Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии в сфере гостинично-ресторанного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Сложность применения системы мотивации в торговых компаниях состоит в том, что, в отличие от тренингов, которые могут быть стандартными и эффективными одновременно, внедрять «стандартную» систему мотивации или же схему, перенятую у другой компании, — затея бесполезная. Конечно, в чужих разработках можно почерпнуть много полезного, однако калькирование системы мотивации в лучшем случае не даст желаемого эффекта. Дело в том, что эффективность системы мотивации, особенно если речь идет о торговом персонале, зависит от факторов, индивидуальных для каждой компании.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии в сфере гостинично-ресторанного бизнеса 5
1.1. Теории мотивации персоннала 5
1.2 Методы мотивирования персонала 10
1.3. Особенности мотивационной деятельности в ресторанно-гостинечном бизнесе 12
2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии Гостиница Дворянская 15
2.1. Краткая характеристика организации 15
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности Гостиница Дворянская 18
2.3. Анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала в Гостиница Дворянская 19
3. Пути совершенствования мотивации персонала в Гостиница Дворянская 23
3.1. Анализ факторов, влияющих на мотивацию работников Гостиница Дворянская 23
3.2. Оценка совершенствования и эффективности системы стимулирования труда 28
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложение 35

Файлы: 1 файл

дор. 51994-г.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Хотя труд в нашей  стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека[2,c.127].

Конечно, ни одна система  материального вознаграждения не может  в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.

Потребности постоянно  меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала  один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Морально-психологические  методы мотивирования включают в  себя:

·- создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);

·- присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;

·- признание (личное и публичное) (ценные подарки, почетные грамоты, Доска почета и т.п. За особые заслуги – награждение орденами и медалями, нагрудными знаками, присвоение почетных званий и др.);

·- высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);

·- атмосфера взаимного уважения, доверия.

Своеобразным комплексным  методом мотивации является продвижение  в должности. Однако этот метод внутренне  ограничен, так как, во-первых, в организации  число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку[3, c.90].

1.3. Особенности мотивационной деятельности в ресторанно-гостинечном бизнесе

В последнее время  открывается много новых ресторанов, баров, кофеен, трактиров и пабов как в столице, так и в регионах. Всем рестораторам известны составляющие успеха заведения: профессиональный шеф-повар, необычная атмосфера, созданная не без помощи дизайнерского искусства, изысканное меню, выполненное по лучшим кулинарным канонам. И, пожалуй, важной составляющей является ещё и команда официантов, способных демонстрировать безупречный сервис. Ведь все усилия владельца заведения или управляющего могут свестись на «нет» непрофессиональной работой официанта или бармена.

Сегодня ресторанный бизнес бурно развивается и постоянно нуждается в квалифицированных кадрах. Поэтому официанты сейчас очень востребованы на рынке труда. Официант — одна из профессий с наибольшей текучестью кадров (около 70 % в год)[11, c. 98]. 

Есть профессии, которые в массовом сознании не пользуются большим уважением. У нас, в отличие от Запада, официант, к сожалению, - не профессия, а способ заработка при отсутствии другой возможности заработать. Конечно, есть официанты-профессионалы, которые делают пребывание клиента в ресторане более интересным, и для них это профессия, они чувствуют себя здесь на своем месте. Но их, к сожалению, мало.

Хорошие официанты везде  пользуются повышенным спросом и  просто жизненно необходимы как ресторанам высшего класса, посещаемым именитыми богатыми людьми, так и демократичным заведениям. 

Работодатели предлагают фиксированный небольшой оклад, чаевые, иногда возможность карьерного роста. Скорость роста зависит от личностных качеств и наличия  карьерных программ на предприятии. Бесплатное питание и в некоторых случаях оплата проезда. 

В регионах наблюдается  та же картина с острой нехваткой  официантов. Профессия официанта  здесь самая популярная среди  соискателей и наиболее востребованная среди работодателей, независимо от времени года и каких-либо изменений на рынке труда.

И если проблему подготовки этих кадров в столице решают специализированные учебные заведения, то в регионах с этим большие проблемы. Здесь  часто официанты являются самоучками, которые познают специфику данной работы непосредственно на рабочем месте, проходя «курс молодого бойца» и учась на собственных ошибках.

В первую очередь эти  проблемы связаны с недостатком  достойных кандидатов, которые были бы заинтересованы в длительном сотрудничестве с рестораном.

В России пока ещё, к сожалению, принято относиться к работе в индустрии услуг как к заведомо несерьезному занятию. Но если рестораторы возьмут на себя инициативу замены старых стереотипов на новые, современные, то и их персонал будет стремиться стать профессионалами. И всё реже будут встречаться в ресторанах две крайности - явный непрофессионализм и отработанные до автоматизма навыки, которые выдаются за профессионализм. У официантов появится главное - серьезное отношение к собственному занятию, за которое они получают зарплату и - несмотря ни на что - все еще получают чаевые[7, c.84]. 

 

2. Анализ системы мотивации персонала на предприятии Гостиница Дворянская

2.1. Краткая характеристика организации

Гостиница Дворянская расположена  в центре городе Серпухов, в непосредственной близости от административных учреждений, культурных и развлекательных заведений, центрального парка. К услугам гостей 23 номера трех категорий. В интерьерах гостиницы снимались художественные фильмы «Девочка моя» 2008 г. (другое название «Фанатка») реж. Е.Лунгин и «Новая жизнь сыщика Гурова» 2011 г. реж. Ф. Петрухин. Основной целью деятельности организации является получение прибыли от продажи услуг. В связи, с чем администрацией гостиничного комплекса главной задачей ставится – создание максимально комфортных условий для клиентов (удобный режим работы, комплекс маркетинговых и рекламных услуг и прочее), но в то же время немаловажно обеспечить приятное и полезное времяпрепровождение для непосредственных посетителей гостиничного комплекса, а так же расширение предоставляемых услуг и привлечение новых (потенциальных) клиентов.

Номерной фонд гостиницы  составляет 149 номеров. Из них: 85 стандартных  одноместных, 24 стандартных двухместных  номера, 35 полулюксов, 5 люксов. Гостиница  оснащена комнатами для людей с неограниченными возможностями, что позволяет такой группе лиц свободно передвигаться по комнате, а также проводить гигиенические процедуры. Также для удобства гостей в гостинице номера поделены на курящие и некурящие, а именно 3,4 этажи курящие; 5-7 некурящие.

Стоимость одноместного стандартного номера 4900 + 18% НДС, двухместного 5200 + 18% НДС. Площадь одноместного и  двухместного номера составляет 24 кв.м, данный номер предлагает удобную  кровать, комфортабельную зону для  работы, доступ к высокоскоростной сети Интернет, мини бар, система климат контроля, жидкокристаллический телевизор, спутниковое телевидение, высококачественные принадлежности для ванны и душа, купальные халаты, тапочки и прочие удобства.

Стоимость полулюкса 5900 + 18% НДС. Просторная комната, площадью 36 кв.м, с большой удобной кроватью и зоной отдыха, также оснащена комфортабельной зоной для работы и доступа к высокоскоростной сети Интернет. Стоимость номера люкс составляет 10800 + 18% НДС. Просторный люкс площадью 60 кв.м, помимо спальни есть отдельная уютная гостиная, обставленная комфортабельной мебелью и оснащенная баром, два санузла, душ и ванна-джакузи.  В стоимость каждого номера входит завтрак.

Также гостиница предоставляет  такие бесплатные услуги как:

Служба безопасности 24 часа

Кабельное телевидение  с новостями и развлекательными каналами

Утренняя побудка

Предоставление утюга  и гладильной доски по требованию

Услуги консьержа и  т д.

Гостиница Дворянская оснащена и оборудована для проведения деловых встреч, конференций и банкетов с участием от 10 до 200 человек (общая площадь конференц-залов – 260 кв.м.). В гостинице располагаются 2 ресторана и 2 бара (лобби бар и бар на восьмом этаже) с широким выбором легких закусок, коктейлей и других напитков.

Под организационной  структурой управления понимают совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системой. В управленческой практике индустрии гостеприимства наиболее распространены следующие типы организационных структур:

- линейный;

- функциональный;

- линейно-функциональный.

Организационную структуру Гостиница Дворянская можно отнести к линейно-функциональному типу. Организационная структура гостиницы представлена на  (Приложение 1).

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. В нашем случае – генеральный директор. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений – отделов, служб. Возглавляют эти подразделения директора.

Свои решения директора  проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо непосредственно  через соответствующих руководителей  служб-исполнителей. В гостинице функционируют следующие подразделения:

- директор отдела приема  и размещения гостей. У него  в подчинении находятся: отдел  приема и размещения, отдел бронирования, отдел гостиничного хозяйства,  служба безопасности;

- директор отдела питания. У него в подчинении находятся предприятия питания;

- директор отдела кадров;

- финансовый директор;

- менеджер отдела продаж  и маркетинга.

Материально-техническая  база предприятия представляет собой  совокупность средства  труда, технологических процессов и форм организации торговли, обеспечивающих функционирование отрасли и выполнение ею своей социально-экономической роли в обществе. Одним из главных аспектов материально-технической базы являются основные фонды.

Администрация комплекса  еще до его открытия (в 2006 г.) обозначила круг своих потенциальных посетителей. При рассмотрении всех критериев сегментации, вырисовывается «портрет» потенциального потребителя. В основном это иностранные граждане молодого или среднего возраста, прибывшие в г. Серпухов с рабочим или деловым визитом. Данная категория клиентов имеет повышенные требования к комфорту, качеству и внешнему оформлению. С этим учетом заключались договора с координаторами иностранных компаний, в которых подробно расписывался ассортимент услуг, качество, интерьер, а также цена. Рассмотрим динамику основных экономических показателей деятельности И.П. Королева Л.И. Гостиница Дворянская.

2.2. Анализ основных  экономических показателей деятельности  Гостиница Дворянская

Таблица 2.1. - Динамика основных экономических показателей деятельности Гостиница Дворянская в 2009-2011 гг., млн. руб.

   

Отклонения (+;-)

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2010г. от 2009г.

2011г. от     2008г.

       

(+;-)

%

(+;-)

%

Выручка от проданных  товаров и услуг

78254,21

6453

6700

1,1

7,74

0,6

6

Себестоимость оказанных  услуг

69547.8

5788

5800

8

17,84

-18

16,4

Чистая прибыль

5811.41

6,7298

6,6324

15,658

13,3

974,00

5,9

Уставной капитал

430

520

580

90

120,9

60

111,5

Рентабельность

2,1

2,4

1,9

0,3

0,5

-0,5

0,5

Коммерческие расходы

750

750

450

0

100

1

1

Управленческие расходы

854

854

2000

-2

80

1,854

3,2

Фондорентабельность

8

8,4

8,9

0,4

105

0,5

5,9

Фондоотдача основных средств

5,2

5,5

6,2

0,3

105,76

0,7

2,72

Фондоемкость

0,18

0,17

0,19

-0,01

94,4

0,02

1,76

Информация о работе Теоретические аспекты мотивации персонала на предприятии в сфере гостинично-ресторанного бизнеса