Протекционизм в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Структура ресурсов и уровень технологический знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых, относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать, таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир - и каждая свободно торгующая страна - может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают. В этом заключается классический принцип международного разделения труда, т.е. международная торговля саморегулируется "снизу", в основе лежит производство и экономическая эффективность, основанная на издержках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1 Общая характеристика протекционизма в международной торговле…………………………………………………………………...….5
1.1 Протекционизм как направление внешнеторговой политики……….....…5
1.2 Преимущества и недостатки протекционизма…………………...………...8
2 Формы и методы протекционизма………………………………………...11
2.1 Тарифные методы………………………………..…………………………12
2.2 Нетарифные методы………………………………………………….…….17
3 Протекционизм во внешнеторговой политике РБ ...……………………..27
3.1 Тарифное регулирование…………………………………………………..29
3.2 Нетарифное регулирование ...…………………………..…………………33
4 Международная торговля в условиях кризиса и влияние на нее протекционизма………………………………………………………....….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ балукова Протекционизм в международной торговле.docx

— 95.99 Кб (Скачать файл)

Среднесрочные – на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

Долгосрочные – на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Демпинг – продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня. Худший его вариант – продажа товаров по цене ниже себестоимости. Демпинг часто является методом конкурентной борьбы за внешний рынок.

Виды демпинга:

  • преднамеренный демпинг – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров, по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства;
  • постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров, по цене, ниже справедливой;
  • обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке;
  • взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается редко, обычно в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях  защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины – временный сбор разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга. Этому должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импортозамещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Антидемпинговые пошлины, как и обычные таможенные пошлины, приводят к повышению внутренних цен и потерям в благосостоянии страны. Вместе с тем если введение антидемпинговой пошлины вынудит  фирму, осуществляющую демпинг, еще  более снизить экспортную цену, то страна-импортер может получить выигрыш.

Эффективность использования  нетарифных ограничений.

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере  внешнеторговых операций государство  использует тарифные и нетарифные инструменты.

Когда же тарифные методы регулирования внешней  торговли становятся неэффективными в  силу своей «открытости», государство  использует нетарифные методы, степень  воздействия которых на внешнюю  торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются  предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя  на население.

Наиболее  распространенной формой нетарифных ограничений  является квотирование, государство  осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного  объема продукции и в то же время  запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и  недостатки [9]. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе. Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые требуют рассмотрения в парламенте. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Протекционизм во внешнеторговой политике Республики Беларусь

 

Развитие  внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь ориентируется  на решение следующих задач:

  • интеграцию страны в мировую экономику;
  • поддержку процессов интеграции со странами СНГ;
  • развитие экономического и политического союза с Россией;
  • выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;
  • совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах;
  • выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;
  • сохранение экономической, экологической безопасности страны.

Решение этих задач предусматривает:

  • актуализацию валютно-финансовых и тарифных мер регулирования экспортно-импортных операций;
  • перенос центра тяжести внешнеторгового регулирования; развитие экспорта как основного источника валютных поступлений;
  • интенсификацию процессов привлечения иностранных инвестиций;
  • защиту интересов национального рынка и эффективное вхождение республики в мирохозяйственные связи.

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, государственное регулирование  ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:

  • реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
  • обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
  • единства таможенной территории Республики Беларусь;
  • приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
  • обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
  • применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
  • выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
  • обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  • гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности [10].

Государственное регулирование ВЭД в РБ осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все меры могут быть разделены  в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной  конкуренции.

Меры  либерализации, в противоположность  этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции  со стороны иностранных компаний [11].

В современной  мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции  – протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все меры, в зависимости от характера  воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и  косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности - установление квот, лицензий, эмбарго и др. К  косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические  процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система  налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом  в процессе государственного регулирования  внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход  к экономическим мерам. В соответствии со статьёй 14 Федерального закона РФ, в  целях регулирования операций по экспорту и импорту, в том числе  для защиты внутреннего рынка  Российской Федерации, и стимулирования прогрессивных структурных изменений  в экономике, в соответствии с  федеральными законами и международными договорами устанавливаются импортные  и экспортные пошлины.

 

 

3.1 Тарифное регулирование

 

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, таможенно-тарифное регулирование  относится к методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», таможенно-тарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

В законе прямо установлено, что основным методом регулирования внешней  торговли товарами, применяемым в  целях защиты внутреннего рынка  Республики Беларусь, является таможенно-тарифное регулирование [12].

Согласно  международной практике внешнеторгового  регулирования, таможенный тариф является основой государственного воздействия  на сферу внешнеторговой деятельности. Функция тарифного регулирования  – защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции  со стороны иностранных товаров.

На мировом  рынке участвует огромное количество субъектов хозяйствования – поставщиков  аналогичных товаров. Многие товары по техническим, ценовым параметрам превосходят отечественные. Для  нивелировки внутренних и мировых  цен на аналогичную продукцию  применяются в том числе и  тарифные меры, использующие весь спектр таможенных пошлин, с помощью которых  регулируется импорт товаров на внутренний рынок.

Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД) Республики Беларусь представляет собой определенным образом  построенный перечень товаров с  присвоенными им десятизначными цифровыми  кодами.

Товарная  номенклатура вводится в действие Советом  Министров Республики Беларусь исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров [13].

Важность  тарифного регулирования внешнеторговой деятельности подчёркивает и факт закрепления  данного инструмента регулирования  в законодательстве многих государств. Так, в Федеральном законе Российской Федерации «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» в  качестве важнейшего принципа государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности закреплён приоритет  экономических мер, среди которых  центральное место занимает Таможенный тариф. В Украине также существует правовой акт о едином таможенном тарифе, закрепляющий основные положения о данном инструменте регулирования внешнеторговой деятельности [14].

В соответствии с Законом «О таможенном тарифе», основными целями таможенного тарифа являются:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику Беларусь;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Республики Беларусь;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Республике Беларусь;
  • защита экономики Республики Беларусь от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Республики Беларусь в мировую экономику [13].

Информация о работе Протекционизм в международной торговле