Новая европейская валюта и ее перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.
После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств — членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Содержание работы

1. Введение

2. Новая европейская валюта и ее перспективы.

3. Евро и экономическая безопасность России.

4. Правовые вопросы операций с евро в России.

5. Использование евро во внешних торговых расчетах.

6. Внешний долг и внешние заимствования.

7. Курсовая политика и политика резервов.

8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.

9. Заключение

Список использованных в работе источников.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)

Задолженность всех резидентов перед иностранными контрагентами  составила по оценкам на 1 января 2000 года 175,5 млрд. долларов. Более половины имеющихся у экономики внешних  пассивов связаны с операциями бывшего  СССР

(97,7 млрд. долларов), а 44% (77,9 млрд. долларов) приходится на обязательства,  сформировавшиеся в 1992 - 1999 годах.  Доля государственного сектора  во внешней задолженности находилась  к концу отчетного года на  уровне 82%, сектора нефинансовых  предприятий – 12%, коммерческих  банков –

4%, Банка России – 2%. За год внешние долговые пассивы  снизились на 10,5 млрд. долларов, что  явилось результатом одновременного  действия следующих разнонаправленных  факторов. С одной стороны, осуществлены  новые заимствования на 8,0 млрд. долларов, и еще на 4,8 млрд. долларов долг  увеличился в связи с накоплением  задолженности по процентам по  Парижскому и

Лондонскому клубам кредиторов, а также другим категориям задолженности  бывшего СССР. С другой стороны, погашено внешних обязательств с учетом операций на вторичном рынке на 14,2 млрд. долларов (кроме того, сумма выплаченных процентов оценивается в 5,5 млрд. долларов). В связи с другими факторами, главным из которых является падение курса основных валют к доллару США, задолженность сократилась на 9,1 млрд. долларов. Снижение внешней задолженности России зафиксировано впервые с 1992 года. При этом по сектору государственного управления она сократились на 7,9 млрд. долларов, долговые обязательства Банка России уменьшились на 0,7 млрд. долларов, коммерческих банков – на 2,3 млрд. долларов. Несколько (на 0,4 млрд. долларов) увеличил свои обязательства сектор нефинансовых предприятий.

Несмотря на снижение внешней  задолженности в абсолютном размере, ее величина по отношению к ВВП, выраженному  в долларах США по среднегодовому номинальному курсу, вследствие девальвации 1998 года резко увеличилась (с

59 до 96%), что означало для  чистых заемщиков (сектор государственного  управления и сектор нефинансовых  предприятий) существенное утяжеление  бремени обслуживания долга. В соответствии с федеральными законами Банк

России обеспечивал обслуживание значительной части государственного внешнего долга за счет своих резервов. В целом обслуживание нового российского  государственного внешнего долга обеспечивалось в полном объеме и в срок, по задолженности  бывшего СССР имелись просрочки. Для сравнения ниже указаны данные на 01.01.1999 г.

 

Таблица 4. Государственный  внешний долг России по состоянию  на

 

01.01.1999 г.1 (в разбивке по  кредиторам)

| |млрд. долл. |% |

| |США | |

|1. Внешний долг бывшего  СССР, принятый Российской |95,1 |66,4 |

|Федерацией, | | |

| в том числе: | | |

|1.1. По кредитам, полученным  от правительств |57,2 |39,9 |

|иностранных государств, | | |

| из них: | | |

| — задолженность по  соглашениям с Парижским клубом |34,5 |24,1 |

| — задолженность, не  вошедшая в соглашения об отсрочке |4,6 |3,2 |

| — задолженность официальным  кредиторам — не членам |3,4 |2,4 |

|Парижского клуба | | |

| — задолженность бывшим  социалистическим странам |14,7 |10,3 |

|1.2. По кредитам, полученным  от иностранных |37,9 |26,5 |

|коммерческих банков и  фирм, | | |

| в том числе: | | |

| — задолженность кредиторам  Лондонского клуба |29,6 |20,7 |

| — задолженность МИБ  и МБЭС |1,1 |0,8 |

| — задолженность фирмам-поставщикам  |4,1 |2,8 |

| — прочая задолженность  |3,1 |2,2 |

|2. Внешний долг Российской  Федерации, |48,1 |33,6 |

| в том числе: | | |

| — по кредитам, полученным  от международных финансовых |22,2 |15,5 |

|организаций | | |

| — по кредитам правительств  иностранных государств |9,7 |6,8 |

| — по кредитам, полученным  от иностранных коммерческих |16,2 |11,3 |

|банков и фирм | | |

|Всего: |143,2 |100,0 |

 

 

1 Без облигаций государственного внутреннего валютного займа и валютных облигаций 1988 г., а также задолженности Банка России МВФ.

 

Как видно из вышеуказанных  данных и из таблицы 4, две трети  нынешнего государственного внешнего долга России составляет долг бывшего  СССР, принятый на себя Российской Федерацией, причем 60% — это задолженность  правительствам иностранных государств, а 40% — иностранным коммерческим банкам и фирмам.

 

Для целей анализа важна  в первую очередь валютная структура  долга.

 

Таблица 5. Структура российского  внешнего долга по валютам заимствования  по состоянию на 1 января 1999 г. (в % к общему долгу в размере 143,2 млрд. долл.)

|Наименование валюты |% |

|Доллар США |49,8 |

|Английский фунт стерлингов |0,5 |

|Австрийский шиллинг |1,8 |

|Немецкая марка |26,8 |

|Французский франк |1,9 |

|Швейцарский франк |3,9 |

|Японская иена |0,2 |

|Специальные права заимствования  (СДР) |10,7 |

|Европейская валютная  единица (ЭKЮ) |2,6 |

|Прочие валюты |1,8 |

 

Таким образом, почти половина государственного внешнего долга России номинирована в долларах США. На долю немецкой марки, ЭКЮ и других европейских  валют приходится около 34% совокупного  долга России.

 

Валютная структура долга  не совсем точно отражает истинную роль западноевропейских кредиторов России. Определенная часть кредитов, полученных бывшим СССР и Россией от европейских  государств, а также от консорциумов европейских коммерческих банков, была номинирована в долларах

США. Этому способствовало то обстоятельство, что в консорциумы  коммерческих банков — заимодавцев  входили кредитные учреждения разных стран. К сожалению, точных сведений о сумме кредитов, предоставленных  бывшему СССР и

России европейскими кредиторами  в долларах, не имеется. Предположительно их доля колеблется в размере от 1/4 до 1/3 всех кредитов, полученных бывшим

СССР и Россией от европейских  кредиторов, т.е. составляет приблизительно от

12 до 17 млрд. долларов. С учетом  этого доля кредиторов, входящих  в “зону евро”, может быть  определена в размере 44—47% общего  долга, или в абсолютных цифрах  — от 62 до 67 млрд. долларов.

 

Наш долг этой категории кредиторов состоит из трех частей: 1) задолженность  в ЭКЮ; 2) обязательства в национальных валютах; 3) долг, номинированный в долларах. При этом юридический статус каждого  из сегментов упомянутой задолженности  имеет свои особенности, что в  известной мере предопределяет и  пределы возможных действий в  связи с появлением евро.

 

1. Наш долг в ЭКЮ,  составлявший на конец 1998 г. немногим более

3,7 млрд. долл., автоматически  конвертирован в евро в соотношении  1:1.

 

2. Судьба российского долга  в немецких марках, французских  франках и других национальных  валютах стран, входящих в Экономический  и валютный союз, в сумме 46,3 млрд. долл. (по состоянию на конец 1998 г.) также предрешена. По условиям введения единой европейской валюты все контракты, требования и обязательства, выраженные в национальных валютах стран ЭВС, по истечении трех лет автоматически подлежат переводу в евро по согласованным и официально зафиксированным конверсионным курсам.

 

Вместе с тем стороны, не дожидаясь окончания трехлетнего  переходного периода, могут выступить  с инициативой перевода долга  и/или процентных платежей в евро. Правда, на пути подобных инициатив  имеется ряд препятствий. Хотя нормативные  документы ЕС, касающиеся единой европейской  валюты, в принципе не лишают должника права обращаться и требовать  от кредитора пересмотра валюты договора (см. статью 8 (4) Регламента Совета о введении евро), этими же документами установлен незыблемый принцип преемственности и неизменности контрактов и договоров. Опираясь на это положение, любая страна-кредитор на законном основании может воспротивиться досрочному пересмотру валюты кредитного договора. Вместе с тем экономическая (и политическая) целесообразность со временем будет делать кредиторов все более заинтересованными в переходе на евро.

 

При изменении валюты государственного долга те же документы ЕС обязывают  страну-кредитора в интересах  соблюдения определенной системы в  своей политике и исходя из положений международного права о компетенции государственных органов в области законодательства о деньгах позволять конвертацию лишь на основе решения центрального правительства. Подобная процедура может затягиваться на многие месяцы. Характерно, что в течение первого полугодия 1999 г. российская сторона, по данным Министерства финансов, не ставила перед своими европейскими кредиторами вопрос о переводе долга из соответствующих национальных валют в евро и сама не получала подобных предложений от кредиторов.

 

Вместе с тем в ряде случаев досрочный пересмотр  валюты кредитного договора может стать  возможным и целесообразным. Так, открытым остается вопрос о процентных платежах по ранее осуществленным суверенным и квазисуверенным заимствованиям в регионе евро. Действительно, если полученные Правительством Российской Федерации займы, например, у Италии и

Германии имеют разные процентные ставки (плавающие процентные ставки — особый случай), а условия  выплаты в основном совпадают (что  отражает скоординированную политику предоставления займов или гарантий кредитов, в том числе в рамках ОЭСР), то уже сейчас, а с января 2002 г. — совершенно очевидно возникнут  сомнения в юридической оправданности  и обоснованности такой ситуации. Правовые акты ЕС по введению евро, в  основном рассчитанные на коммерческий оборот, не дают ответа на вопрос о судьбе процентных платежей по такого рода государственным заимствованиям. Очевидно,

Российской Федерации  следовало бы вступить в переговоры с партнерами из

“зоны евро” по этому правовому вопросу, имеющему важное экономическое значение.

 

3. Что касается российского  долга европейским кредиторам, номинированного  в долларах, то введение евро  само по себе не создает  никаких оснований для его  конвертации в новую валюту. Пересмотр  соответствующих кредитных договоров  возможен лишь в обычном порядке  при наличии обоюдной заинтересованности  сторон. Заинтересованность российской  стороны при падающем курсе  евро очевидна. Но тот же фактор  в равной степени определяет  незаинтересованность кредиторов. К тому же курсовая конъюнктура  переменчива. Как уже отмечалось, в долгосрочном плане следует  ожидать повышения курса евро  по отношению к доллару, которое  неизбежно сведет на нет большую  часть полученных от конвертации  выгод. В силу этих причин вопрос о переводе части российского государственного долга из долларов в евро в практической плоскости пока не стоит.

 

Общая линия Российской Федерации  в отношении замены доллара на евро в наших долговых обязательствах должна выстраиваться постепенно, с  учетом практики международного использования  новой мировой валюты, в том  числе и в операциях по государственным  внешним заимствованиям. Кстати, именно такую осторожную позицию по отношению  к евро занял Китай, который намерен  определиться в вопросах использования  евро в роли мировой валюты только на основе трехлетнего опыта его  функционирования.

 

Следует особо подчеркнуть, что любые шаги по переводу российского  государственного долга в евро возможны лишь в строгой увязке с общей  тактикой на переговорах о реструктуризации задолженности.

 

Самостоятельный сегмент  российского внешнего долга составляет задолженность российских компаний и коммерческих банков. Она образовалась в основном в 1997—1998 гг., причем значительную ее часть (свыше 40%) составляют кредиты  в немецких марках, которые должны быть переоформлены в евро. Эта  группа российских должников по иностранным  кредитам в силу характера своей  деятельности постоянно связана  с кредиторами, самостоятельно решает возникающие долговые проблемы.

 

В более сложном положении  находится другая группа российских должников — компании и предприятия. Их задолженность образовалась преимущественно  из коммерческих долгов, сделанных  в конце 80-х — начале 90- х годов. В соответствии с Заявлением Правительства  Российской Федерации от

1 октября 1994 года “О  переоформлении коммерческой задолженности  бывшего

СССР перед иностранными кредиторами” урегулированием этой части внешнего долга Российской Федерации должны заниматься Министерство финансов,

Министерство торговли и  Внешэкономбанк. Соответствующие переговоры ведутся с 14 “страновыми” клубами. Отсутствие прогресса в этой области и особенно резкое падение кредитного рейтинга России после 17 августа 1998 г. существенно осложняют обращение российских компаний на западноевропейский фондовый рынок, где введение евро повысило относительное значение кредитных рисков и, следовательно, требования рынка к дебиторам.

 

Появление единой европейской  валюты требует пересмотра стратегии  России относительно новых заимствований. Можно предположить, что в перспективе  объем долларовых кредитов в наших  операциях на мировом рынке ссудных  капиталов сократится и соответственно увеличатся масштабы обращения на объединенный европейский финансовый рынок в силу подробно рассмотренных выше причин (в частности, более низких по сравнению с другими регионами процентных ставок). На возможности использования евро в кредитных операциях повлияет также обычная практика, когда при выборе валюты займа предпочтительной является позиция кредитора. Немецкие и другие кредиторы из стран Евросоюза совершенно определенно станут теперь настаивать на преимущественном использовании евро.

 

7. КУРСОВАЯ ПОЛИТИКА И  ПОЛИТИКА РЕЗЕРВОВ

 

Общие принципы действующего в России валютного механизма  предполагают равенство всех валют  и отсутствие каких-либо преференциальных или дискриминационных рычагов, применяемых в отношении отдельных  валют. Однако на практике для существующей системы характерно фактическое  преобладание доллара США. Оно складывается из ряда элементов:

37. Основной объем торговли  на внутреннем валютном рынке  приходится на операции с долларом, спрос и предложение других  валют незначительны. В

Информация о работе Новая европейская валюта и ее перспективы