Влияние социальных процессов на развитие туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа

Описание работы

Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное

значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных

процессов и явилось основным содержанием данной работы.

Содержание работы

Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным  категориям

российских туристов государство в порядке, устанавливаемом  Правительством

Российской Федерации, предоставляет льготы социального  характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется  с клиентурой с

низкими доходами, которые  не позволяют получать высококачественные туристские

услуги. Эта категория  граждан нуждается в льготах  социального характера. К

ней относятся в  первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники

детских домов и  школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры,

инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных  экспертов, в

Российской Федерации  насчитывается около 35 млн. пенсионеров  и инвалидов.

Основными источниками  средств для оказания целевой  помощи наиболее уязвимым

слоям населения  являются федеральный и местный  бюджеты. По некоторым

экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха

и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

В Советском Союзе  организацией социального туризма  занимались Центральный

совет по туризму  и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного

туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г.

составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных  услуг

за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности  работающих в системе 170

тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том  же году составил 6,2 млн.

человек, а объем  услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при  численности

работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые  туристские путевки

превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и

другими общественными  организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального  туризма распались,

а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном

международным туризмом. О своей приверженности к социальному  туризму заявила

лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом

Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963

г. в Брюсселе.

БИТС является одним  из присоединившихся членов Всемирной  туристской

организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции,

посвященные проблемам  социального туризма. ВТО официально подтвердила цели

социального туризма  в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.):

«Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в

интересах менее  обеспеченных граждан при использовании  ими прав на отдых».

Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению  туризма», принятая

Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена  проблемам

социального туризма, который назван там «дизайнером  общества и двигателем

экономического развития».

Обеспечение доступности  туристского отдыха для всех, включая  многодетные

семьи, молодежь и  пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда

конкретных мер, к  числу которых относятся определение  социальной туристской

политики государства, принятие собственных законодательных  и нормативных

актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов

поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы

социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и

многое другое. Сотни  миллионов людей в мире путешествуют благодаря

социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены

формальные категории  туристских организаций, которые могут  заниматься

социальным туризмом: «К движению социального туризма  может принадлежать любая

туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд,

федерация, бесприбыльная  организация и т. д.), которая в  своем уставе или

регламенте четко  ставит задачи социального характера  и цель обеспечения

доступности путешествий  и туризма для максимального  количества людей, не

ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к

организациям социального  туризма должна подтверждаться условиями, изложенными

ниже.

-     Предлагаемые  виды деятельности нацелены на  совместное решение

социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и

развитию человека.

-     Четко  определяется целевая клиентура,  при этом отсутствует какая-либо

дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским

или социальным признакам.

-     Неотъемлемым  элементом предлагаемого турпродукта  является добавленная

стоимость неэкономического характера.

-     Четко  указываются стремления обеспечить  гармоничную интеграцию

социального туризма  в местную среду.

-     Вид  деятельности и цена турпродукта  социального туризма указываются  в

конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям.

Прибыль полностью  или частично реинвестируется в  улучшение качества

туристских услуг, предлагаемых общественности.

-     Управление  кадрами отвечает требованиям  социального законодательства и

нацелено на обеспечение  удовлетворенности работой и  постоянное повышение

квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые  успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может

только при наличии  долгосрочной продуманной социальной политики в области

туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями  социального туризма извлечение прибыли как цель не

ставится, а общая  тенденция в развитии международного туризма направлена на

предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения

социального туризма  сталкиваются в последнее время  со значительными

трудностями, которые  включают явления разного порядка:

-     проблемы  создания новой или адаптации  к современным требованиям

существующей материальной базы социального туризма;

-     отсутствие  надлежащей законодательной и  нормативной базы;

-     информационные  и психологические проблемы, с  которыми сталкиваются

отдыхающие в системе  социального туризма;

-     растущие  стандарты качества обслуживания  социального туризма;

-     формы  оказания материальной помощи  клиентам социального туризма  и ряд

других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами

социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые  можно

использовать при  покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы

достаточно широкое  распространение. Так, системой отпускных  чеков во Франции

занимается Французская  национальная ассоциация отпускных  чеков, в Швейцарии -

Швейцарская касса  путешествий.

Отпускной чек - платежный  документ с высокой степенью защищенности от

подделки. В своем  исполнении они представляют собой  подобие чековой книжки и

имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и

взаимодействие следующих  субъектов:

1.       наличие агентства, уполномоченного  производить не необходимые

операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);

2.       оптовых покупателей отпускных  чеков (предприятия профсоюзы);

3.       носителей и пользователей чеков  (отдельные физические лица);

4.       предприятий обслуживания по  отпускным чекам.

Основные принципы функционирования данной системы заключается  в следующем:

1.       определенное агентство осуществляет  эмиссию чеков на требуемую  сумму.

2.       оптовый покупатель предварительно  оплачивает их стоимость и

распределяет среди  работников предприятия с предоставлением  скидок (скидки

разные).

3.       работник предприятия рассчитывав  за чек единовременно или в  рассрочку.

4.       полученные предприятием обслуживания  чеки (гостиницы, магазины и т.

д.) обналичиваются в  агентстве, где была произведена  эмиссия

Данная система  позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств,

снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях

обслуживания.

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского  рынка, где

покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на

социальные нужды, или иных источников покрытия, в  целях создания условий для

путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из

малообеспеченных  семей, пенсионерам, ветеранам и  инвалидам, т. е. лицам,

которым государственные  и иные организации оказывают  социальную поддержку.

Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия,

социальный туризм как вид дотируемого туризма  отсутствует. Известно и одно из

положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что

государства не могут  тратить на туризм больше того, что  они надеются от него

получить. Таким образом, центральная проблема социального  туризма, наиболее

сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его  финансирования, а

при наличии таковых - в системе добросовестного распределения  финансовых

средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем  или иным критериям

предпочтительное  право на льготы в нем. Можно предположить, что при

отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и

кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для

недобросовестных  лиц.

В силу экономических  и социальных проблем создание систем «отпускных чеков» и

социального туризма  в России в ближайшее время  представляется достаточно

проблематичным, так  же, как и принятие проекта Федерального закона «О

социальном туризме», обсужденного в ходе парламентских  слушаний в

Государственной Думе в июне 1998 г.

«Закон о социальном туризме» не получил поддержку думского большинства.

Вот основные положения  Проекта Федерального Закона «О социальном туризме»,

Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма