Транспортные услуги в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:06, лекция

Описание работы

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения, так как он используется повсеместно: от трансферов и экскурсий, внутримаршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили транспорт местного и внутрирегионального значения. Особой популярностью пользуются автобусные экскурси-онно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест. Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.

Файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 231.31 Кб (Скачать файл)

Balkan Flexipass - предусматривает неограниченное количество поездок на сети железных дорог Болгарии, Греции, Бывшая Югославская Республика Македония, Сербия и Черногория, Румынии и Турции (европейская и азиатская сеть). Срок действия: любые 5, 10 или 15 дней, неограниченное количество поездок в течении месяца, дни путешествия могут быть использованы последовательно или не подряд.

 

 

Тема 7. Развитие автомобильного транспорта 

и её роль в туризме

 

«Автомобиль» пришел к нам как комбинация  греческого  слова  auto  (что  означает — сам) и французского слова  mobile (что  означает  — движениеАвтомобиль  прочно  занял  свое  место в жизни  человечества  в разви- тых странах. К концу XX века в мире  ежегодно производилось более 50 мил- лионов автомобилей различных видов.  Автомобильная промышленность играет весьма важную роль в мировой эконо- мике и в экономике развитых стран и во многом определяет уровень жизни мил- лиардов людей.

Перемещение колесных экипажей и повозок с помощью животных, в частности  лошадей, не удовлетворяло  человека. Сначала повозку тянула одна лошадь, затем  впрягли двух, трех и т. д. до шестнадцати и более. Для перевозки крупных грузов  стали выводить  специальные породы очень  сильных  лошадей —  тяжеловозов.  Тем не менее, это  не привело к желаемому эффекту. А жизнь, особенно военные  нужды, требовала перемещения все более  тяжелых грузов, орудий и значитель- ного  количества людей  с  большой  скоростью  и на  значительные  расстояния.  Необходимо было такое  механическое устройство, как двигатель. Сведения о  парусных  телегах  относятся к  эпохе  Александра Македонского.  В XV веке гений эпохи Ренессанса — Leonardo da Vinci — предложил концепцию  самодвижущегося транспортного средства, а его соотечественник Robert Valturio  построил некоторое подобие телеги с приводом усилия на колеса от ветряного  колеса. Паровой двигатель был изобретен в XVI в. В 1678 г. бельгиец Ferdinand  Verbiest построил  образец  парового двигателя,  основанного на  принципе тур- бинного колеса. Голландский физик Christiaan Huygens в начале XVI в. построил  прототип двигателя внутреннего сгорания. В 1750 г. француз Jacques de Vaucanson  изобрел и построил самодвижущуюся колесную повозку с двигателем, подобным  часовому механизму. Однако ни одно из этих изобретений не нашло практическо- го воплощения в качестве привода средства перевозки.

На войны (оборону) и приготовления  к ним тратится значительно больше денег,  чем на обычную жизнь, и  поэтому многие новшества разрабатываются  сначала  в недрах военных ведомств. Капитан французской армии Никола Жозеф Куньо  по заказу военного министра разрабатывал самодвижущие устройства для транс- портировки артиллерийских орудий. Ему удалось соорудить  паровой двигатель и  установить его на трехколесную телегу в 1769 г., причем собственно котел он уста- новил  спереди телеги. Конструкция по современным  представлениям получилась  неказистой, но двигалась самостоятельно. Целевое  назначение агрегата — тягач  для  тяжелых орудий. В силу стечения обстоятельств финансирование иссякло, и  работа не была завершена, но именно эта конструкция признается прародителем  современного  автомобиля. В 1786 г. William Murdock построил  трехколесный  паровой фургон, повторив конструкцию Куньо.

Начало XIX века ознаменовалось созданием серии паровых двигателей, разви- тием рельсового транспорта и  паровозов собственно железной дороги. В 1800 г.  Richard Trevithick в США построил серию самодвижущихся повозок на рельсах с  паровой машиной. Oliver Evans в 1803 г. построил первую в Америке  дорожную  повозку с паровым  приводом. Рельсовый транспорт стал развиваться невиданны- ми темпами  и на данном этапе опередил автомобиль. Однако если паровая маши- на уверенно заняла свое место на рельсовом транспорте, то для дорожных машин  она была слишком громоздка и тяжела. Тем  не менее, другого решения пока не  было, и колесные дорожные машины с  паровыми двигателями стали ездить по  дорогам Англии.  В 1832  г.  паровая  машина была  установлена на омнибу,  и в Лондоне было  открыто регулярное  движение  на  омнибусах для перевозки пассажиров.  Получился «паровой  автобус»,  эти экипажи были  построены компаньонами  Goldsworthy Gurney и Walter Hancock, они же и организовали коммерческую экс- плуатацию машин. Первый рейсовый междугородный автобус соединил два круп- ных города в Англии — Лондон и Паддингтон. Первый автобус на десять пасса- жиров был построен Richard Dudgeon в 1867 г. и открыл регулярную автобусную  линию в США. Формально паровые автомобили — это целая эпоха и отдельное направление в автомобилестроении, существующее и сегодня, хотя лишь в порядке создания  экспериментальных моделей. Они выпускались приблизительно 100 компаниями  в период конца 1890-х и в начале 1900-х. Наиболее известная конструкция — авто- мобиль  Stenley  Steamer, который создали и успешно выпускали в США братья  Стенли. Топливом служили не дрова, а керосин. Недостатком автомобиля было  отсутствие коробки передач (ее к этому времени еще не изобрели). Несмотря на  многочисленные неудобства, паровые автомобили успешно выпускались до 1929 г.  Когда на планете кончится нефть, эта конструкция вновь обретет свою жизнь, и напомним, что в период Второй мировой войны автомобили с газогенераторными двигателями активно использовались в СССР и топливом служили дрова, а не  бензин. Конец XIX века ознаменован созданием электрических машин. Электрические  двигатели  активно  использовались  в  конструкциях  первых  автомобилей  и  в  период с  1885 по  1915 г. было выпущено  серийно до  35  тыс. электромобилей.  Существенным  недостатком  была (и  остается  до наших  дней) громоздкость и  малая емкость электрических батарей или аккумуляторов. Надо отметить, что в  технологии производства аккумуляторов наступил тупик в поисках эффективного  технического  решения, способного  составить  конкуренцию  другим видам  дви- гателей для автомобилей. Тем не менее, конструкции электромобилей регулярно  появляются на рынке этого вида техники и привлекают внимание высокой эко- логичностью. Пока серийный электромобиль в городских условиях способен без  подзарядки электрических батарей пробежать не более 100–150 км. Применение  электрический привод нашел лишь в конструкциях городских троллейбусов, но  они используют источник энергии посредством проводов, натянутых вдоль трас- сы  движения  и  контактных  бугелей. В настоящее время построены единичные  варианты автомобилей с подзарядкой электрических батарей от солнечных эле- ментов. Такой сверхэкологичный двигатель создан в США, и этот трехколесный  экипаж с электроприводом преодолел расстояние в несколько тысяч километров  по дорогам страны. Автомобили с двигателем внутреннего сгорания Двигатель внутреннего сгорания был изобретен значительно позже  парового  двигателя — почти через 50 лет. Лишь в 1860 г. французский изобретатель Etienne  Lenoir (1822–1900 гг.) создал двигатель внутреннего сгорания. В 1862 г. он постро- ил свое первое транспортное средство с таким двигателем. Двигатели внутреннего  сгорания на бензине, спирту, дизельном топливе и горючем газе занимают боль- шую часть рынка автомобилей всех видов и типов. На спирту работают двигатели  транспорта в Бразилии.  Конструкции двигателей самые различные, но среди них можно выделить поршневые и газотурбинные. Поршневые двигатели доведены  до совершенства. Даже небольшой автомобиль имеет мощность двигателя свыше 40 л.с.

 Отдельные легковые автомашины снабжаются моторами мощностью до  300 л.с., грузовые машины (тягачи) до 1200 л.с. и более.

Туристы пользуются всеми  видами автомобилей в зависимости  от целей поез- дки, количества пассажиров и багажа, дальности и характеристики туристского  центра.  Для  групп  туристов  используются автобусы  различной  вместимости  и комфортности. Туристы-индивидуалы используют легковые автомобили и путе- шествуют семьей или малой группой свободно, не прибегая к услугам организа- торов  туризма, существенно пополняя отряд  самодеятельных туристов. Имеется  группа туристов, желающая жить на природе (или возможно ближе к таковой),  но с комфортом, и они используют для путешествий различные типы караванов  или кемперов. Иногда для этих целей приспосабливаются  под комфортный дом на  колесах  целые автобусы. Часто  определяющую  роль  в выборе  автомобиля играет наличие  денежных  средств, выделяемых на эти нужды. Наиболее четко классификацию (в этом смыс- ле) автомобилей вводят прокатные фирмы. Они ориентируются  на потребности  клиентов, чаще всего  туристов, и определяют предлагаемый парк автомашин как:  экономичный  класс, средний класс, люкс, внедорожники, минивэны. Особо выде- ляются караваны, кемперы и дома на колесах RV. Каждый класс автомашин имеет  своего клиента и востребованность. Возможность  широкого выбора — важный и  эффективный  принцип в организации системы  продаж и проката. В отдельный  класс автомобилей для туризма  следует выделить внедорожные автомашины для  сафари и многонедельных трансконтинентальных путешествий. Автомобиль привлек внимание выдающихся личностей, в первую очередь  нуво- ришей всех мастей, градо- и  военачальников, властителей и монархов. Достаточно  сказать, что легендарный  Василий Иванович  на деле не скакал на коне впереди  своего отряда,  а  лихо носился по степям на автомобиле.  Обожали  автомобили  Ленин и  Сталин, Муссолини, Гитлер, Хрущев и  Брежнев и все другие пассионарии.  Многие из них имели в своих  гаражах десятки моделей автомашин, для них проек- тировались единичные  мощнейшие бронированныесухопутные  дредноуты.

 

Скоростные шоссе (автомагистрали) Автомобиль  — скоростное  средство передвижения и источник  повышенной  опасности. Естественно желание — ехать быстро  и комфортно.  Однополосные  дороги быстро исчерпали свою пропускную способность, стали строиться мно- гополосные  дороги. По современным требованиям шоссейная дорога должна  быть  достаточно широкой, многополосной, с гладким и твердым покрытием, с дорожной разметкой и информационными указателями. Должно быть наимень- шее количество препятствий (крутых поворотов, перекрестков дорог, железнодо- рожных переездов и т.д.). Шоссейные дороги конца XX  века для скоростного передвижения  — слож- нейшие  и масштабные  сооружения.  Как правило,  это широкая многополоснаяавтомагистраль с разделенными  полосами  движения  (в каждую  сторону своя  полоса дороги), формирование дороги избирается таким образом, чтобы исклю- чить крутые подъемы, спуски и повороты. При пересечении дорог устраиваются  многоуровневые развязки, виадуки,  мосты,  исключающие пересечение потоков движения транспорта. Исторически дороги  соединяли и соединяют населенные  пункты  и города.  Скоростные дороги (clearway) строятся так, чтобы исключить пересечение и транзитное прохождение городов и населенных пунктов.  Если  шоссе (mainroad) проходит через населенный пункт, то строится специальная объ- ездная дорога (beltway) или (surrounding a city) с подъездными путями (slip-road) в населенный пункт. Это повышает экологические характеристики населенного пун- кта (шумность, загазованность), перегруженность транспортом главных магист- ралей (majorroad) и, главное, повышается безопасность для жителей местностей. Скоростные дороги классифицируются: Toll Expressway (платные); Free Expressway  (бесплатные,  общего пользования); Divided  Highway;  Primary  Throuth  Highway;  Highway;  Connecting  Highway.

 Первоначально  скоростная  дорога  называлась  freeway, но со временем это понятие было заменено на другое — expressway — скоростная дорога или — turnpike. Ранее понятие turnpike относилось только к плат- ным дорогам, но теперь так называются любые скоростные шоссе. Superhighway  — широкая скоростная дорога,  термин применяется ко  всем  дорогам (turnpike,  freeways, parkways). Новая скоростная дорога New Jersey Turnpike под Нью-Йорком  имеет 12 рядов движения, по ней следует более 160 млн. автомашин в год. На  скоростных дорогах нет перекрестков. Все развязки снабжены мостами over the  crossroads (elevated highways)  или тоннелями underneath the  crossroads  (depressed  highways).  Эти дороги известны как многоуровневые  (grade-separated highways). 

Скоростные дороги имеют  разметку дорожного покрытия и множество  указатель- ных знаков. На  американских  скоростных  дорогах типа  freeway  и  аналогичных устроена  специальная  полоса движения — car pool, выделенная для  движения автомобилей  с двумя  или более пассажирами (включая  водителя) и автобусов. Это введено  для  инициации  перевозки большего количества  пассажиров в  автомобилях  в часы  пик. Поэтому многие коллеги  по службе, следующие утром на работу и вечером с  работы домой, объединяются и едут в одной машине. Такая полоса находится в  крайнем левом ряду, от остальных рядов она отделена двойной желтой линией, и  при въезде на нее обязательно будут вывешены таблички с надписью (два челове- ка или больше). Водитель, следующий один в автомашине, должен будет стоять в  пробке в общей очереди. За нарушение правил движения по этой полосе следует  довольно  солидный  штраф. Этими  правилами власти штатов пытаются  уменьшить количество автомобилей на дорогах и сократить постоянные пробки (traffic). Дороги обслуживаются специальной дорожной службой, производящей очис- тку дорожного покрытия от грязи, снега, необходимый ремонт покрытия и уст- ройств безопасности.  Вдоль дорог  имеются  многочисленные станции  обслужи- вания автомашин и мотели, магазины и пункты питания, специальные площадки  для отдыха. Дороги оборудованы телефонной связью  для  оперативного вызова  полиции или ремонтной службы. В США предельная скорость движения ограничена — 88,5 км/час и лишь на отдельных шоссе разрешена до 105 км/час. Для сравнения — в Европе лимит скорости 97 и 120 км/час, а в Германии нет ограничения скорости движения на автобанах (однако рекомендуемая скорость движения до  130 км/час). Скоростные автострады имеют полосы безопасности до 50–100 м с каждой сто- роны дороги, иногда устанавливается ограждение в виде сетки от животных, в  населенных пунктах монтируются огромные 3–5-метровые шумозащитные щиты.  Организуется специальная служба дорожной полиции, которая следит за соблю- дением правил дорожного движения, соблюдением лимита скорости, а для грузо- виков и автобусов — лимита непрерывной езды одного водителя, выезжает на  аварии и катастрофы. На автостраде запрещена остановка и стоянка транспор- та, за исключением вынужденной. Для плановой остановки предусматриваются  специальные  (иногда  платные)  стоянки, оборудованные  туалетами, пунктами  питания и др. На крупных автострадах организуется дорожная служба помощи  автомобилистам на автострадах (highway patrol assistance service). При наличии выбора перемещения на расстояние более 200 км — для турист- ской группы выгоднее переезд на скоростной железной дороге, чем на автобусе по  автобану. Обычно автобан из соображений экологической безопасности в пределах  жилой  местности огорожен по сторонам  3–5-метровыми щитами. В  безлюдных  местностях на 50–100 м по обе стороны дороги все, вплоть до кустарников, выкор- чевано, и опять же установлен сетчатый забор (от животных). На скоростном поез- де железной дороги удобств поездки, комфортности и возможностей обзора мест- ности значительно больше, а скорость движения суперэкспресса ICE значительно  выше — до 250–300 км/час. Теоретически выше безопасность перемещения.

Местность,  в которой отсутствуют наезженные  грунтовые дороги  или имеются  дороги,  разбитые,  труднопроходимые  для  обычного  колесного транспорта,  —  в  отношении автотранспорта именуются бездорожье  (off-road).  Нередко привлекатель- ные туристские объекты располагаются в отдалении от  главных шоссейных дорог или автострад.  Для доставки  туристов  к ним транспорту  приходится  следовать по  лесным дорогам,  степи или пустыне,  преодолевать естественные препятствия, в том числе и водные — броды. Для этого  необходимы специальные автомашины с высоким клиренсом (расстояние между  дорогой и самой низкой частью кузова или моста), чтобы не задевать за неровности поверхности. Для преодоления препятствия (грязь, песок, каменистые поверх- ности, склоны) автомобиль должен иметь крепкий кузов, достаточную мощность,  широкие шины, привод на все колеса с блокировкой мостов, в дополнительное  оборудование входит мощная лебедка с солидным барабаном стального троса.  Именно такими свойствами и обладают автомобили повышенной проходимости или внедорожники (джипы) — 4Ч4 с приводом на все четыре колеса (four wheel  drive). Практически все крупные автомобильные концерны в мире выпускают ту  или иную модель внедорожника.

Джип (jeep) — условное и обобщенное название внедорожных легковых авто- мобилей. Известная автомобильная фирма — одно из подразделений автогиганта Chrysler — фирма Jeep, выпускающая внедорожные автомобили «Джип». Именно  этой фирме и принадлежит торговая марка Jeep. Одной из первых моделей этой  серии был небольшой автомобиль «Виллис» (Willys), широко использовавшийся  для военных целей в период Второй мировой войны. Эта машина поставлялась из  США в СССР по ленд-лизу. Современные полноприводные модели с роскошной отделкой салона — Wrangler и Cherokee — часто встречаются на улицах централь- ных городов многих стран, Россия  не исключение. Салон автомобилей обычно  весьма комфортабельный, с большим сервисом, кондиционером. Самый большой,  дорогой и модный внедорожник — американский «Хаммер» (Hammer — военный джип исключительно высокой проходимости, для любителей выпускается с  роскошной отделкой салона). Известна марка популярного английского внедо- рожника Land Rover — Лендровер компании British Leyland. На этих машинах осуществляются многочисленные  путешествия по  малона- селенным местностям, пустыням и джунглям. Знаменитое cафари Camel Throfy  осуществляется на машинах марки Лендровер. Известны внедорожники Jeep Gran  Cherocky или Land Cruiser и другие.

Jeep-safary — поездка на  природу или путешествие в заповедник  к местным достопримечательностям на джипах. Для туристов, желающих получить острые ощущения и развлечение, в туристских центрах организуются поездки на внедо- рожниках в горы, в пустыни и другие местности на природу в отдалении от наез- женных дорог, на охоту, в заповедники, в саванну, для посещения древних крепос- тей и городов. Метод организации джип-сафари хорошо апробирован. Как правило, для поездок привлекается обученный водитель из местного персонала, но есть  варианты туров, где туристам предоставляется попробовать свои силы в самосто- ятельной езде по бездорожью (что небезопасно, можно перевернуться, упасть в  пропасть, известны случаи гибели туристов). Организуется колонна автомашин,  в которой кроме собственно джипов с туристами следует транспорт сопровож- дения с палатками, продовольствием, топливом и др. Для вождения автомашин в  сложных условиях следует иметь определенные навыки управления автомашиной.  Обучение приемам вождения  (off-road  driving/training) является важной туристской услугой перед проведением приключенческого тура джип-сафари, а также  и в период проведения тура. Джип-сафари предлагается в ОАЭ, Турции, Египте,  Тунисе, в других туристских регионах, как дополнительная услуга, пользующаяся  популярностью у туристов.

Информация о работе Транспортные услуги в туризме