Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:19, курсовая работа
В высокое средневековье Германия вступала как самая могущественная европейская страна. Ее властители мечом и словом утверждали единство Запада как определенной культурно-исторической общности, основанной на католической вере и римской традиции. Этот своеобразный зародыш европейской идеи материализовался в образе Священной Римской империи германской нации – самой оригинальной конструкции, созданной средневековой политической мыслью.
Смещение акцентов в религиозном сознании отразилось и в растущем интересе к Матери Иисуса, защитнице и заступнице человека. Этот растущий интерес приводит к оформлению в XIV веке культа девы Марии. Широко распространяются культы, связанные с «новым» образом Бога – почитание крови Христа, пяти ран, лика, тела Христова и т.д. Так, со святыней, привезенной Генрихом Львом, связаны соответствующие реликвии и культовые практики, возникшие в Цизмаре, Брауншвейге, Айнбеке.
Эти и подобные им изменения религиозного менталитета существенным образом смягчили традиционные религиозные установки, позволили снизить порог страх человека перед новыми формами жизни и опыта. Вместе с тем, многие из образов сохраняли двойственный характер. Нечестно торгующий купец, вздувающий проценты ростовщик должны были помнить о том, что Бог-Судья все видит, чистилище давало шанс спасти свою душу раскаившемуся, но не оставляло надежды закоренелому грешнику. Таким образом новая религиозная мораль могла в новых условиях высокого средневековья выполнить социально-регулятивную функцию.
Трансформация религиозного менталитета нашла отражение в искусстве. Квинтэссенцией этих изменений явилось оформление готического стиля. Пришедший на смену романскому готический стиль выразил новое мироощущение верующих, связанное с углублением внутреннего мира человека, «приближением» Бога и других святых персонажей к его проблемам и чаяниям. Французы называют этот стиль оживным или стрельчатым. Вертикальная ориентация готического зодчества, высокие и относительно легкие стены соборов с башенками и шпилями, наполняемое причудливо преображенным (благодаря цветным стеклам витражей) светом пространство основного и боковых нефов создавали иллюзию мира горнего. В то же время все убранство храмов свидетельствовало, что небесные патроны «спустились с небес на землю». Скульптура и иконография изображали персонажей священной истории как живых людей. Христос, страдающий, увенчанный терновым венцом, Франциск Ассизский, раздающий милостыню – все это образы «очеловеченной» религиозности. Даже утварь, будь то крещальни, пульты для чтецов, купели для святой воды, «заговорила». В отличие от предшествующего времени эти предметы церковного обихода стали украшаться фигуративной пластикой.
Эти изменения отчетливо
видны в творениях так
В XIV веке схожие явления наблюдаются в получивших развитие деревянной резной скульптуре и станковой живописи. Изображение реальной жизни, природы и интерьеров, стремление передать подлинные человеческие переживания характерно для таких художников как Франке, мастеров рейнской области и Швабии, а отчасти и Северной Германии. Расцветает искусство станковой гравюры по меди, выдающимся мастером которой был Мартин Шонгауэр.
Во многом сходные по своему существу процессы происходили и в развитии немецкой схоластики. Ее тремя столпами применительно к XIII-XIV векам называют Эккарта, Таулера и Сузе. Родившийся около 1260 года в благородной семье из Гокхайма в Тюрингии, Мейстер Эккарт начал свою карьеру приором доминиканского монастыря в Эрфурте, а закончил руководителем генеральной учебы в Кельне. Основная тема его трактатов традиционна для мистиков – единение души с Богом или рождение Бога в душе. Однако новизна его мистики в том, что Эккарт пытается достичь этих целей посредством познающего разума души. Мистический союз с Богом – это высшее, что может испытать человек. Тем не менее, vita contemplative (жизнь рассуждаеще-созерцающая, жизнь духа в мистическом союзе с Богом) возможна, согласно Эккарту, лишь посредством активной деятельности человека среди людей в знаках любви к ближнему.
Генрих Сузе был учеником Эккарта. Его нередко называют «миннезингером немецкой мистики». Мистические образы Генриха Сузе близки стилистике любовной рыцарской поэзии. В то же время в трактатах Сузе развивались мотивы его учителя, связанные с важностью деятельной исполненной любви к богу и ближнему жизни. Его знаменитые «Часы вечной мудрости» были переведены на народные языки Нидерландов и Германии. Если учесть, что часовники были самой читаемой литературой XIV – XV веков, предназначенной для внецерковной молитвы, то можно говорить о серьезном влиянии схоластической мистики интеллектуалов на народную религиозность. Важно, что внецерковная молитва, в отличие от коллективной молитвы в церкви, была личным обращением верующего к богу. Тем самым расширялись границы индивидуального религиозного сознания мирян.
Процессы частичной
Бишкек 2013г