Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа
Цель работы: Определить важнейшие современные тенденции развития ТНК и влияние их деятельности на экономику развивающихся стран.
Основные задачи работы:
• определить основные причины и предпосылки возникновения ТНК, их сущностные характеристики;
• провести анализ основных тенденций современного развития ТНК
• выявить место и роль ТНК в мировом хозяйстве;
• определить, как деятельность ТНК влияет на экономику развивающихся стран;
• рассмотреть на примере компании «Unilever» деятельность ТНК в развивающихся странах.
Введение 3
Глава 1. Сущностные характеристики ТНК 6
1.1 Определение ТНК и их сущность 7
1.2 Причины появления ТНК. Этапы развития 9
1.3 Структура и организационные формы ТНК 12
1.4 Конкурентные преимущества ТНК 16
1.5 Конкурентные стратегии ТНК 19
1.6 Элита бизнеса. Forbes 2000. Fortune Global 500 20
Глава 2. ТНК в экономике развивающихся стран 23
2.1 Деятельность ТНК в сфере НИОКР 23
2.2 ТНК в добывающей промышленности развивающихся стран 29
2.3 Масштабы операций ТНК в инфраструктурном секторе 33
2.4 ТНК и подрядное сельскохозяйственное производство 39
Глава 3. Деятельность ТНК на примере «Unilever» 43
3.1 Цели и принципы компании 43
3.2 История развития компании 45
3.3 Unilever в России 47
3.4 Торговые марки 48
3.5 Политика компании. Программы развития
3.5.1 Здоровье и гигиена
3.5.2 Улучшение питания
3.5.3 Парниковые газы
3.5.4 Использование воды
3.5.5 Отходы и упаковка
3.5.6 Ресурсообеспечение в соответствии с принципами устойчивого развития
3.5.7 Улучшение качества жизни
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения 57
Хотя ТНК развитых стран по-прежнему доминируют в инфраструктурных отраслях на международном уровне, заметно возросли масштабы участия ТНК развивающихся стран. В некоторых отраслях, например в секторе телекоммуникаций, они стали крупными игроками, а в других, например в секторе транспорта, - даже мировыми лидерами (Приложение 3). В 2006 году в списке 100 крупнейших инфраструктурных ТНК мира насчитывалось 14 корпораций из Соединенных Штатов, 10 из Испании и по 8 из Франции и Соединенного Королевства. В то же время штаб-квартиры не менее 22 компаний из 100 крупнейших инфраструктурных ТНК расположены в развивающихся странах или странах с переходной экономикой. Больше всего таких компаний (5) размещается в Гонконге (Китай) и по 3 ТНК в Малайзии и Сингапуре [28].
В той или иной степени ТНК Юга играют более заметную роль в инфраструктурных отраслях развивающихся стран, хотя они и вкладывают денег меньше, чем их коллеги из развитых стран. В Азии и Океании участие ТНК из других развивающихся стран носит особенно выраженный характер, в первую очередь в межрегиональных инвестициях. В 1996-2006 годах почти половина иностранных инвестиционных обязательств в инфраструктурном секторе Азии и Океании была принята в развивающихся странах, и в двух отраслях (телекоммуникации и транспорта) на ТНК Юга приходилась самая крупная доля иностранных обязательств. В Африке инвесторы из развивающихся стран преобладают в секторе телекоммуникаций (58% всех обязательств), играя однако менее значительную роль в других инфраструктурных отраслях. В среднем на компании развивающихся стран приходится 40% всех обязательств в Африке. Наконец, в Латинской Америке и Карибском бассейне инвесторы из развивающихся стран играют более ограниченную роль (16% всех обязательств).
Финансовые ограничения, с которыми сталкивались правительства, выступали одной из главных причин, в силу которых все больше развивающихся стран в 1990-е годы стали открывать инфраструктурные отрасли для ПИИ и ТНК. Действительно, участие ТНК в инфраструктурном секторе развивающихся стран обусловило приток значительных финансовых ресурсов. Как уже отмечалось, суммарный объем инфраструктурных ПИИ в развивающихся странах, а это один из показателей того, в какой степени участие ТНК позволяет мобилизовать финансовые ресурсы, в период после 1990 года резко увеличивался [28].
Кроме того, 246 млрд. долл. иностранных инвестиционных обязательств в инфраструктурном секторе развивающихся стран в период 1996-2006 годов составляли в среднем 29% от всех инвестиционных обязательств ЧСИ. Это говорит о важности вклада ТНК в развитие этих отраслей в развивающихся странах, причем самый высокий долевой показатель зафиксирован в случае Африки (36%).
Несмотря на значительные объемы инвестиций ТНК в инфраструктуру развивающихся стран, этого недостаточно для того, чтобы восполнить колоссальный дефицит финансирования: нужны крупные дополнительные инвестиции из любого источника. Так, например, в Африке совокупный объем инвестиционных обязательств ТНК в инфраструктурном секторе за десятилетие 1996-2006 годов составил 45 млрд. долл. - сумма (даже в случае выполнения этих обязательств в полном объеме), едва равнозначная нынешним годовым потребностям региона в инфраструктурных инвестициях в размере 40 млрд. долл. [28].
Аналогичным образом, в значительной части Латинской Америки инвестиции в инфраструктуру, осуществлявшиеся иностранными компаниями в 1990-е годы, были связаны со снижением государственных капиталовложений в этом секторе. Рассчитывая на масштабное увеличение инвестиций частного сектора, правительства многих стран региона урезали государственные ассигнования на инфраструктуру, однако прирост инвестиций ТНК (и отечественного частного сектора) не полностью компенсировал такое снижение. Один из важных уроков, который можно извлечь из этого опыта, заключается в том, что в случае участия ТНК не следует ожидать, что в результате будут удовлетворены все инвестиционные нужды инфраструктурных отраслей соответствующей страны; скорее такое участие следует рассматривать в качестве важного приложения и дополнения к отечественным инвестициям.
Чем выше уровень состязательности в инфраструктурной отрасли, тем выше вероятность того, что участие ТНК будет способствовать повышению эффективности благодаря усилению конкуренции. Для эффективного распространения технологий инфраструктурных ТНК необходимо наличие подготовленных к этому отечественных предприятий. Например, во многих странах конкурентная структура рынка телекоммуникационных услуг была создана в результате развития технического прогресса и осуществления реформ в отрасли. Так, в Уганде благодаря конкуренции между национальной компанией и несколькими ТНК снизились цены, и быстро возрос уровень проникновения мобильной связи. Исследования по странам демонстрируют взаимодополняемость приватизации и конкуренции: конкуренция приводит к увеличению выгод от приватизации, а приватизация усиливает эффект конкуренции.
В ряде развивающихся стран, где существует собственный потенциал, местные частные компании могут повышать свой уровень конкурентоспособности и эффективности, сотрудничая с ТНК по различным направлениям. Так, в развивающихся странах, например в Марокко, в секторе телекоммуникаций проведена частичная приватизация с долевым участием ТНК без приобретения прав контроля, которая имела благоприятные последствия для конкуренции. В качестве альтернативы привлечению ТНК некоторым развивающимся странам также удалось повысить эффективность работы коммунального хозяйства на основе корпоратизационных реформ без прямого участия ТНК. Однако успешный опыт имеется главным образом в развивающихся странах с относительно высокими доходами или в крупных развивающихся странах.
Участие ТНК может по-разному
сказываться на доступе к услугам
в различных сегментах
Иностранное участие может сыграть значительную роль в сельскохозяйственном производстве в развивающихся странах, которые остро нуждаются в частных и государственных инвестициях, и тем самым может стимулировать рост производительности и послужить опорой для экономического развития и модернизации.
Под воздействием потребностей стран с формирующейся рыночной экономикой, имеющих большую численность населения, в импорте продовольствия, роста спроса на производство биотоплива, а также нехватки земельных и водных ресурсов в некоторых развивающихся странах базирования приток ПИИ в сельскохозяйственное производство в период с 1990 года по 2007 год увеличился в три раза и достиг в пересчете на годовую основу 3 млрд. долл. [29]. Только на сферу производства пищевых продуктов и напитков приходятся годовые потоки, превышающие 40 млрд. долл.
Главными факторами, стимулирующими инвестиции в сельское хозяйство, являются, в частности, доступность земли и воды в определенных районах, а также быстрый рост спроса и увеличение импорта продовольственных культур в различных странах, включая как страны с формирующейся рыночной экономикой с большой численностью населения, такие как Бразилия, Индия, Китай и Республика Корея, так и развивающиеся регионы, в которых ощущается нехватка земельных и водных ресурсов.
С точки зрения географического распределения, масштабов деятельности на уровне отдельных стран, товарного охвата и типов задействованных ТНК значительным компонентом участия ТНК в сельскохозяйственном производстве является подрядное сельское хозяйство. В этом контексте подрядное сельскохозяйственное производство можно определить как договорные отношения без участия в капитале между фермерами и филиалами ТНК (или агентами, выступающими от имени ТНК), в рамках которых фермеры соглашаются поставлять ТНК определенное количество фермерской продукции по согласованной цене, с соблюдением определенных стандартов качества, сроков поставок и других спецификаций. Этот вариант является привлекательным для ТНК, поскольку он позволяет лучше контролировать соблюдение спецификаций продукции и требований поставкам, чем вариант опоры на спотовые рынки. В то же время он является менее капиталоемким, менее рискованным и более гибким, чем долгосрочная аренда земли или владение ею. С точки зрения фермеров подрядное сельскохозяйственное производство может обеспечивать предсказуемые доходы, доступ к рынкам и поддержку ТНК в таких областях, как кредиты и ноу-хау. Все это может способствовать повышению производительности в данной отрасли, включая выращивание продовольственных культур, и в экономике в целом. Кроме того, вклад ТНК в обеспечение продовольственной безопасности не сводится только к поставкам продовольствия; он включает в себя также повышение уровня пищевой безопасности и доступности продуктов питания. Обеспечение максимальных выгод и сведение к минимуму издержек участия ТНК зависят от правильности политики принимающих стран.
ТНК, использующие сельскохозяйственные подряды и другие недолевые формы участия в сельском хозяйстве, действуют по всему миру в более чем 110 странах Африки, Азии и Латинской Америки. Например, в 2008 году корпорация "Нестле" (Швейцария), являющаяся одним из лидеров пищевой промышленности, имела подрядные соглашения как минимум с 600 000 фермами в более чем 80 развивающихся странах и странах с переходной экономикой в качестве прямых поставщиков различных видов сельскохозяйственной продукции. Аналогичным образом компания "Олам" (Сингапур) имеет глобальную сеть сельскохозяйственных подрядов с участием примерно 200 000 поставщиков в 60 странах (в большинстве случаев - это развивающиеся страны) [29].
Подрядное сельскохозяйственное производство не только широко распространено, но и имеет значительную концентрацию во многих странах с формирующейся рыночной экономикой и в более бедных странах. Например, в Бразилии 75% производства мяса птицы и 35% производства соевых бобов обеспечивается за счет подрядного фермерства, в том числе с участием ТНК. Во Вьетнаме картина является аналогичной: 90% хлопка и свежего молока, 50% чая и 40% риса закупаются на основе сельскохозяйственных подрядов. В Кении с использованием этого метода производится около 60% чая и сахара.
Кроме того, сельскохозяйственными подрядами охватывается широкая номенклатура товаров, включая продукцию животноводства, продовольственные и экспортные культуры. Например, компания "Олам" закупает во всем мире 17 видов сельскохозяйственных товаров (включая орехи кешью, хлопок, специи, кофе, какао и сахар). Аналогичным образом до 2/3 сырья для производства корпорации "Юнилевер" составляют сельскохозяйственные культуры, которые включают в себя пальмовое и другие виды пищевых масел, чай и другие настои, помидоры, горох и широкий ассортимент других овощей. Они закупаются у 100 000 мелких фермеров и более крупных ферм в развивающихся странах, а также у поставщиков, представляющих третьи стороны [29].
Группа 25 крупнейших ТНК, специализирующихся на сельскохозяйственном производстве, отличается от группы ведущих ТНК, связанных с сельским хозяйством: в первой из этих групп присутствует значительное число компаний из развивающихся стран, во второй же этого нет (Приложение 4). С точки зрения объемов зарубежных активов места в группе специализированных сельскохозяйственных ТНК распределены практически поровну между компаниями из развитых и развивающихся стран, и это свидетельствует о том, что компании из развивающихся стран тоже становятся важными участниками глобального продовольственного и непродовольственного сельскохозяйственного производства. Вместе с тем в группе ТНК, связанных с сельскохозяйственным производством, все еще доминируют компании из развитых стран. Из 25 ведущих специализированных сельскохозяйственных ТНК 12 базируются в развивающихся странах, а 13 - в развитых странах. Более того, первую позицию в этом списке занимает ТНК из развивающейся страны - "Симе Дарби берхад" (Малайзия), а фирмы из Соединенных Штатов ("Доул фуд" и "Дель-Монте") занимают вторую и третью позиции.
Глава 3. Деятельность ТНК на примере Unilever.
Unilever (произносится Юнилэвэ
Девиз компании: "To add vitality to life", ("Придать жизни энергию")
Современное положение компании. Таблица 5.
Тип |
Публичная компания |
Год основания |
1930 |
Расположение |
Великобритания: Лондон, Нидерланды: Роттердам |
Ключевые фигуры |
Майкл Трешкоу (председатель совета директоров), Пол Полман (главный управляющий) |
Отрасль |
Производство продуктов |
Оборот |
▲ €51,3 млрд (2012 год) |
Чистая прибыль |
▲ €4,9 млрд (2012 год) |
Число сотрудников |
174 тыс. человек (2012 год) |
Сайт |
www.unilever.com |
Расходы на НИОКР |
€928 млн |
Рынок сбыта |
190 стран мира |
Национальность |
Представители 22 национальностей работают на руководящих должностях |
Активы |
$59,9 млрд |
Рыночная стоимость компании |
$122,3 млрд |
Честный подход к ведению бизнеса, уважительное отношение к людям и организациям, с которыми работает компания, забота об окружающей среде составляют сущность корпоративной ответственности.
Основная цель состоит в улучшении благосостояния общества через торговые марки, коммерческие операции и взаимоотношения, добровольные вклады и пожертвования.
Unilever постоянно оптимизирует свое воздействие на окружающую среду и предпринимает усилия для достижения долгосрочной цели развития стабильного бизнеса.
Корпоративная цель дополняется Кодексом принципов ведения бизнеса, который описывает стандарты поведения, соблюдение которых является обязательным для всех сотрудников Unilever в любой стране мира. Кодекс принципов также включает в себя обязательство в следовании законам страны, в которой мы работаем, и корпоративную ответственность.