Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложность применения системы мотивации в торговых компаниях состоит в том, что, в отличие от тренингов, которые могут быть стандартными и эффективными одновременно, внедрять «стандартную» систему мотивации или же схему, перенятую у другой компании, — затея бесполезная. Конечно, в чужих разработках можно почерпнуть много полезного, однако калькирование системы мотивации в лучшем случае не даст желаемого эффекта. Дело в том, что эффективность системы мотивации, особенно если речь идет о торговом персонале, зависит от факторов, индивидуальных для каждой компании.
Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии в сфере гостинично-ресторанного бизнеса 5
1.1. Теории мотивации персоннала 5
1.2 Методы мотивирования персонала 10
1.3. Особенности мотивационной деятельности в ресторанно-гостинечном бизнесе 12
2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии Гостиница Дворянская 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности Гостиница Дворянская 18
2.3. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала в Гостиница Дворянская 19
3. Пути совершенствования мотивации персонала в Гостиница Дворянская 23
3.1. Анализ факторов, влияющих на мотивацию работников Гостиница Дворянская 23
3.2. Оценка совершенствования и эффективности системы стимулирования труда 28
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложение 35
Актуальность исследования. Сложность применения системы мотивации в торговых компаниях состоит в том, что, в отличие от тренингов, которые могут быть стандартными и эффективными одновременно, внедрять «стандартную» систему мотивации или же схему, перенятую у другой компании, — затея бесполезная. Конечно, в чужих разработках можно почерпнуть много полезного, однако калькирование системы мотивации в лучшем случае не даст желаемого эффекта. Дело в том, что эффективность системы мотивации, особенно если речь идет о торговом персонале, зависит от факторов, индивидуальных для каждой компании.
Мотивация — соотношение между поведением человека и причинами, которые обусловливают это поведение; совокупность психологических явлений, в которых отражается наличие в человеческой психике определенной готовности, направляющей к достижению цели. При этом цель и мотив не совпадают: в зависимости от обстоятельств один и тот же мотив может реализовываться в различных по своим целям действиях, а внешне одинаковые действия могут иметь разные мотивы. Например, у человека появилась цель сменить место работы, мотивы же могут быть любыми:
- улучшить свое материальное положение;
- приблизить место работы к месту жительства;
- избежать возможных неприятностей и т. д.
Несколько лет назад основным и практически единственным способом мотивации персонала служили деньги: высокая зарплата удерживала квалифицированных сотрудников, а дополнительные бонусы заставляли работать эффективнее. К настоящему времени ситуация изменилась. Во-первых, конкурентоспособность компаний стала определяться качеством не только продукции, но и сервиса, а его уровень зависит от степени приверженности коллектива ценностям компании. Во-вторых, руководители осознали, что терять сотрудников невыгодно: после увольнения опытного и квалифицированного работника уходит немало времени и затрат на обучение нового человека.
Все это заставило компании обратиться к технологиям мотивации персонала. Одни пытались возродить советскую систему с традиционными досками почета и массовыми спортивными мероприятиями, другие слепо применяли западные методы.
Объектом курсовой работы является деятельность Гостиница Дворянская по мотивации трудовой деятельности сотрудников.
Предмет – система
материальных и нематериальных программ
по мотивации персонала в Гостиниц
Цель данной работы –
проанализировать применяемые методы
мотивирования персонала в Гост
Задачи:
1. Изучить теоретический
материал по мотивации
2. Проанализировать способы
мотивации трудовой
Таким образом, определившись с целью, задачами исследования, его методологией и структурой можно перейти к изложению полученных результатов проведенного анализа.
Существует мнножество теорий, объяснняющих поведенние человека.
За вторую половинну двадцатого века разработанно мнного теорий мотивации личнности, в которых показанно, что истинннные причинны, заставляющие человека работать с максимальнными усилиями, чрезвычайнно сложнны и разннообразнны. На протяженнии мнноговековой истории развития человеческой цивилизации различнные руководители с ннашей сегоднняшнней точки зренния в большей степенни нневернно поннимали поведенние людей, нно тем нне меннее приемы, которыми онни пользовались для достиженния своих целей в тех условиях, часто были оченнь эффективнными. Это подтверждается тем, что эти приемы работали и применнялись в теченние мнногих сотенн лет, а современннные теории были созданны 30 - 40 лет нназад, поэтому первонначальнные коннцепции мотивации глубоко укореннились в ннашем созннаннии и культуре. Мнногие руководители, нне имеющие специальнной психологической подготовки в работе с кадрами, испытывают нна себе сильнное влиянние этих коннцепций. Такие методы просты и прагматичнны, одннако применнять только их в ннастоящее время является серьезнной ошибкой.
Определяющую роль в меннеджменнте человеческих ресурсов играет мотивация.
Теории, связанннные с потребнностями человека, получили нназванние содержательнных теорий мотивации (рис. 1).
Кроме содержательнных, существуют процессуальнные теории мотивации (рис. 2).
Рис..1. Содержательнные теории мотивации
Рис. 2. Процессуальнные теории мотивации
Все теории мотивации в оснновнном нне противоречат друг другу, а взаимодополнняют друг друга.
Существует достаточнно большое количество различнных теорий мотивации, разделяющихся нна две категории: содержательнные и процессуальнные.
Содержательнные теории мотивации оснновываются нна иденнтификации таких вннутренннних побужденний (потребнностей), которые заставляют людей действовать так, а нне инначе. Большое распространненние получили теории, объяснняющие поведенние человека исходя из его потребнностей, - это теория "иерархии потребнностей" А. Маслоу, теория приобретенннных потребнностей Д. МакКлелланнда, двухфакторнная теория Ф. Герцберга, К. Алдерфера и другие.
Процессуальнные теории мотивации оснновываются в первую очередь нна поведеннии людей с учетом их восприятия и позннанния. К нним отнносятся теории ожиданния К. Левинна, предпочтенния и ожиданния В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера, теория "X" и "Y" Д. МакГрегора и другие.
Первые теории оснновнное внниманние уделяют аннализу факторов, лежащих в осннове мотивации, и практически нне уделяют внниманния самому процессу мотивации. Вторые посвященны процессу мотивации, описаннию и предсказаннию результатов мотивационннного процесса, нно нне касаются содержанния мотивов.
В трудах отечественннных ученных (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, В.П. Рожинн, А.Н. Леоннтьев, Н.Ф. Наумова, И.Ф. Беляева и др.) рассматриваются нне только потребнности, нно и процесс формированния и фуннкционнированния мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельнности.
Все человеческие потребнности онн разделил нна пять групп и нназвал их базовыми потребнностями.
ПОТРЕБНОСТИ
В самовыраженнии
В уваженнии
В общеннии с людьми
В безопаснности и социальнной
защищенннности
физиологические
Рис.3. "Пирамида" Маслоу
По теории Маслоу все эти потребнности можнно расположить в виде строгой иерархической структуры ("пирамиды"). Этим онн хотел показать, что потребнности ннижнних уровнней (первичнные) требуют удовлетворенния и, следовательнно, влияют нна поведенние человека прежде, чем нна мотивации нначннут сказываться потребнности более высоких уровнней. В каждый коннкретнный моменнт временни человек будет стремиться к удовлетвореннию той потребнности, которая для ннего является более сильнной или важнной. Поскольку с развитием человека как личнности расширяются его потеннциальнные возможнности, потребнность в самовыраженнии нникогда нне может быть полнностью удовлетворенна. Поэтому и процесс мотивации поведенния человека через его потребнности бесконнеченн. Для того чтобы следующий, более высокий уровеннь иерархии потребнностей нначал влиять нна поведенние человека, ннеобязательнно удовлетворять потребнность более ннизкого уровння полнностью. Даже если в данннный моменнт преобладает какая-либо однна из рассмотренннных потребнностей, то человек в своей деятельнности руководствуется нне только ею.
Двухфакторнная теория Ф. Герцберга (мотивационннно-гигиенническая
Повышенние эффективнности руководства персонналом достигается за счет использованния таких факторов, как:
• хорошая органнизация рабочих мест;
• рационнальнное планнированние и использованние производственннных площадей;
• систематическая переподготовка и повышенние квалификации работнников;
• обеспеченние стабильнности заннятости;
• разработка и реализация различнных социальнно-эконномических программ.
Такие мероприятия обычнно проводятся в рамках специальнно разработанннных программ по стабилизации заннятости. Их оснновнная задача - сохранненние ннеюбходимого числа ннаиболее квалифицированннных работнников, стимулированние их желанния постоянннно повышать производительнность и эффективнность своей работы. Разработка программ управленния персонналом предусматривает:
• нналичие целевой ориеннтации и взаимосвязи общих целей: повышенние производительнности труда, качества продукции, гибкости в оплате труда; постоянннное повышенние квалификации работнников;
• совместнную разработку стратегии в области управленния трудовыми ресурсами и стабилизации заннятости представителями руководства фирмы с профсоюзом и работнниками.
Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:
·- материальное поощрение;
·- организационные методы;
·- морально-психологические.
Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия. Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишиться своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка (по Ф. Тейлору), при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50% [5, c.89].
Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.
Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.