Новая европейская валюта и ее перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

В декабре 1991 г. руководители государств — членов Европейского сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.
После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств — членов Европейского Союза — Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Содержание работы

1. Введение

2. Новая европейская валюта и ее перспективы.

3. Евро и экономическая безопасность России.

4. Правовые вопросы операций с евро в России.

5. Использование евро во внешних торговых расчетах.

6. Внешний долг и внешние заимствования.

7. Курсовая политика и политика резервов.

8. Евро и валютные отношения в рамках СНГ.

9. Заключение

Список использованных в работе источников.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 76.71 Кб (Скачать файл)

 

3. ЕВРО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

 

Геополитические последствия  введения евро напрямую затрагивают  экономическую безопасность России.

 

В настоящее время степень  экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо  высокой. До 70% продовольствия, потребляемого  населением крупных городов, поступает  из-за рубежа. Государство не в состоянии  пресечь незаконный массированный  вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности  российской экономики. Страна вынуждена  подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных  экономических организаций, нередко  не учитывающие в должной мере российскую специфику.

 

Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.

Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты.

 

Это, в частности, привело  к перекосу между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая часть внешней торговли России — до 2/3 — связана с  Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть — на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время

Евросоюз стал и ведущим  иностранным инвестором в экономику  России.

 

Таблица 2. ЕС и США во внешнеэкономических  связях России в 1998 г., %

| |ЕС |США |

|Внешнеторговый оборот |33 |8 |

|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |

|(накопленный объем) | | |

|Прямые иностранные инвестиции  в 1998 г. |44 |35 |

|Иностранные инвестиции  в 1998 г. |64 |19 |

 

Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой  в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные  показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.

 

Таблица 3. Доллар США в  мировой и российской экономике, %

| |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 |

|Внешнеторговые контракты  |48 |80 |

|Банковские депозиты в  иностранной валюте|652 |90 |

|Официальные валютные  резервы |65 |65 |

|Государственный долг  развивающихся стран|50 |67 |

 

1 Все данные по России являются оценочными.

2 Не включая ЕС, конец 1996 г.

 

Возможные последствия этого  перекоса очевидны. Обвал доллара  на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для  российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны.

 

Существенное значение имеет  и геополитический аспект проблемы.

Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической  и политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и  Россия непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические  отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.

Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения  наркотиков и др. Отношения между  ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе —

Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

 

Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара  в отечественной экономике определяются главным образом объективной  слабостью национальной валюты. Поэтому  ключом к восстановлению экономической  независимости государства является оздоровление внутренней экономической  системы — внешнеэкономические  рычаги могут сыграть в этом плане  лишь вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного  использования.

Определенное место среди  этих рычагов призвана занять и единая европейская валюта.

 

В контексте экономической  безопасности России появление евро и вызванный им сдвиг в сторону  биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей  страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при  решении вопросов режима валютного  курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований  и торговли.

 

В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и постепенности.

 

Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше, практически неустранимы, более  сбалансированное распределение активов  и пассивов по основным международным  денежным единицам позволит России (как  на государственном, так и на частном  уровне) минимизировать риск курсовых потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне государственным органам  придется более скрупулезно выстраивать  линию поведения, просчитывать риски  и предвидеть последствия своих  действий.

Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

 

В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие  вопросы носят чисто технический  характер и могут быть решены в  рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо сложнее и  масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усиливает  процессы экономической (а в перспективе  и политической) консолидации в Европе.

 

Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой  “зоны евро”. По сути дела, с созданием  ЭВС внутри Европейского Союза возникло так называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями  более сильной, чем ранее, экономической  и политической сплоченности. Это  может иметь как положительные, так и отрицательные последствия  для России

(достаточно напомнить  недавние события вокруг Югославии).

 

Во-вторых, несмотря на то что  ряд государств — членов ЕС не вошел  в состав ЭВС, центростремительные  силы внутри Евросоюза заметно возросли: страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЭВС.

 

В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и

Восточной (страны-кандидаты  в члены ЕС традиционно широко используют немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей  внешней торговле, и большинство  из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро).

Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все  больше строить свою экономическую  политику с учетом происходящего  в ЕС. Все эти тенденции заметно  меняют внешнюю среду, в которой  приходится действовать Российской

Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с  ЕС (в том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса  требований и уступок обеих сторон).

 

Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных международных усилиях, направленных на противодействие деятельности транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают появление новой международной валюты. Особую опасность представляет применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну.

 

В целях противодействия  этой опасности руководящие органы ЕС и правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся осуществить переход  к более упорядоченным формам расчетов и укреплению финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства борьбы с криминализацией экономики.

 

Актуальность необходимых  для этого мер усиливается  международными обязательствами России по Соглашению о партнерстве и  сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривается постепенная  либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а также  политической линией Российского государства  по вопросу присоединения

России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов  от преступной деятельности. Ключевыми  составляющими этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной  системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых  капиталов, обеспечение возврата незаконно  вывезенных из России валютных средств  и, во-вторых, тесное, доверительное  сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов России и стран ЭВС.

 

4. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОПЕРАЦИЙ  С ЕВРО В РОССИИ

 

Правовой статус евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами  ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных принципах  и нормах международного и международного частного права.

 

Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного союза и единой валюты, состоит из трех частей:

18. нормы, регулирующие  отношения внутри ЭВС и обязательные  лишь для его участников (например, положения, касающиеся структуры  и функционирования Европейской  системы центральных банков);

19. нормы, действие которых  распространяется на всю территорию  ЕС;

20. нормы общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа определяется известным  принципом международного и международного  частного права, согласно которому  к любой валюте применяется  право государства-эмитента (в данном  случае — право ЕС).

 

В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального  статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский внутренний валютный рынок. Это означает, что  правовые нормы, принятые странами —  членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и на российских операторов).

 

Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые  радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с  национальными валютами 11 стран  ЭВС — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом  соответствующего правового регулирования.

 

В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:

21. Начиная с 1 января 1999 г. ЭКЮ автоматически переведен  в евро в соотношении 1:1. Все  ранее принятые обязательства  в ЭКЮ теперь обслуживаются  в евро.

22. Установлены окончательно  зафиксированные обменные курсы  национальных валют по отношению  к евро; эмиссия национальных  валют поставлена под контроль  Европейского центрального банка;  самостоятельная котировка национальных  валют прекращена, а их курсы  автоматически следуют за евро.

23. Все платежи и расчеты,  связанные с бюджетом ЕС, переведены  на евро.

24. Новые выпуски государственных  ценных бумаг 11 стран — участниц  ЭВС размещаются только в евро.

25. Расчеты между государствами  и государственными организациями  стран ЭВС производятся в евро.

26. Вне указанных выше  областей, в которых переход на  евро обязателен, участники хозяйственного  оборота сохраняют свободу выбора  валюты; вплоть до 31 декабря 2001 г.  действует правило “никаких запретов, никаких ограничений”.

27. В полном соответствии  с нормами международного частного  права введение евро не может  служить основанием для применения  принципа резкого изменения обстоятельств,  которое выходит за пределы  общепринятого риска и требует  пересмотра контрактов. Это означает, что действительность и преемственность  всех контрактов и других юридических  инструментов полностью сохраняются.

28. 1 января 2002 года в обращение  будут выпущены купюры и монеты  евро, в течение последующих шести  месяцев национальные валюты  в наличном обороте будут в  обязательном порядке конвертированы  в евро и прекратят свое  существование. После этого евро  превратится в единственное законное  платежное средство на территории  Экономического и валютного союза.  Национальные валюты 11 стран ЭВС,  естественно, прекратят хождение  и на территории третьих стран.

29. Упраздненные купюры  и монеты национальных государств, вошедших в ЭВС, будут в течение  неограниченного времени обмениваться  на евро кредитными учреждениями  на территории союза.

 

Для того чтобы избежать финансового  и материального ущерба, российские экономические операторы должны знать основные правовые нормы в  отношении евро, установленные Европейским  Союзом, и в полной мере учитывать  их обязательный характер. В частности, не следует пытаться уклониться от исполнения сделок и других обязательств по причине якобы неопределенности некоторых правовых актов ЕС. Попытки  такого рода неизбежно будут иметь  отрицательные последствия. Важно  помнить и о том, что обменные курсы

Информация о работе Новая европейская валюта и ее перспективы