Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа
Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное
значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных
процессов и явилось основным содержанием данной работы.
Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89
Диплом: Влияние социальных процессов на развитие туризма
Введение.. 3
Глава
1. Общая характеристика
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава
2. Анализ рынка туризма С-
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ
рынка туристских услуг С-
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие
социального туризма на
Глава
3. Воздействие социальных
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние
социальных процессов на
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89
Введение
Туристский бизнес в России находится на стадии структурной перестройки,
институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых
и внешнеэкономических связей.
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечественног
бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак. Во-
первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется
больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно
взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли персонала)
фирмы.
В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня
обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным
требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует
малочисленность гостиничных
предприятий и
размещения, число которых постоянно уменьшается. В 2002 г. из общего числа
гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего сертификат
качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготов работников
индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к снижению роста туризма в
России. Дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в
1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских
услуг в общем объе экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта
туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее
число при в Россию составило 18,8 млн. чел., при этом из стран дальнего
зару - 7,1 млн. чел., в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел.
(26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью
туризма - 1,14 млн. человек (9,7%).
Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное
значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных
процессов и явилось основным содержанием данной работы.
Можно выделить следующие задачи работы:
– изучение развития туризма на современном этапе, в том числе социального
туризма,
– исследование социальных процессов, оказывающих влияние на развитие туризма
(въездного, выездного, внутреннего),
– анализ ситуации на рынке туристских услуг, проведение сегментации рынка
потребителей туристских услуг.
Глава 1. Общая характеристика
туристской отрасли
Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей
экономики, играет важную роль в обеспечении устойчивого
социально-экономического развития большого числа стран и регионов. Доля туризма
в ВВП стран колеблется от 2% в высокоразвитых и диверсифицированных экономиках
до 10% в странах с относительно крупным туристский сектором. В островных
государствах и наименее развитых странах его доля может составлять до 30-40%
[1]. Для многих
стран иностранный туризм
увеличения доходов от экспорта и роста национальной экономики.
Несмотря на значительную роль, которую международный туризм играет сегодня в
мировых экономических и социальных отношениях в научной литературе практически
отсутствуют работы, посвящённые исследованию зависимостей между показателями
туризма и воздействующими на них социальными процессами. В специальной
литературе, как правило,
всё заканчивается
наличие уникальных туристских ресурсов, капитала, трудовых ресурсов,
благоприятного таможенного и пограничного режима. Эти факторы, безусловно,
оказывают большое влияние на развитие туризма в той или иной стране.
[2]
1.1. Понятие «туристская индустрия».
Туристская индустрия – совокупность предприятий, учреждений и организаций
материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих
производство, распределение,
обмен и потребление
освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-
технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым народнохозяйственным
комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие компоненты:
- организаторов туризма – туристские предприятия по разработке, продвижению и
реализации туристского продукта (туроператоры и турагенты);
-предприятия предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели,
пансионаты, дома отдыха и т.д.);
- предприятия питания (рестораны, кафе, бары и др.);
- транспортные предприятия (авто- и авиационные предприятия, железнодорожные
ведомства, предприятия речного и морского транспорта и др.);
- экскурсионное бюро;
- производственные
туристские предприятия (
гостиничной мебели, туристского снаряжения);
-предприятия торговли
(магазины по реализации
сувениров);
- предприятия сферы
досуга и развлечений (
залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);
- учреждения самодеятельного туризма (туристские, альпинистские, велосипедные
клубы);
- органы управления туризмом (государственные учреждения, общественные
туристские организации);
- учебные, научные, проектные учреждения.
Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и
усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия
национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием
туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно
формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов,
но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские
учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного
потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.
Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как
«совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,
объектов общественного питания, объектов познавательного, делового,
оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих
туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих
экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе
путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на
практике называемый «туристским продуктом».
Туристский продукт
– результат общественного
обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским
продуктом является любой вид туристских услуг.
Туристские услуги – целесообразная производственная деятельность,
удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило,
материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно
охарактеризовать как невидимый товар особого рода.
К туристским относятся услуги:
- по размещению туристов;
- перемещение туристов из страны (места) постоянного места жительства в
страну (место) временного пребывания и обратно;
- обеспечению туристов питанием;
- удовлетворению
культурных потребностей
театров, концертных залов, музеев, памятников истории и культуры, парков,
заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);
- удовлетворению деловых и научных интересов (участие в конгрессах,
конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);
-информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и
пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);
-средств связи (пользование Интернетом, междугородней и международной связью,
факсом);
-организационные
(оформление паспортов, виз,
гидов, переводчиков и т.д.);
-торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа
сувениров, подарков и т.д.);
-посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды
транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков,
сувениров);
-бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);
-спортивно - оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными
сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).
Результат деятельности туристских предприятий в виде услуг или их комплекса,
предназначенной для продажи на рынке, обычно называют туристским продуктом.
Последний в зависимости от специфики деятельности туристского предприятия
Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма