Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа
Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное
значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных
процессов и явилось основным содержанием данной работы.
Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89
выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям
российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с
низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские
услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К
ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники
детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры,
инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в
Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов.
Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым
слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым
экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха
и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.
В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный
совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного
туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г.
составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг
за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170
тыс. человек.
Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году составил 6,2 млн.
человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности
работающих около 7 тыс. человек.
Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки
превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и
другими общественными организациями.
При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались,
а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном
международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила
лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом
Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963
г. в Брюсселе.
БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской
организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции,
посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели
социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.):
«Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в
интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».
Монреальская декларация
«К гуманному и социальному
Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам
социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем
экономического развития».
Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные
семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда
конкретных мер, к
числу которых относятся
политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных
актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов
поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы
социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и
многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря
социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены
формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься
социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая
туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд,
федерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или
регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения
доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не
ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к
организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными
ниже.
- Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение
социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и
развитию человека.
- Четко
определяется целевая
дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским
или социальным признакам.
- Неотъемлемым
элементом предлагаемого
стоимость неэкономического характера.
- Четко
указываются стремления
социального туризма в местную среду.
- Вид
деятельности и цена
конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям.
Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества
туристских услуг, предлагаемых общественности.
- Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и
нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение
квалификации кадров.
Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может
только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области
туризма на национальном, региональном и международном уровнях.
Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не
ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на
предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения
социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными
трудностями, которые включают явления разного порядка:
- проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям
существующей материальной базы социального туризма;
- отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;
- информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются
отдыхающие в системе социального туризма;
- растущие
стандарты качества
- формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд
других проблем.
Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами
социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно
использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы
достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции
занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии -
Швейцарская касса путешествий.
Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от
подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и
имеют определенную номинальную стоимость.
Для успешного функционирования
системы отпускных чеков
взаимодействие следующих субъектов:
1.
наличие агентства,
операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);
2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);
3.
носителей и пользователей
4. предприятий обслуживания по отпускным чекам.
Основные принципы функционирования данной системы заключается в следующем:
1.
определенное агентство
2.
оптовый покупатель
распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки
разные).
3.
работник предприятия
4.
полученные предприятием
д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия
Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств,
снижение налогов,
усовершенствовать систему
обслуживания.
Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где
покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на
социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для
путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из
малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам,
которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку.
Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия,
социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из
положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что
государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него
получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее
сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а
при наличии таковых
- в системе добросовестного
средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям
предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при
отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и
кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для
недобросовестных лиц.
В силу экономических и социальных проблем создание систем «отпускных чеков» и
социального туризма в России в ближайшее время представляется достаточно
проблематичным, так же, как и принятие проекта Федерального закона «О
социальном туризме», обсужденного в ходе парламентских слушаний в
Государственной Думе в июне 1998 г.
«Закон о социальном туризме» не получил поддержку думского большинства.
Вот основные положения Проекта Федерального Закона «О социальном туризме»,
Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма