Протекционизм в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых, относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать, таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. В этом заключается классический принцип международного разделения труда, т.е. международная торговля саморегулируется "снизу", в основе лежит производство и экономическая эффективность, основанная на издержках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1 Общая характеристика протекционизма в международной торговле…………………………………………………………………...….5
1.1 Протекционизм как направление внешнеторговой политики……….....…5
1.2 Преимущества и недостатки протекционизма…………………...………...8
2 Формы и методы протекционизма………………………………………...11
2.1 Тарифные методы………………………………..…………………………12
2.2 Нетарифные методы………………………………………………….…….17
3 Протекционизм во внешнеторговой политике РБ ...……………………..27
3.1 Тарифное регулирование…………………………………………………..29
3.2 Нетарифное регулирование ...…………………………..…………………33
4 Международная торговля в условиях кризиса и влияние на нее протекционизма………………………………………………………....….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ балукова Протекционизм в международной торговле.docx

— 95.99 Кб (Скачать файл)

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование  может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования.

Выделяются:

  • разовая лицензия – письменное разрешение сроком до одного года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
  • генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
  • глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
  • автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование  используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для  целей государственного регулирования  импорта. Развитые страны чаще всего  используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера  на ввоз товара в рамках установленной  квоты.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее  высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период  или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.

Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении  лицензий какой-либо один из этих методов, начиная  обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

«Добровольное» ограничение  экспорта – это форма самоограничения поставок, фактически навязываемое иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышение цен. Наиболее широко ДОЭ используется в США. Так, в январе 1957г. японское правительство выступило с пятилетней программой «добровольного» ограничения экспорта хлопчатобумажной продукции на американский рынок. В 1961г. не только Япония, но и ряд РС взяли на себя обязательство в рамках ГАТТ ограничить вывоз текстильных изделий на рынки других стран. Подобные соглашения заключались и продлевались вплоть до современного времени. Их участниками являются 50 стран. Вслед за текстильными изделиями «добровольные» ограничения экспорта стали развиваться в международной торговле другими товарами. 1968 году США усилили нажим на Японию и страны ЕЭС, добиваясь введения «добровольных» ограничений на экспорт проката черных металлов в США. С 1969 года на мировом рынке металлов начала действовать система «добровольных» контингентов на поставки черных металлов, распространившаяся почти на 2/3 мирового экспорта этих товаров. Затем дипломатический и экономический нажим США переключился на продукцию радиоэлектронной промышленности, автомобили и некоторые другие товары [8, с. 241].

Крайней формой государственного ограничения  внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – это запрет государством ввоза или вывоза каких-либо товаров. Как правило, страна вводит эмбарго по политическим мотивам. Эмбарго наносит ущерб, как и вводящей его стране, так и стране против которой его ввели, и выгодно для других стран, у которых появляется шанс получить выигрыш. Главная цель эмбарго – оказать давление на другое государство для достижения политических и экономических целей. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они вводятся по решению ООН.

К скрытым методам протекционизма относятся технические барьеры, при которых административные, технические нормы препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно – гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требование законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать их партии через одну маленькую таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро привозить в страну большие партии. Та же Франция запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению.

Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием  оградить внутренний рынок, сколько заботой  о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива  о защите потребителей, обязывающая  производителей потребительских товаров  выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для  жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных  рисках использования  товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.

Внутренние налоги и  сборы – скрытые методы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращением тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы на таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют протекционистскую роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары.

Политика  в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требование национальной безопасности. Например, В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.

Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

Финансовые методы торговой политики.

Финансирование  экспорта направлено на снижение стоимости  экспортируемого товара и повышение  тем самым его конкурентоспособности  на мировом рынке. Финансирование экспорта может осуществляться из правительственных  источников за счет государственного бюджета, за счет всевозможных около-правительственных  учреждений (банков, фондов и пр.) и  за счет самих экспортеров и обслуживающих  их банков.

Наиболее  распространенными финансовыми  методами являются субсидии, кредитование и демпинг. Основным инструментом поощрения  вывоза товаров за границу являются экспортные субсидии.

Субсидии – это правительственные платежи отечественным производителям, работающим на экспорт . Они могут принимать различные формы: наличные гранты, дешевые кредиты, снижение налогов на экспортные отрасли, долевое участие государства в производстве экспортной продукции. Понижение издержек посредством субсидий преследует две цели:

  • оказать помощь отечественным производителям в конкурентной борьбе против дешевого импорта;
  • более широкое проникновение на экспортные рынки.

Виды субсидий:

1. Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Нередко правительства не только субсидируют  отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

2. Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Субсидирование экспорта одновременно является также и субсидированием  импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров  в данной стране. Субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ, охватывающее почти все страны мира, оценивает  экспортные субсидии как “нечестную конкуренцию” и разрешает импортирующим  странам принимать ответные меры путем взимания протекционистских  “компенсационных пошлин”. Существует множество способов государственного субсидирования экспорта в обход  требований ГАТТ. Государство может  использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных  займов самим экспортерам или  их иностранным клиентам. Государство  осуществляет также непосредственные затраты по стимулированию сбыта  экспортной продукции за рубежом, организовывая  рекламу и предоставляя дешевую  информацию о конъюнктуре экспортного  рынка. Налоговая система же предусматривает  предоставление фирмам налоговых льгот  в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В  среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также  компаний они достигают больших  размеров. Наибольшими в процентном выражении субсидиями пользуется сельскохозяйственная продукция. Все ведущие страны обрекли  себя на проведение государственной  программы поддержания фермерских доходов через гарантированную  закупку на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты за невозделывание посевных площадей.

По характеру выплат субсидии делятся на:

  • прямые – непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок;
  • косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Согласно  официальным подсчетам правительственные  субсидии в развитых странах составляют 2-3,5% стоимости национального продукта, (эта цифра включает субсидии сельскохозяйственному  производству и общественным услугам). В США они в среднем равны 0,5%, в Японии – 1%, в Великобритании и Германии – менее 2%, в Швеции и Ирландии – 6-7%. Из крупных стран  Европы самой агрессивной страной  в области субсидирования является Италия. Ее субсидии в 3 раза превышают  британские, в 2 раза – германские, в 1,5 раза – французские субсидии [6, с. 271].

Основные  выгоды от субсидий достаются отечественным  производителям, поскольку они усиливают  их конкурентоспособность на мировом  рынке. Однако за субсидии расплачиваются рядовые налогоплательщики страны, которые субсидируют экспорт, и эффект от субсидий далеко не всегда гарантирован. Чаще всего они консервируют неэффективность и не продлевают ее. Подобно тарифам субсидии ведут к нерациональному использованию национальных ресурсов.

Часто скрытое  субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

 Экспортное кредитование может иметь форму:

Субсидированные кредиты национальным экспортерам – кредиты, выдаваемые государственными банками под ставку процента ниже рыночной.

Государственные кредиты иностранным  импортерам – при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит.

Страхование экспортных рисков национальных экспортеров – которое включает коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные  кредиты бывают:

Краткосрочные – на срок от 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

Информация о работе Протекционизм в международной торговле