Влияние социальных процессов на развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное

значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных

процессов и явилось основным содержанием данной работы.

Содержание работы

Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

Диплом: Влияние социальных процессов на развитие туризма 

                                СОДЕРЖАНИЕ                               

     Введение.. 3

     Глава  1. Общая характеристика туристской  отрасли.. 5

     1.1. Понятие  «туристская индустрия». 5

     1.2. Виды  туризма. 14

     1.3. Социально-экономическое  значение туризма

(внутреннего, въездного,  выездного) 16

     1.4. Социальный  туризм.. 20

     Глава  2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация

потребителей туристских услуг. 29

     2.1. Анализ  рынка туристских услуг С-Петербурга. 29

     2.2. Сегментирование  на рынке туристских услуг. 37

     2.3. Развитие  социального туризма на современном  этапе. 53

     Глава  3. Воздействие социальных процессов  на развитие

туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56

     3.1. Социальные  процессы. Понятие и сущность. 56

     3.2. Влияние  социальных процессов на развитие  туризма

(внутреннего, въездного  и выездного) 64

     Заключение.. 83

     Список  использованной литературы... 84

     Приложение 1. 88

     Приложение 2. 89

    

     

Введение 

Туристский бизнес в России находится на стадии структурной  перестройки,

институционального  становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых

и внешнеэкономических  связей.

Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов  отечествен­ног

бизнеса. Интерес  предпринимателей к туризму объясняется  рядом фак. Во-

первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется

больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно

взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим  коли персонала)

фирмы.

В российском туризме  наблюдается значительное несоответствие уровня

обслуживания и  пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным

требованиям и стандартам. Этому в определенной степени  способствует

малочисленность гостиничных  предприятий и специализированных средств

размещения, число  которых постоянно уменьшается. В 2002 г. из общего числа

гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего серти­фикат

качества. Также наблюдается  и слабая профессиональная подготов работников

индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к снижению роста туризма в

России. Дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в

1999 г. составил  около 3,2 млрд. долл. США, удельный  вес экспорта туристских

услуг в общем  объе экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта

туристских услуг  в общем объеме импорта товаров  и услуг равнялся 13%. Общее

число при в Россию составило 18,8 млн. чел., при этом из стран  дальнего

зару - 7,1 млн. чел., в  том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел.

(26,8%). Из стран  СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан,  из них с целью

туризма - 1,14 млн. человек (9,7%).

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное

значение для развития туризма. Проведение исследования таких  социальных

процессов и явилось  основным содержанием данной работы.

Можно выделить следующие  задачи работы:

– изучение развития туризма на современном этапе, в  том числе социального

туризма,

– исследование социальных процессов, оказывающих влияние  на развитие туризма

(въездного, выездного,  внутреннего),

– анализ ситуации на рынке туристских услуг, проведение сегментации рынка

потребителей туристских услуг.

    

     

Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли 

Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей

экономики, играет важную роль в обеспечении устойчивого

социально-экономического развития большого числа стран и  регионов. Доля туризма

в ВВП стран колеблется от 2% в высокоразвитых и диверсифицированных  экономиках

до 10% в странах  с относительно крупным туристский сектором. В островных

государствах и  наименее развитых странах его доля может составлять до 30-40%

[1]. Для многих  стран иностранный туризм превратился  в существенный источник

увеличения доходов  от экспорта и роста национальной экономики.

Несмотря на значительную роль, которую международный туризм играет сегодня в

мировых экономических  и социальных отношениях в научной  литературе практически

отсутствуют работы, посвящённые исследованию зависимостей между показателями

туризма и воздействующими  на них социальными процессами. В  специальной

литературе, как правило, всё заканчивается перечислением  таких факторов, как

наличие уникальных туристских ресурсов, капитала, трудовых ресурсов,

благоприятного таможенного  и пограничного режима. Эти факторы, безусловно,

оказывают большое  влияние на развитие туризма в  той или иной стране.

[2]

    

1.1. Понятие «туристская  индустрия».

 

Туристская индустрия  – совокупность предприятий, учреждений и организаций

материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих

производство, распределение, обмен и потребление туристского  продукта,

освоение и использование  туристских ресурсов, и создание материально-

технической базы туризма. Являясь сложным межотраслевым  народнохозяйственным

комплексом, туристская индустрия включает в себя следующие  компоненты:

- организаторов туризма  – туристские предприятия по  разработке, продвижению и

реализации туристского  продукта (туроператоры и турагенты);

-предприятия предоставляющие  услуги по размещению (гостиницы,  мотели,

пансионаты, дома отдыха и т.д.);

- предприятия питания  (рестораны, кафе, бары и др.);

- транспортные предприятия  (авто- и авиационные предприятия,  железнодорожные

ведомства, предприятия  речного и морского транспорта и  др.);

- экскурсионное бюро;

- производственные  туристские предприятия (производство  туристских сувениров,

гостиничной мебели, туристского снаряжения);

-предприятия торговли (магазины по реализации туристского  снаряжения и

сувениров);

- предприятия сферы  досуга и развлечений (тематические  парки, киноконцертные

залы, клубы по интересам, залы игровых автоматов и др.);

- учреждения самодеятельного  туризма (туристские, альпинистские,  велосипедные

клубы);

- органы управления  туризмом (государственные учреждения, общественные

туристские организации);

- учебные, научные,  проектные учреждения.

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и

усложнения процессов  организации туризма все новые  отрасли и предприятия

национальной экономики  вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием

туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые  компании. Косвенно

формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие  не только туристов,

но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские

учреждения, организации  связи, предприятия по производству товаров народного

потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.

Исходя из этих предпосылок. Федеральный закон «Об основах  туристской

деятельности в  Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как

«совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств  транспорта,

объектов общественного  питания, объектов познавательного, делового,

оздоровительного, спортивного  и иного назначения, организаций, осуществляющих

туристскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих

экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в  процессе

путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на

практике называемый «туристским продуктом».

Туристский продукт  – результат общественного труда  в виде туристских услуг,

обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании  туристским

продуктом является любой вид туристских услуг.

Туристские услуги – целесообразная производственная деятельность,

удовлетворяющая  потребности туристов и не принимающая, как правило,

материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно

охарактеризовать  как невидимый товар особого  рода.

К туристским относятся  услуги:

- по размещению  туристов;

- перемещение туристов  из страны (места) постоянного  места жительства в

страну (место) временного пребывания и обратно;

- обеспечению туристов  питанием;

- удовлетворению  культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение

театров, концертных залов, музеев, памятников истории и  культуры, парков,

заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);

- удовлетворению  деловых и научных интересов  (участие в конгрессах,

конференциях, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и  т.д.);

-информационные (о  туристских ресурсах того или  иного региона, таможенных и

пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах  и т.д.);

-средств связи  (пользование Интернетом, междугородней  и международной связью,

факсом);

-организационные  (оформление паспортов, виз, страхование,  предоставление

гидов, переводчиков и т.д.);

-торговых предприятий,  как общего, так и специального  назначения (продажа

сувениров, подарков и т.д.);

-посреднические (бронирование  мест в гостиницах, билетов на  различные виды

транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков,

сувениров);

-бытовые (ремонт  одежды, обуви, химчистка, прокат  и т.п.);

-спортивно - оздоровительные  (пользование бассейнами, спортивными

сооружениями, охота  и рыбная ловля по лицензиям и  т.д.).

Результат деятельности туристских предприятий в виде услуг  или их комплекса,

предназначенной для  продажи на рынке, обычно называют туристским продуктом.

Последний в зависимости  от специфики деятельности туристского  предприятия

Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма