Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Обозначить понятие туристского кластера;
2) Определить задачи и принципы туристского кластера;
3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;
4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ТУРИЗМЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Туристский кластер как понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Задачи и принципы туристского кластера. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3 Роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.2 Основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
3.1 Практика развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине. . 37
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Основная цель ― создание в Гомельской области современного высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного агроэкотуристического сектора на основе кластерной модели развития агроэкотуризма, формирующей партнерскую сеть производителей агроэкотуристического продукта, при использовании всех ресурсов сельской местности с условием их сохранения, сбережения и воспроизводства. Агроэкотуристический кластер Гомельщины направлен на приоритетное развитие экономики и социальной сферы сельских территорий и сельских сообществ.
При реализации проекта «Кластер агроэкотуризма Гомельщины» необходимо было решить следующие задачи:
Во-первых, определить содержание кластера агроэкотуризма как практической модели управления агроэкотуристической отраслью в Гомельской области;
Во-вторых, разработать направления кластерной стратегии развития агроэкотуризма в гомельском регионе с учетом специфики туристических зон (в области выделены четыре туристические зоны), местных территорий и отдельных населенных пунктов [9, с. 225];
В-третьих, определитье перспективные направления и модели развития агрэкотуризма в Гомельской области;
В-четвертых, разработать
систему общественного
В-пятых, создать условия для производства разнообразных и комплексных совокупных местных и региональных агротуристических продуктов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем (иностранный въездной туризм) рынках.
Большинство туристических кластеров создают и постоянно укрепляют связи с различными сопутствующими и содействующими их развитию отраслями промышленности и поддерживающими кластерами, в том числе такими, как кластеры по производству спортивного и туристического снаряжения, продуктов питания, напитков, а также работающими в сфере СМИ, охраны природы и культурного наследия. Примеры дополняющих друг друга кластеров, которые при тесном взаимодействии получают общие выгоды и конкурентные преимущества, в последние годы наблюдаются и в практике кластеризации в Украине. Увеличение числа туристов и объёмов предоставляемых им услуг в Украине объясняется повышением конкурентоспособности её туристической индустрии, комплексным подходом к развитию туризма на региональном уровне, более эффективным функционированием отельного сектора, укреплением малого и среднего бизнеса в туристической сфере, в т.ч. сельского зелёного туризма. Речь идёт об уникальном и древнейшем городе на Волыно-Подольской возвышенности – Каменец-Подольском, которому удалось благодаря своему молодому туристическому кластеру за счёт активной деятельности местных компаний, помощи администрации значительно поднять имидж города, увеличить его экономический потенциал, развить городскую инфраструктуру.
Агротуристический кластер Гомельщины формируется с учетом специфики регионального рынка рабочей силы и необходимости диверсификации сельскохозяйственного производства [9, с. 226].
За пять лет
(с 2006 по 2010од) в Гомельской области
наблюдается тенденция
Во-первых, содействовать сглаживанию региональной дифференциации безработицы.
Во-вторых, содействовать снижению доли женской безработицы. Так, доля женщин в общем количестве безработных Гомельской области в 2010 году составила 70,25%. Региональной анализ гендерной ассиметрии безработицы в Гомельской области за исследуемый период позволяет выявить негативную тенденцию увеличения количества районов с очень высокой долей женщин среди лиц, имеющих статус безработных. Если в 2006 году доля женской безработицы свыше 70 % наблюдалась только в 2 районах, то в 2010 – в 15 районах области [9, с. 226].
В-третьих, снижение
доли молодежной безработицы. В возрастной
структуре безработицы
В Гомельской области в настоящее время формируется четыре основных модели развития агротуризма, которые можно отнести к базовым и перспективным с учетом специфики региональных и местных условий:
1. Создание региональных агротуристических сетей через развитие малого, семейного и индивидуального агротуристического бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры агротуризма (включая различные агротуристические объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма) [9, с. 227].
После издания Указа Президента Республики Беларусь № 372 от 2 июля 2006 г. эта модель успешно реализуется в рамках нескольких концепций, которые предполагают официальное проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг. Эта модель одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства и т. д.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.). По типам предоставляемых туруслуг существующие агрохозяйства делятся на три категории: «Природа и здоровье», «Традиционная гастрономия» и «Спорт». Агрохозяйства первого типа специализируются на сочетании сельского и экологического туризма. География крестьянских хозяйств категории «Традиционная домашняя кухня» ― все районы области. Как правило, агроусадьба имеет узкопрофильную специализацию и производит продукты и питание, типичные для той или иной сельской местности: рыбу, мясопродукты, свежина, копчения и соления, овощи, фрукты, молочные продукты, домашнее вино, масло и т. п.
Объекты, специализирующиеся на активных видах отдыха, также расположены практически во всех районах. Они преимущественно приспособлены для занятий плаванием, велоспортом, волейболом, прогулками на лошадях и, как правило, представляют собой не традиционное агрохозяйство, а кемпинги. В настоящее время подготовлены предложения для развития на агроусадьбах области сельского или «деревенского» гольфа, получившего популярность в Германии, Франции, Швейцарии.
2. Воссоздание
социокультурной среды
3. Создание крупных
и средних специализированных
агротуристических объектов, ориентированных
на прием туристов и
4. Создание государственных
и частных
В сети сельского туризма Гомельщины планируется активное развитие природного туризма, фермерского туризма, экологического, водного, спортивного и экстрим-туризма и пр.
Кластерная модель развития агроэкотуризма на Гомельщине видится как развивающаяся сетевая партнерская структура. Наряду с централизованной моделью пространственной организации сельского туризма, возникают локальные мини-сети, привязанные к определенному месту, объекту и субъекту агроэкотуризма. Они включают в себя автономные и взаимозаменяемые звенья ― производственные комплексы и предприятия. Собранные вместе, они, входя в сеть кооперации и взаимодействия (пусть и основанного на взаимной конкуренции), образуют специализированный агроэкотуристический кластер Гомельской области. Например, формируются мини-сети на базе агрогородка, сельского совета, деревни, СПК, сельской школы, фермерского хозяйства и т.д. [9, с. 227].
В настоящее время управление развитием кластера агроэкотуризма Гомельщины осуществляется на основе общественной инициативы. При содействии Программы поддержки Беларуси создан общественный совет по агроэктотуризму при управлении физической культуры и спорта Гомельском облисполкоме, создан общественный совет по агроэкотуризму при Глыбовском сельском совете Речицкого района. При их участии в настоящее время разрабатывается кластерная модель развития сельского туризма на Гомельщине, в том числе начата работа по формированию мини-кластера «Милоградская культура».
В 2009 году по инициативе общественных объединений («Научно просветительское общественное объединение «Оракул», г. Гомель и «Сиверские обереги», г. Чернигов) состоялся обмен опытом по развитию сельского туризма в приграничных Гомельской и Черниговской областях. Решено осуществить ряд совместных проектов, направленных на создание приграничной кластерной сети сельского туризма
Сегодня уже сделано немало для развития кластера агроэкотуризма Гомельщины:
― В рамках региональных
семинаров ППБ организована серия
постоянно действующих семинаро
― выпущено 8 номеров бюллетеня «Агротуризм на Гомельщине» (бюллетень ГГНПОО «Оракул» при содействии Программы поддержки Беларуси);
― разработаны и изданы презентационные материалы об отдельных усадьбах агроэкотуризма Гомельщины;
― выпущены первые
буклеты «Приглашаем: Сельский туризм
Гомельщины» и «Маршруты
― формируются партнерские сети агроэкотуризма на уровне отдельных районов, сельских советов и населенных пунктов( Речицкий район, Глыбовский сельский совет, д.Милоград, усадьба Сергея Милоградского);
― прошли презентации агротуристичевского кластера на информационном стенде «Сельский туризм Гомельщины» на туристической выставке-ярмарке «ЭКСПО-ТУР 10,11,12» (впервые стенд «Сельский туризм Гомельщины» был представлен на выставке-ярмарке «ЭКСПО-ТУР 10», 12-14 мая 2006г) [9, с. 227];
Кластер агроэкотуризма в Гомельской области находится на начальном этапе своего развития, когда партнерские связи, внутрикластерные отношения и технологии управления еще только формируются.
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района
Уроженцы мест Щучинского района внедряют на своей малой родине современные туристические технологии.
Когда турист приезжает в какой-то регион, то чем больше для него «соблазнов», тем лучше. Тем больше времени он проведет в этих местах и больше денег здесь оставит. И кластерный подход, когда заинтересованные в туристическом обслуживании люди объединяются и работают вместе (приезжает турист, и они начинают его «делить»), ― самый эффективный.
Выгода, как уже доказано зарубежным опытом, очевидна. Взять, например, рекламу. Если каждый рекламирует себя по отдельности, то 100, 200 долларов на рекламу ― это ничто в масштабе всей республики, не говоря о международном туристическом рынке. Если же объединить свои ресурсы, то эффект совсем другой, можно «двигать» весь район. Например, в одном из израильских туристических кластеров, где в любом магазине, на каждой автозаправке ― сотни визиток с самыми разными услугами. Причем, собираясь в дорогу, туристу не нужно звонить отдельно по бронированию агроусадьбы, заказу экскурсий, развлечений. Достаточно обратиться в единый информационный центр, который обслуживает всех участников кластера, и заказать тур, где будут учтены все пожелания [20, с. 4].