Международные экономические отношения России и Мексики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию международных экономических отношений России и Мексики.
Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
– Дать экономическую характеристику Мексики, а также обозначить его торговых партнеров;
–провести экономико-статистический анализ коммерческих отношений Мексики и России;

Файлы: 1 файл

МКД Россия и Мексика.docx

— 172.99 Кб (Скачать файл)

Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными  товарами) подвергнуты тарификации, т.е. пересчету в тарифные эквивалент.

В развитых странах ряд  видов квотируемой продукции  облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции, ввозимой сверх  этих квот, применяются консолидированные  тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

Важным направлением внешнеэкономических  отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа  стран в процесс экспорта и  импорта капиталов. При этом большинство  стран мирового рыночного хозяйства  одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

Однако если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к  ежегодному росту, в межгосударственном движении капиталов в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь место значительные колебания, зависящие от мирохозяйственной  конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве  стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с  опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

С точки зрения регулирования  можно выделить два направления  государственного воздействия:

1. иностранные инвестиции в национальной экономике;

2. инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано  с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых  случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

Система регулирования иностранных  инвестиций связана с созданием  институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении  капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на общую тенденцию  к либерализации режима приема иностранных  инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной  стороны, импорт капитала означает привлечение  дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных  собственников, что ограничивает возможности  деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться  объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство  стран мирового рыночного хозяйства  проводят политику, направленную на привлечение  иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

а) работающие на привлечения иностранных инвестиций;

б) работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся  следующие меры: налоговые и таможенные льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.

Ко второй:·ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний; определение сфер экономической  деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных  оговорок в отношении создания предприятий  с иностранными инвестициями; - применение ограничений в части репатриации  прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость  использования местных факторов и компонентов производств.

В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В  зависимости от текущих задач  и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение  иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями  ограничительных мер, позволяющих  регулировать некоторые стороны  деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В  последнем случае ставка делается в  основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для  иностранных инвестиций может вводиться  не только национальный, но и более  льготный режим. При этом наряду с  мерами первой группы, направленными  на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

  1. Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").
  2. Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).
  3. Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ)

 

 

1.2. Торговые партнеры  Мексики

Сегодня каждая страна уделяет  особое внимание развитию своей внешней  торговле, поддержанию добрососедских отношений со своими ключевыми партнерами. Все это обусловлено в первую очередь теми положительными эффектами  для экономики, которые получает государство, а именно: преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка; интенсифицируется  воспроизводственный процесс в  национальных хозяйствах: создается  возможность организации массового  производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность  внедрения новых техники и  технологий; увеличиваются возможности  накопления, индустриализации, повышение  темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов; на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места; повышается уровень международной специализации страны.

Процесс интеграции в мировое  экономическое сообщество охватывает практически все сферы деятельности государства, а по таким показателям, как внешнеторговый оборот, объем  экспорта, импорта, сальдо торгового  баланса, структура товарооборота, можно оценить степень вовлеченности  того или иного государства в международную торговлю.

До подписания соглашения о САЗСТ в товарооборот Мексики  с Соединенными Штатами Америки  не превышал 90 млрд. долл. (около 76% от мексиканского  внешнеторгового оборота), при этом показатели экспорта и импорта были приблизительно равнозначны. В 2008 г. товарооборот между Мексикой и США достиг 387,2 млрд. долл. (мексиканский экспорт составил 234,6 млрд. долл., а импорт – 152,6 млрд. долл.). Основой экспорта в США является нефть и нефтепродукты (в 2008 г. порядка 20% от всего экспорта), автомобили и телекоммуникационное оборудование (по 15%), а также электротехника (около 10%). Экспорт в Канаду составляют легковые автомобили и аудио-видеооборудование (приблизительно по 13,5% от объема экспорта), а также продукты нефте- и газодобычи (5%). Из Соединенных Штатов Мексика импортирует электротехнику (11%), автомобили (9%) и нефтепродукты (6,3%), а из Канады – масленичные зерновые культуры (14%), полупроводники (8,4%), а также железо и легковые автомобили (по 6,6%). В период последней рецессии экспорт Мексики в США упал с 234,6 млрд. долл. в 2008 г. до 184,9 млрд. долл. в 2009 г., т.е. сократился почти на 50 млрд. долл.

До установления зоны свободной  торговли торгово-экономические отношения  между Мексикой и Канадой были сравнительно скромные: двусторонний товарооборот в 1993 г. составил лишь 2,75 млрд.долл. (всего 2,3% от внешнеторгового оборота Мексики). Экспорт из Мексики в Канаду в основном был представлен легковыми автомобилями, бензиновыми двигателями, автомобильными запасными частями и продуктами нефте- и газодобычи. Основой импорта были зерновые, железо, а также компьютерное и телекоммуникационное оборудование. Товарооборот между Мексикой и Канадой в 2008 г. вырос до 16,6 млрд.долл. (мексиканский экспорт был равен 7,1 млрд.долл., а импорт – 9,5 млрд.долл.). Бразилия для Мексики является основой латиноамериканской страной вложения прямых инвестиций, которые в 2009 г. составили 17 млрд. долл. В тоже время бразильские прямые инвестиции в Мексику не превышают 450 млн. долл., несмотря на то, что Бразилия является одним из крупнейших экспортеров капитала. В целях расширения двусторонних торгово-экономических отношений обе стороны ведут переговоры о заключении «Договора об экономическом дополнении», который может стать прообразом соглашения о свободной торговле между Мексикой и Бразилией. Его принятие, по оценкам экспертов, может обеспечить увеличение взаимного товарооборота с 7 млрд. долл. до 20 млрд. долл.

         В 2009 г. двусторонняя торговля Мексики с Австралией достигла отметки в 1,31 млрд.долл.США, из которых 0,52 млрд.долл. пришлись на мексиканскую сторону. Мексика поставляет в Австралию механическую аппаратуру, автозапчасти, электрическое и электронное оборудование, напитки, удобрения, лекарственные препараты, пластмассовые, железные и стальные изделия. За последнее десятилетие экспорт товаров из Мексики в Австралию ежегодно рос на 22,4%, в то время как импорт из Австралии только на 11,1%. Австралия инвестировала около 250 млн.долл. в горнодобывающую промышленность и сектор финансовых услуг Мексики, а в настоящее время ведет исследование перспектив сотрудничества в автомобилестроении, агропромышленности и разработке возобновляемых источников энергии. Капиталовложения со стороны Мексики в последнее время достигли 116 млн.долл. На австралийском рынке присутствуют такие мексиканские компании как МЕТАЛСА (изготовитель запасных частей для автомобильной промышленности) и ГРУМА (производитель кукурузной и пшеничной муки). В декабре 2009 г. МЕТАЛСА приобрела в Австралии два завода по изготовлению автомобильных запчастей. Компании ГРУМА на территории Австралии принадлежат два мукомольных завода.

         Мексика и ЕС сотрудничают практически по всему спектру направлений: в том числе торгово-экономическому, культурному, образовательному, научно-техническому взаимодействию, регулярно проходят многосторонние переговоры, разрабатываются и действуют программы сотрудничества, проводится активная совместная работа на экспертном уровне. 
С момента вступления в силу Глобального соглашения (2000 г.) политические и экономические компоненты двусторонних отношений Мексика–ЕС значительно обогатились и укрепились. В экономических вопросах на первый план выходит облегчение применения Договора о свободной торговле между Мексикой и ЕС (этот договор инкорпорирован в Глобальное соглашение), а также обеспечение технического содействия Единой программе помощи малым и средним мексиканским предприятиям, в рамках которой поддержку получили уже более полутора тысяч компаний. За десятилетний период действия Договора объем двусторонней торговли вырос с 19 млрд. долл.(1999 г.) до почти 40 млрд. долл. (2009 г.), а суммарные инвестиции ЕС в мексиканскую экономику составили немногим более 77 млрд. долл. 
Действуют программы по двусторонней и многосторонней работе в сфере НТС – учрежден Фонд взаимодействия для поддержки научно-технических исследований между Мексикой и Евросоюзом (бюджет – 20 млн. евро, определено 24 совместных проекта), а также продолжается сотрудничество по линии VII Рамочной программы Европейского Союза по технологическим исследованиям и развитию 2007-2013 гг.

             В последние годы отмечался рост торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия между Мексикой и Францией, что обусловлено вступлением в силу Глобального соглашения между Европейским союзом и Мексиканскими Соединенными Штатами. Однако отмечено резкое падение двустороннего торгового оборота в 2009 г. из-за мирового финансового кризиса (с 4,05 млрд. долл. США в 2008 г. до 3,0 млрд.долл. США в 2009 г.). Экспорт из Мексики во Францию в 2009 г. составил 500,8 млн. долл. США, при этом по статистике он состоит из мануфактурной продукции (92,8%), сельскохозяйственных и рыбопродуктов (5,6%) и продукции горнодобывающей промышленности (1,5%). Импорт из Франции составил в 2009 г. 2,5 млрд.долл.США, причем преобладала механическая, электрическая и компьютерная техника (28,5%), транспортная техника (20,8%), продукция химической промышленности, парфюмерия и косметика (11,7%) и фармацевтика (8,7%). Кроме того, французы проявляют значительную активность в области высоких космических технологий. По итогам 2009 года Франция занимает 3-е место по совокупному объему прямых и портфельных инвестиций в мексиканскую экономику. Стремление инвестировать именно в Мексику французы объясняют ее удачным геополитическим положением (в том числе, членство в Североамериканской зоне свободной торговле и прямой доступ на рынки Центральной Америки), развитой экономической инфраструктурой, качественной и относительно недорогой рабочей силой и довольно низкими логистическими издержками.

          Для Финляндии Мексика является вторым по значению после Бразилии инвестиционным направлением в Латинской Америке. Здесь размещено 37 дочерних финских компаний. В настоящее время на финских предприятиях в Мексике трудятся 10 000 человек.  Мексикано-финская торговля характеризуется средним по европейским меркам товарооборотом, причем наметилась тенденция к его снижению в связи с мировым экономическим кризисом: по итогам 2009 г. объёмы взаимной торговли впервые за последнее десятилетие понизились на 21% до 815,98 млн.долл.США (по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. – 1026,4 млн.долл.США), при этом мексиканский экспорт составил около 530,25 млн.долл.США, а импорт – 285,73 млн.долл.США. Экономические показатели первой половины 2010 г. показывают снижение товарооборота на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Основную долю экспорта в Финляндию составляют машинное и транспортное оборудование, в частности легковые автомобили (70%), и сырье (18%). Также на финский рынок поставляются сельскохозяйственные товары и другие пищевые продукты. Из Финляндии Мексика импортирует машинное и транспортное оборудование, в частности грузовые трейлеры, и высококачественную бумагу.  Прямые иностранные инвестиции из Финляндии по отраслям распределяются следующим образом: в Мексике работают 12 компаний в области обрабатывающей промышленности, 10 – в сфере услуг, 7 – в торговой отрасли и 1 – в области горной разработки и добычи. В список крупнейших финских инвесторов входят компании «Нокиа», «Лувата» и «Коне». Финские аккумулированные инвестиции в Мексику за период с 1999 по 2009 гг. составили около 561 млн.долл.США, из них 60% вложено в производственный сектор

Информация о работе Международные экономические отношения России и Мексики