Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 03:57, дипломная работа
Цель дипломного проекта - разработать туристский проект «Кругобайкальский вояж». Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить понятие и сущность культурно-познавательного туризма и выявить особенности его разработки.
Изучить условия разработки культурно- познавательного тура;
3.Разработать проект технической документации модели тура.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Технология разработки культурно-познавательных туров…………..4
1.1Основные характеристики культурно-познавательного туризма….….…4
1.2Особенности разработки культурно-познавательных туров…………..……9
1.3Этапы разработки культурно-познававтельных туров…………………
Глава 2. Условия разработки культурно-познавательных туров…………… 19
2.1Оценка туристких ресурсов района путешествия………………………….19
2.2Анализ предложения и спроса на туристском рынке на примере деятельности турфирмы «Жако-тур»…………………………………………..34
Глава 3 Основание модели тура «Кругобайкальский вояж»…………………49
3.1Основные характеристики разрабатываемого тура……………………….49
3.2Обоснование технологической документации тура………………………72
Заключение………………………………………………………………………79
Список использованной литературы…………………………………………...83
Приложение 1.Целевая аудитория фирмы……………………………………85
Приложение 2.Основные показатели PEST анализа…………………………90
Приложение 3. SWOT анализ предприятия…………………………………..91
Приложение 4.Матрица SWOT анализа…………………………………….96
Приложение 5.Характеристика гостиниц……………………………………99
Приложение 6.Характеристика гостиниц…………………………………....101
Приложение 7.Технологическая карта туристского путешествия по маршруту «Кругобайкальский вояж» на 2011………………………………………….. 103
Приложение 8. Технологическая карта туристского путешествия по маршруту «Кругобайкальский вояж» на 2011……………………………….109
Приложение 9.Расчёт себестоимости предлагаемого тура…………………113
Средним потенциалом обладают 3 района Республики: Северобайкальский, Иволгинский, Курумканский, общим для них является наличие максимального или высокого потенциала для организации отдельных видов туризма. В Северобайкальском районе - это природно-познавательный, ботанический научный и охотничий, в Иволгинском районе - археологический научный, религиозный, в Курумканском районе - природно-познавательный и ботанический научный. Для остальных видов рекреации в основном низкий и средний потенциал
Как низкий оценивается потенциал остальных 11 районов республики. В Джидинском и Кяхтинском районах имеется максимальный или высокий потенциал для организации отдельных видов туризма, тогда как в остальных районах по всем видам туризма их потенциал оценивается как низкий и средний.
Современное состояние
использования рекреационного потенциала
РБ характеризуется как
Удельный вес рекреационных учреждений РБ (по количеству мест) по отношению к среднероссийским показателям составляет всего 1 %. Среднегодовое использование материальной базы туризма и рекреации составляет 30 % от возможного.
Состояние туризма в Бурятии.
Доходы от туризма составляют до 30 процентов экономически развитых стран. Кроме экономического эффекта, выражающегося в увеличении доходов бюджетов всех уровней, развитие туризма предполагает создание новых рабочих мест и повышение уровня благосостояния населения. Так, одно рабочее место в сфере туризма создает шесть рабочих мест в других сферах экономики - торговле, строительстве, связи, индустрии развлечений, бытового обслуживания и других.
На начало 2007 года на рынке туристических услуг в Бурятии зарегистрировано 50 лицензированных туристических организаций, из них 7 фирм с туроператорской лицензией, 20 - с турагентсткой, 23 - с туроператорской и турагентсткой лицензиями. По итогам 2006 года, по экспертной оценке, количество туристов, побывавших в Бурятии, составило 178 тысяч человек, что на 7 процентов больше по сравнению с 2005 годом. Согласно статистическим данным, объем платных услуг, оказанных туристам, составил 574,7 млн. рублей, что на 130,4 млн. рублей больше, чем в 2005 году. Индекс физического объема платных услуг, оказанных туристам, составил 112 процентов. В структуре услуг, оказанных туристам, 17,4 процента составляют услуги туристских организаций, 50,5 - санаторно-оздоровительных, 32,1 -услуги гостиниц и иных средств размещения.
Благодаря активному формированию туристической инфраструктуры, рекламно-информационному продвижению, повышению качества обслуживания и разработке новых экскурсионных и туристических маршрутов наметилась тенденция к росту прибытий в регионе. Так, за последние три года туристический поток возрос на 16,6 процента.
По структуре турпотока наиболее перспективными направлениями продвижения турпродукта Бурятии и привлечения туристов стали США, страны Центральной Европы (Германия, Франция, Италия, Великобритания), государства АТР (Китай, Монголия, Япония, Южная Корея), европейская часть РФ, Сибирь и Дальний Восток. В связи с этим Бурятия ежегодно планирует участие в 5-6 российских и международных туристических выставках, ярмарках и биржах в Иркутске, Новосибирске, Москве, а также на объединенном стенде России - в Лондоне, Берлине, Токио, Шанхае.
В условиях глобализации туризма важное значение приобретает межрегиональное международное сотрудничество. Так, в 2000-2006 гг. особое внимание уделялось работе в рамках межрегиональных ассоциаций «Сибирское соглашение» и «Дальний Восток и Забайкалье», где прорабатывались вопросы организации и продвижения межрегиональных и международных туристических маршрутов. По инициативе республиканского агентства по туризму Бурятии был разработан международный туристический маршрут «Чайный путь». В 2003 году проведено расширенное заседание Комиссии по туризму (МАСС) в г.Улан-Удэ. В этом мероприятии приняли участие представители туристских администраций, турбизнеса и СМИ Республики Алтай, Красноярского края, Омской, Новосибирской и Иркутской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.
Три года назад для определения ресурсного потенциала маршрута «Чайный путь» и выработки рекомендаций по его продвижению, согласно Протоколу о намерениях в области туризма, с Монголией было организовано экспедиционное обследование туристских ресурсов на отрезке маршрута «Байкал-Хубсугул».
В преддверии вступления России во Всемирную туристическую организацию для Бурятии актуальной стала работа по реализации межправительственных соглашений, внедрению системы сертификации туристской деятельности, сбору и анализу статистической информации.
В прошлом году число зарубежных гостей, посетивших Бурятию, достигло 20 тысяч человек, что превысило показатель предыдущего года на 5 процентов. При сохранении нынешних темпов роста число международных посещений к 2010 году может превысить 25 тысяч человек.
С увеличением числа международных посещений пропорционально увеличивается приток иностранной валюты в республику. Согласно методике Всемирной туристической организации, каждый иностранный турист за 5-7 дней отдыха в Бурятии в среднем расходует от 0,3 до 1 тысячи долларов без учета расходов на транспорт (авиабилетов).
Так в прошлом году один среднестатистический приезжий потратил за время своего пребывании в Бурятии 20194 рублей. Почти половина этой суммы ушла как плата за жильё. 13 % было потрачено на перемещение внутри города и республики, столько же на питание. Экскурсии и развлечения, являющиеся основной целью любых турвизитов, заняли в общей схеме расходов по 7 и 9 процентов соответственно. И только 6 % расходов пришлись на местные сувениры, катастрофическую нехватку которых отмечают даже улан-удэнцы. Увезти на память что-нибудь самобытное из Улан-Удэ, непросто отыскать даже открытки с видами любимого города, представляется задачей повышенной сложности и для коренных обитателей. Местное кустарное производство как-то слабо ориентированно на эти цели, покупать китайские безделушки, в изобилии продающиеся по всему миру, туристы не желают, и потому все, что останется в конечном итоге от путешествия к берегам мировой жемчужины, так это фотография собственного же изготовления. Тяжелее всего по этой причине приходится у нас детям туристов. Им достается меньше всего памятных покупок, а расходы на маленького туриста в общей сложности составляют ничтожно маленькую сумму в 500 рублей в сутки (взрослый тратит в день 1500 рублей).
Еще парадоксальнее, чем с сувенирами, возникает ситуация с питанием туристов, которые всегда составляло неотъемлемую часть турэкзотики и связанных с этим расходов. Если верить исследованиям, больше всего тратят на еду зрелые туристы, по причине чего их кошельки ежедневно легчают лишь на 433 рубля. Сумма эта весьма скромна даже для проживания в условиях провинциального города. Молодежь обходится суммой в 300 рублей, почти наполовину меньше тратят те, кто числиться в группе от 45 до 60 лет. А вот чем питаются пожилые американцы расходующие на эти цели по 100 рублей в день, вообще осталось большой загадкой. Тут либо своей провизией обходятся, либо голодают – одно из двух.
Параллельно с развитием международного туризма в Бурятии большими темпами развивается внутренний туризм. Его доля составляет 88,6 процента в структуре турпотока. Если в 2003 году число внутренних туристов в Бурятии составило 129039 человек, то в 2006 году их число превысило 158 тысяч.
По мере увеличения количества туристических посещений, расширения их географии, развития транспортных средств возрастает роль государственного регулирования туристической деятельности.
Так основными принципами государственной политики туризма в Бурятии является:
• признание туризма приоритетной отраслью экономики Бурятии;
• содействие туристической деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
• определение и поддержка приоритетных направлений развития туризма;
• формирование представлений о Республике Бурятия как регионе благоприятном для туризма;
• создание условий для защиты законных прав и интересов туристов, туроператоров, турагентов и их объединений;
• обеспечение развития международного сотрудничества в сфере туризма;
• содействие общественным организациям, созданным субъектам туристической деятельности.
Реализация программных мероприятий, направленных на осуществление государственной политики в сфере туризма, позволяет создать систему государственного регулирования отрасли и стимулирования развития туризма, соответствующую природе рыночных отношений и учитывающую мировой опыт в этой области. В республике уже, сформирована нормативно-правовая база, разработан ряд законодательных актов, регулирующих сферу туризма. Особое значение придается работам по созданию соответствующих мировой практике систем сертификации и лицензирования в сфере туризма для защиты прав потребителей туристических услуг.
Многое делается Республиканским агентством по маркетинговой политике в сфере туризма - формированию имиджа и представления Бурятии на международном туристическом рынке как благоприятного и привлекательного для туризма региона. Так, в начале лета прошлого года Республиканским агентством при участии федерального агентства по туризму и Департамента туризма Администрации Иркутской области проведен ознакомительный тур по Бурятии для представителей 16 стран-членов Ассоциации национальных туристических офисов стран, аккредитованных в России. В ознакомительной поездке приняли участие руководители национальных туристических офисов Болгарии, Венгрии, Великобритании, Греции, Германии, Иордании, Италии, Испании, Кореи, Латвии, Мальты, Объединенных Арабских Эмиратов, Польши, Туниса и Эстонии.
Эффективность мероприятия заключалась в установлении деловых и партнерских отношений, заключении договоров о сотрудничестве. По результатам поездки вышла серия публикаций о туристических ресурсах Республики Бурятия, о перспективности Бурятии с точки зрения туристического центра России.
Бурятия, как и многие другие регионы РФ, туристически не обустроена по сравнению с мировыми туристическими державами. Задача обустройства только поставлена бывшим Президентом РФ В.В.Путиным на заседании Госсовета Российской Федерации в июле 2004 г. в Геленджике Краснодарского края. Предстоит огромная работа по развертыванию нормального производства местных интегрированных туристических продуктов, включающих в себя историческую, культурную, идеологическую, географическую, промышленную, кадровую и другие составляющие современного туристического бизнеса.
Развитие внутрирегионального туризма связано, прежде всего, с платежеспособностью населения. Пока средний доход населения Бурятии не позволяет выезжать в туристические поездки, на курорты. На вопрос: «Каким образом Вы проводите свой отпуск»? - 78 процентов рабочих ОАО «Байкалфарм» ответили, что свой отпуск они проводят дома. 18 процентов респондентов работают на дачном участке и 4 процента опрошенных подрабатывают на стороне. В «Бурятмебели» 4 процента респондентов едут в туристическую поездку, 44,4 - отпуск проводят дома, 4 - уезжают на курорт, 2 - заняты охотой, рыбалкой, 30 - работают на дачном участке, 8,3 процента респондентов имеют дополнительную работу, другое написали 6,2.
В результате исследования выявлено существенное расхождение между тем, как респонденты проводят свой отпуск, и тем, как хотели бы его провести. Отвечая на вопрос: «Что мешает Вам проводить свободное время так, как бы хотелось?» -19,1 процента респондентов - работников республиканской типографии указали на занятость в домашнем хозяйстве, 8,5 - на усталость от основной и домашней работы, 48,9 - на недостаток средств, 12,7 - на отсутствие условий для проведения досуга, 2,1 - сослались на нехватку умения и навыков организовать свой досуг, те, которые отметили, ничто не мешает - оказалось 8,7 процента. В сервисном центре «Монро-сервис» соответственно - 10,4, 15,1,56,9,3,4, 1,1, 10,4 и другое написали - 2,7 процента респондентов. Работники «Бурятмебели» ответили соответственно -8,1, 16,3,48,9,8,1,2,4, 14,2, другое написали - 2 процента респондентов. [40].
В отличие от
приезжающих в Бурятию
Маркетинговые исследования показали, что спрос на размещение туристов постоянно возрастает, что делает вложения в индустрию туризма все более перспективными. За период 2000-2009 годы в туризм Бурятии было вложено более 700 млн. рублей. В настоящее время уже построены отели «Саган Морин» в г.Улан-Удэ, гостиницы «Аян-отель», реконструирована го¬стиница «Байкал», построены и развиваются ряд турбаз на побережье Байкала в Кабанском, Прибайкальском, Баргузинском, Северобайкальском, Тункинском и Окинском районах.
Проведены работы по удлинению взлетно-посадочной полосы аэропорта «Мухино», закончено строительство русского драматического театра, продолжается реконструкция театра оперы и балета в г. Улан-Удэ.
Активное строительство гостиниц в Бурятии за последние годы стало результатом развития рынка и увеличения спроса, о чем свидетельствует интерес иностранных граждан к туристическому сектору Бурятии. Увеличение числа гостиниц и расширение гостиничного сектора способствует здоровой конкуренции, в результате чего регулируется соотношение «качество-цена» в данном секторе услуг, что непосредственно влияет на конкурентоспособность отечественного турпродукта.
В 2005 году принят федеральный закон «Об особых экономических зонах Российской Федерации». Республикой Бурятия была подготовлена и подана заявка на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны в Прибайкальском районе. Как всем известно, Бурятия попала в число победителей конкурса на создание туристско-рекреационной зоны. Концепция ОЭЗ ТРТ предусматривает создание двух горнолыжных курортов, морского курорта, центра водных видов отдыха на оз.Котокель.
На территории зоны предполагается строительство 54 гостиниц и 800 туристических коттеджей общей емкостью 22,33 тысячи мест, предприятия общепита и развлечений, базовой инфраструктуры, включая дороги, объекты электроснабжения и водоотведения, связи, транспортную инфраструктуру и социальные объекты. Согласно прогнозам, общий поток туристов в Бурятию к 2006 году составит 1,91 млн. человек. Освоение особой экономической зоны потребует до 2026 года общего объема инвестиций в 57,3 млрд. рублей. При этом более 80 процентов средств вложит частный капитал.
Туризм в Тункинском районе
Значительным
ресурсным потенциалом в