Сущность и роль кластера в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Обозначить понятие туристского кластера;
2) Определить задачи и принципы туристского кластера;
3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;
4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ТУРИЗМЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Туристский кластер как понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Задачи и принципы туристского кластера. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3 Роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.2 Основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
3.1 Практика развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине. . 37
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ (1).doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

Основная цель ― создание в Гомельской области современного высокоэффективного, конкурентоспособного и доходного агроэкотуристического сектора на основе кластерной модели развития агроэкотуризма, формирующей партнерскую сеть производителей агроэкотуристического продукта, при использовании всех ресурсов сельской местности с условием их сохранения, сбережения и воспроизводства. Агроэкотуристический кластер Гомельщины направлен на приоритетное развитие экономики и социальной сферы сельских территорий и сельских сообществ.

При реализации проекта «Кластер агроэкотуризма Гомельщины»  необходимо было решить следующие задачи:

Во-первых, определить содержание кластера агроэкотуризма как  практической модели управления агроэкотуристической отраслью в Гомельской области;

Во-вторых, разработать направления кластерной стратегии развития агроэкотуризма в гомельском регионе с учетом специфики туристических зон (в области выделены четыре туристические зоны), местных территорий и отдельных населенных пунктов [9, с. 225];

В-третьих, определитье перспективные направления и модели развития агрэкотуризма в Гомельской области;

В-четвертых, разработать  систему общественного управления кластером агроэкотуризма, в том  числе на областном, районном уровне и уровне сельского совета.

В-пятых, создать условия  для производства разнообразных и комплексных совокупных местных и региональных агротуристических продуктов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем (иностранный въездной туризм) рынках.

Большинство туристических  кластеров создают и постоянно укрепляют связи с различными сопутствующими и содействующими их развитию отраслями промышленности и поддерживающими кластерами, в том числе такими, как кластеры по производству спортивного и туристического снаряжения, продуктов питания, напитков, а также работающими в сфере СМИ, охраны природы и культурного наследия. Примеры дополняющих друг друга кластеров, которые при тесном взаимодействии получают общие выгоды и конкурентные преимущества, в последние годы наблюдаются и в практике кластеризации в Украине. Увеличение числа туристов и объёмов предоставляемых им услуг в Украине объясняется повышением конкурентоспособности её туристической индустрии, комплексным подходом к развитию туризма на региональном уровне, более эффективным функционированием отельного сектора, укреплением малого и среднего бизнеса в туристической сфере, в т.ч. сельского зелёного туризма. Речь идёт об уникальном и древнейшем городе на Волыно-Подольской возвышенности – Каменец-Подольском, которому удалось благодаря своему молодому туристическому кластеру за счёт активной деятельности местных компаний, помощи администрации значительно поднять имидж города, увеличить его экономический потенциал, развить городскую инфраструктуру.

Агротуристический кластер Гомельщины формируется  с учетом специфики регионального рынка рабочей силы и необходимости  диверсификации сельскохозяйственного производства [9, с. 226].

За пять лет (с 2006 по 2010од) в Гомельской области  наблюдается тенденция увеличения численности трудоспособного населения  в трудоспособном возрасте, проживающего в сельской местности. Так, его численность в 2010 году составила 211,4 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 0,96 процентных пункта. Однако тенденции, происходящие в структуре распределения трудоспособного населения между городом и сельской местностью за исследуемый период, позволяют наблюдать уменьшение доли трудоспособного населения на селе. Если в 2006 году 76,9% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте было сосредоточено в городской местности и 23,1% ― в сельской, то в 2010 году урбанизационная структура выглядела так: 77,1% трудоспособного населения проживало в городских поселениях против 22,9% в сельской местности. В Гомельской области существуют и, так называемые, «аграрные» районы, где доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте превышает 60%. Основу отраслевой структуры распределения занятого населения в сельской местности составляет сельское хозяйство, в котором в 2010 году было занято 63,4 тыс. человек. Это 46,7% от общей численности занятого населения области, проживающего в сельской местности. Кроме того, развитие агроэкотуризма следует рассматривать и в качестве экономического инструмента борьбы с безработицей. С этой точки зрения развитие туризма призвано:

Во-первых, содействовать сглаживанию региональной дифференциации безработицы.

Во-вторых, содействовать  снижению доли женской безработицы. Так, доля женщин в общем количестве безработных Гомельской области  в 2010 году составила 70,25%. Региональной анализ гендерной ассиметрии безработицы в Гомельской области за исследуемый период позволяет выявить негативную тенденцию увеличения количества районов с очень высокой долей женщин среди лиц, имеющих статус безработных. Если в 2006 году доля женской безработицы свыше 70 % наблюдалась только в 2 районах, то в 2010 – в 15 районах области [9, с. 226].

В-третьих, снижение доли молодежной безработицы. В возрастной структуре безработицы Гомельской области в 2010 году наибольший удельный вес (53,6 %) занимают лица, не достигшие 29 лет, т.е. молодые специалисты. Молодежная безработица в значительной степени связана с несоответствием профессиональной подготовки специалистов требованиям рынка труда и отсутствием соответствующей современным требованиям профориентационной работы среди молодежи.

В Гомельской области в настоящее время формируется четыре основных модели развития агротуризма, которые можно отнести к базовым и перспективным с учетом специфики региональных  и местных условий:

1. Создание региональных  агротуристических сетей через  развитие малого, семейного и индивидуального агротуристического бизнеса на базе существующих турресурсов сельской местности: средств размещения (малого семейного гостиничного хозяйства) и инфраструктуры агротуризма (включая различные агротуристические объекты и виды бизнеса, связанные с обеспечением агротуризма) [9, с. 227].

После издания  Указа Президента Республики Беларусь № 372 от 2 июля 2006 г. эта модель успешно  реализуется в рамках нескольких концепций, которые предполагают официальное  проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг. Эта модель одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства и т. д.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.). По типам предоставляемых туруслуг  существующие агрохозяйства делятся на три категории: «Природа и здоровье», «Традиционная гастрономия» и «Спорт». Агрохозяйства первого типа специализируются на сочетании сельского и экологического туризма. География крестьянских хозяйств категории «Традиционная домашняя кухня» ― все районы области. Как правило, агроусадьба имеет узкопрофильную специализацию и производит продукты и питание, типичные для той или иной сельской местности:  рыбу, мясопродукты, свежина, копчения и соления, овощи, фрукты, молочные продукты, домашнее вино,  масло и т. п.

Объекты, специализирующиеся на активных видах отдыха, также расположены практически во всех районах. Они преимущественно приспособлены для занятий плаванием, велоспортом, волейболом, прогулками на лошадях и, как правило, представляют собой не традиционное агрохозяйство, а кемпинги. В настоящее время подготовлены предложения для развития на агроусадьбах области сельского или «деревенского» гольфа, получившего популярность в Германии, Франции, Швейцарии.

2. Воссоздание  социокультурной среды исторического  поселения ― «исторической деревни», «национальной деревни» или иного типа поселения (стойбища и т. д.), воссоздание социокультурной среды иных исторических объектов (дворянские и купеческие усадьбы, монастыри и т. д.). Данная модель реализуется в д.Хальч, д.Неглюбка,  Ветковского района, д.Красный Берег, Жлобинский район.

3. Создание крупных  и средних специализированных  агротуристических объектов, ориентированных  на прием туристов и организацию  их полноценного отдыха. Это могут  быть специализированные центры (спортивные, культурные, кулинарные  и т. п.), стилизованные «агротуристические деревни», а также «рыбацкие», «охотничьи деревни» и т. п. Эта модель для успешной реализации требует, прежде всего, инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах. Субъектом развития данной модели могут быть СПК, лесничества, учебные заведения и др. Даная модель реализуется в г.Турове.

4. Создание государственных  и частных сельскохозяйственных  парков  как крупных многофункциональных  туристических, выставочных, рекламно-экспозиционных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских и производственных и т. д. комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой. Помимо развития туротрасли как таковой, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства. Модель реализуется в национальном парке «Припятский».

В сети сельского  туризма Гомельщины планируется  активное развитие природного туризма, фермерского туризма, экологического, водного, спортивного и экстрим-туризма  и пр.

Кластерная модель развития агроэкотуризма на Гомельщине видится как развивающаяся сетевая партнерская структура. Наряду с централизованной моделью пространственной организации сельского туризма, возникают локальные мини-сети, привязанные к определенному месту, объекту и субъекту агроэкотуризма. Они включают в себя автономные и взаимозаменяемые звенья ― производственные комплексы и предприятия. Собранные вместе, они, входя в сеть кооперации и взаимодействия (пусть и основанного на взаимной конкуренции), образуют специализированный агроэкотуристический кластер Гомельской области. Например, формируются мини-сети на базе агрогородка, сельского совета, деревни, СПК, сельской школы, фермерского хозяйства и т.д. [9, с. 227].

В настоящее  время управление развитием кластера агроэкотуризма Гомельщины осуществляется на основе общественной инициативы. При содействии Программы поддержки Беларуси создан общественный совет по агроэктотуризму при управлении физической культуры и спорта Гомельском облисполкоме, создан общественный совет по агроэкотуризму при Глыбовском сельском совете Речицкого района. При их участии в настоящее время разрабатывается кластерная модель развития сельского туризма на Гомельщине, в том числе начата работа по формированию мини-кластера «Милоградская культура».

В 2009 году по инициативе общественных объединений («Научно просветительское общественное объединение «Оракул», г. Гомель и «Сиверские обереги», г. Чернигов)  состоялся обмен опытом по развитию сельского туризма в приграничных Гомельской и Черниговской областях. Решено осуществить ряд совместных проектов, направленных на создание приграничной кластерной сети сельского туризма

Сегодня уже  сделано немало для развития кластера агроэкотуризма Гомельщины:

― В рамках региональных семинаров ППБ организована серия  постоянно действующих семинаров для владельцев агроусадеб, фермерских хозяйств, сельско-хозяйственных кооперативов, представителей сельских советов;

― выпущено 8 номеров  бюллетеня «Агротуризм на Гомельщине» (бюллетень ГГНПОО «Оракул» при содействии Программы поддержки Беларуси);

― разработаны и изданы презентационные материалы об отдельных усадьбах агроэкотуризма Гомельщины;

― выпущены первые буклеты «Приглашаем: Сельский туризм Гомельщины» и «Маршруты экологического туризма Гомельщины»;

― формируются  партнерские сети агроэкотуризма на уровне отдельных районов, сельских советов и населенных пунктов( Речицкий район, Глыбовский сельский совет, д.Милоград, усадьба Сергея Милоградского);

― прошли презентации  агротуристичевского кластера на информационном стенде «Сельский туризм Гомельщины» на туристической выставке-ярмарке «ЭКСПО-ТУР 10,11,12» (впервые стенд «Сельский туризм Гомельщины» был представлен на выставке-ярмарке «ЭКСПО-ТУР 10», 12-14 мая 2006г) [9, с. 227];

Кластер агроэкотуризма в Гомельской области находится  на начальном этапе своего развития, когда партнерские связи, внутрикластерные отношения и технологии управления еще только формируются.

3.2 Туристский  кластер на примере развития  Щучинского района

 

Уроженцы  мест Щучинского района внедряют на своей  малой родине современные туристические технологии.

Когда турист приезжает  в какой-то регион, то чем больше для него «соблазнов», тем лучше. Тем больше времени он проведет в  этих местах и больше денег здесь  оставит. И кластерный подход, когда  заинтересованные в туристическом  обслуживании люди объединяются и работают вместе (приезжает турист, и они начинают его «делить»), ― самый эффективный.

Выгода, как  уже доказано зарубежным опытом, очевидна. Взять, например, рекламу. Если каждый рекламирует себя по отдельности, то 100, 200 долларов на рекламу ― это ничто в масштабе всей республики, не говоря о международном туристическом рынке. Если же объединить свои ресурсы, то эффект совсем другой, можно «двигать» весь район. Например, в одном из израильских туристических кластеров, где в любом магазине, на каждой автозаправке ― сотни визиток с самыми разными услугами. Причем, собираясь в дорогу, туристу не нужно звонить отдельно по бронированию агроусадьбы, заказу экскурсий, развлечений. Достаточно обратиться в единый информационный центр, который обслуживает всех участников кластера, и заказать тур, где будут учтены все пожелания [20, с. 4].

Информация о работе Сущность и роль кластера в туризме