. В конечном итоге кластер способствует укреплению инфраструктуры регионального туристического рынка, а «агротуризм» рассматривается как «точка роста» местной экономики. Туристический кластер позволяет решить ряд социальных и экономических задач: создать инфраструктуру сельского туризма за счет развития мелкого и среднего предпринимательства; создать новые рабочие места в сельской местности; включить в организацию системы развития сельского туризма области основных субъектов туристской деятельности; обеспечить взаимодействие в сфере туризма негосударственных организаций с администрациями районов Гомельской области; создать информационную базу данных инвестиционных проектов в сфере сельского туризма.