Протекционизм в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых, относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать, таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. В этом заключается классический принцип международного разделения труда, т.е. международная торговля саморегулируется "снизу", в основе лежит производство и экономическая эффективность, основанная на издержках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1 Общая характеристика протекционизма в международной торговле…………………………………………………………………...….5
1.1 Протекционизм как направление внешнеторговой политики……….....…5
1.2 Преимущества и недостатки протекционизма…………………...………...8
2 Формы и методы протекционизма………………………………………...11
2.1 Тарифные методы………………………………..…………………………12
2.2 Нетарифные методы………………………………………………….…….17
3 Протекционизм во внешнеторговой политике РБ ...……………………..27
3.1 Тарифное регулирование…………………………………………………..29
3.2 Нетарифное регулирование ...…………………………..…………………33
4 Международная торговля в условиях кризиса и влияние на нее протекционизма………………………………………………………....….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ балукова Протекционизм в международной торговле.docx

— 95.99 Кб (Скачать файл)

В чистом виде автаркическая политика предполагает, что любой импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных  стран к замещению импорта  отечественной продукцией можно  охарактеризовать как автаркическую  политику. Например, если менее развитые страны развивают собственное промышленное производство для замены импорта, которое на начальном этапе невыгодно, то это представляется автаркической политикой в чистом виде. Однако это верно лишь в статическом состоянии. Статический подход не позволяет объективно оценить происходящие процессы, поскольку в этом случае любое стремление отойти от уже сформировавшегося международного разделения труда следовало бы оценивать как автаркическую политику. Оценка данного процесса в динамике позволяет предположить, что развитие импортозамещающего производства может привести к повышению эффективности в будущем.

Политика автаркии, так же как  и политика свободной торговли, в  чистом виде не проводится. Различные  степени протекционизма встречаются  постоянно и зависят от уровня экономического развития той или  иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной  торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется  не только развивающимися, но и промышленно  развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции [5, c.91-94].

 

  • Преимущества и недостатки протекционизма
  •  

    Что лучше  – протекционизм, который дает возможность  развития национальной экономики, или  свободная торговля, которая развивается  на основе свободных рыночных сил  и выявляет наиболее конкурентоспособные  отрасли хозяйства страны?

    К преимуществам протекционизма (это касается тарифов) можно отнести следующие черты:

    1. Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, хотя бы временной, могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, часто цена ее выше цен товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут платить более высокие цены, но с надеждой на снижение их в перспективе.

    2. Пошлины и налоги являются источником дохода государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов важна для бюджета.

    3. Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями произойдет сокращение рабочих мест, что вызовет дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Например, США поддерживают свою автомобильную индустрию в надежде, что в будущем она будет производить более дешевые автомобили, чем в Японии. В долгосрочном периоде потребители не будут платить высоких цен за машины, поскольку должны проявиться плоды инвестиционных программ, выраженные в более высокой производительности и в снижении цен [6, с. 273].

    4. Протекционизм  обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо для обеспечения национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

    5. Защита от демпинга - когда продажа товаров на экспорт ниже сравнимой цены, устанавливаемой в процессе торгового обмена на национальном рынке страны экспортера, приводит к ущербу для производителей конкурирующих товаров в стране импортера или к объективной угрозе такого ущерба. Однако в сравнении с общим объемом импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга немного. В действительности некоторые иностранные фирмы порой производят определенные товары с более низкими издержками, чем их конкуренты в стране-импортере. То, что на первый взгляд может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является результатом действия принципа сравнительных преимуществ (более выгодного экономико-географического положения, дешевых ресурсов и т.д.).

    Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль  будет в состоянии конкурировать  с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных»  протекционистских мер. У протекционизма имеется ряд следующих недостатков:

    1. Протекционизм  создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, т. к. он ограничивает конкуренцию.

    2. Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (напр. географическое положение и т.п.). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы с более эффективных производств в пользу менее эффективных, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

    3. Протекционизм,  в частности, одностороннее введение  тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

    4. Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

    5. Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные (и не только) товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

    Таким образом, у протекционизма есть как положительные, так и отрицательные стороны. Нужно подчеркнуть, что в чистом виде протекционизм невозможен, так  же, как и невозможна совершенно свободная торговля.

     

     

     

     

    1. Протекционные методы регулирования внешней торговли

     

    В рамках торговой политики тесно  переплетаются экономические, организационные, политические, административные, правовые и иные вопросы. Международная экономика  изучает преимущественно экономические  предпосылки и последствия осуществления  мер торговой политики, оставляя правовые организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких  как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

    Инструменты государственного регулирования  международной торговли по своему характеру  делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные  инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости  либо ограничить импорт, либо форсировать  экспорт (табл. 1).

     

    Таблица 1 - Классификация инструментов торговой политики

    Методы

    Инструменты торговой политики

    Объект регулирования

    Тарифные

    Таможенные пошлины

    Тарифная квота

     

    Импорт

    Импорт

    Н

    Е

    Т

    А

    Р

    И

    Ф

    Н

    Ы

    Е

    Количественные

    Квотирование

    Лицензирование

    «Добровольное ограничение»

     

    Экспорт

    Экспорт

    Импорт

    Импорт

    Скрытые

    Государственные закупки

    Требование о содержании местных компонентов

    Технические барьеры

    Налоги и сборы

     

    Импорт

     

    Импорт

    Импорт

    Импорт

    Финансовые

    Субсидии

    Кредитование

    Демпинг

    Экспорт

    Экспорт

    Экспорт

     

    [4, с. 176]

     

    Основная задача государства в  области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов  государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной  конкуренции и поэтому относится, прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта [7, c.49-51].

     

      1. Тарифные методы

     

    В зависимости  от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга  определений таможенного тарифа.

    Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

    • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии  с мировым рынком;
    • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
    • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

    Таможенный  тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

    Таможенные  тарифы выполняют следующие функции:

    • фискальную - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;
    • защитную - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;
    • стимулирующую, которая тесно связана с защитной, таможенный тариф выполняет стимулирующую функцию, когда наблюдается рост импортозамещающего производства;
    • регулирующую - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства,  на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;
    • торгово - политическую (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами;
    • балансировочную, принято считать, что балансировочную функцию выполняют только экспортные пошлины, устанавливаемые с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых;
    • контролирующую, которая позволяет оперативно отслеживать объем и структуру импорта, препятствовать экономическим преступлениям, ввозу некачественных и опасных для жизни людей товаров;
    • информационную - ставки таможенных пошлин информируют торговых партнеров о существующих в стране тарифных барьерах и позволяют принять решение о целесообразности поставки товара.

    Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу госбюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими:

    1. Наиболее  распространенным видом ограничения  торговли является таможенная  пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых  товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

    На величину импортной пошлины возрастают издержки производителя, а следовательно, и цена, по которой импортер будет продавать свой товар. Очевидно, что увеличение импортных пошлин негативно отражается в первую  очередь на потребителях. Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного. Данная ситуация приводит к менее эффективному использованию ресурсов, поскольку возможность продавать товар по более высокой цене позволяет и производить его с более высокими издержками, т.е. происходит переливание ресурсов в менее эффективные отрасли.

    Информация о работе Протекционизм в международной торговле