Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, лекция
Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.
- падающий
(потеря у потребителей
- нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых колебаний);
- полноценный (тур предприятие – продавец удовлетворен своим торговым оборотом);
- нерациональный
(вредные для здоровья или
Основой тур спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к путешествию. Являясь элементом тур рынка, спрос формируется на основе многих факторов объективного и субъективного характера
Динамичное развитие обусловлено
действием комплекса
Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения, национальные традиции.
Предложение турпродукта (насыщенность) – количество турпродуктов (туристско-экскурсионных услуг), которое выставлено на рынок при определенном уровне цен. Если спрос отражает предположительную емкость рынка, то предложение – это фактический объем туристско-экскурсионных услуг, которые предлагают потребителю на рынке.
Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных случаев, к падению спроса, а занижение к потере прибыли и нерентабельности предприятия. Каждое тур предприятие, работающее на рынке должно уделять внимание политике ценообразования.
Цена – мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на тур. рынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.
Тема 4. Развитие железнодорожного транспорта и её значение в туризме
В развитии техники оказалось, что рельсовый транспорт стал развиваться существенно раньше безрельсового, и железные дороги были созданы и построены почти на пятьдесят лет раньше автомобиля. Как известно из советских школьных учебников, первый паровоз изоб- рел русский умелец Ефим Черепанов 2 и даже построил два опытных экземпляра, которые успешно эксплуатировались на шахте при перевозке руды. Но история неумолима: в 1814 г. английский инженер Джордж Стефенсон (1781–1848) изобрел паровоз, а до него Рихард Тревитик (Richard Trevithick) создал такой аппарат в 1803 г. и успешно эксплуатировал его на угольной шахте в Уэльсе. Стефенсон сконструировал и построил три локомотива, имена которых вошли в историю техники — «Блюхер» (1814 г.), «Локомошн» (1825 г.), «Ракета» (1829 г.). Первый в мире паровозостроительный завод в Ньюскале был организован Дж. Стефенсоном в 1823 г. Для своих локомотивов он строил и первые железные доро- ги Стоктон–Дарлингтон, Манчестер–Ливерпуль, и ввел единую ширину колеи пути 1435 мм. Именно его агрегаты были приняты за основу при постройке первой русской железной дороги. Ради справедливости отметим, что в 1804 г. некто Оливер Эванс в США объявил, что способен построить паровую машину для привода вагонов, но, не найдя финансирования для реализации идеи, остался в забвении со своими идеями. В 1812 г. John Stevens уже приступил к постройке первой железной дороги в США, однако потерпел неудачу в связи с недостаточностью финансирования.
На дальние расстояния путешественникам следовало ездить с комфортом. Эту задачу решил американский инженер, изобретатель и предприниматель с большой буквы Пульман (Pullman), George Mortimer (1831–1897). В 1867 г. Пульман создал компанию Pullman Palace Car Co., которая вскоре стала крупнейшей в мире вагоностроительной фирмой. К югу от г. Чикаго построил при одном из своих заводов для рабочих и служащих город Пульман (Pullman City), на Иллинойс-Центральной железной дороге в 18 км к югу от Чикаго. Предприятие строило преимущественно вместительные, удобные и роскошно отделанные спальные и салонные вагоны, известные под названием пульмановских. Также в поезде находились вагоны-рестораны, отдаваемые в наем железнодорожным компаниям и входящие в состав всех более значительных сквозных поездов на железных дорогах Северной Америки. Население города было 10000 жителей — почти исключительно рабочие и служащие вагоностроительного общества, для которых устроены множество домов-особняков, церковь, школы, гимнастические залы, библиотека и театр. В 1858–1859 гг. Пульман сконструировал и построил первые три спальных вагона (sleeping car). В 1863 г. получил патент на конструкцию верхнего и нижнего спальных мест в вагоне, а в 1865 представил первый пульмановский вагон «Пионер», которые на сто лет вперед определил концепции развития классных спальных железнодорожных вагонов. Первый вагон был уникальным и неповторимым и одновременно столь тяжел и велик, что не проходил в тоннели и не мог следовать по железнодорожным путям, ибо неизбежно столкнулся бы со встреч- ным поездом. Этот вагон остался в истории как музейный экспонат. Однако именно в этом вагоне повезли в последний путь тело умершего президента США Линкольна из Вашингтона в Спрингфилд (штат Иллинойс). Для этой цели были укреплены пути, мосты и даже расширены тоннели. Это мероприятие сделало отменную рекламу идеям Пульмана, и он получил поддержку нового президента США.
Железная дорога является
удобным средством сообщения
для транспортировки любых
Железные дороги исторически активно участвовали в развитии туристского движения
Но все же довольно серьезную
конкуренцию железнодорожным
В настоящее время многие компании, владеющие железнодорожными линиями, прикладывают большие усилия для сохранения и увеличения туристского пассажиропотока. Основными направлениями в этом плане можно назвать:
- прокладку высокоскоростных
магистралей (для ускорения
- обслуживание в вагонах
по формуле «Евро-Найт» (
- организацию специальных
туристских поездов, в том
В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, в строго соблюдаемом временном промежутке и графике движения, которые, в свою очередь, подразделяются на пригородные, местные и дальние, и на внерейсовые (чартерные), которые комплектуются по мере необходимости перевозок. Это относится и к туристским поездам.
Рейсовые поезда. Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях. Места в вагонах ненумерованные.
Местные поезда следуют
между станциями одной железной
дороги (в Европе может быть в
пределах одного государства). Обычно
они курсируют на расстояние в
пределах до 700 км и совершают перевозки
внутри крупного района, региона или
небольшой страны - между поселками
и небольшими городами. Бывает, что
различие между поездами пригородными
и местными достаточно условное и
существенно зависит от географических
характеристик местности и
Дальние поезда следуют
на расстояние свыше 700 км. Разделяются
на скорые круглогодичного обращения,
скорые сезонные (летние), пассажирские
дальние круглогодичного и
Внерейсовые (чартерные) поезда. Это специально назначаемые вне регулярного расписания заказные поезда. К специальным поездам часто относятся туристско-экскурсионные поезда, также следующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, составленным с учетом окон в регулярном расписании и экскурсионно-туристских целей. К внерейсовым поездам также относятся так называемые вывозные поезда - организуемые вне графика в период массовых праздников, национальных и международных соревнований и игр, а также для вывоза техники и людей на уборочные, сельскохозяйственные и другие работы
Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории.
Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной.
Категории вагонов: плацкартный, сидячий, купейный, спальный, вагон-ресторан, почтовый
При наличии устойчивого
пассажиропотока назначается
Планирование железнодорожных перевозок - назначение регулярных маршрутов, введение дополнительных, их отмена, формирование прицепных вагонов по направлениям - сложный процесс, требующий составления прогнозов формирования пассажиропотоков в определенных направлениях. Потребности населения в путешествиях зависят от сезонности, периода отпусков, выходных дней и общенациональных праздников, начала учебного года, школьных и студенческих каникул. Рациональное использование подвижного состава и эффективное использование технических и основных средств и пропускной способности дороги в целом требуют надежного оперативного регулирования и корректировки протяженности маршрутов
Перевозки пассажиров и товаробагажа, осуществляемые по территории не менее чем двух стран на одних и тех же условиях и по одному проездному или перевозочному документу, именуют перевозками в прямом международном пассажирском сообщении (существуют еще так называемые пересадочные и перегрузочные сообщения, когда пассажиры пересаживаются на пограничных станциях, а багаж и товаробагаж перегружаются из вагонов дороги одной страны в вагоны дороги другой страны). Туристов, как правило, перевозят в вагонах и поездах прямого международного беспересадочного сообщения
Специальные туристские поезда
Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная, утомительна и неприятна. Трудно даже представить, что она может быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Однако эту истину уже давно осознали зарубежные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры. Технологию их проведения западные специалисты довели практически до совершенства
Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три самостоятельные категории:
- однодневные;
- непродолжительные (2-3 суток);
- многодневные (от 5 дней и более).
Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только лишний раз перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят до какой-то конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе. Чаще всего пассажиры имеют возможность совместить полезное с приятным.
Непродолжительные туры. Во время двух-трехсуточных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем же туристы заняты на всевозможных экскурсионных мероприятиях.
Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы туристы часто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобы путешественники не утомились, безостановочно между двумя пунктами турпоезд должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. Впрочем, в отдельных случаях предполагаются и кратковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или в горах, на берегу моря или большого озера
Туристские поезда в
обиходе называют «отелями на колесах».
Действительно, несмотря на ограниченные
строгими стандартами железной дороги
габаритные размеры вагонов, их комфортабельности
и внутреннему дизайну могут
позавидовать многие стационарные гостиницы.
В каждом купе, общее число которых
в спальном вагоне обычно не превышает
восьми, проживает не более двух
человек. В зависимости от категории
поезда купе оборудуются двумя
Железнодорожные путешествия - достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее стойкими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу и даже добрались до России и Америки. Особым шиком среди германских туристов считаются паровозные путешествия. А самый популярный у всех без исключения любителей железнодорожного туризма - «Orient Express» («Восточный экспресс»), стилизованный под знаменитый состав начала XX в