Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2015 в 19:56, дипломная работа
Цель данной работы – анализ места и роли российских ТНК в процессе формирования имиджа России.
В рамках работы ставятся следующие задачи:
определить место современных ТНК в мировой экономике,
рассмотреть деятельность российских ТНК,
проанализировать имидж современной России на мировой арене,
Позже, когда идеологические запреты были сняты, отношение к созданию ТНК в России поменялось. Российские бизнесмены осознали возможности, предоставляемые ТНК как в сфере реализации коммерческих интересов, так и в сфере политического влияния. В 1995 году был принят Федеральный закон “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации”. Согласно данному закону, российские корпорации, реализующие производственную деятельность в странах СНГ, получали льготы. Так, государство способствовало восстановлению коммерческих связей на постсоветском пространстве. Тогда были сформированы такие финансово-промышленные группы, как Интеррос, Интер РАО ЕЭС, ТаНаКо, Славянская бумага, Нижегородские автомобили, Группа Точность. В тот период крупнейшие металлургические компании того времени (Магнитогорский МК, Новолипецкий МК, Новокузнецкий МК, Череповецкий МК), а также РАО ЕЭС России, НК ЛУКОЙЛ, Мечел и Русал инициировали развитие транснациональной деятельности в странах СНГ. Эти компании активно капитализировали свои активы за рубежом, что впоследствии послужило базой формирования крупнейших российских ТНК.
Процесс транснационализации деятельности российских компаний происходил также и засчет слияний и поглощений как на российском, так и на мировом рынках. Таким образом были сформированы ТНК-BP, КАМАЗ, Уралкалий, Трубная металлургическая компания, Татнефть и другие.11
Для более полного понимания
истории формирования российских ТНК
можно привести следующую типологию возникновения
ТНК.
Классические ТНК - это крупные нефтяные
и металлургические компании, которые
были приватизированы. Как правило, они
обладают устойчивой позицией на российском
рынке, а также поддерживают хорошие отношения
с властью. Следующий тип ТНК – это компании,
чья интернационализация была обеспечена
иностранным инвестором. Такие компании
в основном наращивают зарубежные активы
в странах СНГ, поскольку западные инвесторы
не заинтересованы в создании конкурентов
на своих рынках. Еще один тип ТНК – это
корпорации, созданные в ходе “цивилизованного
развода” стран СНГ. Кроме того, существуют
ТНК - наследники советских иностранных
инвестиций в промышленность. И, наконец,
еще один тип ТНК - так называемые псевдо-ТНК
- это морские пароходства, которые выводят
российский торговый флот “под дешевые
флаги Кипра, Мальты, Либерии и некоторых
других стран”. 12
Современный этап деятельности российских ТНК
На сегодняшний день существует множество рейтингов крупнейших ТНК.
Согласно рейтингу ТНК из стран с переходной экономикой, составленному ЮНКТАД в 2011 году, крупнейшие российские ТНК - это Лукойл, Евраз, Северсталь, ВымпелКом, Система, Мечел, Русал, Норильский никель, МТС и ТМК.13
В рейтинг Fortune Gobal 500 2012 года включены семь российских ТНК: Газпром, Лукойл, Роснефть, ТНК-BP, Сбербанк, Система, Сургутнефтегаз.14
Эксперты Института мировой экономики и международных отношений РАН выделяют двадцать ведущих российских нефинансовых ТНК: Лукойл, Газпром, Северсталь, Евраз, РЕНОВА, Базовый элемент, НЛМК, Совкомфлот, Норильский никель, ВымпелКом, Система, ТМК, Мечел, Зарубежнефть, ИНТЕР РАО ЕЭС, Кокс, ЕвроХим, АЛРОСА, ОМЗ, ДВМП.15
Мотивация интернационализации производства, характерная для российской экономики, - это расширение присутствия на зарубежных рынках сбыта, расширение доступа к сырьевым ресурсам, привлечение дешевых финансовых ресурсов, получение доступа к технологиям. Кроме того, мотивом могут послужить и стремление улучшить имидж компании на российском рынке, в глазах потенциальных партнеров, и даже стремление к самореализации конкретного человека, так называемого «олигарха». 16
Что касается типологии российских ТНК, мнения исследователей расходятся. В связи со спецификой процесса приватизации в 1990-х годах и формированием конкурентной деловой среды в России деление российских ТНК на государственные и частные было бы чрезмерным упрощением. Дело в том, что подконтрольные государству компании делятся на эффективные компании и фирмы, выживающие исключительно засчет государственной поддержки. В то же время среди частных компаний выделяют как активно развивающиеся фирмы, так и “империи олигархов”.17
Отраслевая структура российских ТНК
Говоря об отраслевой структуре, необходимо отметить, что именно нефтегазовые и металлургические компании владеют значительной частью зарубежных активов российских ТНК, поскольку это основные отрасли специализации России в мировой экономике. Это такие компании, как Лукойл, Газпром, Зарубежнефть, Северсталь, Евраз, Базовый элемент, Норильский никель.
Кроме того, в таких отраслях, как машиностроение, химическая промышленность, электроэнергетика и транспорт множество компаний активно развивают зарубежное инвестирование. В качестве примеров компаний, действующих в этих отраслях, могут быть названы Мечел, ИНТЕР РАО ЕЭС, ДВМП.
Среди компаний, осуществляющих свою деятельность в телекоммуникационном секторе, следует отметить АФК Система, ВымпелКом, МегаФон, МТС. Эти компании используют благоприятную конъюнктуру мирового рынка и активно интернационализируют свою деятельность.
В сферах розничной торговли, пищевой отрасли, производстве стройматериалов и целлюлозно-бумажной промышленности также появляются более мелкие ТНК. Особенно активно наращивают свои мощности на международном рынке такие компании, как Вимм-Билль-Данн, Восток-Сервис, Балтика.
Кроме того, в Европе появляются российские ТНК, действующие в нетипичных для России отраслях промышленности. Так, это компании, предлагающие туристические услуги, информационные агентства и производители программного обеспечения.
Эксперты отмечают такую проблему российских ТНК, как недостаточная степень отраслевой диверсификации. Так, большинство крупнейших российских ТНК представлены в нефтегазовом и металлургическом секторах. Барьером на пути экспансии сырьевых компаний является тот факт, что страны, богатые природными ресурсами, зачастую препятствуют входу иностранных инвестиций и сохраняют собственный контроль над природными ресурсами. На данный момент гораздо больше возможностей для экспансии компаний, действующих в производственном секторе и в сфере услуг.18
География российских ТНК
Вопрос географии российских ТНК также чрезвычайно важен. Так, согласно данным ИМЭМО РАН, 49% зарубежных активов российских ТНК сосредоточены в Западной и Центральной Европе, 23% - в СНГ, 17% - в США и Канаде, 7% - в Африке и 4% - в Австралии.19
Эксперты отмечают, что Европа - это один из ключевых регионов отраслевой диверсификации российских инвестиций. Российские ТНК активно инвестируют в такие страны, как Нидерланды, Великобритания, Германия, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония.
Довольно высокий процент распределения зарубежных активов российских ТНК на территории СНГ объясняется эффектом соседства и хорошо налаженными культурными связями. В странах СНГ основные направления распространения российских компаний - это Украина, Казахстан и Беларусь, то есть страны-участницы соглашения об учреждении единого экономического пространства.
Что касается Латинской Америки и Африки, то российские инвесторы не располагают достаточной информацией о возможностях ведения бизнеса в этих регионах. Двусторонние соглашения о торговле и инвестициях со странами данных регионов находятся в стадии разработки. Российское правительство пытается интенсифицировать политический диалог и двусторонние торговые отношения с различными странами Латинской Америки. Таким образом, эти регионы рассматриваются российскими предпринимателями как отдаленный регион, с которым не налажены связи, благоприятствующие ведению бизнеса. Тем не менее, такие крупнейшие российские ТНК, как «Лукойл» и «Русал» («Базовый элемент») стали осваивать латиноамериканские и африканские страны. Так, в начале 2000-х годов «Лукойл» начал разработку нефтяных месторождений в Колумбии, Венесуэле, Гане. «Русал» стал осваивать такие страны, как Гвинея, Гайана и Нигерия, Ямайка.
Несмотря на то, что Дальневосточному региону России чрезвычайно выгодна экспансия в Азиатский регион, значимых инвестиций в этом регионе пока нет.
Исследователи выделяют до 20 крупных российских транснациональных корпораций, которые возникли и активно развивались в течение последних двадцати лет. Европа является ключевым регионом экспансии российских ТНК. Эффект соседства и хорошо налаженные культурные связи обеспечивают высокую долю распределения российских инвестиций в странах СНГ. Такие регионы, как Африка и Латинская Америка, постепенно осваиваются крупнейшими российскими ТНК. В Азиатском регионе значимых российских инвестиций пока нет. Эксперты делают акцент на проблеме слабой отраслевой диверсификации российских корпораций. Так, нефтегазовые и металлургические компании владеют значительной частью зарубежных активов российских ТНК. Это может стать барьером на пути дальнейшей экспансии российских транснациональных корпораций.
2.1 Формирование
имиджа государства в
В современном мире одной из важнейших составляющих деятельности любого государства являются международные отношения. Так, разработка стратегии международных отношений является одной из главных задач государства. Исследователи различают “жесткую силу” и “мягкую силу”. “Жесткая сила” - это использование военного и экономического давления для влияния на других политических игроков и достижения собственных целей. В “мягкой силе” для достижения целей и осуществления влияния выбираются другие инструменты - кооперация и ведение за собой. Под понятием “мягкой силы” подразумевается воздействие посредством культуры, информации, позитивного имиджа, дипломатии, неправительственных связей. Именно “мягкая сила” обеспечивает привлекательность той или иной страны, способствует формированию ее позитивного имиджа.
Таким образом, именно имидж государства играет решающую роль при позиционировании страны на мировой арене. Управление имиджем становится одной из главных задач государственных органов страны. Необходимо различать внутреннее представление страны “о самой себе” и образ, сложившийся у участников международных отношений. При построении образа страны необходимо ориентироваться именно на внешний образ. Образ страны - это стратегически важная характеристика, на которую государство опирается для построения успешного сотрудничества на мировой арене.
Все большее значение понятие имиджа страны приобретает в условиях глобализации. С одной стороны, развитие информационных технологий, различных средств связи и способов передачи информации, а также повышение уровня доступности информации делают процесс формирования и поддержания имиджа государства чрезвычайно сложным. С другой стороны, доступность информации выступает как вспомогательный механизм для распространения той информации, которая необходима для создания позитивного имиджа страны. Необходимо отметить, что в современном мире информация приобретает невероятную ценность. Вместе с тем, растет и значение способов преподнесения информации. “В этой ситуации цейтнота, ставшего нормой жизни, имидж как краткая, емкая, подготовленная к восприятию информация становится все более значимым фактором принятия решения”20. Именно поэтому задача формирования грамотного позитивного имиджа страны - важнейшая задача национального масштаба.
Образ страны - это комплексное понятие, включающее в себя множество аспектов, некоторые из которых зачастую очень сложно или практически невозможно изменить. Так, к примеру, исторические факты могут по-разному трактоваться участниками международных отношений для получения выгоды. Более того, даже современные события трактуются абсолютно по-разному, а иногда и полностью противоположно, национальными СМИ различных государств. Таким образом, зачастую полностью изменить сложившийся образ государства не представляется возможным. Можно лишь скорректировать некоторые аспекты и определить направление формирования образа.
В данной главе будут
определены понятия имиджа и
образа страны, рассмотрены концепции
формирования имиджа
Теории формирования имиджа страны
Некоторые эксперты разделяют понятия имиджа и образа, объясняя это тем, что образ - это лишь отражение формируемого государством имиджа в сознании конкретного актора международных отношений.21 Ряд авторов, напротив, придерживается той точки зрения, что между понятием образа государства и имиджа государства можно ставить знак равенства. Сторонники этой точки зрения считают, что эти понятия слишком тесно связаны между собой и не могут быть отделены друг от друга, а потому должны рассматриваться как единое целое. Автор работы придерживается второй точки зрения и употребляет понятия «образ государства» и «имидж государства» как синонимы.
Эксперты выделяют три уровня общественного сознания, на которых базируется имидж, - это мифологический, стереотипный и предметный уровни. Исследователи делают акцент на стереотипном уровне, поскольку стереотипы - это очень стабильные представления, которые практически не меняются, а если меняются, то очень медленно и лишь под воздействием масштабных политических или экономических изменений. Стереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными. Интересно, что мышление стереотипами и восприятие информации через стереотипные фильтры характерны как для развивающихся, так и для развитых обществ.