Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 19:56, дипломная работа
Цель данной работы – анализ места и роли российских ТНК в процессе формирования имиджа России.
В рамках работы ставятся следующие задачи:
определить место современных ТНК в мировой экономике,
рассмотреть деятельность российских ТНК,
проанализировать имидж современной России на мировой арене,
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный
исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
На тему «Международная деятельность российских ТНК и ее влияние на формирование имиджа России на мировой арене»
Оглавление
Введение
В современном мире формирование имиджа и управление сложившимся образом страны – это важнейшая задача каждого государства. Несмотря на работу, которая проводится многочисленными имиджформирующими институтами, образ России на мировой арене остается негативным. В условиях глобализирующегося мира необходимы новые имиджформирующие институты, способные изменить образ России в лучшую сторону.
В процессе глобализации транснациональные корпорации стали субъектом мировой экономики и центром новых, глобальных хозяйственных отношений. Влияние транснациональных корпораций настолько велико, что зачастую корпоративный имидж может способствовать формированию имиджа страны базирования компании. Такое положение дел справделиво и для многих российских транснациональных корпораций, которые появились и активно развивались на протяжении последних двадцати лет.
Сегодня крупные российские компании, представленные на международной арене – транснациональные корпорации – могут выступить в роли нового имиджформирующего института, способного изменить образ России в лучшую сторону. Таким образом, актуальность исследования и практический аспект данной проблемы заключается в том, что российские ТНК способны принять участие в решении одной из важнейших проблем современной России – формировании позитивного имиджа страны на мировой арене.
Объектом исследования выступает международная деятельность российских ТНК.
Предметом исследования является влияние международной деятельности российских ТНК на формирование имиджа России.
Цель данной работы – анализ места и роли российских ТНК в процессе формирования имиджа России.
В рамках работы ставятся следующие задачи:
В работе делается предположение, что проблема негативных представлений о России, уже сформировавшихся в следствие международной деятельности российских ТНК, может быть решена самими ТНК. Это возможно, при условии, что ТНК будут осуществлять работу по формированию собственного имиджа: в частности, по повышению уровня развития деловой этики, по повышению уровня прозрачности и по решению острых социальных и экологических проблем. Таким образом, при наличии единой имиджевой политики России и единой политики по использованию российских ТНК как имиджформирующего института процесс формирования позитивного имиджа России будет реализовываться эффективно.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных экспертов в области мировой экономики, международного бизнеса, имиджелогии. Необходимо выделить труды российских исследователей – А. Ю. Бычковой, А. Кузнецова, А. Ларионовой, И. В. Лябухова, А. В. Сумина, а также работы таких зарубежных специалистов, как С. Карим, К. Лопес, К. Ранган. В процессе работы были применены методы изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики, синтеза и анализа информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Первая глава работы посвящена характеристике ТНК как субъекту мировой экономики, а также анализу места российских ТНК в мировой экономике. Так, рассмотрены условия формирования, современный этап деятельности, отраслевая структура и география российских ТНК.
Во второй главе исследуются теории формирования имиджа страны в современном мире. Кроме того, анализируется имидж современной России на мировой арене.
Третья глава включает в себя анализ роли и места российских ТНК в имиджформирующей деятельности. Так, выявляются негативные представления о России, сложившиеся в результате международной деятельности российских ТНК, а также возможности изменения этих негативных представлений. Кроме того, рассматривается возможность использования понятия социальной ответственности корпорации в качестве инструмента улучшения корпоративного имиджа в частности и образа страны в целом.
На сегодняшний день чрезвычайно актуальна проблема глобализации. Глобализация – это очень сложный процесс с неоднозначными последствиями. Одной из основных характеристик процесса глобализации является транснационализация: формирование транснациональных экспортеров капитала. Транснациональная корпорация (ТНК) - это компания с зарубежными активами, которая осуществляет производственную деятельность за пределами своего государства. Само понятие “транснациональная корпорация” появилось в 1970-е годы. В тот период на мировом рынке появлялось все больше монополий, ориентирующихся на мировой рынок и активно инвестирующих за пределами страны-учредителя компании. Таким образом, проведение международных инвестиционных операций стало основным критерием определения понятия ТНК.1
Транснациональная корпорация – это продукт и важнейший субъект процесса глобализации. Появившись в XIX веке и претерпев более ста лет изменений, ТНК стала важнейшим субъектом международных отношений, наряду с государствами, межгосударственными и негосударственными объединениями.
ТНК как объект исследования
Существует множество определений ТНК, общепринятые критерии ТНК довольно размыты. Так, по версии ЮНКТАД, основная отличительная черта ТНК - наличие зарубежных активов с долей не менее 10% уставного капитала.2 Исследователи данной тематики выделяют множество различных критериев ТНК. Ниже представлены наиболее часто встречающиеся выделяемые качественные признаки ТНК.
Во-первых, значительная часть продукции компании реализуется за рубежом, тем самым компания оказывает влияние на мировой рынок. Во-вторых, компания размещает производство - дочерние предприятия и филиалы - в зарубежных странах. В-третьих, собственники компании являются гражданами различных стран. Необходимо отметить, что наличие хотя бы одного из перечисленных признаков определяет компанию как транснациональную корпорацию. Разумеется, многие крупные ТНК обладают тремя признаками одновременно.3
Формирование ТНК как субъекта мировой экономики
Первое поколение ТНК зародилось в конце XIX века. ТНК первого поколения занимались разработкой и добычей сырьевых ресурсов преимущественно в странах - колониях в Латинской Америке, Африке и Азии. Второе поколение ТНК специализировалось на производстве военной техники в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939 гг.). В 1950-1960 гг. стало формироваться третье поколение ТНК, которое специализировалось преимущественно на таких новейших отраслях науки и промышленности, как электроника, приборостроение, атомная энергия. В 1970-1980 гг. формируется четвертое поколение ТНК. В эти годы началась информационная революция, которая усилила процессы интернационализации и глобализации. В частности, ускорился процесс взаимодействия между отдельными субъектами, находящимися на отдельном расстоянии друг от друга. Кроме того, ускорился процесс слияний и поглощений. Так, к началу XXI века капитал и производство были сосредоточены в руках наиболее успешных транснациональных корпораций.4
Место современных ТНК в мировой экономике
Сегодняшние ТНК – это ТНК пятого поколения, возникшие в результате постоянно углубляющихся торговых, финансовых, научных и информационных связей. Современные ТНК опираются на науку и инновационный бизнес, выступают генераторами инноваций и научных концепций. Таким образом, ТНК вышли на новый, глобальный уровень хозяйствования. Формирование транснационального капитала привело к формированию новой системы международных отношений, где значительную роль стали играть негосударственные образования.
Существуют различные точки зрения на место и роль, которые транснациональные корпорации занимают в современном мире. Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что в ближайшем будущем ТНК станут главным субъектом мировой экономики и мировой политики, а национальные государства отойдут на второй план. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что национальные государства сознательно выбирают степень своей международной интеграции, а значит не утратят свои роль и влияние в меняющемся мире.5 Тем не менее, все эксперты сходятся во мнении, что ТНК являются центром новых глобальных хозяйственных отношений. ТНК - это глобальный механизм, отвечающий за мировое производство продуктов, услуг, знаний, информации, а также за формирование мирового рынка рабочей силы. Так, член Российской Академии Наук Л. А. Смирнов отмечает: «Глобальные корпорации конца ХХ и начала XXI века стали локомотивами инновационно - инвестиционного процесса в мировой экономике. В настоящее время ТНК определяют и направляют мировое производство природного сырья, конструкционных материалов, топлива и электроэнергии, современной техники, технологических знаний, информации и глобальных информационных сетей, средств планетарного транспорта и вооружений. ТНК лидируют в подготовке современных специалистов и управляющих, выдвигают лидеров нового типа, которые в свою очередь придают гибкость, динамичность и антикризисную устойчивость самим ТНК”6. Таким образом, в условиях глобализации роль ТНК неуклонно увеличивается.
На сегодняшний момент в мире насчитывается более 82 000 транснациональных корпораций и более 810 000 их филиалов. На транснациональные корпорации приходится около 50% мировой торговли. В 2011 на зарубежных филиалах ТНК всего мира было занято 69 миллионов работников.7 Кроме того, ТНК принадлежат около 80% патентов и лицензий на готовую технику, патенты и «ноу-хау». 8
«ТНК – это крупные бюрократические корпорации, которые преодолевают риск в пределах корпоративной структуры, держат под контролем огромные денежные потоки, выступают в качестве подрядчиков на государственном уровне, привлекают технологии мирового класса, а также владеют массой закрытой информации»9.
Транснационализация производства позволяет использовать все преимущества международного разделения труда, реализовывать самые крупные и масштабные проекты, распространять передовые технологии и инновации. На сегодняшний день ТНК являются мощной силой, так называемым локомотивом мировой экономики, значение которого непрерывно увеличивается. Эксперты выделяют около 100 ведущих ТНК, которые формируют центр мировой хозяйственной системы. Эти корпорации располагают практически неограниченной властью на мировом рынке, на них приходится около трети всех иностранных капиталовложений. Такие ТНК могут не только удовлетворять уже существующие потребности рынка, но и формировать спрос на продукты еще до начала их производства.
Одной из основных характеристик процесса глобализации является транснационализация: формирование транснациональных экспортеров капитала. Транснациональная корпорация - это компания с зарубежными активами, которая осуществляет производственную деятельность за пределами своего государства. Транснациональная корпорация – это продукт и важнейший субъект процесса глобализации. Первые ТНК появились в XIX веке. На протяжении более ста лет ТНК менялись и преобразовывались в соответствии с постоянно углубляющимися торговыми, финансовыми, научными и информационными связями. Современные ТНК - это важнейшие субъекты международных отношений, наряду с государствами, межгосударственными и негосударственными объединениями. Сегодняшние ТНК вышли на новый, глобальный уровень хозяйствования и являются локомотивом мировой экономики.
1.2 Российские ТНК в мировой экономике
Российские ТНК - то есть крупные компании, которые сегодня занимают ведущее положение не только на российском, но и на мировом рынке - стали появляться в процессе активного развития российской экономики последних двадцати лет. Так, в начале 2000-х годов были созданы благоприятные условия для выхода российских компаний на глобальный рынок в качестве полноправных игроков. Заграничные активы российских ТНК стали быстро расти, Россия стала одним из ведущих прямых зарубежных инвесторов. Понятие транснациональной компании не ново для российского рынка. Так, еще в 1990-х годах в отчетах компании Лукойл и Газпром рассматривались как ТНК.10
Условия формирования российских ТНК
Если говорить об истории возникновения ТНК в России, то многие эксперты в качестве начальной точки формирования российских ТНК рассматривают активный вывоз капитала в бывшие социалистические страны и развивающиеся государства в советский период. Тогда все промышленные предприятия и хозяйственные объекты, построенные за рубежом, переходили во владение государственного сектора страны их размещения.