Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:05, дипломная работа
Однако существует целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное
значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных
процессов и явилось основным содержанием данной работы.
Введение.. 3
Глава 1. Общая характеристика туристской отрасли.. 5
1.1. Понятие «туристская индустрия». 5
1.2. Виды туризма. 14
1.3. Социально-экономическое значение туризма
(внутреннего, въездного, выездного) 16
1.4. Социальный туризм.. 20
Глава 2. Анализ рынка туризма С-Петербурга. Сегментация
потребителей туристских услуг. 29
2.1. Анализ рынка туристских услуг С-Петербурга. 29
2.2. Сегментирование на рынке туристских услуг. 37
2.3. Развитие социального туризма на современном этапе. 53
Глава 3. Воздействие социальных процессов на развитие
туризма (внутреннего, въездного, выездного) 56
3.1. Социальные процессы. Понятие и сущность. 56
3.2. Влияние социальных процессов на развитие туризма
(внутреннего, въездного и выездного) 64
Заключение.. 83
Список использованной литературы... 84
Приложение 1. 88
Приложение 2. 89
размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно
высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по
сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.
Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов
развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского
продукта.
Как видно из таблицы 4, туристский потенциал России формируется из двух
составляющих: рекреационно-познавательных
и природно-рекреационных
выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.
Наибольшее количество прибытий наблюдалось из Восточной и Центральной Азии,
Восточной Европы и стран Балтии. Особо выделим тот факт, что на фоне общего
сокращения поездок в нашу страну поток из Восточноевропейского региона,
наоборот, увеличился. В частности, в 2 раза возросло количество турпоездок
(правда, преимущественно за счет польских туристов).
Отмечен прирост деловых и частных визитов из Болгарии, Венгрии, Чехии и
Словакии.
Из Северной Европы, занимающей четвертое место по числу прибытий иностранных
граждан в РФ и выделявшейся, особенно в прежние времена, массовыми "наездами"
туристов в нашу "северную столицу", число посещений сократилось почти в 1,5
раза.[8] Например, из Финляндии количество
поездок организованных туристов в Россию уменьшилось в два с лишним раза, но
по-прежнему популярны поездки с деловыми и частными целями, число которых по
сравнению с другими видами поездок возросло на 12% и 42,6% соответственно. На
долю таких стран Северной Европы, как Швеция, Норвегия и Дания, хотя и
приходится 17,4 % всех посещений России гражданами этого региона, число
прибытий по всем видам поездок в 2003 г. сократилось.
В 2003 году количество западноевропейских граждан, посетивших Россию,
уменьшилось в 1,7 раза по сравнению с 1993 г. Поездки с туристскими частными
целями сократились из всех государств региона. Что касается деловых визитов, то
здесь были некоторые исключения. В частности, британские бизнесмены стали
активнее посещать нашу страну, их число по сравнению с 1993 г. увеличилось на
24%. Деловые люди из Австрии также повысили свой интерес к России.
[9]
Среди государств Юго-Западной Азии выделяется Турция. Именно на нее приходится
более половины всех визитов из этого региона. На фоне общего небольшого
прироста посещений России представителями Юго-Западной Азии число посещений из
Турции увеличилось в 1,7 раза. [10]
Число визитов граждан обоих американских континентов в прошлом году
сократилось по всем категориям поездок более чем в два раза, в частности из
США уменьшилось в два с половиной раза.
Из Южно-европейского региона (большая часть представителей которого была из
Италии) отмечался довольно высокий спад поездок по линии турфирм (в четыре с
половиной раза).
Что же касается других регионов мира, то их общая доля во въездном потоке в
Российскую Федерацию составила в 2003 г. всего 1,5%.
В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная
паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение
предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее
полного воспроизводства и экономической защиты. На основании полученных
данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и
использованию туристских ресурсов данного региона без ограничений.
Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов
власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и
разработке туристских маршрутов.
В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный
налог. Ограничение или завершение по использованию туристско-рекреационных
ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников,
природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех
развитых странах, в том числе, где туризм является основной статье
национального дохода.
Выездной же поток туристов из России, наоборот, за последние годы заметно вырос.
Граждане нашей страны долгое время не имевшие совсем или имевшие крайне
ограниченные возможности поехать за рубеж, в начале 1990-х годов пользовались
любым удобным случаем для загранпутешествий, позже стали уже формироваться
определенные потоки. Традиционным стал отдых в Средиземноморских странах. Одним
из направлений стал "челночный" туризм. Некоторые коррективы внес кризис
августа 1998 года, но спрос на турпоездки за рубеж после него стал вновь
довольно быстро возрастать. Сейчас выездной потенциал России оценивается в 15 -
17 млн. человек.[11] Правда, на фоне
роста внешних туристов, число внутренних не увеличивается, а согласно
разработкам ВТО
для сбалансированного
1 въездной - 1 выездной - 4 "внутренних", а в России сейчас на 10 выезжающих 1
"внутренний". По
каналам туризма из нашей
долларов, поступления от иностранного туризма около 2 млрд., а от внутреннего в
два раза меньше.[12]
Некоторые субъекты РФ, понимая экономическую важность развития туризма,
проводят некоторые мероприятия на улучшение туристской инфраструктуры и
привлечению туристов, но необходима государственная поддержка, выраженная в
создании новой программы развития туризма в России.
Туризм, являющийся
стабильно развивающейся
возрастающее значение для экономики и имиджа Санкт-Петербурга. Отмечается
ежегодное увеличение въездных туристских потоков на 6–8%. В 2002 году Северо-
Западный регион РФ посетило около 2,8 млн. иностранных граждан, что на 8%
больше показателей 2001года (К примеру, количество прибывающих в Санкт-
Петербург французских туристов за последние 3 года выросло с 28 тыс. до 40
тыс).
Гостиничная инфраструктура города включает 133 объекта размещения, количество
мест составляет 32 тыс.
В настоящее время в Санкт-Петербурге оказывают туроператорские и турагентские
услуги около 800 турфирм.
В 2001-м году в Санкт-Петербург морские круизные суда совершили 232
судозахода со 165 тысячами иностранных туристов, что на 10% больше, чем в
2000 году.
Северо-Западный регион РФ посетило около 2,6 млн. иностранных туристов.
Несмотря на некоторое снижение этого показателя по сравнению с 2000г.,
значительно увеличилось прибытие в Санкт-Петербург туристов из других
регионов России и стран СНГ, в результате чего заполняемость гостиниц в
2001г. по сравнению с 2000г. увеличилась на 16,5%.
Таблица 5[13]
По оценке Комитета по туризму и развитию курортов Администрации Санкт-
Петербурга, жители города и области совершили в прошлом году 460 тысяч
туристских поездок за рубеж. Количество жителей Северо-западного региона,
выехавших за рубеж по туристским визам, увеличилось в 2002 году на 150 тысяч
человек по отношению к 2001 году, составив 600 тысяч человек.
2.2. Сегментирование
на рынке туристских услуг
Анализ ситуации на рынке туристских услуг С-Петербурга предполагает его
сегментирование. «Его основной характеристикой является разделение рынка на
гомогенные составляющие части — группы или сегменты, члены которых относительно
схожи, но отличаются от членов других групп или сегментов».
[14] Одним словом, сегментация рынка исходит из того, что каждый клиент
имеет индивидуальные потребности, а все вместе они образуют гетерогенный рынок.
В международном туризме особое распространение получили следующие методы
сегментации рынка: географический, который часто применяют статистические
агентства стран, принимающих туристов (при этом определяют страны или регионы
происхождения туристов); социодемографический, описывающий персональные
характеристики туристов (возраст, пол, семейное положение, образование и
доходы) и психографический, определяющий образ жизни туристов, их
деятельность, интересы и мнение, а также метод, основанный на предполагаемой
выгоде, которую могут получить клиенты при приобретении продукта и его
употреблении (этот метод обычно использует некоторые психографические
переменные).
В отдельных случаях применяют другие методы сегментации рынка, например, цели
поездки, время прибытия — сезонность, расстояние путешествий,
продолжительность пребывания, покупательная способность и др. Однако все эти
методы часто относят к перечисленным выше: либо к социодемографическому, либо
к психографическому. Разница между этими двумя методами заключается в том,
что первый метод только описывает основные различия в поведении туристов
(более прост для анализа и легко выполним), а второй определяет, почему они
останавливают свой выбор на том или ином продукте и каким образом они это
делают (с помощью данного аналитического средства исследователи не только
описывают туристов, но и стараются их понять). Это, однако, не означает, что
психографический
анализ вытесняет
дополняют друг друга. Часто при психографическом методе в анкеты опроса
туристов исследователи рынка включают ряд социодемографических показателей.
Психографический
метод можно отнести к
целевой сегмент заранее не известен, а выбирается на основе результатов,
полученных многовариантными статистическими методами с помощью разных
факторов, кластеров и других видов статистического анализа. В отличие от
социодемографического анализа здесь для различных типов туристов введены
нестандартные категории, что требует от исследователей рынка разработки
различных субъективных исходных величин путем проведения обследования и
опроса.
Справедливости ради следует отметить, что в туристском секторе в отличие от
других секторов экономики психографическая сегментация рынка находится на
начальной стадии развития из-за ее дороговизны. Многие турфирмы в рекламных
Информация о работе Влияние социальных процессов на развитие туризма