Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель работы: Определить важнейшие современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран.
Основные задачи работы:
• определить основные причины и предпосылки возникновения ТНК, их сущностные характеристики;
• провести анализ основных тенденций современного развития ТНК
• выявить место и роль ТНК в мировом хозяйстве;
• определить, как деятельность ТНК влияет на экономику развивающихся стран;
• рассмотреть на примере компании «Unilever» деятельность ТНК в развивающихся странах.
Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики ТНК 6
1.1 Определение ТНК и их сущность 7
1.2 Причины появления ТНК. Этапы развития 9
1.3 Структура и организационные формы ТНК 12
1.4 Конкурентные преимущества ТНК 16
1.5 Конкурентные стратегии ТНК 19
1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500 20
Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран 23
2.1 Деятельность ТНК в сфере НИОКР 23
2.2 ТНК в добывающей промышленности развивающихся стран 29
2.3 Масштабы операций ТНК в инфраструктурном секторе 33
2.4 ТНК и подрядное сельскохозяйственное производство 39
Глава 3. Деятельность ТНК на примере «Unilever» 43
3.1 Цели и принципы компании 43
3.2 История развития компании 45
3.3 Unilever в России 47
3.4 Торговые марки 48
3.5 Политика компании. Программы развития
3.5.1 Здоровье и гигиена
3.5.2 Улучшение питания
3.5.3 Парниковые газы
3.5.4 Использование воды
3.5.5 Отходы и упаковка
3.5.6 Ресурсообеспечение в соответствии с принципами устойчивого развития
3.5.7 Улучшение качества жизни
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения 57
ТНК четвертого поколения - глобальные многоотраслевые корпорации. На современном этапе главная особенность развития ТНК состоит в создании сетей производства и реализации глобального масштаба. Статистика показывает, что рост количества зарубежных филиалов ТНК происходит гораздо быстрее, чем рост числа самих ТНК. Главную роль в выборе мест для создания дочерних фирм играет анализ производственных издержек, которые часто более низки в развивающихся странах; продается же продукция там, где на нее выше спрос, – главным образом, в развитых странах.
Так каковы же основные причины возникновения ТНК и их стремительного роста. Этими причинами стали:
Организация производства за рубежом дает ТНК ряд преимуществ:
Создавая международные производственные комплексы, используя глобальные ресурсы, ТНК работают независимо от страны базирования. Международный характер деятельности, значительная доля продаж за пределами страны являются их определяющими признаками.
Сегодня ТНК являются способом адаптации
(в форме диверсифицированной
В силу своего могущества ТНК оказывают серьезное влияние на страны и регионы, где они действуют. В результате их власти нередко утрачивают контроль над частью экономики и отдельными направлениями экономической политики, а подчас не могут даже принимать самостоятельные решения. Но ТНК неодинаковы по размерам, уровню концентрации капитала и производства, а следовательно, и возможности влияния на международные экономические отношения, экономику стран базирования и принимающих стран.
Большинство государств, заинтересованных
в иностранных инвестициях, стимулируют их
привлечение с помощью ТНК, поэтому те сравнительно
легко добиваются для себя льгот в виде
правительственных гарантий, снижения
налогов, пошлин и проч. От ТНК же требуется вкладывать
капитал в национальное производство,
участвовать в совместных проектах, нанимать
на руководящие должности
Экономической основой ТНК обычно является либо единая акционерная компания, либо система материнского (головного) и дочерних (зависимых) обществ.
Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют как единый механизм в соответствии с ее глобальной стратегией, направленной на получение максимальной прибыли от функционирования комплекса объединяемых предприятий в целом, а не каждого из них в отдельности.
Для этого необходимо четкое руководство со стороны материнской компании зарубежными филиалами, позволяющее в то же время им самостоятельно принимать решения с учетом специфики местного рынка и законодательства принимающей страны.
Головная (материнская) компания - административный центр всей системы ТНК. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых и ликвидации неэффективных подразделений; формировании долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом; контроль над финансами и НИОКР [12. с. 190].
Отделения в каждой стране создаются с учетом
местных условий и в известной степени
Своим зарубежным структурам многие ТНК предоставляют максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Зависимость таких структур с материнской компанией определяется ее долей в их капитале. При этом родительская фирма не уделяет большого внимания контролю над деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыльно. Однако может обеспечивать филиалы технологической, маркетинговой и финансовой поддержкой.
Предприятия, входящие в международную ТНК, могут быть:
ТНК существуют в нескольких организационных формах.
Прежде всего, это международный трест, объединяющий предприятия, которые в совокупности образуют технологическую цепочку. В тресте обычно происходит полная централизация всех управленческих функций в головной компании, а оставшиеся предприятия теряют свою самостоятельность. Периодом расцвета трестов была первая половина XX столетия, когда лицо любой экономики определяли металлургическая, химическая, нефтяная и прочие подобные отрасли индустрии.
Однако сегодня ТНК превратились из одноотраслевых в многоотраслевые структуры, имеющие форму концернов и конгломератов.
Концерн объединяет в основном родственные,
но не обязательно непосредственно связанные между собой
Недостаточная гибкость концернов привела к появлению в начале 1970-х гг. такой организационной формы, как конгломераты. Их преимущество состоит в том, что они могли объединять предприятия любых отраслей, вообще никак, кроме финансовых отношений, не связанных друг с другом. Однако это резко ухудшало управляемость. Поэтому ТНК, имеющие организационную форму конгломератов, встречаются достаточно редко.
В децентрализованной ТНК, называемой иногда интергломератом, головной фирмой осуществляется финансовое руководство и контроль, а входящие в нее предприятия имеют статус центров прибыли, вырабатывающих и реализующих собственные производственные и рыночные стратегии. Контроль над ними со стороны руководства компании минимален. [12. с. 192].
В большинстве случаев ТНК представляют горизонтально и (или) вертикально интегрированные корпорации, объединяющие сотни разбросанных по всему миру предприятий, связанных, помимо всего прочего, особым внутренним рынком. В результате чего значительная часть их даже международных сделок является фактически внутрифирменными операциями. Внутрифирменная торговля ограждает подразделения ТНК от международной конкуренции, позволяет избегать валютных барьеров при импорте в страну базирования товаров, произведенных в филиалах.
В настоящее время все большую роль начинает
играть такая организационная форма
Участники МФПГ могут быть связаны между собой:
Принципиальным отличием МФПГ от треста, концерна и конгломерата является присутствие в ее структуре финансового звена (банк, инвестиционная компания и проч.). С их помощью она осуществляет экономическую и технологическую интеграцию входящих предприятий для реализации крупных инвестиционных и производственных программ.
Таким образом, в МФПГ «под одной крышей» могут
Объединяемые в МФПГ фирмы являются автономными,
и на их деятельность накладываются лишь
финансовые ограничения. Это могут быть
государственные, частные или смешанные
МФПГ отражают тенденции концентрации капитала, интеграции, диверсификации форм и направлений производственной деятельности, ее интернационализацию и глобализацию.
ТНК базируют свои конкурентные стратегии на конкурентных преимуществах фирмы.
Существуют два основных вида конкурентных преимуществ фирмы:
Низкие издержки отражают способность фирмы
Дифференциация - это способность создать уникальные и большей стоимостью новые качества товара, его особые потребительские свойства или послепродажное обслуживание. При дифференциации продукции фирма получает на каждую единицу продукции большую прибыль, чем конкуренты.
В действительности любая действенная стратегия должна уделять внимание обоим видам конкурентного преимущества. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна одновременно обеспечивать приемлемое качество и обслуживание. А товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товаров конкурентов, чтобы это приносило ущерб фирме.
Транснациональные корпорации успешно конкурируют на локальных и международных рынках на базе конкурентных преимуществ, специфичных для данной фирмы. В результате фирма получает большую, чем конкуренты, прибыль вследствие более низких издержек или дифференциации товара [10. с. 303].
В Таблице 1 перечислены возможные способы получения конкурентных преимуществ, причем фирма может применять несколько способов одновременно. Первая группа способов используется также и фирмами, оперирующими только на внутреннем рынке. Вторая группа - преимущества, получаемые от мультинационализации деятельности как таковой.
Конкурентные преимущества ТНК. Таблица 1.
Преимущество |
Характеристика |
1. Конкурентные преимущества общего порядка | |
Обладание собственной технологией |
Ноу-хау, или технология производства продукта, процесса или управления, принадлежащие фирме, которые другие фирмы могут получить только посредством НИОКР или от данного владельца |
«Гудвилл», основанный на марке или торговом знаке (goodwill) |
Репутация в отношении качества, услуг и т.п., полученная на базе опыта |
Экономия на масштабах производства (economies of scale) |
Производство в больших масштабах, снижающее стоимость единицы продукции |
Экономия на диапазоне деятельности (economies of scope) |
Имеет место, когда за счет объединения «под одной крышей» нескольких видов производства достигается сокращение затрат |
Экономия на масштабе закупок |
Снижение стоимости сырья и полуфабрикатов за счет закупок в больших количествах |
- на финансировании |
Доступ к финансированию по более низким ставкам для крупных фирм |
- на сбыте |
Отгрузка сырья и продукции большими партиями, снижающаяся стоимость отгрузки единицы продукции |
- рекламе |
Продажи на нескольких рынках, позволяющие определенную «межрыночную» специализацию рекламы |
Покровительство государства |
Свободный или преференциальный доступ на рынок, регулируемый государством |
Менеджмент персонала |
Навыки стимулирования групповой деятельности заняты и оптимизации производительности труда |
2. Конкурентные преимущества, связанные с | |
Мультинациональные |
Знание рынков в нескольких странах и доступ к ним |
Мультинациональные источники снабжения |
Надежный доступ к источникам сырья, полуфабрикатов и т.п. в нескольких странах, что снижает издержки по сравнению с единственным источником |
Мультинациональная |
Операции в нескольких странах снижают «риск страны» и бизнес-риск |
Опыт менеджмента в нескольких странах |
Полученные на базе опыта навыки управления операциями в нескольких странах дают преимущества перед конкурентами |
Экономия агломерации |
Экономия на агломерации производственной
деятельности в результате территориально- |