Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 22:47, курсовая работа
Цель работы – является разрешение общетеоретических и практических проблем кластера как взаимосвязи агроусадеб и туризма.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Обозначить понятие туристского кластера;
2) Определить задачи и принципы туристского кластера;
3) Рассмотреть роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма;
4) Выявить состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ КЛАСТЕРА В ТУРИЗМЕ. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Туристский кластер как понятие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Задачи и принципы туристского кластера. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.3 Роль и особенности кластерного подхода в развитии международного туризма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17
ГЛАВА 2. АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
2.2 Основные проблемы агротуризма в Республике Беларусь на современном этапе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
32
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
37
3.1 Практика развития кластера агроэкотуризма на Гомельщине. . 37
3.2 Туристский кластер на примере развития Щучинского района. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
5. Современный туристский кластер способен решить ряд важных задач, среди которых: создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона; демонстрация исторического, культурного и духовного наследия Республики Беларусь; поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере; создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров, и др.
6. По М. Портеру, неотъемлемый целевой атрибут и главное свойство кластера ― его конкурентоспособность в национальном и мировом хозяйстве. То есть туристический кластер должен быть открыт для глобального рынка и в этом смысле является частью мировой экономики.
ГЛАВА 2
АГРОЭКОТУРИЗМ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
2.1 Состояние и перспективы развития агроэкотуризма в Беларуси
В настоящее
время в Беларуси формируется
свой национальный туристический продукт
— отдых в деревне. Агроэкотуризм
— это один из самых динамично
развивающихся сегментов
В настоящее время агроэкотуризм является новой сферой деятельности для нашей страны, которая рассматривается как важная составляющая национальной экономики. Развитие агроэкотуризма актуально и перспективно для всех регионов Республики Беларусь. В 2009 году на территории Беларуси осуществляли деятельность в сфере агроэкотуризма 884 субъекта хозяйствования. Численность туристов, воспользовавшихся их услугами за 2009 год, составила около 70 тыс. человек, что в 1,8 раза больше, чем в 2008 году. Агроэкотуризм даст импульс развитию сельских регионов за счёт создания нового специфического сектора экономики [12, c. 48].
В Республике Беларусь законодательно предусмотрены льготы для создания благоприятных экономических условий развития агроэкотуризма такие как: заявительный принцип регистрации, уплата разового годового сбора, возможность заключение договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, как непосредственно с агроэкотуристами, так и с туроператорами, льготы и освобождения по налогам и др.
На сегодняшний день агроэкотуризм является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов туризма в Беларуси. Определяющими факторами его развития стали не только живописная белорусская природа, но и очевидные выгоды для всего общества от его развития:
― для жителей деревень — дополнительный доход, улучшение качества жизни в деревне;
― для местных властей и региона — приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест;
― для страны — возможность развития туризма за пределами городов, привлечение иностранных туристов и приобретение положительного туристского имиджа среди других стран [11, c. 35].
Содействие развитию агроэкотуризма продолжается. Президентом Республики Беларусь 26 ноября 2010 года подписал Указ № 614, которым внесены изменения и дополнения в Указ от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Согласно принятому указу, услуги в сфере агроэкотуризма будут вправе оказывать не только физические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, но и сельскохозяйственные организации — юридические лица. Увеличивается до 10 комнат позволительная емкость агроусадеб для размещения агроэкотуристов (ранее было 5 комнат). Эта мера позволит вовлечь в оборот дополнительные агроусадьбы, выступит стимулом для развития существующих. Указом предусмотрено предоставление кредитов открытым акционерным обществом «Белагропромбанк» субъектам агроэкотуризма для реализации проектов в сфере агроэкотуризма в 2010—2020 годах в сумме до 2000 базовых величин на срок до 5 лет (физическим лицам — до 7 лет) с уплатой процентов в размере 5% годовых. Принятие указа будет способствовать росту объемов услуг, оказываемых субъектами агроэкотуризма, улучшению инфраструктуры сельской местности, малых городских поселений, увеличению и стимулированию занятости граждан.
Сейчас в Беларуси действует 834 агроусадьбы и 1392 агротуристических комплекса при СПК [5, с. 312].
Стоит отметить, что благодаря активной маркетинговой работе наша страна стала более узнаваемой. Туристический потенциал агроусадеб представляется на крупных туристических выставках. Ежегодно издаются каталоги агроусадеб как на республиканском, так и на областном уровне. Созданы специализированные сайты.
На сегодняшний день в Республике Беларусь разработана и продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база в сфере данного вида туризма при содействии ОАО «Белагропромбанк». Проводится программа развития агроэкотуризма в Республике Беларусь, ведется работа по продвижению агротуристического продукта на международном и внутреннем рынках. Но для дальнейшего развития необходимо привлекать иностранных туристов, учитывая опыт стран-соседей. Необходимо увеличивать количество агроусадеб, улучшать качество и спектр оказываемых услуг, активно с помощью Интернет-ресурсов продвигать агротуристический продукт на международный рынок. Комплексное решение данных проблем даст импульс развитию сельских регионов и, как следствие, окажет большое воздействие на экономику страны.
В стране действует
программа льготного
Энтузиазм населения, государственная поддержка и деятельность БОО «Отдых в деревне» обеспечивают активные темпы развития агроэкотуризма (табл. 1).
Таблица 1 – Темпы роста агроэкотуризма в Беларуси
Год |
Количество субъектов агроэкотуризма |
Количество обслуженных туристов |
Сумма, полученная за предоставленные услуги |
2006 |
34 |
906 |
47 млн. 647 тыс. |
2007 |
188 |
18 000 |
1 млрд. 100 млн. |
2008 |
474 |
39 052 |
2 млрд. 615 млн. |
2009 |
884 |
70 001 |
5 млрд. 261 млн. |
2010 |
1247 |
119 214 |
10 млрд. 250 млн. |
Источник: [12, с. 50]
Таким образом, в стране создана сеть средств размещения в сельской местности. При этом туристическую инфраструктуру (усадьбы) гармонично дополняют объекты сельхозпредприятий, музеи сельской культуры и быта, экомузеи, старинные усадьбы и т.п.
Удалось достичь некой «критической массы», которая позволяет говорить о появлении в нашей стране нового туристического продукта «Отдых в белорусской деревне». В настоящий момент на повестке дня стоит вопрос о повышении качества и конкурентоспособности этого продукта. При этом крайне важно создать его на основе потенциала белорусской деревни, нашего культурно-исторического и природного наследия [12, с. 50].
Один из самых
перспективных вариантов —
Уникальным для туристов может стать участие в обрядах «Каляды», «Купалле», «Русалле», «Вясельны каравай» и т.д. Так, по оценке портала CNNgo, колядный праздник в деревне Погост Житковичского района был поставлен на III место в мире по привлекательности среди зимних предложений, обойдя Лондон, Нью-Йорк и т.д.
При соответствующей «раскрутке» мы можем получить значительный поток туристов. «На карнавал в феврале — в Венецию, на масленицу — в Россию, на рождественские каникулы — на Каляды в Беларусь!» [4, с. 18].
Очень интересными могут стать туристические продукты на базе наших сельхозпредприятий и колхозов. Опыт киббуцей (израильских колхозов) доказывает, что доходы от туризма могут достигать 50% в их общем балансе. Возможно создание интересных программ с демонстрацией выращивания и дегустацией яблок, картофеля, ягод, с показом фильмов, приобретением продукции и сувениров.
Одна из самых популярных тем в мире туризма — оздоровление. SPA-центры могут быть созданы на базе усадеб, сельскохозяйственных производственных кооперативов, старых санаториев. Это очень востребованные и дорогие услуги. При соответствующих программах питания и оздоровления (сауна, йога, пилатес, массаж, процедуры с сапропелем и т.п.) это будет хитом среди белорусских и иностранных гостей.
Один из самых интересных инновационных региональных турпродуктов в Беларуси — «Зеленые маршруты». Зеленые маршруты являются многофункциональными и создаются вдоль естественных зеленых коридоров, долин рек, исторических торговых путей и старых железных дорог. Они координируются местными сообществами, являются основой для реализации местных инициатив социального характера и проектов, связанных с сохранением природных ландшафтов, культурного наследия, с экологическим туризмом и транспортом, не загрязняющим окружающую среду. Зеленые маршруты в равной степени отвечают потребностям местных жителей и туристов, внося вклад в оживление местной экономики. В настоящее время в нашей стране предпринимаются попытки перехода от отраслевого принципа организации экономики к кластерной модели. Кластер — это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний. В агроэкотуризме, который затрагивает более 20 различных отраслей, это единственно возможная модель создания регионального туристического продукта. Зеленый маршрут — частный случай туристического кластера [12, с. 51].
В этом смысле интересен опыт Воложинского района, который создал кластер в виде Зеленого маршрута «Валожынскія гасцінцы». В него вошли 12 агроусадеб, загородный клуб «Фестивальный», музей, спорткомплекс «Галактика», отдел физической культуры, спорта и туризма Воложинского исполкома, общественное объединение «Христианская молодежь», фонд «Страна замков», экомузеи «Старинные инструменты», «Мир пчел», «Раковская цивилизация», «Брама ў Налібокі». В результате турист получает содержательную программу отдыха, продолжительность его пребывания возрастает, количество денег, оставленных в районе, увеличивается. Как итог, количество платных услуг в Воложинском районе за 2010 г. (503 млн. руб.) оказалось почти в два раза больше, чем в Логойском районе (260 млн. руб.) и в семь раз выше чем, например, в Копыльском. Количество усадеб в районе растет тоже очень быстро, так как люди чувствуют поддержку и эффективность кластера.
Подобные Зеленые маршруты развиваются в восьми «пилотных» регионах (Ивановском, Лепельском, Рогачевском, Зельвенском, Вилейском, Россонском, Воложинском и Белоозерском сельском совете). Их создание было поддержано в рамках международного проекта ЕС и ПРООН «Устойчивое развитие на местном уровне» [12, с. 52].
Одно из перспективных направлений — создание агроэкотуристических курортов в нашей стране. В качестве пилотных регионов рассматриваются Россонский район — экономически дотационный с идеальными рекреационными условиями (70% территории — лес, 200 рек и озер, запасы минеральной воды, более 30 усадеб, два заказника) и Ивановский район — экономический развитый, с богатейшим культурным наследием и сильными антропогенными изменениями в ландшафтах .
Успех развития агроэкотуризма в нашей стране невозможен без обучения субъектов агроэкотуризма и контроля за качеством предоставляемых услуг. В соответствии с содержанием Указа Президента Республики Беларусь №372 БОО «Отдых в деревне» учредило первый бизнес-инкубатор по агроэкотуризму в Беларуси — Информационное учреждение «Центр развития агро- и экотуризма». Данный центр проводит стандартизацию и сертификацию объектов агроэкотуризма, обучающие семинары по программам разных уровней, ознакомительные туры, развивает информационный портал, разрабатывает и издает методическую литературу (www.agrotourconsult.by).
Для продвижения агроэкотуризма необходимо использовать самые разные средства коммуникаций, подчиненные единой стратегии и единому фирменному стилю.
Поскольку Internet становится основным источником информации для большинства туристов, необходимо ввести разделы по агроэкотуризму на туристических сайтах. При этом важно иметь основной ресурс, на котором сосредоточена вся база данных, основные новости, нормативно-правовые акты и т.п. Таковым в нашей стране является сайт БОО «Отдых в деревне» www.ruralbelarus.by.
Важно принимать участие в основных международных и внутренних туристических выставках. Необходимо издание ежегодного каталога по агроэкотуризму, карт с изображением усадеб, рекламно-просветительского журнала, проведение ярмарок, фестивалей и других мероприятий по агроэкотуризму [5, с. 317].
Успешное развитие агроэкотуризма невозможно без финансовой поддержки. Возможные источники — это главным образом внебюджетные средства:
― собственные
средства владельцев усадеб и владельцев
сопутствующих туристических
― кредиты ОАО «Белагропромбанк»,
― международная техническая и гуманитарная помощь (деньги доноров на различные проекты в области развития агроэкотуризма),