Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:13, курсовая работа
На современном этапе вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых, относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать, таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. В этом заключается классический принцип международного разделения труда, т.е. международная торговля саморегулируется "снизу", в основе лежит производство и экономическая эффективность, основанная на издержках.
Введение……………………………………………………………………...……3
1 Общая характеристика протекционизма в международной торговле…………………………………………………………………...….5
1.1 Протекционизм как направление внешнеторговой политики……….....…5
1.2 Преимущества и недостатки протекционизма…………………...………...8
2 Формы и методы протекционизма………………………………………...11
2.1 Тарифные методы………………………………..…………………………12
2.2 Нетарифные методы………………………………………………….…….17
3 Протекционизм во внешнеторговой политике РБ ...……………………..27
3.1 Тарифное регулирование…………………………………………………..29
3.2 Нетарифное регулирование ...…………………………..…………………33
4 Международная торговля в условиях кризиса и влияние на нее протекционизма………………………………………………………....….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42
Зависимость национальных экономик от международной торговли пока удерживает правительства от радикального протекционизма. Но хотя масштабных торговых войн пока удается избежать, защитные меры применяются все шире, а протекционистский инструментарий становится все более разнообразным
На лондонском
саммите G20 страны-участницы подтвердили
свое стремление бороться с протекционизмом
– чтобы не дать миру скатиться
к торговым войнам и избежать повторения
сценария Великой депрессии. Но несмотря
на громкие заявления, практически
все участники встречи
Согласно исследованию Всемирного банка, за последний год 17 из 20 стран G20 уже приняли более 47 мер протекционистского характера, которые ограничивают международную торговлю и грозят перерасти в торговые войны. Еще 31 мера была предложена на правительственном уровне, но пока не реализована. Треть этих мер приходится на повышение импортных тарифов с целью защиты внутренних производителей.
Объем мировой торговли в 2009 году упадет на 9%, что станет самым большим сокращением этого показателя со времен Второй Мировой войны, прогнозирует Всемирная торговая организации (ВТО).
По данным ВТО, резкое сокращение объема мировой торговли произошло еще во второй половине 2008 года, в результате рост торгового оборота по итогам года составил всего 2% по сравнению с 6% в 2007 году.
По мнению представителей организации, суммарный экспорт развитых стран по итогам 2009 года снизится на 10%, развивающихся - на 2-3%. Международный валютный фонд в январе 2009 года прогнозировал сокращение объема мировой торговли в текущем году на 2,8% [19].
Больше всего на поприще повышения тарифов отличился Эквадор – в этой латиноамериканской стране были повышены импортные пошлины более чем на 600 видов товаров. Впрочем, большинство стран, ограниченные правилами ВТО, вынуждены избегать столь топорных методов. Так, Аргентина ввела новые нетарифные барьеры на импорт автозапчастей, текстиля, телевизоров, игрушек, обуви и изделий из кожи. Индонезия ограничила ввоз некоторых видов товаров – включая одежду, обувь, игрушки, электронику, продукты питания и напитки – лишь пятью морскими портами.
В некоторых странах ужесточение торговых стандартов привело к сокращению импорта, отмечается в исследовании Всемирного банка. Например, Китай запретил импорт ирландской свинины, некоторых видов бельгийского шоколада, итальянского бренди, британских соусов, голландских яиц и испанских молочных продуктов. Индия ввела запрет на импорт китайских игрушек. И Индия, и Китай при этом активно субсидируют своих экспортеров, компенсируя им траты на преодоление иностранных заградительных пошлин. Эти две страны повысили скидки на возмещение НДС для экспортеров, и хотя экономисты спорят, является ли эта мера косвенной субсидией, уместность ее реализации во время кризиса вызвала много вопросов.
Некоторые страны решили ввести прямые экспортные субсидии, что нарушает предложения в рамках Дохийского раунда переговоров ВТО. Так, Евросоюз объявил о введении экспортных субсидий на масло, сыр и молочный порошок. А французское правительство уже требует от ЕС рассмотреть вопрос о возобновлении субсидирования экспорта свинины.
Субсидирование.
Одной из
наиболее популярных защитных мер стало
использование субсидий для поддержания
на плаву некоторых отраслей. Причем
субсидии, а не таможенные тарифы в
основном используют развитые страны,
тогда как развивающиеся
Эта сумма включает в себя прямые субсидии в 17,4 млрд долларов, которые США выделили на поддержание «детройтской тройки» – General Motors, Ford и Chrysler. Среди других правительств, решивших выделить средства автомобилестроителям, оказались Канада, Франция, Германия, Британия, Китай, Аргентина, Бразилия, Швеция, Италия и Россия. Причем указанная выше оценка не включает в себя субсидии Южной Кореи и Португалии производителям автомобильных компонентов.
Мировой
автопром обременен излишними
Назначенный
два месяца назад на пост министра
экономики Германии Карл-Теодор цу
Гуттенберг уже предложил изменить
немецкую практику выделения субсидий
на покупку частными лицами автомобилей,
сделав ее более национально
В США
тенденция к ужесточению
Европротекционизм.
Вопреки
мнению о полной свободе торговли
в рамках Евросоюза даже в годы
быстрого экономического роста европейские
страны и компании предпочитали держать
про запас мощные протекционистские
меры – и не стеснялись при случае
пускать их в ход. Так, всего пару
лет назад французский
Внутриевропейские торговые войны шли и на уровне целых отраслей экономики. Так, отдельную проблему все прошедшие годы представляла собой сертификация товаров, для которых не разработаны общеевропейские технические стандарты. По подсчетам Еврокомиссии, объем внутриевропейской торговли подобной техникой составляет ежегодно около 430 млрд евро – и каждый раз произведенные внутри ЕС товары, чтобы попасть на рынки конкретных стран ЕС, должны были получать в этих странах сертификаты технического соответствия. На деле такое сертифицирование часто являлось разновидностью таможенного барьера. Национальные сертификационные органы, защищавшие интересы местных производителей, требовали от компаний-производителей внести конструкционные изменения.
До сих
пор протекционизм сохраняется
и на других внутренних рынках ЕС, например
на внутриевропейском рынке
По подсчетам
немецкого Центра европейской политики
CEP, в сумме такие барьеры
Не удивительно,
что система защиты национальных
рынков, успешно существовавшая даже
в периоды бурного
И все же ситуация не настолько плоха, как может показаться. Целый ряд факторов уменьшил давление протекционистских мер по сравнению с 30−ми годами прошлого века.
«Страны
мира сегодня значительно более
взаимосвязаны экономически из-за того,
что технологические цепочки, часто
в рамках одних и тех же компаний,
охватывают сразу много стран. Современные
экономики зависят от импорта
сырья, комплектующих и даже услуг.
Интересы экспортеров сегодня
К тому же
договоренности о международной
торговле в рамках ГАТТ/ВТО несмотря
на все изъяны, как оказалось, обеспечивают
большую юридическую
Заключение
Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической стратегии, которая бы опиралась на принцип свободы торговли или протекционизма, или на уверенный симбиоз этих принципов, в свое время становилась практически пред каждым государством. И разрешается эта дилемма в первую очередь на основе стратегических интересов национальной экономики, четкого представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. При этом, если на словах перевес последними десятилетиями отдавалась и отдается идеалам свободной торговли, то на практике часто перевешивал протекционизм. Причем в меру уменьшения уровня таможенно-тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости рассматривать его в широком контексте – как политику, которая базируется на широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспособности в целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной деятельности в стране. Чем больше уровень международной конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее экспорте, тем, меньшей выявляется потребность в специальных способах касающихся ограничений импорта фирмами этой страны.
Важно учитывать
также, что характер регулирования
внешнеэкономической
Список использованных источников: