Новая европейская валюта и ее перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.
После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств — членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Содержание работы

1. Введение

2. Новая европейская валюта и ее перспективы.

3. Евро и экономическая безопасность России.

4. Правовые вопросы операций с евро в России.

5. Использование евро во внешних торговых расчетах.

6. Внешний долг и внешние заимствования.

7. Курсовая политика и политика резервов.

8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.

9. Заключение

Список использованных в работе источников.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

1. Введение

 

2. Новая европейская валюта  и ее перспективы.

 

3. Евро и экономическая  безопасность России.

 

4. Правовые вопросы операций  с евро в России.

 

5. Использование евро во  внешних торговых расчетах.

 

6. Внешний долг и внешние  заимствования.

 

7. Курсовая политика и  политика резервов.

 

8. Евро и валютные отношения  в рамках СНГ.

 

9. Заключение

 

Список использованных в  работе источников.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский  договор, которым предусматривалось  создание Экономического и валютного  союза (ЭВС) и введение единой валюты.

После семи лет бурных дискуссий  и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств — членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,

Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Присоединение к ЭВС остальных  четырех стран Евросоюза —  Великобритании,

Дании, Швеции и Греции —  является делом времени.

 

Что именно лежало в основе идеи создания новой европейской  валюты? В конце девяностых годов  прошлого века ситуация в мире складывалась следующим образом. Оправившаяся после  кризиса 80-х, экономика США переживала период небывалого расцвета. Начавшаяся в конце 80-х годов "долларизация" мировой экономики привела к тому, что многие развивающиеся страны начали

"привязывать" курс  национальных валют к американскому  доллару. Можно спорить о плюсах  и минусах таких "нововведений", однако факт остается фактом  – доллар становился главной  международной расчетной единицей. На

Востоке продолжалась экспансия Японии, экспортно-ориентированная промышленность которой наращивала объемы выпускаемой продукции. Рост цен и желание удержать их на "конкурентных" уровнях привели к тому, что японские предприятия начали выносить производство в другие страны Юго-Восточной

Азии. Результат налицо: увеличившийся спрос на японскую иену для импорта полученной прибыли привел к тому, что Дальний Восток и Юго-Восточная Азия стали обнаруживать явные признаки "иенизации". В Европе все большее значение приобретала немецкая марка, ставшая для многих европейских стран резервной валютой. Наряду с немецкой маркой имел хождение и швейцарский франк – валюта, традиционно пользовавшаяся спросом в качестве "валюты- убежища" и в качестве расчетной единицы для клиринговых операций.

Английский фунт стерлингов также пользовался немалым спросом как из-за высоких процентных ставок, так и потому, что экономика страны переживала не меньший по сравнению с США расцвет. Один из трех центров развития мировой экономики был по-прежнему раздроблен в плане международных расчетов, а плавающие расчетные курсы, введенные после распада Бреттон-Вудской системы, приводили к значительным рискам в плане как эспортно-импортных операций, так и в "возврате" прибыли даже из соседнего государства. Другими словами,

Европа, где каждое государство  имело свои таможенные пошлины, валюту, правила импорта, экспорта и ведения  финансовых операций, стояла перед  необходимостью объединения.

 

1 января 1999 г. страны —  участницы ЭВС ввели единую  валюту евро.

Создана и действует Европейская  система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным  банком. Новая валюта заменила ЭКЮ  и уже заняла преобладающее место  в межбанковских расчетах внутри Экономического и валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют физическое существование, они утратили свою экономическую  самостоятельность и являются отныне лишь недесятичными номинациями  евро. Процесс создания новой валюты будет окончательно завершен через  два года, когда будут введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью прекратят свое существование.

 

Несмотря на полное единогласие  по вопросу необходимости введения евро, мнения по поводу сроков осуществления  этого проекта расходились –  и достаточно значительно. Представители  некоторых стран считали введение единой валюты преждевременным и  предлагали отсрочить эту дату еще  на пару лет. Однако решающую роль в  этом вопросе сыграла позиция  Германии – поскольку в основу евро легла в первую очередь немецкая марка, вторая на тот момент по значимости валюта после американского доллара, в которой проводились международные  платежи. Экономическая ситуация внутри Германии, еще не оправившаяся после азиатского кризиса 1997 года и российского кризиса 1998 года (традиционно немецкая марка всегда была тесно связана с

Россией), по мнению немецких экономистов, наиболее благоприятно отвечала задачам "поднятия на один и тот  же уровень" развития сразу нескольких европейских стран, которые, несмотря на определенные сходные показатели

(соответствие Маастрихтским  критериям вступления в Евросоюз), находились подчас на достаточно  различных уровнях экономического  развития.

 

Политическое и экономическое  влияние ЭВС не ограничивается рамками

Европейского Союза. В  процессе подготовки к вступлению в  ЕС 11 стран- кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций

Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная

 

цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую  валюту, адекватную экономическому потенциалу Союза.

 

Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в мировую экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и валютной политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар на мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы

России? Насколько широко распространятся фактурирование и  расчеты в евро во внешнеторговых операциях? Какие изменения будут  происходить в механизме курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на ее известную “евроизацию”?

 

Вокруг этих вопросов в  российских правительственных, банковских и научных кругах, а также на страницах печати в последнее  время развернулась оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались  две полярно противоположные  точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее внутренней жизни или внешнеэкономических  связях. Поэтому появление евро не требует никаких специальных  мер со стороны России: следует  просто предоставить событиям идти своим  чередом. Сторонники другой точки зрения, напротив, увидели в единой европейской  валюте магическое средство вывода

России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных  позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением”  евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую экономику.

 

Цель данной курсовой работы, состоит в том, чтобы, не вступая  в полемику, дать научно обоснованные ответы на актуальные вопросы, возникающие  в связи с введением евро, предложить экспертные оценки и прогнозы, необходимые  для выработки оптимального политического  курса России в отношении единой европейской валюты.

 

Следует отметить, что целый  ряд проблем в курсовой работе обозначен общими контурами. Это  связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, введение евро — это не одномоментная операция, а длительный динамический процесс с высокой  степенью неопределенности. Соответственно и организация работы с евро в  России развертывается постепенно, по мере накопления объективных предпосылок. Во-вторых, любые меры, которые могут  стать необходимыми в связи с  распространением евро, потребуют тщательной проработки в контексте общей  экономической и валютной политики России.

 

2. НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТА  И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Экономический и валютный союз 11 западноевропейских государств и их единая валюта имеют под собой  солидный фундамент:

0. На долю стран —  участниц ЭВС, где живет 5% населения  Земли, приходится

 

15% мирового валового внутреннего  продукта (США — 20,2%, Япония —  7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США  — 14,8%, Япония — 9,7%).

1. Внутри Европейского  Союза достигнут высокий уровень экономической и политической интеграции. Уже более тридцати лет существует таможенный союз и проводится общая торговая политика. Создан единый внутренний рынок, торговля внутри ЕС составляет около 60% общего внешнеторгового оборота входящих в него стран. Валюты государств — членов ЕС по сравнению с валютами большинства стран мира относительно сильны и стабильны. Сложившаяся система права и институтов ЕС обеспечивает достаточно эффективное управление интеграционными процессами.

2. В последние годы произошло  заметное сближение основных  макроэкономических показателей  стран — участниц ЭВС, достигнуты  реальные успехи в обеспечении  стабильности цен, оздоровлении  государственных финансов, снижении  долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов  национальных валют.

3. Евро опирается на  единую денежно-кредитную и валютную  политику, которая полностью передана  в ведение наднационального Европейского  центрального банка и Совета  ЕС, а также на высокоинтегрированные денежные и кредитные рынки, масштабы, глубина и ликвидность которых резко возрастают благодаря созданию ЭВС.

4. Высшим приоритетом политики  ЭВС объявлена борьба с инфляцией,  что составляет важнейшее условие  стабильности единой валюты.

 

Однако на состояние евро влияет и множество противодействующих факторов, неподконтрольных Европейскому Союзу. С точки зрения экономической  теории 11 государств — членов ЭВС  не составляют “оптимальную валютную зону”, а их решение о создании союза носит по преимуществу политический характер. Поэтому пока ЭВС и евро остаются экспериментом, исход которого до конца не ясен.

 

Главная слабость евро как  валюты состоит в том, что за ним  стоит не единое суверенное государство  с четко определенными интересами и политическими целями, а конгломерат  различных государств. Созданные  ими наднациональные органы располагают  широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочиями.

 

Вопрос о будущем евро имеет два основных аспекта —  внутренний и международный. Внутренний аспект определяется тем, что единая валюта, общая денежно-кредитная  и валютная политика, тесные внешнеэкономические  связи не устраняют относительной  обособленности народов, государств и  экономик внутри Экономического и валютного  союза и, следовательно, возможного конфликта интересов.

5. Если вопреки ожиданиям евро окажется относительно “мягкой” валютой, это повредит интересам наиболее развитых стран (в первую очередь Германии и

 

Нидерландов), которые подвергнутся инфляционному давлению.

6. Если же евро будет  слишком “твердой” валютой, а  ЕЦБ будет неукоснительно проводить  жесткую денежно-кредитную политику, это может в долговременном  плане вызвать снижение темпов  экономического роста и социальные  потрясения в менее развитых  странах.

7. Для большинства стран — участниц ЭВС (за исключением Австрии, Германии,

 

Бельгии, Люксембурга, Нидерландов  и с известными оговорками Франции) вплоть до середины 90-х годов была характерна значительная асинхронность  экономического цикла. Поэтому возможно возникновение так называемых асимметричных шоков, то есть экономических потрясений, затрагивающих лишь отдельные страны. Передача валютной и денежно- кредитной политики в ведение союза лишает национальные государства главных средств антикризисного регулирования в то время, как союз по определению не может приспосабливать свою политику к текущим нуждам отдельных стран.

8. Альтернативным, не зависящим  от правительств средством борьбы с экономическими кризисами является географическая и социальная мобильность рабочей силы. Однако в Западной Европе она весьма низка

 

(например, по сравнению  с США), в первую очередь из-за  языковых и культурных барьеров. Повышение мобильности рабочей  силы блокируется высокой хронической  безработицей. В результате в  условиях ЭВС циклические и  иные спады производства в  отдельных странах могут стать  более острыми, чем в его  отсутствие.

9. Неоднородность социально-экономических  структур повлечет за собой  неодинаковую “проводимость” денежно-кредитной  политики ЕЦБ на территории  союза, что может снизить ее  общую эффективность.

 

Однако вопреки прогнозам  некоторых американских и английских ученых распад Экономического и валютного  союза под грузом внутренних противоречий является маловероятным (хотя и не может  быть полностью исключен). Крах евро имел бы самые разрушительные последствия  для Западной Европы. Поэтому

Европейский Союз и все  входящие в его состав государства, в первую очередь

Франция и Германия, сделают  все возможное, чтобы избежать роспуска ЭВС, даже ценой известных внутренних жертв. К тому же Европейский Союз располагает значительными ресурсами  для разрешения возможных трудностей.

Это — дальнейшее углубление политической интеграции, расширение финансовой помощи отсталым регионам и странам, поощрение структурных  преобразований на рынках труда. Да и  сама валютная интеграция является мощным ускорителем интеграции экономической, что в конечном счете способствует синхронизации экономического цикла. Уже в преддверии введения евро началась волна банковских слияний и формирования крупнейших альянсов фондовых бирж.

Информация о работе Новая европейская валюта и ее перспективы