Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 09:37, курсовая работа
Активная внешнеторговая политика государства является важным фактором долгосрочного роста экономики и ее инновационного развития. Антидемпинговые и иные нетарифные меры селективного характера становятся наиболее подходящими инструментами торговой политики России в условиях кризисной экономики. Применяя их, государство устанавливает барьер не против всех иностранных предпринимателей, а только против самых "агрессивных" из них.
В настоящий момент механизм нетарифного регулирования не только в России, но и во всем мире переживает период интенсивной модернизации, поиска более эффективных форм и методов, связанных как с задачами его адаптации к правилам и стандартам ВТО, интеграционными процессами, так и последствиями мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего сильнейший удар по мировой торговле.
Введение 3
1 Общие положения нетарифного регулирования 5
1.1 Понятие и сущность нетарифного регулирования 5
1.2 Основные инструменты нетарифного регулирования 15
2 Пути повышения эффективности нетарифного регулирования 37
Заключение 49
Список использованной литературы 50
Усиление глобальной конкуренции вызовет необходимость расширения спектра используемых мер поддержки конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешнем рынках. Среди них - реализация среднесрочных планов действий со странами - основными торговыми партнерами России, определяющих в том числе отраслевые приоритеты взаимного сотрудничества, формирование и обеспечение эффективной работы Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, государственное содействие реализации приоритетных инвестиционных проектов с иностранным участием, активное противодействие дискриминации отечественных экспортеров на внешних рынках.
Однако данные меры повышения эффективности нетарифного регулирования могут быть нивелированы действиями зарубежных партнеров протекционистского характера. Так, по состоянию на 1 мая 2012 года Минэкономразвития России зафиксированы 93 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе: 40 антидемпинговых мер, 8 специальных защитных мер, 45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 6 специальных защитных расследований, а также 7 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации (пункт 5.3.7) в Министерстве ведется работа по совершенствованию системы идентификации и преодоления торговых барьеров. При этом во внимание принимается опыт, полученный от изучения аналогичных систем, действующих в ЕС и США.
Особого внимания заслуживает анализ причин возникающих сложностей с доступом российских товаров на рынки зарубежных государств. К ним следует отнести:
несовершенные двусторонние и многосторонние соглашения, не обеспечивающие в полной мере благоприятные условия для доступа российских предпринимателей на внешние рынки, не предусматривающие необходимые средства защиты их экономических прав и интересов, не устанавливающие механизмы разрешения споров и санкций за неисполнение обязательств;
дискриминацию торговыми партнерами России отечественных производителей и экспортеров при проведении антидемпинговых расследований;
осознанное нарушение российскими экономоператорами нормальных условий конкуренции на зарубежных рынках (некоторые предприятия искусственно занижают экспортные цены, завышают внутренние, перекладывая издержки на внутрироссийское потребление; в этой ситуации обвинение в демпинге является вполне обоснованным и не может считаться дискриминацией российских экспортеров, поскольку причиной нарушения внешнего рынка является неправильное ценообразование российских компаний);
низкий уровень знаний российских участников внешнеэкономической деятельности;
их пассивность или неучастие в работе по защите своих интересов на внешних рынках;
активный выход российских предприятий со своей конкурентоспособной продукцией на внешние рынки, нарушающий сложившиеся пропорции на рынках стран-импортеров, что влечет за собой нанесение ущерба их производителям вследствие вытеснения их менее конкурентоспособной продукции с отечественных рынков.
Для устранения отмеченных причин Минэкономразвития предполагает наладить сотрудничество с производителями и экспортерами российских товаров и услуг. Так, в 2011 году была создана Рабочая группа по выработке мер преодоления барьеров для развития внешнеэкономической деятельности при Совете по внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России. В 2012 году было проведено 11 раундов консультаций с российскими производителями и экспортерами по проблемам доступа российских товаров на рынки стран СНГ, ЕС, Юго-Восточной Азии, интеграции на постсоветском пространстве и интересам бизнеса в этом процессе, интересам российских деловых кругов при формировании зоны свободной торговли с ЕАСТ.
Еще одно важное направление деятельности Минэкономразвития - либерализация выявленных торговых ограничений в иностранных государствах и устранение дискриминационных торговых барьеров. Это направление включает в себя разработку и применение мер по оптимизации работы с торговыми барьерами с целью рационального распределения ресурсов, сопоставление приоритетных проблем с доступными средствами и инструментами, выбор подхода и инструментов для разрешения проблемы, обеспечение правоприменения международных и двусторонних правил торговли через имеющиеся механизмы разрешения споров, формирование двусторонних договоренностей по разрешению споров и иных инструментов по урегулированию конфликтных ситуаций.
Другими направлениями соответствующей деятельности Минэкономразвития России являются:
взаимодействие с третьими странами по вопросам доступа на внешние рынки;
совершенствование договорной правовой базы Российской Федерации с торговыми партнерами. В рамках реализации данного направления с целью устранения торговых барьеров во взаимной торговле осуществляется работа по заключению нового соглашения о свободной торговле в рамках СНГ, формированию торгового режима между государствами - участниками ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также рассматриваются возможности для заключения преференциальных соглашений с другими торговыми партнерами;
выработка выгодных для Российской Федерации правил международной торговли через более активное вовлечение в работу международных организаций. Одним из значительных факторов в обеспечении благоприятных условий доступа на внешние рынки должно стать присоединение России к ВТО, что позволит перейти на качественно новый уровень в устранении дискриминационного подхода в установлении торговых барьеров нашими торговыми партнерами;
организация и осуществление подготовки специалистов в области торговой политики для работы в органах государственной власти и в бизнесе, создание в этой области необходимого экспертного, кадрового и научного потенциала. В рамках реализации этого направления запланировано проведение работы по созданию системы обучения в области мер торговой политики, включающей в себя специализированные программы по онлайн-обучению, семинары и консультации для бизнеса и органов государственной власти;
партнерство с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки. Работа по совершенствованию системы доступа будет продолжена, в том числе и в рамках подготовки и реализации карты проекта "Создание системы комплексной поддержки экспорта" (пункт 37 Перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).
Реализация основных целей торговой политики, связанная с повышением эффективности мер нетарифного регулирования, должна подкрепляться соответствующими правовыми и организационными мерами по следующим направлениям.
1. Модернизация таможенного
Общее направление модернизации таможенного регулирования и развития таможенного администрирования в Российской Федерации можно определить как содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля.
Основными принципами такой модернизации должны стать:
- совершенствование технологии
проведения таможенного
- максимальное использование
- партнерский подход в
- стандартизация и упрощение таможенного оформления.
В целях содействия эффективной реализации таможенной политики в качестве приоритета Минэкономразвития определяет следующие направления таможенного администрирования:
а) совершенствование таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, предусматривающее:
- сокращение срока выдачи
- переход на систему
- сокращение в таможенном
б) установление процедур упрощенного оформления не облагаемых экспортными пошлинами и несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд. Такие процедуры предусматривают расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте не облагаемой экспортными пошлинами высокотехнологичной продукции;
в) переход на применение порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России, исключающего необходимость представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей;
г) совершенствование таможенного администрирования при применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны.
2. Проведение эффективной
Коррупция не может не оказывать негативного влияния на работу таможенных и иных государственных органов, занятых в системе управления внешней торговли, и, как следствие, на эффективность всего механизма внешнеторгового регулирования. Во многих странах таможенные органы относятся к числу наиболее коррумпированных правительственных институтов.
Джерард Маклинден, один их экспертов Всемирного банка, подготовивших коллективный доклад "Руководство по модернизации таможенной службы", считает, что коррупции подвержено большинство, если не все, функций таможенной службы. "Высокие тарифы и сложные правила регулирования дают декларантам изрядные стимулы к тому, чтобы попытаться снизить импортные платежи и ускорить операции. У чиновников же низкие заработки часто служат сильным мотивом для принятия или вымогательства взяток во исполнение своих функций".
Не является в этом смысле исключением таможенная служба Российской Федерации. На долю коррупционных преступлений приходится 67% от общего числа нарушений на таможне. Так, в 2005 году по материалам управления собственной безопасности Федеральной таможенной службы против сотрудников таможенных органов было возбуждено 530 уголовных дел, из них 252 - коррупционной направленности; еще более сотни уголовных дел было возбуждено по материалам других правоохранительных структур.
3. Синхронизация таможенного и
внешнеторгового регулирования
с целью снижения
Выполнению этой задачи будут содействовать:
мероприятия по обеспечению прозрачности при принятии соответствующих решений и их деполитизация;
наступательная борьба с коррупцией в таможенных органах, на которые возлагается исполнение решений по нетарифным мерам при перемещении товаров через российскую таможенную границу;
устранение сложившегося в России дуализма таможенного и внешнеторгового регулирования. Наличие организационных и нормативных нестыковок между внешнеторговым и таможенным регулированием негативно сказывается на результативности применения нетарифных мер.
4. Актуальным направлением
Минэкономразвития отмечает, что формирование Таможенного союза предполагает объединение таможенных территорий входящих в него государств и применение единых мер регулирования внешней торговли, устанавливаемых органами управления Таможенного союза. В целях решения этой задачи в 2009 году была проведена значительная работа по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сформированы рабочие органы Таможенного союза. При этом было согласовано, что Комиссия работает в соответствии с утвержденными главами государств - участников Таможенного союза Правилами процедуры Комиссии Таможенного союза, предусматривающими положения по рассмотрению вопросов, введению, применению, изменению или прекращению действия мер регулирования торговли товарами в отношении государств, не входящих в Таможенный союз.
Этими Правилами определено, что государственные органы и экономические операторы смогут обращаться в Комиссию через уполномоченные органы сторон. Предварительное рассмотрение предложений по мерам регулирования внешней торговли осуществляется Комитетом по мерам регулирования внешней торговли, который формируется из представителей органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза.