Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:37, курсовая работа
Активная внешнеторговая политика государства является важным фактором долгосрочного роста экономики и ее инновационного развития. Антидемпинговые и иные нетарифные меры селективного характера становятся наиболее подходящими инструментами торговой политики России в условиях кризисной экономики. Применяя их, государство устанавливает барьер не против всех иностранных предпринимателей, а только против самых "агрессивных" из них.
В настоящий момент механизм нетарифного регулирования не только в России, но и во всем мире переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.
Введение 3
1 Общие положения нетарифного регулирования 5
1.1 Понятие и сущность нетарифного регулирования 5
1.2 Основные инструменты нетарифного регулирования 15
2 Пути повышения эффективности нетарифного регулирования 37
Заключение 49
Список использованной литературы 50
Индивидуальные (разовые) лицензии в большей степени характерны для внешнеторговой практики развивающихся стран. Они представляют собой разовое разрешение на ввоз (вывоз) определенного товара, выдаваемое конкретному участнику внешнеторговой деятельности без права передачи такого разрешения другим лицам. В таких лицензиях указываются обычно количество товара, разрешенного к ввозу (вывозу), его стоимость, страна происхождения и (или) назначения. Иногда в них может указываться даже конкретный таможенный орган, через который может ввозиться (вывозиться) товар.
Индивидуальные лицензии являются достаточно эффективной формой осуществления количественного ограничения внешней торговли. Выдача таких лицензий может быть обусловлена принятием покупателем или поставщиком дополнительных экономических обязательств (закупка товаров на внутреннем рынке, вывоз за границу части произведенной продукции предприятием-импортером и т.д.).
В развивающихся странах сформировались разнообразные механизмы выдачи разрешений на импорт "избранным покупателям":
- импортерам, использующим товар
исключительно для
- "зарегистрированным" импортерам (так, например, в Южной Корее "зарегистрированными" могут стать только те импортеры, которые имеют за два последних года оборот не менее 500 тысяч долл.);
- импортерам, "одобренным правительством" (в Кот д'Ивуаре, например, такие требования предъявляются к импорту мяса и рыбы);
- импортерам, являющимся национальными продуцентами ввозимого товара (импорт цемента в Саудовскую Аравию).
Особого упоминания заслуживает практика использования различного рода обусловленных лицензий, т.е. лицензий, выдача которых поставлена в зависимость от: закупок аналогичных товаров на внутреннем рынке, результатов экспортной деятельности организации-импортера, обеспечения импортных поставок финансированием (лицензии на поставку товаров для проектов технической помощи, осуществляемых за счет внешних источников поступления валюты, а также за счет собственных валютных ресурсов импортера). Лицензии на ввоз товаров, обеспеченных финансированием, самым тесным образом связаны с лицензиями на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции [15].
К мерам нетарифного регулирования, имеющим сходное воздействие с количественными ограничениями, следует также отнести "добровольные" ограничения экспорта. Ранее уже отмечалось, что они являются одной из характерных форм неопротекционизма. Самоограничения распространились на многие секторы торговли (сталь, легковые автомобили, текстиль и т.д.), приобрели долговременный характер и рассматриваются как одна из перспективных форм внешнеторгового регулирования.
Само определение таких ограничений - "добровольные" - берется в кавычки, поскольку их добровольность проявляется только внешне, по существу же они навязываются экспортеру под угрозой применения жестких протекционистских контрмер или политического давления страны-импортера и направлены на сдерживание ввоза отдельных товаров.
Механизм "добровольных" ограничений состоит в получении страной-импортером согласия от поставщика на сокращение вывоза товаров в абсолютном выражении, на снижение ежегодного прироста экспорта или на повышение цен. Решения о "добровольных" ограничениях оформляются обычно двусторонними договоренностями. Когда же соглашение о самоограничении нарушается либо откладывается его заключение, правительство государства-импортера может пойти на прямые протекционистские меры (например, введение дополнительных пошлин и импортных квот) [9].
"Добровольные" ограничения экспорта
дают возможность государству, в
чьих интересах они
Рассматриваемая мера нетарифного регулирования отличается избирательностью применения. Она устанавливается в отношении конкретных поставщиков, при этом степень ограничения также различается.
Еще одной разновидностью нетарифных мер административного характера является установление монопольного канала для внешнеторговых операций, предусматривающее предоставление государственной или иной организации (действующей обычно по поручению государства) исключительного права на осуществление импортных и (или) экспортных операций. Ограничительное воздействие в этом случае проявляется в существенных искажениях принципа свободной конкуренции на рынке, а в ряде случаев и в фактическом сдерживании внешнеторговых поставок, несмотря на реально существующий спрос на них.
В большинстве промышленно развитых стран практика применения монопольных каналов для осуществления внешнеторговых операций встречается в менее внушительных масштабах и ограничивается более узкой номенклатурой товаров. Так, в Японии государственными организациями монопольного характера осуществляется импорт молочных продуктов, шелка-сырца, спирта, табака, соли и др. Внешняя торговля рисом и пшеницей ведется Агентством по продовольствию по разрешению японского правительства, которое и определяет объем внешнеторговых поставок [5].
Несоизмеримо большее значение монопольный канал имеет для развивающихся экономик, поскольку он позволяет контролировать состояние торгового и платежного баланса, а также обеспечивать народнохозяйственную эффективность внешнеторговых операций.
Трудно учитываются и идентифицируются как протекционистские средства многочисленные нетарифные инструменты, представляющие собой различного рода административные, таможенные и иные процедуры и формальности. Такие процедуры и формальности приобретают ограничительное воздействие на внешнюю торговлю только тогда, когда в значительной мере превышают общепринятые нормативы и стандарты в сфере государственного управления и таможенного регулирования. Любые нечетко сформулированные процедуры, неясности, пробелы в регламентах могут превратиться в дополнительный торговый барьер.
В целях нетарифного регулирования активно используются процедуры государственных и муниципальных закупок. Анализируя их ограничительное воздействие на внешнеторговые поставки, И.И. Дюмулен выделяет два основных направления, по которым развивается система регламентирования государственных закупок: создание дискриминационного режима в области цен для иностранных экспортеров и формирование системы предписаний, определяющих условия, на которых заказ может быть выдан иностранному поставщику.
В качестве нетарифных мер могут выступать таможенные процедуры и формальности, связанные с прохождением таможенного оформления и таможенного контроля, которые превращаются в ограничителей внешней торговли, будучи излишне громоздкими (тогда товары в буквальном смысле застревают на границе, происходит удорожание накладных расходов и т.п.) или схематично, нечетко прописанными (в этом случае таможенная администрация получает фактически неограниченные полномочия действовать по собственному усмотрению). Совет таможенного сотрудничества (ныне - Всемирная таможенная организация) на протяжении десятилетий ведет интенсивную работу по унификации таможенных процедур и исключению из их арсенала неопротекционизма. В этих целях под эгидой Совета таможенного сотрудничества была принята многосторонняя Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (известна также как Киотская конвенция) [7].
Одну из наиболее многочисленных групп нетарифных ограничений составляют технические барьеры в торговле. На их примере отчетливо прослеживается одна из современных тенденций государственного регулирования внешней торговли - вовлечение в механизм внешнеторгового регулирования все новых инструментов и средств по мере роста интернационализации хозяйственной жизни, расширения и усложнения международного товарооборота. В плоскость межгосударственного регулирования, торговой дипломатии переносятся многие инструменты внутренней экономической политики. Технические барьеры могут привести к существенному росту издержек производства из-за требований к экспортеру совершить те или иные действия, а могут и просто превратиться в запрет на ввоз товара.
Национальные стандарты, системы сертификации затрагивают в первую очередь международную торговлю такими промышленными товарами, как электрооборудование, изделия электротехники и электроники, транспортные средства, продукты питания, медикаменты, химические продукты и т.д. Требования, установленные органами здравоохранения и санитарно-ветеринарными службами, могут использоваться в целях нетарифного регулирования международной торговли сельскохозяйственными товарами, продовольствием, фармацевтической продукцией и т.п. При этом сами по себе высокие технические требования к продукции не являются чем-то негативным: во многих случаях они являются следствием технической политики, нацеленной на повышение качества жизни, защиту прав потребителя и т.п. За большинством стандартов просматриваются именно эти цели.
В инструментальной части механизма государственного регулирования внешней торговли нетарифные меры административной природы дополняются блоком нетарифных мер экономического характера - различного рода налогами и сборами, мерами финансовой и валютной политики. Экономические инструменты не могут, в отличие от административных мер, напрямую запретить ввоз или вывоз товаров. Они косвенно, но при этом весьма эффективно воздействуют на конкурентоспособность импорта, прежде всего через ценовые характеристики товаров [6].
Экономические инструменты могут оказывать ограничительное воздействие на импорт, защищая тем самым интересы национального производителя, а также стимулировать экспортеров и содействовать развитию импортозамещающих и импортовытесняющих национальных производств (так называемый наступательный протекционизм, инструментами которого являются субсидии, экспортные кредиты, льготное страхование экспорта и т.д.).
В этой связи следует, прежде всего упомянуть разнообразные паратарифные (квазитарифные) меры. Паратарифные меры могут быть определены (версия ЮНКТАД) как меры, с помощью которых происходит непосредственное увеличение стоимости импортируемого товара на дополнительную величину по сравнению с таможенной пошлиной. Практически во всех странах ввозимые товары облагаются наряду с таможенными пошлинами различными налогами и сборами. Налоги и сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу, имеют с таможенными пошлинами много общего: связаны с трансграничным перемещением товаров, рассчитываются по общим правилам и т.д. Иногда они даже объединяются в одно комплексное понятие - таможенные платежи (таможенное законодательство России и государств СНГ) [14]. Наряду со сходствами таможенные пошлины и иные обязательные платежи во внешней торговле имеют и ряд существенных отличий. Паратарифные меры имеют различную правовую природу: одни из них относятся к налогам (НДС, акцизы на ввозимые товары), другие - к сборам (таможенные сборы, статистические и иные внешнеторговые сборы), третьи - к особым разновидностям пошлин - антидемпинговым, компенсационным и специальным. Различаются они и по характеру регулирования. Таможенные пошлины, хотя и устанавливаются внутренним законодательством, подпадают под действие преимущественно международного регулирования. Что касается паратарифных мер, то они являются объектом преимущественно национального регулирования.
Протекционистский эффект таможенных (пограничных) налогов и сборов усиливается из-за того, что базой их исчисления является таможенная стоимость (как известно, в основу расчета таможенной пошлины, НДС, акциза с ввозимых товаров кладется таможенная стоимость, под которой понимается цена внешнеторгового контракта, признаваемая таможней в качестве базы для исчисления таможенных платежей).
Таким образом, не всякая цена, предусмотренная внешнеторговым контрактом, может быть признана в качестве таможенной стоимости.
Несмотря на унификацию правил и процедур таможенной оценки, осуществленной в рамках ВТО, на практике все же остается возможность использования таможенной оценки в протекционистских целях. Речь идет прежде всего о шестом, резервном методе определения таможенной стоимости, в соответствии с которым таможенная стоимость может быть определена должностным лицом таможенного органа. Предпринятые на уровне ВТО попытки унифицировать процедуру таможенной оценки существенно снизили дискриминационный потенциал этого инструмента внешнеторговой политики, но до конца проблему не решили.
Важное место в современном арсенале нетарифного регулирования отводится особым видам пошлин:
- антидемпинговым пошлинам, устанавливаемым для противодействия демпинговому импорту, т.е. импорту товаров по цене ниже нормальной стоимости такого товара;
- компенсационным пошлинам, применяемым для нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль национальной экономики;
- специальным пошлинам, вводимым в качестве защитной меры, если будет установлено, что товар импортируется в таких возросших количествах, которые способны нанести ущерб отрасли национального производства, выпускающей подобные или аналогичные конкурирующие товары [13].
Порядок применения специальных видов пошлин, унифицированный в рамках ВТО, позволяет четко отграничить антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины (особые виды пошлин) как разновидность нетарифных мер от инструментов таможенно-тарифного регулирования - таможенных пошлин. Особые виды пошлин представляют собой индивидуализированные платежи, размеры и сроки взимания которых устанавливаются в каждом конкретном случае. В отличие от таможенной пошлины особые виды пошлин не имеют универсального характера, то есть не могут применяться ко всем внешнеторговым операциям, а используются только применительно к конкретным торговым отношениям и устанавливаются на определенный период времени (то есть имеют временный характер). Обязательным условием введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины является проведение специального расследования, в ходе которого доказывается наличие оснований для введения данных защитных мер.