Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны раз-виваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

 

*РЖД-Партнер. 1999. № 4. С. 9.

 

Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту — США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Япо­нии, Индии и России, по эксплуатацион­ной длине железных дорог — США и Рос­сия, по протяженности электрифицирован­ных магистралей — Россия.

В настоящее время грузооборот желез­ных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта.

Регулированием международных желез­нодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транс­порта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о между­народных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке

грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоя­щее время действует единая Конвенция о международных железно­дорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.

Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуатацион­ной эластичностью по сравнению с другими видами транспорта, так как возможна доставка товара «от двери до двери».

Основным документом, которым оформляется международная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная, со­ставляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и покупателю).

Тарифы на автомобильные перевозки аналогично железнодорожным тарифам регулируются соответствующими национальными органами и отличаются разнообразием в каждой стране. Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния и предусматривают определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.

Международные автомобильные сообщения регулируются Кон­венцией о договоре международной перевозки грузов автомобиль­ным транспортом и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов, вступившими в силу соответственно в 1961 и 1968 гг.

В целях упрощения таможенных процедур в международных авто­мобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с приме­нением книжки международной дорожной перевозки. В 1975 г. была принята ее новая редакция. Участниками данной Конвенции явля­ются практически все европейские страны. На основе этой Конвен­ции международные автомобильные перевозки осуществляются по системе TIR (Transport International Routine), в соответствии с кото­рой транспорт с книжками международной дорожной перевозки TIR пересекает транзитные границы без проверки грузов. Книжки TIR выдают национальные объединения Международного союза дорож­ных перевозчиков.

Международные речные сообщения развиты в основном в Европе, где существует сеть рек и каналов с развитой транспортной инфра­структурой.

Международные речные сообщения по р. Дунай регулируются Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. В 1955 г. было заключено Соглаше­ние об общих условиях перевозки грузов по р. Дунай, в 1978 г. —

Международное соглашение об общих условиях перевозки контей­неров по р. Дунай, в 1979 г. — Соглашение о международных грузовых тарифах.

В результате бомбардировок НАТО в Югославии в 1999 г. транс­портное сообщение по р. Дунай практически прекратилось.

Некоторые товары попадают в международный торговый оборот с помощью иных средств доставки, например нефть и газ — посредст­вом трубопроводного транспорта (но не только), электроэнергия — посредством электросетей, информационные товары и услуги — по­средством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе и розничной, многими товарами осуществля­ется через Internet. В этом случае доставка товаров, имеющих ма­териально-вещественную форму производится традиционными способами.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

 

Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

Однако информация о развитии международного туризма не яв­ляется абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных меж­ду странами.

Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый ха­рактер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к ино­странным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

В настоящее, время туризм классифицируется:

по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровитель­ный; самодеятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;

по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешан­ный;

по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;

по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

по использованию транспортных средств: автомобильный; желез­нодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

по сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон;

по географии: межконтинентальный; международный (межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;

по способу передвижения: пешеходный; с использованием тради­ционных транспортных средств; с использованием экзотических ви­дов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздуш­ный шар, дельтаплан).

Международный туризм оказывает влияние на развитие как от­дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также будет развиваться.

 

§ 1. Развитие международного туризма

 

Международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х гг., всемир­ный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны.

В среднем около 65% всех международных туристических поез­док приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти в статистическом сборнике Yearbook of Tourism Statistics, издаваемом Всемирной турист­ской организацией (ВТО).

Основными факторами, влияющими на развитие выездного ту­ризма в высокоразвитых странах, являются экономические и соци­альные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необхо­димых потребностей.

К субъективным причинам относится деятельность государствен­ных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

Развитие иностранного туризма в странах, преимущественно при­нимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие стра­ны посредством международного туризма пытаются решить пробле­мы платежного баланса.

По данным Всемирного совета по туризму, за 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.

Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специа­лизирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слаборазвитой эко­номикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

Под поступлениями от международного туризма понимается пла­та за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением выгоды от дополни­тельной занятости и оплаты международного транспорта.

Международные туристические расходы включают оплату продук­тов и услуг, произведенных и оказанных жителями данной страны за границей, за исключением выгоды от дополнительной занятости и расходов на билеты.

Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положитель­ное сальдо имеют Испания, Франция, Австрия и Италия, а наиболь­шее отрицательное сальдо — Япония и Германия.

Обычно считается, что помимо затрат на проезд в страну и обрат­но иностранные туристы затрачивают на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.

В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы фирм, за­нятых в туристическом бизнесе (прямой эффект); во-вторых, повы­шается спрос со стороны туристического сектора экономики на то­вары и услуги поставщиков, что способствует повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах экономики (косвенный эффект); в-третьих, увеличи­ваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект называ­ются вторичным эффектом.

Хотя первое место по важности иностранного туризма для наци­ональных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с полу­чением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развива­ющиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15—55% поступлений в зависимости от степени развития экономики и ориентированности туристичес­кой индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обус­ловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «жи­вой» рекламой и способствует импорту иностранных потребитель­ских товаров.

Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутрен­ний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Она относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

 

§ 2. Организация международного туристического бизнеса

 

Туристические услуги составляют значительную часть потребляе­мых населением услуг и имеют специфический социально-оздоро­вительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохо­да. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в пере­чень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицин­ские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.

К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информаци­онное, конгрессное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

Между дополнительными и сопутствующими услугами не сущест­вует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнитель­ных и сопутствующих услуг достигает 500.

В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организую­щие туристические поездки и продажу путевок и туров, предостав­ляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвиже­нию по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.

Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:

· в отличие от внешней торговли основан не на обмене товара­ми и услугами, а туристами, т.е. живыми людьми;

· туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;

· в предложениях отсутствует гибкость.

Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и, интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате .возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воз­действия на спрос;

Информация о работе Международная торговля услугами