Германия 12 -15 вв.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

В высокое средневековье Германия вступала как самая могущественная европейская страна. Ее властители мечом и словом утверждали единство Запада как определенной культурно-исторической общности, основанной на католической вере и римской традиции. Этот своеобразный зародыш европейской идеи материализовался в образе Священной Римской империи германской нации – самой оригинальной конструкции, созданной средневековой политической мыслью.

Файлы: 1 файл

курсавая работа.docx

— 136.30 Кб (Скачать файл)

 

Антифеодальная борьба крестьян. Постоянной ареной такой напряженности  являлась немецкая деревня, где всякое улучшение своего положения крестьяне  добивались в упорной борьбе. Формы  крестьянского сопротивления были разнообразными. Они включали отказ  от выполнения повинностей или преднамеренно  небрежное выполнение их, поджоги  и другие способы причинения ущерба хозяйству феодала, убийство самых  ненавистных господ и их должностных  лиц. Крестьяне боролись за свои права  на пользование общинными землями; в местах распространения мейерской аренды, они отстаивали свои наследственные права на землю и т.д.

 

Особенно широкое распространение  приобрело бегство крестьян в  города и на Восток – за Эльбу. Оно  достигло такого размаха, что феодалы  заключали между собою соглашения о выдаче беглых, добивались у городов  обязательств не принимать в свои стены бежавших крестьян, требовали  принятия против них законодательных  мер.

 

Выступления крестьян в это  время в основном носили локальный  характер. Крестьянские выступления  обычно не выходили за рамки отдельной  деревни или вотчины. Однако в  ХШ в. происходили и более значительные крестьянские восстания. Они случались  чаще всего в тех областях, в  основном на Севере, где сохранялось  много свободных крестьян, подвергавшихся феодальному натиску.

 

Наиболее значительным было движение свободных крестьян на севере Германии против бременских архиепископов и графов Ольденбургов. Эти феодальные собственники на рубеже ХII-ХШ вв. развернули наступление на местных крестьян, являвшихся переселенцами из Нидерландов и близлежащих немецких земель и пользовавшихся вследствие этого определенными льготами. Они лишали крестьян этих льгот и развернули строительство бургов как опорных пунктов своего давления на них.

 

Ядром крестьянского сопротивления  стала военная организация «Союз  штедингов» (Stedinger–береговой житель). В начале 1220-х гг. крестьяне разгромили бременского архиепископа, разрушили монастырь и захватили важнейшие бурги. Их наступление приняло такой размах, что против них, обвиненных в ереси, был с санкции папы организован крестовый поход. Вначале крестоносцы терпели поражения и только в 1234 г. сопротивление крестьян было сломлено, а их земли разграблены.

 

Немецкая деревня в  ХIV веке. Обострение классовой борьбы в немецкой деревне приходится на Х1У в., когда в ней совершаются глубокие социально-экономические перемены,  связанные с дальнейшим ростом товарно-денежных отношений. Под их влиянием происходит определенная перестройка сельского хозяйства. Растет производство огородных, садовых и технических культур. В особенности широко распространяется виноградарство. Виноградники занимали прибрежные земли вдоль Рейна, Мозеля и других рек вплоть до Эльбы. Соответственно сокращаются посевные площади под зерновые, хотя они по-прежнему составляют главную часть обрабатываемых земель.

 

На этих землях, преимущественно  в Северо-Западной Германии, складываются крупные арендаторские хозяйства  с пашней до 20 га и более. В Юго-Западной Германии, где господствовала «чистая  сеньория», преобладало мелкое крестьянское хозяйство. Повсеместно усиливается  имущественное расслоение среди  крестьян. Так, судя по спискам графства Гогенберг за 1385-1408 гг. в разных его округах беднейшие крестьяне составляли от 33 до 43%, а самые зажиточные от 1, 3 до 2, 2% всего сельского населения. Зато им принадлежало от 10 до 12, 4 всей собственности в деревне.

 

Сильнее всего расслоение происходило в сельской местности, расположенной вблизи крупных торгово-ремесленных  центров, интенсивно втягивавших ее в свою орбиту. Горожане активно  проникали в деревенскую округу, подчиняли себе производство и сбыт сельскохозяйственных продуктов, приобретали  в собственность целые деревни.

 

Знамением времени стало  быстрое проникновение в деревню  ростовщического капитала, усугублявшее расслоение крестьянства. Оно было выгодно зажиточным крестьянам, давая  им возможность расширить свое хозяйство, но вело к ухудшению основной массы  крестьян, способствуя разорению  многих из них и вызывая особую ненависть к ростовщикам.

 

Против ростовщиков был  на первых порах направлен главный  удар вспыхнувшего в 1336-1339 гг. в Юго-Западной Германии крупного крестьянского восстания, распространившегося по всему правобережью Рейна, а затем перекинувшегося  на его левый берег и достигшего своей кульминации в Эльзасе. Известное как движение армледеров, оно, начавшись как стихийное выступление доведенных до отчаяния крестьян, впоследствие обрело определенные организационные формы и даже идеологическое обоснование. Справедливость действий крестьян обосновывалась Божественным вдохновением. Восстание приобрело выраженный антифеодальный характер, направленный против светских и духовных господ и городского патрициата.

 

Сеньориальная реакция и  усиление антифеодальной борьбы в немецкой деревне к западу от Эльбы. XV век  открывает новый этап в антифеодальной борьбе немецкого крестьянства. Он был связан с наступлением сеньориальной  реакции в условиях бурно развивавшихся  товарно-денежных отношений. Стремясь использовать для увеличения своих  доходов рыночную конъюнктуру, феодальные собственники развертывают наступление  на крестьян, принимающее особенно интенсивный характер во второй половине XV в. Формы его были многообразны. Ведется наступление на крестьянские общинные земли. За счет захвата общинных угодий растет господское скотоводство. На домениальных землях расширяются  посевы льна и других технических  культур, на которые резко вырос  спрос со стороны бурно развивавшегося ремесленного производства. Это вело к увеличению барщины. Во многих духовных и светских феодальных владениях  шло массовое насильственное превращение  свободных чиншевиков в крепостных. Возрастают судебные и личные повинности крестьян, в том числе, так называемый посмертный побор, юридической основой  которого являлась лично-наследственная зависимость крестьян. В районах  распространения арендных отношений  идет развернутое наступление феодальных сеньоров на права арендаторов. Наследственные держания превращаются в пожизненные, ухудшаются для крестьян условия  их получения, разнообразятся методы феодальной эксплуатации арендаторов.

 

Ответом стали массовые крестьянские выступления, в грозных всполохах  которых явственно можно разглядеть зарницы грянувшей в XVI в. грозы. Эти  выступления становятся повседневным фактом общественно-политической жизни  Германии в областях, расположенных  к западу от Эльбы.

 

При всем разнообразии конкретных поводов для восстаний крестьян и их действий имелось нечто общее, позволяющее говорить о их сравнительно с предыдущими крестьянскими восстаниями более высокой социальной зрелости. Прежде всего она выражалась в наличии более или менее четко артикулированной программы. При этом крестьяне далеко не ограничивались экономическими требованиями. От года в год в их программах возрастало значение политической и религиозной составляющих.

 

Начало крестьянским выступлениям в ХУ в. положила так называемая война аппенцеллов. Свое название она получила от местности Аппенцелл, непосредственно граничившей с Швейцарским союзом. К вспыхнувшему здесь в 1402 г. восстанию против аббата Санкт-Галленского монастыря вскоре присоединились крестьяне Тироля и других владений аббатства. Главным требованием восставших было присоединение к Швейцарскому союзу. В ходе восстания, продолжавшегося с небольшими перерывами 10 лет, аппенцеллы создали военную организацию и пытались сформировать собственные органы власти. Хотя восстание было подавлено, своей главной цели крестьяне в конечном итоге добились. Аппенцелл вошел в состав Швейцарского союза. Правда, произошло это значительно позднее – в 1513 г.

 

В 1431-1432 гг. вспыхнуло восстание  в окрестностях Вормса. Его характерной особенностью был союз восставших с плебейско-бюргерской оппозицией, существовавшей в этом городе. Что касается программы восстания, то она показалась рассказывавшему о нем хронисту, настолько «дерзкой», что он не решился включить ее в свое повествование.

 

Знаковым стало восстание  крестьян в Юго-Западной Германии в 1439-1445 гг., выступивших против вторгшихся в страну отрядов разноплеменных французских наемников-арманьяков. Здесь впервые крестьяне выступили под знаменем «Башмака» (крестьянской обуви с длинными шнурками), ставшего символом крестьянского сопротивления. Под этим знаменем сражались крестьяне из многих областей Германии и Швейцарии. Как и в предыдущем восстании, его участники стремились объединиться с городской оппозицией.

 

В следующий раз крестьяне  выступили под знаменем «Башмака»  в 1460 г. в земле Гегоу (Юго-Западная Германия), выдвинув главным образом экономические требования. Они выступали против увеличения феодалами размеров барщины, за отмену посмертного побора и соблюдение закона. Хорошо организованные крестьянские отряды создавали свои опорные базы вблизи городов, откуда совершали походы по окрестным деревням.

 

В последней четверти XV в. антифеодальная борьба немецких крестьян начинает все больше приобретать черты крестьянской войны. Начало ее новому этапу положило в 1476 г. крестьянское движение под руководством жившего в деревне Никласхаузен сельского пастуха и народного проповедника Ганса Бехайма. Движение началось в форме массового паломничества, когда по призыву Бехайма стали стекаться многотысячные массы паломников из Франконии, Баварии, Эльзаса и других немецких земель.

 

Получивший известность  как затейник деревенских свадеб и народных праздников, обладавший поэтическим и ораторским даром, Ганс Бехайм прославился своими проповедями, имевшими выраженный антифеодальный характер. Он осуждал светскую власть церкви и требовал полного истребления духовенства, призывал к лишению светских и духовных феодалов их собственности и всеобщему равенству в духе раннего христианства: «пусть господа трудятся за поденную плату и пусть все будет общим, никто не должен иметь больше другого».

 

В 1476 г. Ганс Бехайм был схвачен властями, обвинен в ереси и сожжен на костре, а крестьянское восстание жестоко подавлено. Но проповедывавшиеся им идеи больше не покидали немецкую почву, формулируя то понимание Народной реформации, которое спустя пол-столетия развил Томас Мюнцер.

 

На рубеже XV - XVI вв. под  знаменем «Башмака» возникают первые конспиративные заговорщические организации. Самая известная из них была создана  в 1502 г. в Шпейерском епископстве крепостным крестьянином Иосом Фрицем. В ее программу входили требования сокращения числа церковных должностей и раздела между крестьянами общинных земель. Эти требования предполагалось осуществить в ходе вооруженного восстания, для чего заранее готовились боевые отряды.

 

Возрастание политической компоненты в антифеодальном крестьянском движении на рубеже XVI столетия нашло также  свое выражение в усиливающихся  требованиях устранения княжеского мелкодержавия, что проявилось в распространенных призывах «Никаких властей, кроме единой власти императора».Так немецкая деревня втягивалась в общее русло движения, подготовившего великую социальную бурю начала XVI в.

 

 

 

 

 

Мир культуры

 

 

 

 

 

Культура двора. Культура Германии XII-XV веков представляла собой  сложный сплав различных традиций. Ее верхний этаж составляла культура элиты, в которой наиболее заметную роль играл придворный мир. Культурная жизнь двора во многом была связана  с политическими интересами государства  и его правителей. Так, именно при  дворе оформляется искусство  дипломатии. Некоторые исследователи (например Гюнтер Вольф) считают возможным связывать зарождение института постоянного посольского представительства с деятельностью Фридриха II Штауфена. Обмен посольствами между штауфенским двором и другими государствами был по меркам того времени весьма интенсивным. Государство Штауфенов, в течение многих веков являвшееся перекрестком цивилизаций, привлекало интеллектуалов и путешественников из разных земель. Арабские источники свидетельствуют о постоянных контактах мусульманских государств с штауфеновским двором.

 

С нуждами двора был  связан и такой важный феномен  культурной жизни эпохи как летописание  или жанр хроники. Это особенно ярко прослеживается в творчестве классика этого жанра - Оттона Фрейзингенского. Обоснование всемирно-исторической концепции Оттоном Фрейзингенским тесно связано с проблемами современной ему исторической жизни. Согласно ей мир состоит из двух царств. Одно из них вечное, небесное; другое временное, земное. Одно от Бога, другое дьявола; одно олицетворяется символически в Иерусалиме, другое в Вавилоне. Задача «Хроники…» заключается в описании исторического развития этих двух «царств». При этом автор подчеркивает, что после того, как Римская империя стала христианской и в ее границах образовался единый христианский мир, оба «царства» соединились в «смешанное царство». Его история и привлекает его главное внимание.

 

В центре изображения автора католическая церковь и государство (империя) как исторические реальности средневекового мира. Они не противостоят друг другу, так как это государство  является христианским. Оно персонифицируется  в двух фигурах, стоящих во главе  единого христианского мира. Каждая из них поставлена Богом и имеет  свои права и обязанности. Одна ведает таинствами и духовным мечом, творит церковный суд; другая светским мечом  защищает весь христианский мир от его врагов, наказывает безбожных  и творит светский суд. Каждая из них  не должна вмешиваться в дела другой. Обладателем светского меча провозглашались германские императоры, так как они унаследовали земную власть, принадлежавшую ранее римским цезарям. Произошло это вследствие «трансляции» Римской империи, «перенесении» ее сначала в империю Карла Великого, а затем и в средневековую Германскую империю. При этом, уточняет Оттон Фрейзингенский, была перенесена не сама империя, а воплощавшаяся в ней земная власть над миром.

 

Так истолковывалась в  «Хронике…» проблема взаимоотношения  церкви и государства, империи и  папства. Принадлежа по своему происхождению  положению к высшей феодальной знати, светской и духовной (он был дядей  Фридриха I и братом Конрада III, настоятеля Фрейзингенского аббатства в Баварии), Оттон Фрейзингенский глубоко переживал борьбу империи и папства. Это придавало всему его произведению, отмечаемого всеми авторами, писавшими о нем, явственное пессимистическое звучание.

 

В этой борьбе Оттон Фрейзингенский не отдавал предпочтения ни одной из сторон. Однако созданная им концепция «двух царств», на смену которым приходит «смешанное царство», объективно служило обоснованию притязаний Фридриха I на обладание верховной светской властью в католическом мире. Более того, она могла служить для него оправданием борьбы с папством, поскольку Оттон Фрейзингенский полагал, что хрупкое единство христианского мира было разрушено как раз политикой последнего, выражением которой стало отлучение Генриха IV папой Григорием VII и начавшаяся борьба за инвеституру. Таким образом, итальянская политика Фридриха I получила в произведении Оттона Фрейзингенского высшее историко-теологическое обоснование и оправдание, ставшее своего рода руководством к действию. Недаром вскоре после вступления Фридриха на престол он прислал ему вместе с сопроводительным письмом вторую, несколько переработанную редакцию своей «Хроники…».

Информация о работе Германия 12 -15 вв.