Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:32, курс лекций
Начало освоения русскими северо-западного побережья Америки.
Русская морская экспедиция, возглавляемая В. Берингом, достигла острова Св. Лаврентия.. Начало русской миграции в Америку датируется концом 40-х гг. ХVIII в., когда россияне осваивали побережье Аляски и создали свое центральное поселение на острове Кадьяк. С этого времени и до того, как Аляска была передана США, число русских в Америке постоянно увеличивалоськие отношения
Следует отметить, что на заключительном этапе их успеху способствовали умелые действия американского посланника Дж. Бьюкенена, который вскоре после прибытия в Петербург летом 1832 г. сумел установить близкие и доверительные отношения с К. В. Нессельроде и Николаем I. В инструкциях госдепартамента о заключении торгового договора, [что такое соглашение было бы крайне выгодно для Соединенных Штатов]. Дж. Бьюкенен, однако, с момента начала переговоров строил свою аргументацию на доказательстве выгодности тех или иных условий договора для русской стороны. Так, чтобы убедить своих собеседников в выгодах и значении торговых связей между Россией и США, Бьюкенен познакомил К. В. Нессельроде и Ф. И. Бруннова с таблицей экспорта российских промышленных товаров на американских судах из Петербурга.
Наконец, чтобы преодолеть последние проволочки и затруднения, Бьюкенен, предложил приурочить подписание договора к именинам Николая Павловича. Многоопытному в подобных делах Нессельроде эта идея понравилась, и подписание договора состоялось 6(18) декабря 1832 г.
Оценивая значение подписанного в декабре 1832 г. договора между Россией и Соединенными Штатами, следует подчеркнуть, что Бьюкенену удалось добиться включения в текст соглашения принципа наибольшего благоприятствования, который стал официальной основой для всего по- следующего развития русско-американских торговых связей в XIX в. Россия практически не имела специальных торговых соглашений с другими странами, если не считать ее ближайших соседей — Пруссии и Швеции. Договор с США был, таким образом, лишь третьим актом подобного рода, и это обстоятельство не могло не придать ему в глазах современников дополнительный смысл и значение.
Хотя ничего существенного не было добавлено к тем привилегиям, которыми на практике пользовались американцы в России, факт подписания договора придал ту стабильность и уверенность в их сохранении, которые столь необходимы в торговых делах.
Хотя в этих оценках
имелось известное
По своему характеру торговля
США с Россией была «треугольной»:
американские корабли сначала привозили
на о-в Куба продовольственные и
промышленные товары, затем грузились
кубинским сахаром и
В целом, однако, объем и значение торговых связей между Россией и США не следует преувеличивать. Вывоз товаров в Америку в 30-е годы держался в среднем на уровне 4% экспорта, а ввоз из Америки составлял примерно десятую часть привозимых в Россию иностранных товаров. В долгосрочном плане в связи с окончанием эпохи парусного флота возможности для торговых связей между обеими странами становились менее благоприятными.
С собой русский капитан привез перстни, подаренные от имени императора кораблестроителям Броуну и Белли, чем немало их изумил. Тем не менее главными подрядчиками строительства парохода стали не они, а конструкторы паровой машины братья Р. и Дж. Скайлеры (Броун и Белли в качестве субподрядчиков построили корпус судна).
Пароход заказали в Вашингтоне
у строителей Брауна и Белли, из белого
дуба, величиною около 1400 тонов, длиною
до 200 фут, применяясь в образовании
подводной части к планам лучших
английских пароходов, но допуская впрочем
некоторые от сих планов отступления,
кои могут оказаться нужными,
и с механизмом от 350 до 400 сил. …
Пароход планировали построить к 1841 году.
На постройку было первоначально выделено
«двести семьдесят пять тысяч испанских
талеров или до 1.375.000 руб. ассигнациями»
или 313.000 долларов.
Корабль был спущен на воду в октябре 1841
г. К тому времени это был самый большой
пароход, построенный на американской
верфи, и газеты США выражали сожаление,
что он предназначен для России, а не для
отечественного флота. «Камчатка» превосходно
зарекомендовала себя на Балтике, укрепив
уважение российских сановников и самого
императора к техническому таланту американцев.
Долгое время она оставалась лучшим пароходом
российского военно-морского флота и флагманом
Балтийского флота.
Первый опыт широкомасштабного
технического сотрудничества между
Россией и США это строительство
Петербурго - Московской железной дороги
Большое значение для ускорения технического
прогресса в России имела поездка в США
в 1839 г. инженеров П. П. Мельникова и Н. О.
Крафта, которые основательно познакомились
с состоянием железнодорожного дела. Вернувшись
в Россию летом 1840 г., они представили
веские аргументы в пользу скорейшего
строительства железных дорог. Позднее
из Соединенных Штатов были приглашены
опытные специалисты Дж. Уистлер, У. Уайнанс,
Дж.Гаррисон, заключен контракт на изготовление
локомотивов и транспортного оборудования.
Начавшееся в 1842 г. строительство железной
дороги Петербург — Москва протяженностью
656 км продолжалось до конца 1851 г. и обошлось
в 66,8 млн. руб.
Для Санкт-Петербурга нейтралитет
США в разраставшейся войне был
предпочтительным, так как это
возможность обхода англо-французской
морской блокады с помощью
американского торгового флота.
США поспешили заверить такой
курс. Более того, принимая у нового
российского посланника в Вашингтоне
Э. Стекля в марте 1854 года верительные
грамоты, американский Президент Ф.
Пирс заявил, что “если события
расширят поле борьбы и США будут
вынуждены принять в ней
С начала Крымской войны
американский нейтралитет был подчеркнуто
благожелательным по отношению к
России. Эта тенденция укрепилась
после вступления в войну Англии
и Франции. США активно соперничали
с Лондоном за влияние в Латинской
Америке и в борьбе за лидерство
в морской торговле. Пока Россия
сковывала военный потенциал
“владычицы морей”, американцы могли
серьезно укрепить свои позиции в
Западном полушарии. Еще в марте
1854 года американский посланник в
Лондоне Дж. Бьюкенен предупредил
министра иностранных дел
Уже с самого начала “европейской
фазы” Крымской войны Россия и
США предприняли
2/14 апреля 1854 г. госсекретарь США У. Мэрси предложил России заключить договор, предусматривавший, в частности, неприкосновенность собственности воюющей стороны, находящейся под защитой нейтрального флага. 10/22 июля 1854 г. в Вашингтоне на основе российского проекта была подписана соответствующая конвенция. Позднее обе стороны приняли специальные меры для поощрения взаимной торговли. Тесные торговые связи российских владений в Северной Америке с США удерживали англичан от оккупации Аляски.
После того как англо-франко-турецкий
экспедиционный корпус высадился в
Крыму, русофильство сделалось общепринятым
в американской СМИ и общественности.
В США искренне радовались успехам
русского оружия. В условиях англо-французской
блокады американские корабли снабжали
Петропавловск порохом и
Сообщения печати о тяжелом положении в осажденном Севастополе вызвали волну солидарности в США. Российский посланник имел четкую инструкцию вежливо отклонять подобные ходатайства, чтобы не ставить под удар нейтралитет США в Крымской войне.
С другой стороны, британские
дипломаты без всякого
Российское правительство демонстрировало подчеркнутую сдержанность, Например, Россия отказалась от планов использовать американские суда для каперской войны против английского флота на Тихом океане, хотя это могло нанести крупный ущерб британской торговле и коммуникациям.
Во время Крымской войны театр боевых действий посетила военная делегация США, в которую, входил Дж. Маклеллан. Опыт Крымской войны позволил будущим военачальникам Гражданской войны в США избежать многих ошибок и сберечь десятки тысяч человеческих жизней.
Следует подчеркнуть, что укрепившиеся в годы Крымской войны российско-американские отношения уже тогда приносили солидные дипломатические дивиденды. Российская дипломатия помогла американским партнерам заключить очень выгодное для США торговое соглашение с Персией. Когда в 1855 году возникла конфликтная ситуация в отношениях между Данией и США, то благодаря умелому российскому посредничеству спор был улажен на выгодных для США условиях.
Позиция России была
определена изначально: Петербург
безоговорочно поддержал
В США долгое время опасались
вооруженной интервенции