Институт городов побратимов в международных отношениях АТР на примере города Владивостока
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 01:54, дипломная работа
Описание работы
Актуальность моей квалификационной работы заключается в самом изучении миграционных процессов в Дальневосточном регионе так как обусловлена рядом факторов и проблем, которые своим присутствием имеют возможность ставить мировые реалии на данный момент. Миграционный процесс с точки зрения научного определения в преобразовании на примере феномена имело место для рассмотрения в следующих контекстах как на примере экономических либо социальных, исторических или культурных, демографических, а также на примере этнических контекстах. Все это имеет образ довольно неслучайного положения рассматриваемого мной вопроса.
Крупные города и густонаселенные
регионы России наводнены мигрантами,
что в условиях экономической нестабильности
вызывает напряжение, как в социальной
инфраструктуре, так и на рынке труда.
Говоря в целом, проблема миграции в России
должна рассматриваться в тесной связи
с совершенствованием действующего миграционного
законодательства и учетом демографического
положения. У власти нет достаточно осмысленной
специальной программы по упорядочению
миграционных процессов и балансировки
рынка труда. Правительство пытается что-то
делать с миграционными потоками, намериваясь
направлять их в опустевшие регионы, но
последние естественным образом тянутся
к Москве и другим крупным городам. Специальных
исследований в этом направлении не проводилось
в связи с отсутствием финансирования,
а современные статистические данные
по незаконной миграции весьма скупы.
Государству необходимы обратная связь
с мигрантами и координация с организациями
по миграции, общинами, диаспорами и группами
соотечественников для поддержки указанной
деятельности. Миграция содержит в себе
как возможности, так таит и опасности.
Государству надо научиться управлять
не мигрантами, а миграционными процессами.
Не загонять их в подвалы и каптерки, а
создавать им условия для честного труда
при уважении российских законов и общественных
устоев. Как сказал Президент В.В Путин:
«Переезжающие в Россию люди должны с
уважением относиться к российской культуре,
к нашим национальным традициям». Тогда
может и местные будут приветливее.[27]
Влияние на качественное содержание
миграционных потоков в соответствии
со стратегическими ориентирами предполагает
использование метода целевого заселения.
Оно вовсе не означает искусственного
перемещения групп населения из одной
территории в другую, как это было в советской
истории. Речь идет, прежде всего, об оказании
государственной помощи тем добровольным
мигрантам, которые имеют прямую мотивацию
к проживанию и работе в месте заселения
и способны влиять на развитие региона
в соответствии с интересами России. Целевое
заселение основано на учете социальных
характеристик потенциальных мигрантов
и их системном влиянии на социальную
среду.
Кроме того, такой метод требует
выявления наиболее важных и вместе с
тем пригодных для проживания участков
расселения.
По своей сути целевой метод
регулирования миграций имеет много общего
с методами селективной миграционной
политики, практикуемой в западных странах.
Органы государственного управления США
(где мигранты составляют 12% населения),
Канады, Германии и других стран давно
проводят политику, направленную на переселение
в свои территории наиболее квалифицированных
специалистов, способствующих экономическому
росту страны. Правда, акцент в такой политике
ставится исключительно на экономической
составляющей мотивации переселения.
Негативным следствием этого
является то, что часть мигрантов рассматривают
страну пребывания как площадку для зарабатывания
денег, не внося никакого вклада в социальное
и культурное развитие государства, а
скорее наоборот, способствуя маргинализации
культурных и социальных ценностей. Зачастую
это определяется низким социальным качеством
иммигрантов, их примитивной ценностной
системой координат (материальное потребление
как смысл жизни).
В применении метода целевого
заселения необходимо ориентироваться
в основном на тех, кто намерен сменить
место жительства из-за возможности обретения
условий для выполнения своего дела. Конечно,
доля мигрантов, ищущих простор для реализации
своего творческого потенциала, является
наименьшей в общем миграционном потоке.
Однако именно эта группа способна быть
наиболее эффективной в плане социально-экономического
развития территории поселения.
Сегодня отчетливо видна необходимость
сосредоточения государственных усилий
в области миграционной политики под началом
единого координационного центра, способного
заложить комплексные основы современной
миграционной политики.[28]
Для обеспечения оптимизации
структуры и масштабов внутрироссийских
миграционных потоков в рамках государственной
миграционной политики могут применять
такие предусмотренные нормативно-правовыми
актами методы миграционного регулирования
(меры миграционной политики), как:
– административные (предусматривающие
административную ответственность, в
том числе государственных служащих, за
нарушение существующих нормативных актов);
– экономические (предусматривающие
налоговые льготы, предоставление финансовой
помощи на осуществление переезда и обустройство
на новом месте, регулирование стоимости
аренды и покупки жилья и др.);
– пропагандистские, социально-психологические
(предусматривающие целенаправленное
воздействие на систему предпочтений
и ценностных ориентаций, формирующих
миграционное поведение населения).[29]
Государственная политика в
области регулирования внутренних миграций
в Российской Федерации должна сочетать
в себе интересы личности, общества и государства.
Ее фундаментальными целями должны стать:
- защита прав и свобод
граждан Российской Федерации, обеспечение
наиболее полной
- реализации экономического
потенциала индивидов;
- обеспечение устойчивого
социально-экономического и демографического
развития страны,
- рациональное размещение
населения на территории страны
с учетом потребностей экономического
развития страны; защита национальных
интересов и обеспечение безопасности
Российской Федерации.
В рамках реализации первой
фундаментальной цели необходимо устранить
(формальные и неформальные) административные
барьеры внутренней миграции и обеспечить
свободу передвижения граждан России
и выбора ими своего места жительства
и пребывания в пределах страны. Необходимо
привести сложившуюся практику формальных
и неформальных ограничений внутренних
переселений граждан с помощью института
регистрации по месту жительства и месту
пребывания в соответствии с нормами федерального
законодательства.
Целесообразным также представляется
создание единого централизованного информационного
ресурса (информационной системы), которая
бы отражала перемещения граждан и их
постоянное местонахождение, а также о
предоставленных им государственных гарантиях
и социальной поддержке. Создание подобной
информационной системы позволит улучшить
статистический учет внутрироссийских
миграций, а также необходимо для разработки
и проведения эффективной государственной
региональной политики. Для реализации
первой и второй фундаментальных целей
необходимо устранить экономические барьеры
миграции, то есть обеспечить финансовую
возможность перемещения трудовых ресурсов
из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные,
а также решить проблему занятости и обустройства
мигрантов на новом месте.
Необходимо разработать меры
государственной финансовой поддержки
отдельным категориям мигрантов.
Такие меры должны быть адресованы,
прежде всего, гражданам, вставшим на учет
в региональных органах занятости населения
и проживающих в депрессивных регионах,
а также гражданам, направляющимся в важные
с точки зрения интересов национальной
безопасности регионы страны. Еще одно
значимое ограничение внутренней миграции
— неразвитость институтов жилищного
рынка. Решение этой задачи может быть
обеспечено следующими методами:
- содействие широкому
распространению и развитию института
ипотеки;
- содействие развитию
системы доступного муниципального
и/или корпоративного жилья;
- содействие созданию
цивилизованного рынка аренды
жилья;
Значимым барьером внутренней
миграции выступает сегментированность
российского рынка труда. Повышению миграционной
подвижности индивидов будет способствовать
создание сети региональных (межрегиональных)
информационно-правовых консультационных
центров и бирж труда; формирования единого
российского банка вакансий (национального
банка вакансий) и национального банка
граждан, готовых сменить место жительство
(с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых
компаний; создание федеральной системы
учета сведений о потребностях в рабочей
силе в различных регионах; содействие
развитию кредитования под самозанятость
и мелкое предпринимательство.
В рамках реализации третьей
фундаментальной цели необходимо создать
условия для сохранения и дальнейшего
формирования населения в важных в геополитическом
отношении регионах северных, восточных
и приграничных регионах Российской Федерации.
Меры государственной политики должны
быть направлены на восстановление экономической
активности предприятий, расположенных
на территории Крайнего Севера, Сибири
и Дальнего Востока, путем проведения
активной экономической политики в них.
Таким образом, повышение внутренней
мобильности населения является необходимым
условием для обеспечения устойчивого
социально-экономического развития России.
При этом необходим системный подход к
регулированию внутренних миграционных
потоков и организации взаимодействия
федеральных органов государственной
власти с органов власти субъектов Российской
Федерации, общественными организациями
и бизнес-сообществом.
Цели и задачи миграционной
политики Российской Федерации должны
быть согласованы с прогнозами и программами
социально-экономического и демографического
развития отдельных территорий и субъектов
Федерации.
В свою очередь, повышение мобильности
населения позволит более оперативно
реагировать на вызовы, связанные с реализацией
политики модернизации экономики и содействием
устойчивому развитию России.[30]
В последние годы миграция населения
не обеспечивает перераспределения населения
по территории страны в целях сбалансированности
спроса и предложения на рынке труда. Оживление
национальной экономики, неизбежные при
этом территориальные и отраслевые диспропорции
потребуют более активного перераспределения
населения и трудовых ресурсов в пределах
страны, что вызовет необходимость разработки
механизмов стимулирования трудовой миграции
граждан, в том числе за счет развития
рынка жилья.
Следует всемерно способствовать
стремлению мигрантов к самообустройству
и осуществлению трудовой деятельности.
Указанная миграционная ситуация
требует новых подходов, с тем чтобы миграционные
процессы в Российской Федерации стали
фактором, способствующим позитивному
развитию российского общества, исходили
из потребностей экономики, интересов
национальной безопасности, охраны общественного
порядка и здоровья населения при строгом
соблюдении международных обязательств
Российской Федерации.[31]
Решение задачи по привлечению
мигрантов в соответствии с потребностями
демографического и социально-экономического
развития включает в себя:
* совершенствование миграционного
законодательства Российской Федерации;
* разработку социально-экономических
мер по повышению миграционной
привлекательности территорий, из
которых происходит отток населения
и которые имеют приоритетное
значение для национальных интересов,
разработку и внедрение федеральных
и региональных программ, направленных
на создание благоприятных условий
для адаптации иммигрантов к
новым условиям и интеграции
их в российское общество на
основе уважения к российской
культуре, религии, обычаям, традициям
и жизненному укладу россиян[32]
Заключение
Миграция - это часть современной
мировой глобализации. Существующая в
огромных масштабах миграция вовлекает
в свой оборот огромные массы людей, перекраивая
этнографическую карту мира, ужесточая
конкурентную борьбу на мировом рынке
труда. Миграция – процесс, главным следствием
которого является усложнение экономической
и общественной жизни. И в то же время она
открывает новые возможности.
Миграция населения (в первую
очередь трудовая) – позитивное явление,
позволяющее сбалансировать прирост населения,
прежде всего числа трудоспособных лиц.
Современная миграционная ситуация
в России является ни чем иным как отражением
особенностей переживаемого этапа социально-экономического
и политического развития страны.
Проблема миграции как явления
не только социально-экономического, но
и политического должна решаться при пристальном
внимании со стороны государства. Для
этого оно составляет и постепенно реализует
свою миграционную политику.
Миграционная политика служит
для обеспечения устойчивого социально-экономического
и демографического развития страны, национальной
безопасности РФ, удовлетворения потребностей
растущей российской экономики в трудовых
ресурсах, рационального размещения населения
на территории страны, использования интеллектуального
и трудового потенциала мигрантов для
достижения благополучия и процветания
России. Миграционную политику нельзя
оставлять без внимания ни органам власти,
ни обществу. Она является неотъемлемой
частью всей государственной политики
в целом, так как имеет непосредственное
отношение к жизни многих граждан страны,
заботиться о которых – первоочередная
задача и цель любого государства.
Вывод 1.1: Миграционные процессы
всегда играли и продолжают играть важнейшую
роль в формировании численности и структуры
населения Дальнего Востока, в развитии
региональной экономики и социальной
инфраструктуры.
Население или народонаселение – это
совокупность людей, которые проживают
в пределах определенной территории.
Благодаря проживающему на
территории населению происходит развитие
региона.
Еще с начала XVII века, когда стало известно
о природных богатствах этого региона,
на Дальний Восток был направлен крупный
миграционный поток населения как из центральных
районов страны, так и миграционный поток
из сопредельных государств: Китая, Японии
и Кореи, который так же оказал влияние
на формирование Дальневосточного социума.
В 1989 году население Дальнего
Востока достигло максимального значения,
и с тех пор оно идет на убыль во многом
из-за миграционного оттока российского
населения.
Вывод 1.2: Для того, чтобы понять почему
некоторые группы людей стремятся приехать
и жить на Дальнем Востоке, а некоторые
«бегут» из региона необходимо рассмотреть
факторы притяжения- выталкивания.