Международная деятельность российских ТНК и ее влияние на формирование имиджа России на мировой арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 19:56, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ места и роли российских ТНК в процессе формирования имиджа России.
В рамках работы ставятся следующие задачи:
определить место современных ТНК в мировой экономике,
рассмотреть деятельность российских ТНК,
проанализировать имидж современной России на мировой арене,

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Верховцевой Е.А. 2013 г..docx

— 125.86 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, использование такого термина подчеркивает принадлежность транснациональной корпорации к конкретной стране базирования. То есть подразумевается, что корпорация является своего рода "гражданином" страны, который обладает определенными правами и обязанностями. Так, корпорации, так же как и индивиды, платят налоги, обладают правом самовыражения, получают протекцию государства. Главный аргумент против того, что корпорации обладают полноценным гражданством, - это тот факт, что корпорации - это в первую очередь собственность индивидов. Таким образом, на сегодняшний момент ведется множество дискуссий на тему толкования термина "гражданство" в отношении корпораций.

С другой стороны, термин корпоративное гражданство используется для описания роли компании по отношению к обществу. Так, подразумевается, что компания играет роль не только в экономической жизни страны, но и в политической, социальной, культурной. То есть речь идет о социальной ответственности, которую компания несет перед мировым сообществом в целом и населением страны базирования в частности. 

 

Социальная ответственность корпорации - это шаги, предпринимаемые корпорацией, для функционирования в режиме, благоприятном для экономики, населения и экологии страны. Социально ответственные корпорации играют важную роль в продвижении ценностей страны базирования, формирования ее позитивного имиджа.

 

В последние годы проблема социальной ответственности корпораций стала чрезвычайно актуальна. Так, в 2003 году в докладе секретариата ЮНКТАД был поставлен вопрос о социальной ответственности крупных компаний, которые влияют на общество. Существует множество определений понятия "социальная ответственность корпорации". Все они объединены общей идеей: социально-ответственная корпорация - это корпорация, которая в своей деятельности учитывает экономические, социальные и экологические интересы общества. Эксперты отмечают, что теперь, когда ТНК стала одним из главных субъектов мировой экономики, социальная ответственность бизнеса становится базой для успешного и устойчивого развития общества.

Понятие «социальная ответственность» принято разделять на внутреннюю и внешнюю стороны. Так, под внутренней социальной ответственностью подразумевается создание рабочих мест, поддержание высокого уровня заработной платы, медицинское и социальное страхование сотрудников, внедрение обучающих программ для персонала. Что касается внешней социальной ответственности, то это подчинение законодательству, уплата налогов, следование экологическим нормам и стандартам, благотворительность и спонсорство.53

Как правило, выделяют три подхода к социальной ответственности корпораций.

Согласно рыночно-центристскому подходу, главная и единственная обязанность бизнесмена - извлечение максимальной прибыли. Необходимо отметить, что в рамках этого подхода выделяют несколько направлений: от  полного отсутствия этики в бизнесе, до существования морально-этической ответственности внутри компании. Тем не менее, основная идея остается неизменной: предпринимательство играет в обществе исключительно экономическую роль.

В рамках историко-философского подхода подчеркивается взаимосвязь индивидуальной прибыли корпорации и благом для общества. Так, отмечается, что "субъекты предпринимательской деятельности действуют морально ответственно, если действуют практически целесообразно"54. Это двусторонний процесс: действуя на пользу обществу, компания повышает собственный авторитет и уровень доверия в бизнес-среде.

Сравнительно-перспективный подход утверждает, что бизнес несет ответственность перед обществом и, соответственно, предприниматели должны заниматься общественными проблемами. Отмечается, что отказ от решения этих проблем может обернуться серьезным препятствием даже для реализации коммерческих интересов компании. "В обществе существует "железный закон ответственности", суть которого состоит в том, что в долгосрочной перспективе те, кто должным образом не используют имеющуюся у них власть, неизбежно лишатся этой власти"55

 

Социальная ответственность российских ТНК 

 

На практике многие крупные компании активно развивают программы корпоративной ответственности. Существуют рейтинги наиболее социально ответственных корпораций мира.

В 2006 году из российских компаний в рейтинг Fortune попал только "Газпром", который занял 51 место из 100.56 Критерии, по которым оценивались компании, - это учет интересов сотрудников компании, акционеров, потребителей; реакция на критику; осуществление внешнего контроля. Первые 11 мест рейтинга были заняты европейскими компаниями, а во главе рейтинга стал оператор мобильной связи Vodafone.

Рейтинг AccountAbility оценивает уровень социальной ответственности стран в мире. В глобализующемся мире так называемая ответственная конкурентоспособность приобретает все большее значение. Этот термин подразумевает сочетание эффективных корпоративных стратегий и грамотной государственной политики, а также соблюдение баланса между национальными интересами и интересами мирового сообщества. Так, это производство товаров и услуг таким способом, который не противоречит, а наоборот поддерживает более масштабные экономические, социальные и экологические меры. Согласно составителям рейтинга AccountAbility, Россия входит в группу "начинающих"("starters") - это группа стран, которые признают социальную ответственность бизнеса и необходимость устойчивого экономического развития, но находятся лишь на этапе внедрения базовых принципов. Так, в рейтинге Accountability 2007 года Россия занимала 83 место из 108.57

В международном исследовании отчетности о корпоративной ответственности национального бизнеса, опубликованном в 2011 году крупнейшей консалтинговой компанией КПМГ, Россия так же входит в группу "начинающих" ("starting behind"). В данную группу входят страны, где информирование общественности о деятельности компании только начинает развиваться.58

Существование многочисленных рейтингов, оценивающих деятельность транснациональных корпораций, в очередной раз подтверждает, что ТНК - это мощнейший инструмент влияния в мировой экономике. Кроме того, рейтинги подчеркивают важность создания и поддержания положительного образа корпорации путем принятия во внимание экономических, социальных и экологических проблем. Таким образом, механизмы формирования положительного образа для государства и для транснациональной корпорации схожи: необходимо принятие участия в борьбе с глобальными вызовами. Значит, являясь одним из имиджформирующих институтов, российские ТНК могут улучшить имидж России на мировой арене с помощью несения социальной ответственности.

 

Социальная ответственность российских ТНК как инструмент формирования позитивного имиджа России

 

Можно выделить четыре категории институтов, которые разрабатывают нормы и стандарты социальной ответственности бизнеса.

Первая категория - это международные инструменты, разработанные и согласованные между представителями бизнеса и профсоюзов. В данной категории представлены два основных инструмента: Декларация Международной Организации Труда и Директивы ОЭСР. Существуют также документы, акцентирующие внимание на определенном секторе.

Вторая категория - это инициативы, разработанные межгосударственными органами. Эта категория включает Глобальный Договор ООН. Глобальный договор ООН был признан Генеральной Ассамблеей ООН, а также всеми главами государства и правительств в финальном документе Всемирного Саммита. Еще один пример - Стандарты эффективности в отношении экологической и социальной устойчивости, разработанные Международной Финансовой Корпорацией в сотрудничестве с представителями бизнеса.

В третью категорию входят инструменты, разработанные межправительственными организациями и отдельными государствами. Это, к примеру, Стандарты, разработанные Международной Организацией по Стандартизации и руководящие принципы Глобальной Инициативы по Отчетности.

Четвертая категория - инициативы, разработанные и одобренные национальными правительствами. Эта категория особенно важна, поскольку активная деятельность государства по созданию инструментов социальной ответственности играет большую роль в формировании имиджа страны. Инструменты, разработанные на национальном уровне, могут привлечь внимание международного сообщества. Примером может служить Инициатива по Этической Торговле, основанная при поддержке правительства Великобритании.

Следует отметить, что вышеупомянутые Декларация Международной Организации Труда, Директивы ОЭСР и Глобальный Договор ООН получили признание Большой Восьмерки и ОЭСР. Они стали самыми популярными инструментами, используемыми в бизнесе.59

Тот факт, что принципы социальной ответственности корпораций разрабатываются такими организациями, как ООН, ОЭСР, МОТ в очередной раз доказывает необходимость и важность выхода транснациональных корпораций на новый уровень хозяйствования. Кроме того, это подтверждает предположение о том, что улучшение имиджа ТНК приводит к улучшению имиджа страны ее базирования. Ведь создание ассоциативной связи между российскими ТНК и вышеупомянутыми организациями автоматически выводит страну на уровень глобального сотрудничества.

 

Если говорить о самих инициативах и инструментах социальной ответственности, то их также можно разделить на три группы. 
 В первую группу входят различные благотворительные инициативы, в том числе и те, которые направлены на дальнейшее получение прибыли. Так, это благотворительность в виде прямого финансирования некоммерческих и общественных организаций, проекты общественных работ, осуществляемых сотрудниками компании. Благотворительность, осуществляемая компанией, может выражать социальные приоритеты, которых придерживаются учредители, менеджмент и сотрудники компании. Такие инициативы значительно улучшают репутацию компании в обществе.

К примеру, Газпром осуществляет мощную поддержку детей и подростков, создавая условия для гармоничного духовного и физического развития, а также привлекая максимально возможное число детей к спортивным мероприятиям и творческим кружкам. Так, Газпром осуществляет строительство и обустройство спортивных центров, организует различные спортивные мероприятия и фестивали.60

Еще один пример первой группы инициатив - благотворительность компании Лукойл, направленная на образование, помощь детям-сиротам и финансирование музеев.61

Вторая группа инициатив подразумевает увеличение рентабельности бизнеса в сочетании с созданием благоприятных социальных и экологических условий. Так, это введение новых производственных и технологических механизмов, которые позволяют снизить эксплуатационные расходы и негативное влияние бизнеса на окружающую среду.

Так, например, в стратегию развития Лукойл в период 2012-2021 гг. входит стратегия по охране окружающей среды. Корпорация ставит цель прекратить сброс вредных веществ в водные объекты, сократить выброс парниковых газов, снизить количество поврежденных и неисправных труб, наносящих урон компании и окружающей среде. Кроме того, компания собирается придерживаться допустимого уровня выбросов (15%), который предусмотрен в структуре платежей за негативное воздействие на окружающую среду.62

 

Третья группа - это инструменты, связанные с экосистемой. Подразумевается, что компания должна ставить приоритет решения социальных и экологических проблем выше приоритета получения немедленной финансовой прибыли. Так, используя свою мощь, компания должна инициировать решение важных социальных и экологических вопросов, не ориентируясь на получение прибыли от этих действий. Такой подход требует от компании кардинального изменения бизнес-модели и основной стратегии.63

В качестве примера можно привести экологическую политику Газпром, ориентированную на сохранение природных богатств России. Так, корпорация ставит задачи минимизации негативного влияния человека на окружающую среду, повышения эффективности невозобновимых ресурсов, а также повышения эффективности экологического менеджмента компании.64

Эксперты отмечают, что компаниям совсем не обязательно реализовывать инициативы по всем трем направлениям одновременно. Тем не менее, комплексный подход к реализации социальной ответственности с акцентом на конкретных особенно проблемных направлениях представляется наиболее разумным. Так, в случае большинства российских ТНК, акцент необходимо делать на экологических инициативах. Как известно, Российские ТНК чрезвычайно ресурсоемки и природоемки. Именно поэтому для поддержания благоприятного имиджа компании необходимо как минимум не допустить проявление негативных последствий, спровоцированных действиями компании. Более того, осуществление инициатив по поддержанию устойчивого экологического развития может стать очень успешной мерой по улучшению образа корпорации.

Сегодня мировое сообщество предъявляет к государствам те же требования, что и потребители – к корпорациям. Как для формирования успешного бренда страны, так и для поддержания имиджа корпорации требуется их участие в дискуссии по поводу глобальных проблем и осуществление мер по их решению. В связи с выходом ТНК на новый уровень хозяйствования, появились такие понятия, как корпоративное гражданство и социальная ответственность бизнеса. Социальная ответственность корпорации - это шаги, предпринимаемые корпорацией, для функционирования в режиме, благоприятном для экономики, населения и экологии страны. Социально ответственные корпорации играют важную роль в продвижении ценностей страны базирования, формирования ее позитивного имиджа.Таким образом, российские ТНК могут улучшить имидж России на мировой арене благодаря несению социальной ответственности. 

Выделяются четыре категории институтов, разрабатывающих нормы и стандарты социальной ответственности бизнеса: представители бизнеса и профсоюзов, межгосударственные органы, межправительственные организации и национальные правительства. Основные инструменты и инициативы, активно использующиеся корпорациями, разработаны такими организациями, как МОТ, ОЭСР и ООН, что в очередной раз подчеркивает актуальность выхода компаний на новый уровень хозяйствования. Сами инструменты и инициативы социальной ответственности также можно разделить на несколько групп: благотворительность, создание благоприятных социальных и экологических условий для повышения рентабельности бизнеса, а также решение важных социальных и экологических вопросов для достижения устойчивого развития. Реализация социальной ответственности компанией должна осуществляться комплексно по всем направлениям. Российские ТНК, будучи ресурсо- и природоемкими производствами, должны особенно тщательно разрабатывать экологические инициативы. Следование принципам, разработанным вышеупомянутыми организациями, позволит российским ТНК создать репутацию социально ответственных корпораций. Это, в свою очередь, улучшит образ России на мировой арене в целом, поскольку Россия будет выступать в качестве страны, принимающей участие в решении одного из важнейших вопросов современности - экологической проблемы. Кроме того, благотворительность и всяческое содействие развитию общества, осуществляемые ТНК, - свойственны развитым странам, которые могут позволить себе заниматься вопросами устойчивого развития. Таким образом, вне зависимости от экономических показателей, Россия сможет постепенно создавать образ развитой страны на мировой арене.

Информация о работе Международная деятельность российских ТНК и ее влияние на формирование имиджа России на мировой арене