Особенности развития ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Определить важнейшие современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран.
Основные задачи работы:
• определить основные причины и предпосылки возникновения ТНК, их сущностные характеристики;
• провести анализ основных тенденций современного развития ТНК
• выявить место и роль ТНК в мировом хозяйстве;
• определить, как деятельность ТНК влияет на экономику развивающихся стран;
• рассмотреть на примере компании «Unilever» деятельность ТНК в развивающихся странах.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики ТНК 6
1.1 Определение ТНК и их сущность 7
1.2 Причины появления ТНК. Этапы развития 9
1.3 Структура и организационные формы ТНК 12
1.4 Конкурентные преимущества ТНК 16
1.5 Конкурентные стратегии ТНК 19
1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500 20
Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран 23
2.1 Деятельность ТНК в сфере НИОКР 23
2.2 ТНК в добывающей промышленности развивающихся стран 29
2.3 Масштабы операций ТНК в инфраструктурном секторе 33
2.4 ТНК и подрядное сельскохозяйственное производство 39
Глава 3. Деятельность ТНК на примере «Unilever» 43
3.1 Цели и принципы компании 43
3.2 История развития компании 45
3.3 Unilever в России 47
3.4 Торговые марки 48
3.5 Политика компании. Программы развития
3.5.1 Здоровье и гигиена
3.5.2 Улучшение питания
3.5.3 Парниковые газы
3.5.4 Использование воды
3.5.5 Отходы и упаковка
3.5.6 Ресурсообеспечение в соответствии с принципами устойчивого развития
3.5.7 Улучшение качества жизни
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения 57

Файлы: 1 файл

2 мама.doc

— 515.50 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время, безусловно, главным способом получения конкурентных преимуществ любой фирмы является обладание собственной технологией. Необходимость постоянного совершенствования  этой технологии и быстрого использования  результатов обладания ею является сейчас основным стимулом к транснационализации. Некоторые из перечисленных в Таблице 1 способов получения конкурентных преимуществ нуждаются в небольших оговорках. Так, экономия на масштабах рекламы требует от руководства фирмы достаточного знания деловой культуры стран, в которых оно намерено стандартизировать рекламу, иначе она может дать обратный эффект.

Опыт менеджмента в  нескольких странах дает фирме преимущественное ноу-хау оперирования в разных странах  с различными деловыми ситуациями. Однако в принимающих странах  могут быть менеджеры, имеющие гораздо  больший опыт функционирования в  данном конкретном деловом окружении. Тогда эти местные фирмы будут  иметь преимущество перед всеми  ТНК в этой ситуации. Тем не менее, навыки менеджмента операций в странах с разнообразным деловым окружением сами по себе являются дефицитным фактором и, как правило, создают преимущество для располагающих таким преимуществом компаний [10. с. 305].

Для использования конкурентных преимуществ современные ТНК  формируют конкурентные стратегии, что требует от управленческого  персонала принятия решения относительно целесообразности сосредоточения на том  или ином преимуществе. Фирма должна оценить издержки и выгоды от получения  конкурентного преимущества обычно посредством решения дилеммы  «make versus buy» - «создать или купить». Для анализа источников конкурентного преимущества фирмы необходим систематизированный анализ всех видов деятельности, осуществляемых фирмой, и их взаимодействия между собой.

1.5 Конкурентные стратегии ТНК

В настоящее время можно  говорить о качественном изменении  в международной интеграции производства, создании международной интегрированной  системы производства. В основе этого  процесса лежат изменения в стратегиях ТНК.

Виды конкурентных стратегий  ТНК:

  1. Единичная (Stand alone) фирма. В прошлом функции между материнской компанией и филиалами были строго разграничены. Иностранные филиалы (за исключением сырьевых отраслей), как правило, проводили так называемые Stand alone стратегии, когда филиал практически дублировал всю стоимостную цепочку материнской компании (кроме технологии и финансов, которые обеспечивала материнская фирма).
  2. Простая интеграция. Филиалы осуществляют (как правило, на основе технологии, полученной от материнской компании) ограниченный диапазон видов деятельности для поставки этой фирме специфических компонентов, где они обладают конкурентным преимуществом в производстве. Такие стратегии породили новые формы трансграничных связей и позволяют осуществлять больший двусторонний обмен информацией, технологией и другими результатами деятельности между материнской фирмой и филиалами.
  3. Комплексная интеграционная стратегия. Две предыдущие формы предполагают довольно фрагментированную деятельность внутри ТНК и достаточно ограниченную трансграничную интернационализацию. Однако под влиянием либерализации международного аспекта своей деятельности, распространения информационной технологии и ужесточения конкуренции ТНК начали реорганизацию способов управления своими активами в международном масштабе. Более конкретно, как часть общей «комплексной интеграционной стратегии», ТНК превращают свои географически разбросанные филиалы и фрагментированные системы производства в сети (networks) производства и сбыта, интегрированные глобально и регионально [10. с. 308-310].

Поскольку «комплексные интеграционные стратегии» значительно расширяют  объем корпорационных функций, осуществляемых через границы и с учетом того обстоятельства, что на ТНК приходится значительная доля мирового производства, транснациональные корпорации вносят новые особенности в процесс международной экономической интеграции.

1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500

ТНК являются своеобразной «элитой бизнеса».

Подобно тому, как ТНК являются «элитой бизнеса», среди ТНК есть своя элита –  суперкрупные фирмы, соперничающие  со многими государствами и по производству, и по бюджету, и по числу «подданных».

Существует  два наиболее известных рейтинга самых крупных компаний планеты: Fortune Global 500 и Forbes 2000.

Fortune Global 500 - это  рейтинг 500 крупнейших мировых  компаний, критерием составления  которого служит выручка компании [20]. Список составляется и публикуется ежегодно журналом Fortune.

Ниже приведены 10 компаний, возглавляющих рейтинг, опубликованный в июле 2013.

Рейтинг Fortune Global 500 (2013 год). Таблица 2.

Компания

Обороты ($млрд.)

Область деятельности

Royal Dutch Shell, Нидерланды

481.7

добыча и  переработка нефти и газа

Wal Mart, США

469.2

розничная торговля

ExxonMobil Corporation, США

449.2

добыча и  переработка нефти и газа

Sinopec Group, Китай

428.2

добыча и  переработка нефти и газа

China National Petroleum, Китай

408.6

добыча и  переработка нефти и газа

Chevron Corporation, США

233.9

добыча и  переработка нефти и газа

BP, Англия

388.3

добыча и  переработка нефти и газа

State Grid, Китай

298.4

электроэнергетика

Toyota Motor, Япония

265.7

автомобильное производство

Volkswagen, Германия

247.6

автомобильное производство

Total, Франция

234.3

добыча и  переработка нефти и газа


Forbes 2000 - список 2000 крупнейших компаний  мира по версии журнала Forbes. Крупнейшие мировые компании  оцениваются по четырём показателям  - выручке, чистой прибыли, активам  (по отчётности за последние 12 месяцев) и рыночной капитализации компаний [19]. Среднее арифметическое занятых в четырёх списках мест выбирается в качестве интегрального показателя, согласно которому компании и расположены в итоговом рейтинге. В список попали только те компании, чей объём продаж составляет как минимум 1 млрд. долл., а акции доступны для инвесторов в США и стоят не менее 5 долл.

В 2013 году в рейтинг  входят компании из 63 стран мира, в 2009 году было представлено 62 страны. При  этом наибольшее количество компаний - 547 являются американскими, что составляет 27,4 % от общего числа компаний в рейтинге. На втором месте по этому показателю находится Япония - 250 компаний и соответственно 12,5 % [19]. Эти данные представлены в Таблице 3.

Страны  базирования крупнейших ТНК. Таблица 3.

Страна

Число компаний

Процент от общего числа

Динамика относительно 2009 г.

Крупнейшая  компания

США

547

27,4%

4▼

JPMorgan Chase (3)

Япония

250

12,5%

38▼

Mitsubishi UFJ Financial (27)

Китай

136

6,8%

45▲

ICBC (1)

Англия

95

4,7%

7▼

HSBC Holdings (6)

Франция

74

3,7%

2▲

BNP Paribas (22)

Индия

56

2,8 %

9▲

Reliance Industries (121)

Германия

50

2,5%

7▼

Volkswagen Group (14)

Россия

30

1,5%

2▲

Gazprom (17)


 

 

 

 

 

 

Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран

Главной движущей силой современного процесса глобализации мировой экономики стали транснациональные корпорации (ТНК), накладывающие внутрикорпорационное разделение труда на традиционное разделение труда между государствами. Сердцевиной процесса глобализации является формирующееся международное производство, т.е. производство товаров и услуг, контролируемое и управляемое фирмами, штаб-квартиры которых находятся за пределами принимающих стран [10. с. 296].

Сегодня экспорт  из иностранных филиалов ТНК составляет 1/3 мирового экспорта товаров и услуг. Численность занятых в ТНК  возросла с 1982 г. по 2008 г. в 4 раза и составляет около 77 млн. человек, что в 2 раза больше, чем трудовые ресурсы Германии [29].

Т.к. цель моей работы - определить важнейшие  современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран, то целесообразно привести их определение.

Итак, развивающимися считаются  страны, где уровень ВВП и национального  дохода на душу населения недостаточен, чтобы создать сбережения, необходимые  для осуществления инвестиций. Они  характеризуются значительным первичным  сектором, низким уровнем жизни большей  части жителей, которые имеют  возможность удовлетворять в основном первичные потребности.

Понятие развивающихся стран  довольно условно. К тому же многие страны Азии, Африки и Латинской  Америки давно уже перестали  быть экономически отсталыми.

2.1 Деятельность ТНК  в сфере НИОКР

В последние десятилетия  глобальные расходы на НИОКР быстро росли и в 2002 году достигли примерно 677 млрд. долларов. Для них характерна очень высокая степень концентрации. На десять ведущих стран, возглавляемых Соединенными Штатами, приходится свыше 4/5 мировых расходов на НИОКР. В ведущую десятку входят лишь две развивающиеся страны (Китай и Республика Корея). В то же время доля развитых стран снизилась с 97% в 1991 году до 91% в 2002 году, а в развивающихся странах Азии - возросла с 2% до 6%. ТНК являются важнейшими участниками  этого процесса.

Явление интернационализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ТНК в целом не ново. Когда компании расширяют свою международную деятельность, им необходимо адаптировать технологии к местным потребностям и успешно реализовывать свою продукцию на рынках принимающих стран. Во многих случаях для этого в той или иной степени необходима интернационализация НИОКР. В то же время ТНК традиционно занимались НИОКР в основном в странах базирования. Сегодня в процессе интернационализации появляется ряд новых особенностей. В частности, впервые ТНК выносят за пределы развитых стран такие НИОКР, которые выходят за рамки адаптации к требованиям местных рынков. В некоторых развивающихся странах, странах Юго-Восточной Европы и СНГ ТНК все чаще ориентируют свои НИОКР на глобальные рынки, интегрируя их в ключевые направления своей инновационной деятельности.

Это можно проиллюстрировать  на следующих примерах. С 1993 года, когда компания "Моторола" создала первую иностранную лабораторию НИОКР в Китае, число зарубежных подразделений, занимающихся НИОКР в этой стране, увеличилось примерно до 700. В Индии в НИОКР, которые одна из крупнейших в мире ТНК "Дженерал электрик" ведет в таких областях, как авиационные двигатели, потребительские товары длительного пользования и медицинское оборудование, занято 2 400 человек. Такие фармацевтические компании, как "Астра-Зенека", "Эли Лилли", "ГлаксоСмитКлайн", "Новартис", "Пфайзер" и "Санофи-Авентис", проводят клинические исследования в Индии. Доля Юго-Восточной и Южной Азии в глобальной деятельности по разработке полупроводников практически с нуля в середине 90-х годов возросла почти до 30% в 2002 году. Компания "СТМайкроэлектроникс" разрабатывает некоторые из своих полупроводников в Рабате (Марокко).

  В целом на сегодняшний день даже по консервативным оценкам, на долю ТНК приходится почти половина глобальных расходов на НИОКР и не меньше 2/3 коммерческих расходов на исследования и разработки (по оценкам, 450 млрд. долл.). В отдельных странах эти долевые показатели значительно выше. Действительно, расходы на НИОКР некоторых крупных ТНК намного превышают соответствующие затраты многих стран. Шесть ТНК ("Форд", "Пфайзер", "ДаймлерКрайслер", "Сименс", "Тойота" и "Дженерал моторс") в 2003 году израсходовали на НИОКР свыше 5 млрд. долларов. Для сравнения, среди развивающихся стран суммарные затраты на НИОКР приближались к 5 млрд. долл. или превышали эту цифру лишь в Бразилии, Китае, Республике Корея и провинции Китая Тайвань [26]. Компании, занимающие в мире ведущее место по затратам на НИОКР, сконцентрированы всего лишь в нескольких отраслях, в первую очередь в отрасли по производству информационно-телекоммуникационного оборудования, в автомобильной промышленности, в фармацевтике и биотехнологической отрасли.

Проводимые ТНК НИОКР  приобретают все более интернациональный характер. Свидетельством растущей интернационализации НИОКР является усиление роли иностранных филиалов в исследованиях и разработках, проводимых во многих принимающих странах. В период с 1993 по 2002 год расходы зарубежных филиалов на НИОКР во всем мире, по оценкам, увеличились с 30 млрд. долл. до 67 млрд. долл. (или с 10% до 16% глобальных коммерческих НИОКР). В отличие от развитых стран, где этот рост был достаточно скромным, в развивающихся странах он приобрел совершенно иные масштабы: доля зарубежных филиалов в коммерческих НИОКР в развивающихся странах с 1996 по 2002 год возросла с 2% до 18% [26].

Информация о работе Особенности развития ТНК