Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа
Цель написания курсовой работы: исследование современных структур международных компаний и перспективы их реформирования.
Задачи данной курсовой работы:
изучить существующие организационные структуры компаний;
выявить основные проблемы и возможные пути их решения;
определить тенденции развития в современных условиях.
Введение 3
1. Понятие и виды организационных структур 5
компаний при осуществлении международной деятельности 5
1.1.Понятие международной деятельности и организационной структуры компаний. 5
1.2. Основные виды организационных структур компаний при осуществлении международной деятельности 6
1.3. Иные организационные структуры международного бизнеса 13
1.4. Гетерархия как новый способ организации 17
2. Мыльная опера Procter & Gamble: многосерийная история 20
2.1. Развитие организационной структуры компании 20
2.2. Анализ организационной структуры компании 25
3. Перспективы организационных структур российских предприятий при осуществлении международной деятельности. 30
3.1. Путь поглощений компаний добывающего сектора 30
3.2. Устранение бюрократических элементов в структуре предприятий. 31
3.3. Сетевой тип организационной структуры компании 33
Заключение 35
Список использованных источников 36
Министерство образования и науки РФ
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра мировой экономики и международного бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине мировая экономика и международный бизнес
Особенности организационной структуры компаний
при осуществлении международной деятельности
Исполнитель:
Руководитель:
к.э.н., доцент
Иркутск, 2012
Оглавление
Введение
В успехе деятельности любой компании не последнюю роль играет ее организационная структура, а компания, вышедшая на международный уровень, сталкивается с таким объемом информации и задач, что для их решения необходима действительно сложная и продуманная структура организации. Сложная, но не громоздкая, а такая, которая способна как и охватывать огромные территории и группы работников, так и держать всех участников в тесной взаимосвязи. Кроме того, структура международной компании обязана быть гибкой, то есть способной перестраиваться в меняющихся условиях международного рынка. Такая структура поможет компании уменьшить издержки и победить конкурентов.
Цель написания курсовой работы: исследование современных структур международных компаний и перспективы их реформирования.
Задачи данной курсовой работы:
Объектом исследования работы являются сами компании, осуществляющие международную деятельность, а предметом – их организационная структура, поиски ее совершенствования.
I глава курсовой работы посвящена теоретическим аспектам, в ней объясняется, что такое вообще международная деятельность и организационная структура компаний, описаны существующие организационные структуры международных компаний, их недостатки и преимущества. Каждый тип структуры проиллюстрирован схемами и примерами реальных компаний.
Во II главе мы переходим от общего к частному и подробно рассматриваем организационную структуру международной компании «Procter & Gamble» как одной из самых преуспевающих компаний, не в последнюю очередь благодаря своей уникальной структуре. В первой части представлена эволюция ее структуры (то, как она разрасталась и совершенствовалась), а во второй – анализ современной структуры. Далее подводятся итоги и выделяются принципы наиболее продвинутых организационных структур международных компаний, которые следует взять на вооружение всем желающим выжить на международном рынке фирмам, в том числе и российским. О них мы и поговорим в III главе, точнее о том, какие проблемы и перспективы есть у организационных структур компаний России, по каким направлениям следует их (структуры) совершенствовать.
Источники, использованные в данной курсовой работе – это преимущественно сайты об экономике международном бизнесе и управлении, официальные сайты международных компаний (Procter & Gamble, Parallels и других), учебники по мировой экономике, статистические данные Forbes, UNCTAD и др.
В процессе исследования данной работы были использованы следующие методы: наблюдение и сбор фактов, описание, метод анализа, метод синтеза, обобщение, сравнение и приведение статистических данных.
1. Понятие и виды организационных структур
компаний при осуществлении международной деятельности
1.1.Понятие международной
деятельности и
Чтобы приступить к рассмотрению темы курсовой работы, необходимо раскрыть некоторые основные понятия, которыми мы будем оперировать в процессе изучения поставленного вопроса.
Международная деятельность компании - это деятельность по экспорту и импорту товаров, капиталов, технологий, услуг, осуществление совместных с другими странами проектов, интеграционные процессы в различных сферах.
Компания, вышедшая на международный уровень, сталкивается с таким объемом информации и задач, что для их решения необходима сложная структура организации. Международные компании разделяют на несколько типов. Первый из них - это собственно транснациональные корпорации (ТНК). К ТНК ( по определению ЮНКТАД) относятся корпорации, включающие головные предприятия и их зарубежные филиалы (дочерние компании), причем головное предприятие контролирует активы других экономических единиц в государствах за пределами страны базирования материнской компании, как правило, путем участия в капитале (причем в качестве нормативной нижней границы для осуществления контроля за активами считается доля капитала не менее 10% обыкновенных акций). В начале XXI в. в мире насчитывалось уже 63 тыс. транснациональных корпораций с 800 тыс. зарубежных подразделений1, но ядро мирохозяйственной системы составляют около 100 ТНК, среди них «Ford», «Exxon», «Nestle» и др.
Второй тип - многонациональные корпорации (МНК), которые интернациональны по используемому капиталу, контролю и сфере деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Royal Dutch Shell», «Unilever», «Citroen» и др.
Третий тип - это международные корпоративные союзы, которые представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиа-строение, информатика. Типичным примером является западноевропейский концерн «Airbus Industrie».
Оптимальная структура управления транснациональной корпорацией должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в то же время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны. Головная материнская компания - административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации неэффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.
В литературе указываются следующие основные организационные формы зарубежных филиалов:
- дочерняя компания (subsidiary) - входящее
в систему ТНК предприятие
в принимающей стране, в котором
головная компания имеет право
решающего голоса в силу
- ассоциированная компания (в Великобритании - associate, в США - affiliate), входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием);
- отделение (branch) - вид зарубежного
филиала, которым головная
Организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях головной компании со своими зарубежными филиалами, обеспечивают более оперативное налаживание производства и сбыта в принимающих странах по сравнению с фирмами, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны (могут экономично и быстро обеспечивать свои предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в других странах)2.
Организационная структура в рассматриваемой форме бизнеса имеет особую важность, поскольку удачно выбранная организационная структура способна обеспечить наиболее действенный способ управления, а значит, и эффективность функционирования компании.
1.2. Основные виды организационных структур компаний при осуществлении международной деятельности
1) Разделение деятельности по географическому признаку (глобальная географическая структура). Организационные структуры ТНК могут зависеть зависят от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок(Рис 1). Эта форма организации компании используется в том случае, когда ее операции на внешнем рынке не ограничены одним регионом или страной, а достаточно равномерно рассредоточены по всему миру. Данная структура более удобна компаниям с низким уровнем диверсификации и с функциональной структурой на внутреннем рынке. Регионом может быть страна (если ее внутренний рынок велик) или группа стран. Большая часть операций компании децентрализована, штаб-квартира же обычно отвечает за общую корпоративную стратегию и осуществляет общий финансовый контроль. Так, например, У компании “Nestle” по пяти географическим зонам распределяются 75 оперативных компаний, каждая из которых управляется региональным управляющим. Региональные управляющие, имеющие свои офисы в штаб-квартире корпорации, представляют интересы держателей акций в своих регионах. Отдел исследований и разработок управляет семнадцатью отдельными исследовательскими компаниями, созданными в разных странах.
«Nestle» может использовать данную организационную структуру, потому что в ее операциях ни один регион не имеет преимущества, и 95% ее деловой активности сосредоточено за рубежом. А вообще, глобальная географическая структура имеет определенные недостатки для большинства видов компаний. Сосредоточивая усилия на нуждах конкретного регионального рынка, компания может принести в жертву возможные преимущества низких издержек на базе глобализации производства. При такой организации имеет место также распыление ресурсов компании в сфере внедрения новых технологий, поскольку инновации, принятые в рамках одного регионального подразделения, могут быть не приняты другими подразделениями. Следовательно, такая схема организации может быть неприменима для компаний, продукция которых в значительной степени зависит от технического прогресса.
Еще один недостаток глобальной
географической структуры заключается
в том, что приводит к необходимости дублирования
ресурсов компании, так как каждое региональное
подразделение должно иметь в своем составе функциональных
специалистов и специалистов по продукту
и во многих случаях — соответствующие
производственные мощности. Наконец, формирование
глобальной географической структуры
существенно увеличивает издержки на
координацию действий различных подразделений
компании и, следовательно, не способствует
глобальному планированию выпус
Рис 1. Глобальная географическая структура
2) Разделение деятельности по отраслям
и продуктам (глобальная продуктовая структура). Данного принципа построения
структуры управления придерживается
корпорация «General Electric» (эта одна из самых
многопрофильных компаний в мире, производит
в разных регионах широкий ассортимент
продукции, включая авиационные двигатели
промышленные пластмассы, осветительные
приборы, энергетические установки, медицинскую
и железнодорожную технику, бытовые приборы
и многое другое). Управление международным
производством и сбытом в корпорации «General
Electric» осуществляется по товарному (продуктному)
принципу. Данная структура помогает фирме
решить проблемы интеграции и координации
ресурсных потоков (сырья, товаров, капиталов,
информации) между структурными подразделениями
и штаб-квартирой и обеспечивает жесткую
централизацию власти со стороны штаб-квартиры
(Рис 2). В корпорации выделяется несколько
основных производственно-